О некоторых фильмах 5

О  НЕКОТОРЫХ  ФИЛЬМАХ – 5
Еще несколько заметок о хороших фильмах

   
   «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
Режиссер – Александр Велединский, 2013 г.

   Нравственный ориентир, компас, он так нужен нашему герою, запутавшемуся в жизненных обстоятельствах. Его жизнь похожа и на качели – вроде бы он постоянно в движении, а никуда не приходит, и на бег по кругу – в сцене празднования Дня рождения герои выстраиваются в цепочку и бегут друг за другом…

   Компас приносят подростки, ученицы. Приносят буквально, в качестве подарка «с намеком на поход», как учителю географии. Как учителю.
   Другие гости подарили ему много разных подарков. Два глобуса-бара с бутылками… Светлая Сашенька подарила светильник, гламурная Кира – модную шляпу («Какой у Вас размер головы?»). Друг детства Будкин подарил книгу «Современное искусство Перми». С одной стороны, дорогие книги об искусстве – типичный представительский подарок в чиновничьих кругах (Будкин теперь «курирует культурку»). С другой стороны, бывший одноклассник всегда знает, что понравится его лучшему другу – патриоту родной Перми и… человеку искусства.

   Да, наш Географ, в душе, поэт. Для того, чтобы быть поэтом, не обязательно даже писать стихи, достаточно смотреть на мир под другим углом, уметь передавать смыслы через метафоры… Вот, например, такая метафора: наивное трогательное письмо Сашеньки натыкается на жесткую кромку холодного льда и тонет… «Просто вода»…
   Поэты, как правило, не взрослеют. А если взрослеют, то перестают быть поэтами, становятся или философами, или частью циничного обывательского мира.
   Нашего героя тянет к чему-то возвышенному. Родственную душу он находит в девочке Маше, своей ученице, которая знает на что похоже солнце, спрятанное за тонкой пеленой облаков… «Вечный взрыв»…

   Быть учителем нелегкое дело, это ответственность за чужие судьбы, чужие жизни, чужие души. Поэт ты, или не поэт, а изживать свой инфантилизм придется, если взялся за этот «гуж».
   Поход, в который наш Географ отправляется со своими учениками, начинается крайне скандально – учитель напивается в стельку и ведет себя как трудный подросток… Видимо, он еще не понял своей ответственной роли и считает себя таким же простым членом команды, как Градусов и все остальные. («Свободный тамбур в свободной стране…»)

   Нашему герою многое предстоит понять на этом маршруте, ведь он раньше никогда не работал в школе. Что это значит – быть настоящим учителем?
   К концу похода он учителем станет. Потому что до него дойдет, что ребятам нужен наставник, иначе они могут просто погибнуть («Я – бивень!»).
   Ребята тоже поймут, что анархия анархией, а без опытного руководителя им маршрут не одолеть. 
   Как внимательно будут слушать географа ученики, ловя каждое слово, когда он, стоя над бурным порогом, будет объяснять им правила прохождения опасного участка! От того, насколько хорошо учитель научит, зависит жизнь ученика, буквально. И когда наш герой увидит сверху, что его ребята усвоили урок и прошли порог успешно, он впервые испытает ту гордость, которую всегда испытывает учитель, глядя на успехи своих учеников.

   Та дистанция, правильная дистанция, которая все же установилась к концу этого похода между ведущим и ведомыми, между наставником и его учениками, не позволила также приблизится нашему герою к Маше больше, чем следует. Есть вещи, которые делать нельзя, наш учитель понимает это. Ведь он «не боится никого, кроме Бога одного». Поэтому и читает Маше в конце фильма тот же стишок, который читал дочери…

   Молодых всегда тянет к чему-то запретному, «взрослому», «настоящему» – Маша готова отдаться любимому учителю. Она смелым движением распускает волосы и пьет из его фляжки. Но, поздно – там уже березовый сок… «просто вода»…
   Нашего героя, уставшего от циничной обыденности, постепенно начинают вдохновлять чистота и естественность подростков. Теперь уже березовый сок – слезы молодой березки, раненой топором – опьяняет поэта сильнее, чем алкоголь… («Просто вода»…)

