Имеет место то, что и не снилось нашим мудрецам-4

               
                А КАК У НАС С АРИФМЕТИКОЙ?

                На следующей же планерке Алексей заметил, что хорошо бы
                представлять себе  насколько правильно  их подопечные
                умеют считать. Поэтому на занятии с группой Людмила
                начала с того, что задала им  вопрос –

Людмила – Кто может посчитать - сколько зверей в вашей группе?

Янка – В группе есть Олик, Хруня, Ежи, Тильда, Сорок, Жуж , Сирано, Плутон  и 
       Янка.

Людмила – Итак, сколько же вас?

                Янка подняла вверх лапы. На одной было пять разжатых
                пальцев, а на другой четыре.

Янка – Вот столько!

Людмила – Правильно, но Хруня или Жуж, например, на пальцах не смогут показать, сколько вас в группе. Как же им быть?

Тильда – Нужно знать числа.

Людмила – Правильно, но не только числа, но и арифметические действия. Давайте попробуем этим заняться.

Олик – А для чего это нам?

Людмила – Мне кажется, эти знания вам часто понадобятся.

Олик – В каких случаях?

Людмила – Вот предположим, что мы все сели в автобус, чтобы доехать до цирка, и я
        тебя прошу приобрести проездные билеты  для нас всех.

Хруня – Но у него ведь нет денег, как же он заплатит?

Людмила – Для этого я передам ему кошелек с деньгами и напомню ему стоимость
       одного билета.

Олик – Будет лучше, если Вы мне скажете - сколько я должен заплатить за всех.

Людмила – Вот если бы ты знал арифметику, ты сам бы и подсчитал, сколько денег
       надо отдать  кондуктору.

Хруня – А если он ошибется?

Людмила – В этом случае кондуктор назовет ему правильную сумму и потребует
       доплаты или вернет лишние деньги.

Олик – Выходит, знать арифметику нужно кондуктору, а не мне.

Людмила – Хорошо, оставим этот пример. Возьмем другой случай: гуляя по лесу, ваша
        группа собрала полное лукошко орехов.  Когда пришли домой, попросили тебя
        разделить все орехи на всех поровну. Как ты поступишь?

Олик – Очень просто: вначале раздам всем по одному ореху, затем, если орехов ещё
       осталось, раздам по второму ореху,  затем,  если в лукошке орехи ещё
       останутся, раздам по третьему ореху и так далее
.
Тильда – Но некоторые орехи могут оказаться плохими.
 
Олик – Ну это как кому повезет.

Тильда – Но плохие, пустые орехи легко определить по весу.  Зачем же их
       раздавать?

Ежи – Ну их то и собирать не надо. Но могут быть подгнившие – их по весу не
      определишь.

Янка – Зачем все сваливать на Олика, пусть  кто сколько найдет, столько и съест.

Сирано – Я и искать не буду – мне их не разломать.

Людмила – Давайте, наконец, вернемся к самой арифметике: Янка, пожалуйста,
       подними над головой одну лапу,  а я на доске пишу цифру «1». Теперь, 
       пожалуйста, подними и вторую лапу, а я на доске пишу цифру «2».
 
Олик – А третью лапу Янка поднять сможет?

Янка – Смогу, но ненадолго.

Людмила – Давайте попросим Олика поднять одну лапу, а я на доске пишу цифру «3».

Олик – Теперь мне поднять и четвертую лапу?

Людмила – Нет, всего лишь вторую, а я на доске пишу цифру «4», так как мы видим именно 4 поднятых над головой  лапы. Две у Янки и две у Олика. Таким образом, складываю и пишу 2+2=4.  Всем понятно?

                Всеобщего подтверждения не последовало.
                Глубоким вечером, когда все зверушки и дети 
                спали, взрослые собрались для обсуждения про-
                веденного урока –

Алексей – Давайте прослушаем внимательно запись сегодняшнего урока и выскажем
        свои соображения о причинах  неудачного занятия.
 
Людмила – Преподавать маленьким детям мне не приходилось,  и я даже не
       предполагала,  насколько это может оказаться сложным. То, что объяснить
       элементарные вещи бывает трудно,  я знала, но что настолько трудно, не
       предполагала. Порой мне казалось, что они просто смеются надо мной,
       изображая непонимание. В какие-то моменты я чувствовала свою
       беспомощность.

Сергей – Не стоит забывать, что начальная математика едва ли не самый трудный для
       детского восприятия предмет. В начальных классах школы, при её
       преподавании, используют счетные палочки и другие предметы.
 
Анна Ивановна – Помню, моим внучкам приходилось использовать для обучения счету
       обыкновенные канцелярские счеты. Причем, что интересно, Вере математика
       удавалась легко, а Наде - трудно.

Алексей –  «Нет худа без добра» – надеюсь все обратили внимание на то, как Олик
      виртуозно  пытался оправдать свою точку зрения на то, что знание
      арифметических действий ему ни к чему.

Людмила – Безусловно, его  способность к логическим рассуждениям не может не
      радовать.  Но, по сути, это извращенная логика и в данном случае мешала
      нам.

Нюся – Но ведь у нас нет цели: сделать из них известных математиков.

Алексей – И я об этом же. Поэтому я  не слишком огорчен неудачным проведением
      урока, а больше рад тому, что  у Олика проявилась способность использовать
      логические рассуждения в дискуссии, а иначе как дискуссией я его спор с
      Людмилой Андреевной  назвать не могу.

Людмила – Может быть, Вы тогда отмените взыскание за неудачное проведение урока и 
     решите премировать меня за открытие этих способностей в Олике?

Алексей – Склоняюсь к тому, что Вам полагается и похвала и упрек.

Людмила – А какое из этих решений появилось у Вас первым?

Павел – Следует учесть, что если бы не было неудачного урока,  то у Олика не
      появилась бы возможность так ярко проявить себя.

Сергей – Браво, Павел! У Вас вышла блестящая концовка для наших глубокомысленных
      рассуждений.

Алексей – Жаль только, что мы не определили,  какие изменения нужны для
      проведения качественного урока по арифметике.

Сергей – Это так, но давайте об этом завтра, когда  Людмила Андреевна, оплакав
      свою неудачу, сумеет обдумать улучшение методики преподавания арифметики
      зверушкам.

 Алексей – Резонно, так и поступим.


Рецензии