Стратегия Владимира Путина - Президента РФ

 Стратегия  Владимира Путина - Президента Российской Федерации, это стремление предотвратить распад  государства и  лежит она в основе федеративной политики.

  В чём же заключается стратегия Владимира Владимировича Путина?

 Любой  гражданин России в состоянии ее увидеть. Она может кому – то  не нравиться, а кому – то все в ней представляется идеальным.
Однако, Владимиру  Путину ни в чем нельзя отказать, так как, это в наличии у Владимира  Путина весьма последовательной логики действий, адекватно нацеленных на решение действительно первоочередных проблем российского общества.
Вот, в тот момент, когда  Владимир Путин неожиданно для всех, в том числе и для себя, оказался премьером и возможным "наследником", стратегия уже существовала. Была гора проблем, беспрецедентных по своему масштабу для какой-либо страны. Пять лет назад - в декабре 1999 года - тогда еще премьер-министр России Владимир Путин опубликовал свою первую программную статью "Россия на рубеже веков". Там Путин прямо написал: "Россия переживает один из самых трудных периодов в своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200-300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира".
И Владимир Владимирович Путин не преувеличивал. Через день после выхода статьи Ельцин ушел в отставку.
Владимир Владимирович Путин оказался в положении наследника, который по вскрытии завещания обнаруживает, что унаследовал миллион долгов.
На  плечи Владимира Путина ложилась страна, потерявшая за восемь лет половину экономики и только что пережившая страшнейший дефолт. Страна отсталая с бюджетом, как у одного крупного американского города, более половины населения - ниже уровня бедности. Месяцами люди не получали заработную плату и пенсии.
При этом экономика была обременена таким объемом унаследованных от коммунистических времен социальных обязательств, которые не выдержит никакая, даже самая богатая страна.
Россия практически не управлялась. Демократией ее можно было назвать только при большой фантазии - режим представлял собой причудливую смесь анархии и олигархии с отдельными демократическими вкраплениями. Единое правовое пространство отсутствовало, в огромном количестве регионов не было и намека на экономические реформы, демократию, зато невооруженным глазом были заметны некомпетентность, кумовство, безответственность, воровство.
Общество, пережившее "синдром потерянной страны", было абсолютно дезориентированным. Люди были настроены жестко антиреформаторски и желали только одного: чтобы власть навела порядок.
В России шла война, объявленная не нами, а ваххабитскими приверженцами идеи халифата от Черного до Каспийского морей. Как минимум с 1999 года в Чечне воевали уже не арабские наемники, а арабские начальники. Прямым угрозам безопасности России без большого успеха пытались противостоять дезорганизованные многочисленными реформами и нищие спецслужбы, оборванная и деморализованная армия. Ржавели в портах подлодки с ядерными реакторами, угрожающе изнашивались стратегические ядерные силы.
Речь шла фактически о том, чтобы заново собрать государство, находящееся в разобранном состоянии. Есть ли работа тяжелее?
В основе изначальной стратегии Путина лежал прагматизм: решать вопросы выживания страны. Это было первично по отношению к любым идеологическим конструкциям. Вместе с тем Владимир Путин с самого начала прекрасно сознавал необходимость серьезного модернизационного прорыва. Главная стратегическая цель России - становление ее как современной великой державы, экономически сильной, технологически продвинутой, социально развитой и политически влиятельной.
Реализация этой стратегической линии была возможна лишь при условии:
- завершения наиболее фундаментальной революции конца XX века, разрушившей коммунистический Советский Союз, и стабилизации политической системы на новой рыночно-демократической основе;
- создания субъекта в лице государственной власти, способного осуществлять необходимые преобразования;
- формирования нормальной экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост;
- обеспечения благоприятных международных условий для внутреннего развития;
- преодоления общественной атомизации, начала консолидации российской нации.
Владимир Владимирович Путин не предложил новую национальную идею. Но Владимир Путин  весьма решительно распрощался со старой - коммунистической. Что бы ни говорили либеральные критики Владимира  Путина, он рвет с тоталитарным прошлым. С очевидной подачи  Владимира Путина отменяется главный коммунистический праздник - Октябрьской революции - 7 ноября. Одновременно Владимир  Путин предлагает обществу искать точки опоры новой идентичности во всей нашей истории. Из дореволюционной России в нашу жизнь вошли унаследованный от Византии двуглавый орел Ивана III; предложенное празднование 4 ноября - дня освобождения Москвы Мининым и Пожарским в 1612 году, совпадающего с днем Казанской иконы Божией Матери; государственный триколор, позаимствованный Петром I у голландцев. От советской эпохи взят гимн - мелодия Александрова времен освобождения страны от фашизма с постсоветскими словами. Владимир Путин делает на традиционные общественные ценности: патриотизм, мораль, семью, религию. Владимир Путин - верующий человек, и православные принципы не являются для него абстрактными понятиями.
