Случайность

О случайности много написано разного.  Древние думали, что это не что иное, как проделки богини Тихе; разного рода провидцы и экстрасенсы пытались и будут пытаться разъяснять своим клиентам  таинственную детерминированность случайности, а  философы скажут, что это просто пересечение каких-то независимых друг от друга событий. 
   Мы ходили в лес за ягодами.  По сибирской тайге, которая, как правило, непроходима, обычно передвигаются  гуськом. Впереди шагает самый сильный, предпоследний – самый слабый. Замыкает шеренгу – «смотрящий». Его задача – ситуацию контролировать. 
   Мы за полдня собрали голубику – сколько надо было – и отправились домой.  Вел нас мой отец – он чуял лес нутром – прекрасно ориентировался на местности.  За ним пара моих двоюродных братьев. Четвертым ковылял я – восьмилетний пацан.  Последним дядя Кеша – муж родной сестры моей матери. И надо было такому случиться, что отец наступил на гнездо земляных ос.  После него по раздавленному дому обезумевших от горя насекомых прошлись сапоги  братьев, за ними я «вставил свои пять копеек».  Мы, как говорится, спаслись. А вот дяде Кеше не повезло: его лицо после жутких укусов в течение недели в норму приходило.  До этого взрослые поспорили, кому идти впереди.  И почему-то  отец настоял на своем, а темпераментный дядя Кеша ему уступил.  Вот так.  Богине Тихе, видимо, мой родственник не нравился.
   А бывает «встреча» двух случайностей – разных по своему проявлению.  Что  заставляет задуматься.  Вчера утром на Уралмаше столкнулся с  существом женского пола: синее от сивухи, сгорбленное и жалкое. Ему, наверное, было лет сорок от роду.  Существо спросило, какой на дворе  месяц и какое с утра число.  Во второй половине дня судьба свела меня с сорокалетней дамой. Она пишет стихи, слушает Шнитке  и иногда утомляет знакомых своим оптимизмом.  Дама заметила, что  у меня недовольный вид.  Это ее не остановило, и она минут семь читала мне лекцию, как надо управлять эмоциями.  В конце дама посоветовала послушать первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Только нужно лечь на диван, не спать и ничего не жевать. Просто слушать. Рахманинову, поучала меня дама, было всего 17 лет. И это «взрыв» молодого гениального энтузиазма с необыкновенной энергетикой.
   Я пришел домой. Включил музыку и лег. Слушал. Особенно, как мне показалось, хороша первая часть концерта. Хотя так говорить грешно – там все хорошо. И думал, что в далеком 1890 году семнадцатилетний студент консерватории начал писать свой первый концерт.  Столько лет пролетело, и его слушают. Вот и я слушаю. И что есть на свете гениальность, которую нельзя случайностью назвать, чтобы ее не обидеть. А еще думал, что в этом же году вышла повесть «Отец Сергий», которую я впервые прочитал в возрасте Рахманинова. И светло стало на душе. В музыке юного композитора действительно потрясающая энергетика.
    Говорят, что мы сами являемся строителями своего мироощущения. «Всё в человеке», - Горький утверждал». Так оно.  Но и случайность-то куда девать? Вон она – рядом. Осы покусают, существо встретится и спросит, какой век на улице.   И ведь подумаешь, что мир не светлая бесконечность, а наглухо заколоченная старая изба.  А  вторая случайность? Как будто кто-то мне ее послал – Тихе или не Тихе – как будто специально приготовил.  И музыка все развеяла на душе – застоявшееся – как весенний ветер.  Все-таки  мы в одиночестве мироощущение не можем строить, как бы ни старались. Важно, кто рядом с тобой – существо или Рахманинов.  Или просто тот, кто тебя любит, ценит.  Тогда и нехорошие случайности легче пережить.


Рецензии