а ещё

А ещё...- тут на минуту даже дыхание затаилось, чувствовалось нервное напряжение повисшее в воздухе...громкий выдох и....-
а ещё я часто во сне вижу голодные глаза брата бездонные впалые тускло-серые с темными кругами. Они смотрят на меня как тогда...в тот день...
Баба Томара вытерла морщинистой рукой скупую слезу и как то на миг преобразилась.Какой-то внутренний свет озарил её лицо и нам на  миг показалось, что она даже помолодела.
- Мне тогда и пяти ещё не было...весна 42-го уже наступала, а голодный город наступал на болота.
Эй, эй засоня ты, так и проспишь всё...- кричал мне Серёжа,- Томка-котомка( так он называл меня когда, начинал сердиться)- вставай!
А мама, мама уже не вставала. Ослабла очень. По квартире ещё двигалась, потом долго лежала. А Серёжа, он работал на заводе, в это утро почему-то был дома. Прибежал запыханный и давай меня в бок толкать. Вот тогда-то я и запомнила его глаза.
- Ну чего ты шумишь, маму напугаешь...- сонно по-детски возмутилась я...и кинула взгляд на мамину кровать, но мамы там и не было.
А Серёжа то и продолжает:
- Мама  внизу уже с чемоданом нас ждём! Не копайся, мы на болото...- я только вопросительно на братика посмотрела,- мы за торфом собрались, многие на болото ходили, домой принесли...кушать. Торф, если посолить то на творог похож...айда скорее.
Тут меня не надо было подгонять, голодная же вечно. Соскочила с кровати (спали одетые) и поплелась за Серёжей который уже был на лестнице...и вприпрыжку спускался. Но мы не дошли и до конца улицы, как навстречу нам показалась толпа " с болота" шли они молча, некоторые бурчали себе какие-то ругательства под нос. Один седой мужчина(в то время мне все казались дедушками) рассказал, что болота окружили военные с автоматами и никого не подпускают. Мол были там такие из толпы которые падали на колени в торф и начинали его кушать(с ума сходили с голодухи) и кушали пока животы у них не лопались, умирали там же.
Солдаты стерегли город от фашистов, а болота от мирных жителей.
Баба Томара замолчала, закрыв лицо руками и тихо заплакала.
А когда успокоилась то нам даже страшновато стало, на нас смотрели серые бездонные тусклые глаза....глаза о которых  только что рассказывала  эта старая женщина...на нас смотрела война.

Из воспоминаний старой женщины, ребенком пережившую блокаду....


Рецензии