Владимир Путин прекрасно понимает, что никакие советские рецепты не помогут в решении его сверхзадачи - качественного рывка в хозяйственном развитии.  Экономическая программа Владимира Путина  насколько проста, настолько и амбициозна. Сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создав нормальную, общепринятую в мире экономическую среду, вызвав приток необходимых внутренних и внешних инвестиций. Это должно обеспечить ускоренный экономический рост, способный привести к увеличению ВВП вдвое за десять лет. Экономический рост - главное в стратегии Владимира Путина.
Став президентом, Владимир Путин по существу начал новый раунд рыночных реформ, который закончился, толком не начавшись, в начале 90-х. То, что его команда сделала для снижения налогов, открытия экономики для глобальной конкуренции, чтобы соответствовать критериям членства во Всемирной торговой организации, проведения коммунальной, социальной, пенсионной реформ шло заметно дальше замыслов реформаторов.
Вместе с тем стратегия Владимира  Путина предполагает сохранение или даже усиление государственного контроля  за некоторыми стратегическими отраслями, из которых для России важнейшим является топливно-энергетический комплекс. Широкой национализации не будет (хотя только в англосаксонских странах энергетика не находится в госсобственности). Но и доля госсектора тоже не будет сокращаться, скорее наоборот, учитывая перспективы "Юганскнефтегаза".
Взаимодействие государства и бизнеса в значительной степени осложнено делом "ЮКОСа", шире - отношениями между  Владимиром Путиным и олигархами. Часто можно услышать вопрос: "Кто из олигархов следующий?" С самого начала Владимир Путин направил крупнейшему бизнесу несколько однозначных "посланий". Первое - платите налоги и проявляйте социальную ответственность. Второе - федеральная политика - дело Кремля. Третье - среди олигархов святых нет. Все они были так или иначе "назначены" властью, причем часто с нарушениями. А потому могут быть и уволены, если проигнорируют первое и второе послания.
Но, отдельные олигархы предпринимали откровенные попытки дестабилизировать власть, при этом мало заботясь о соблюдении законов и пополнении госказны. Ответ на вопрос "Кто следующий?" очевиден: тот, кто повторит подобное.
Одна из наиболее амбициозных целей, поставленных Владимиром Путиным, - искоренение бедности в России. Экономический рост, сокращение безработицы, ликвидация задолженностей по пенсиям и зарплатам уже позволили снизить количество людей, живущих ниже прожиточного минимума, до 18%. К концу второго срока Владимира  Путина эта цифра уменьшилась до 10%. Конечно,  в то время по уровню жизни России  была еще очень далеко до развитых стран, но она уже вырвалась из ловушки нищеты, в которой оказалось едва ли не большинство населения в 90-е годы.
И это происходит на фоне глубочайшей социальной реформы, которая стала самой болезненной с точки зрения общественной реакции. Ее суть - пересмотреть избыточные социальные обязательства государства, которые финансово не обеспечены. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять те или иные льготы 2/3 населения. Главный принцип новой социальной политики - помощь только нуждающимся и повышение за счет этого предоставляемого им размера социальных выплат. Другой принцип - монетизация льгот вместо их натурализации.
Стратегия Владимира  Путина заключалась в том, чтобы восстановить управляемость страной с опорой именно на институты, которые в то же время теряли в степени автономности.
В Федеральном Собрании впервые за все постсоветское время удалось обеспечить в обеих палатах работающее пропрезидентское большинство, способное проводить реформистские законы. Именно благодаря этому появились в России право собственности на землю, едва ли не самая либеральная в мире налоговая система с плоской 13-процентной шкалой подоходного налогообложения, начала создаваться нормальная социальная инфраструктура.
Запущенная административная реформа оказалась самой широкомасштабной реформой правительства со времен первого российского премьера.  Очевидная "вестернизация" кабинета -численность министерств и их функции почти совпали с американским правительством, разграничение полномочий между правоустанавливающим и чисто исполнительным ведомствами, осязаемое сокращение количества их руководителей позволили приблизиться к реализации цели "разбюрокрачивания" экономики, которую не раз ставил Владимир Путин. Об успехах трубить ещё было  рано. Как и любая другая реорганизация, административная реформа поначалу ввергла правительство в ступор. Но это вовсе не говорит о ненужности и неудаче административной реформы или об отсутствии необходимости и воли довести ее до конца.
Вновь и вновь Владимир Путин  обращает внимание на необходимость реального превращения судейского корпуса в полноценную и самостоятельную ветвь государственной власти. Условие этого он видит в резком, в разы, повышении окладов судей, что позволило бы им получить иммунитет от административного и денежного давления.
Стремление предотвратить саму возможность распада государства лежит в основе стратегии Владимира  Путина в области федеративных отношений. Основным компонентом этой стратегии первоначально являлось приведение нормативной базы регионов в соответствие с федеральными законами и Конституцией. