Обертоны

Изобретатели фортепиано подарили нам мир обертонов и здесь у каждого свой опыт, неповторимый.
Вчера я разбирал сонату № 29, Л. Бетховена. Самое сложное это было ощутить ритм и, конечно, в таком темпе, какой нам предлагают виртуозы, мне не сыграть, но позволил себе поиграть правой педалью, послушать обертоны. Да, наверно раз в 1о медленней, чем предписано, но зато какую красоту услышал! И всё вспоминал си минорную фугу из первого тома ХТК И.С. Баха – очень много общего с это сонатой, особенно в последней части. Это уже не соната получалась а трактат: как можно прочувствовать, услышать музыку Баха, чему у него научиться. Такое богатство*... и – неужели это только мне одному?
Да... все эти форшлаги и трели пришлось проигнорировать, для первого раза – иначе трудно почувствовать план шедевра.
Это удивительно, как юный Карл Черни играл сонаты Бетховена наизусть: впечатляет одарённость и скромность знаменитого пианиста – ведь он предпочёл остаться преподавателем и недавно нашёл в Сети его вальсы и пьесы для удовольствия – тоже ведь мир обертонов, его этюды: кто чего найдёт...
Для меня всегда было проблемой, читать с листа, и тогда придумал себе универсальный этюд, чтобы перекрыть все виды техники. Чтобы он был нескучный и не надоел до смерти; одной апликатурой во всех тональностях, с элементами полифонии и перекрёстными движениями, как в Гольдберг-вариациах. Дело сдвинулось с мёртвой точки и вот: теперь мне доступен Бетховен – по крайней мере, открыл для себя мир его обертонов. Это... не хуже чем у Баха.


http://www.stihi.ru/2017/12/01/7541


* На фотографии пианист Горовиц.


Рецензии
Этюды Черни играть пришлось, но кто любит этюды, когда ни таланта, ни терпения, а за окном пацаны играют в футбол. Теперь разбираю и пиликаю, не знаю зачем. С уважением,

Цай Владимир   07.09.2020 16:16     Заявить о нарушении
Удивительно, как авангардно звучат пьесы, написанные для учеников, у Баха.
Я откровенно признавался, что не понимаю музыки Баха, чем тут можно восхищаться? Видимо, люди притворяются. Так же притворяются, как притворяются, разглядывая платье голого короля.
Но всё-таки закралось сомнение: а может я несколько туповат?
К тому времени, когда я купил "Маленькие прелюдии и фуги" Баха, я уже лет 5 работал аккомпаниатором и давал уроки юным музыканттам.
Это было несложно, поскольку я легко подбирал дежурный репертур по слуху, но поскольку всё-таки не глухой был, то обнаружил, что мои коллеги играют интереснее, лучше меня, и легко читают с листа.
Игра с листа мне явно не давалась и знакомый аккордеонист, фронтовик, посоветавал

мне читать всё подряд, не стараясь заучивать наизусть. На слух он совершенно не способен был подбирать, не необыкновенно легко читал с листа.
Я последовал его совету и начал с этих, вот, прелюдий и фуг. Читал по кругу, до тех пор, пока наконец не услышал музыку Баха. Да, лет через пять, научился слышать по-новому — не только умца-умца.
Конечно, в идеале, следует приучать ребёнка к чтению с листа лет с четырёх, но я доволен, что и так додумался: лет с двадцати пяти.
Зато я никогда не жалуюсь на скуку.
Черни я иногда открываю, но только чтобы проверить свою технику.
Удивительна, кстати, музыка в Адажио, из 29 сонаты Бетховена — напоминает Шопена, с Гершвином.
А вариация № 25 (Голдберг-вариации) перекликается с "Осенью" из Времён года Чайковского.
Такого рода преемственности часто прослеживаются, когда играешь знаменитых музыкантов
Да... есть что поиграть и есть, во что вслушаться.

Леотим   07.09.2020 18:27   Заявить о нарушении
Музыка - удивительный мир. С уважением,

Цай Владимир   08.09.2020 11:57   Заявить о нарушении