   Кем станут эти ребята, войдя во взрослую жизнь? Пока они еще похожи на обезьянок – бездумно копируют поведение и фразы взрослых («Я бы вдула!»). Нашего географа они поначалу только раздражают («Вы еще даже не люди…»). Неудивительно, что рассуждая так, он проигрывает свою игру. Проигрывает этим ребятам. В карты.
   Все мы когда-то учились в школе.
   В будущем, наверное, из Овечкина может получиться новый Будкин, из Маши – новая Надя, из Градусова – новый Служкин, поэт-юродивый… Они будут так же страдать, как страдают сейчас все бывшие одноклассники нашего Географа. Кто разорвет этот порочный круг, кто научит детей жить праведно, как жили веками их предки? Кто наставит их на путь истинный? Учитель? Воспитатель детского сада? Родители?

   К концу похода в голове у нашего героя начинает звучать красивая народная песня, как символ той праведности и чистоты, которая пока еще служит нравственным ориентиром для последующих поколений. Ведь люди живут на этой земле давно, еще со времен мамонтов. Кто будет передавать нашим детям опыт предков, если не учитель?
   Наверное, плохой наставник может передать только «дерьмо мамонта».

   За все грехи надо платить – географа увольняют из школы. Но он уже успел «стать учителем» и многое понять. В конце фильма мы видим его с дочкой. Вот где может пригодиться теперь его учительский опыт! Мы верим, что наш герой наконец-то найдет путь к сердцу собственного ребенка, той девочки, которая весь фильм постоянно прячется от взрослых в своем картонном «домике». Он объяснит ей «что важно».

   «Не быть никому залогом счастья» не получится. Надо учиться быть им.

   Градусов дарит Географу на прощание варган. Дарит, с одной стороны, на память о походе, а с другой – как поэт поэту. Он признал в учителе родственную душу, ведь учитель понимает, что рэп – это та же поэзия, и даже Пушкина можно читать в современных ритмах.

   Да, в финале наш герой курит чай – он по прежнему нищ, «как и положено» настоящему интеллигенту, творческой личности. Однако, он смотрит с балкона на родной город уже другими глазами, он уже не тот «глухонемой пассажир», которого мы видели в первых кадрах фильма.
   Почему он напевает народную песню – он видит путь, он понял свое предназначение?


   «СТАРТРЕК: ВОЗМЕЗДИЕ»
(«Star Trek Into Darkness»)
Режиссер – Джей Джей Абрамс, 2013 г.

   Нравственный выбор. В этом фильме герои делают его на каждом шагу, начиная с самых первых кадров фильма:
   Нарушить ли инструкцию чтобы спасти друга? (Кирк)
   Написать ли в рапорте об этом нарушении? (Спок)

   В этом фильме экипаж корабля «Энтерпрайз» попадает в особенно трудную ситуацию – им придется действовать «вслепую» (in darkness). Они еще не знают, что их адмирал изменник, но чувствуют интуитивно, что его приказы преступны. Наши герои – люди военные, подчиненные. Как служащие Звездного флота они обязаны выполнять приказы беспрекословно. Но что делать, если твоими руками кто-то пытается начать масштабную войну, и существование человечества теперь зависит от твоих действий, от твоего выбора?
   Не правда ли, весьма актуальная тема на сегодняшний день?

   Выбор. У каждого он свой:
   Вот офицер ради спасения члена своей семьи – больной дочери – соглашается взорвать целое здание с людьми.
   А вот дочь адмирала идет против члена своей семьи – против отца – чтобы спасти планету.

   Вот Хан, который ради спасения своего любимого экипажа готов уничтожить планету.
   А вот Кирк, который ради спасения своего любимого экипажа готов пожертвовать собственной жизнью.

   Что выбрать Скотти? Уволиться или подчиниться преступному приказу?
   Что выбрать Кирку? Довериться ли Хану, ненадолго ставшему союзником, или полагаться только на свои силы?

   Как это трудно – сделать правильный выбор!


   «ДЕТИ ГРЕХА»
Режиссер – Годердзи Чохели, 1989 г.

   Нравственный урок, его лучше извлекать из чужих ошибок. Для того и существуют христианские притчи.
   Этот небольшой и невероятно красивый  грузинский телефильм – для тех, кто слышал про такое понятие как «катарсис», но еще ни разу его не испытывал. Посмотрите, испытайте, сделайте выводы. Мне пригодилось.


   «ЗОЛОТО»
«Gold»
Режиссер – Стивен Гейган, 2016 г.

   Наш герой, старатель Кенни Уэллс,одержим желанием найти золото.
   Он продолжатель семейного дела – ему в наследство от отца и деда досталась фирма по добыче золота «WASHOE MINING», но она близка к банкротству, и наш герой почти совсем разорен. В отчаянии он напивается до полусмерти (напивается своим любимым золотистым виски) и ему в бреду видится «огненная» Кенсана… («Там что-то происходило, что-то жаркое и бушующее…»)

   Где золото, там, понятное дело, всегда присутствует дьявол. И если этот товарищ из огненной преисподней кому-то является или посылает видения, значит хочет испытать человека.
   Нашему Кенни предстоят испытания, как он их выдержит? («Эти джунгли испытают тебя. Они тебя схватят, взвесят и определят цену за унцию.»)

   Представитель дьявола здесь Майкл Акоста.
   Наш Кенни вступает в сделку с Акостой. Тот привозит его на Кенсану («кенсана» по-даякски – «золото»), играет в свою хитрую игру, а в конце фильма исчезает над той же самой Кенсаной… («на высоте 300 метров, прямо над Кенсаной, Майкл Акоста спрыгнул…»)
   Загадочне место, сулящее большую удачу, наш Кенни увидел во сне. Когда они впервые подплывают на лодке к этому месту, мы видим, что Кенни спит, Акоста его будит. О найденной золотой жиле наш герой тоже узнает «спросонок», очнувшись после болезни… Все было как сон.

   Если в фильме есть представитель дьявола, то должен быть и представитель Бога.
   Представитель Бога здесь Кей.
   Подруга нашего Кенни Уэллса – сущий ангел, над ней никакое золото не властно. Она выходит из игры первой, потому что свою работу, «которая обеспечивает людей всем необходимым для жизни» она ценит выше каких-то сомнительных авантюр («Здесь все ненастоящее!»). Золотистая ткань ей больше пригодится для домашнего уюта (для штор), чем для выходного платья. Она прощает нашему Кенни и кражу золотых часов, и измену, и запои…

   Кто же проиграл в этой игре, и кто выиграл? Давайте разбираться. 

  Что происходит с людьми, которым судьба посылает случайную удачу, крупный выигрыш в азартной игре? Такой «выигрыш» получил когда-то Майкл Акоста, найдя крупнейшее в Юго-Восточной Азии месторождение меди. Как изменилась его жизнь?
   Акоста стал знаменитым геологом. Наверное, и приз какой-нибудь получил типа «Золотой кирки». Но, вряд ли это дало ему удовлетворение как профессионалу, ведь он нашел медь случайно. Ему потом пришлось придумывать теорию «Огненного кольца», чтобы оправдать высокое звание лучшего геолога («Вот так я нашел медь!»). Немногие поверили в эту теорию.
   Он, конечно, разбогател, но все деньги потом ушли на бесплодные поиски других ценных месторождений. «В поисках золота что-то есть… это затягивает, как наркотик…» – говорит Акоста представителям нью-йоркской компании «BROWN THOMAS inc.» и… отвозит их самих на Кенсану.

   Наркотики у зависимых людей вызывают ломку и требуют повышения дозы – Акоста после своих бесплодных поисков, в итоге, встает на путь преступления – подделывает пробы. Отдает, так сказать, душу дьяволу. А в конце фильма он и вовсе исчезает над джунглями, теми джунглями, которые «тебя схватят, взвесят и определят цену за унцию…»

   У Кенни Уэллса другое отношение к золоту. Для него золото – это, прежде всего, семейный бизнес, «настоящая индустрия из тех, на которых стоит эта страна».
   Он, говоря о золоте, всегда вспоминает своих предков, которые «приехали сюда на повозках…». Его отец не боялся неудач, для потомственного старателя неудачи – обычное дело, и Кенни неудачей не напугаешь. Наш герой не сломается, он просто будет искать дальше. «Вера в то, что там, в земле, что-то есть, она всегда с ним. Это и есть старатель.» – говорит он в своей торжественной речи.

   Мечта и Азарт. Здесь они противопоставлены друг другу. Мечта – от Бога, Азарт – от дьявола. Поиски сокровищ – они иногда сродни игромании. Не зря нам показали картину, изображающую собак, которые играют в карты. Одна собака явно мухлюет…
   Что движет искателями – Мечта или Азарт? У всех по-разному. В послании к испанской королеве Колумб «обещает обратить в Святую веру огромное количество туземцев. Он упоминает Господа 26 раз. Золото, в свою очередь, он упоминает 114 раз.».

   Сбывшаяся так быстро мечта вызывает у нашего героя эйфорию.
   «Меня деньги не волновали, только золото» – говорит Кенни сотрудникам ФБР, ведущим расследование в финале этой истории.
   Нашего героя в этом расследовании, как на Страшном суде, «схватили, взвесили» и… признали невиновным.

   Если бы он продал за деньги свою семейную фирму «WASHOE MINING» нью-йоркской компании «BROWN THOMAS inc.» он бы сел за решетку. Если бы пошел на денежную сделку с могущественным Марком Хенкоком, он бы тоже сел за решетку. Кенни ничего не получил, но… ничего и не потерял. Он прошел сквозь это испытание и остался невредим. Потому что не променял мечту на деньги («Продашь мечту и что тебе останется?»)…
   Все, что было у нашего Кенни – это акции сомнительного дела. Они, в итоге, лопнули, как мыльный пузырь, как пришли, так и ушли. «Золотая кирка» тоже оказалась не «золотой». Его гордыня была наказана – то, что послано дьяволом, через видения или через случайный «выигрыш в лотерею», ничего не стоит. Кенни просто вернулся к своей обычной жизни.
   
   Кто же здесь потерял?

   Крупные финансовые фирмы – нью-йоркская «BROWN THOMAS inc.» и корпорация Марка Хенкока, не потеряли ничего. Они тоже вышли сухими из воды, потому что просто занимались своим обычным делом. За что их наказывать? Они подходили к решению своих задач трезво, взвешенно, по деловому. Это – их бизнес, их «индустрия из тех, на которых стоит эта страна». Золото, конечно, их тоже ослепило и заставило потерять бдительность, но для бизнесменов выигрыши-проигрыши обычное дело, как и для старателей.

   Потеряли здесь друзья и соседи нашего Кенни, люди, не связанные ни с золотом, ни с бизнесом, ни с финансами.
   «Мелкие игроки, те, кто не чурается грязной работы – это мои люди», –  говорит Кенни Акосте, предлагая сделку.
   Всякие случайные «соседи-газонокосильщики», люди, погнавшиеся за легкой наживой, сделавшие ставку на то, в чем ничего не смыслят – они были наказаны дьяволом.

   А кто здесь выиграл?

   Выиграли даяки, которые отдали речное золото за фильтры, нужные для здоровья их близких, нужные для благополучия их семей.
   Выиграл Дени Сухарте, потому что он боролся за своего отца («Семья – это главное!»).
   Выиграла Кей – она получила своего Кенни назад в семью, в целости и сохранности, причем, поумневшего…

    Оправданный после расследования ФБР, Кенни Уэллс выходит из офиса и, перед тем как сесть в машину, смотрит на двух птиц, парящих в небе. О чем он думает? Вспоминает свою верную Кей? Или строчку из детского стишка «Безлапая птица – на ветер садится»?
   Птица-то способна «сесть» на воздух, она такой рождена, она не упадет. А вот, вертолет, который поднимается ввысь искусственно, может и упасть.

   «Карта, которую переворачивают последней – самая важная». В финале наш Кенни получает от Акосты чек на половину всех денег и тот контракт на салфетке, с которого все началось. За что ему награда?
   Наш герой, как Колумб, «обратил в Святую веру» заблудшего Акосту. Того прежнего Майкла Акосты уже нет, он «исчез над Кенсаной». Теперь есть человек с другим именем, человек, в которого наш Кенни не переставал верить («Нет, он не мог меня кинуть!»).

   «Ты ехал искать бокситы, а нашел медь. Я ехал искать золото, а нашел друга.» – говорил Кенни Майклу.
   Акоста тоже нашел друга – он так заботливо завязывает галстук-бабочку нашему простодушному Кенни, перед тем как уйти… И мы понимаем, что он еще вернется.
   Чем можно победить дьявола? Любовью, дружбой, верностью мечте.


Рецензии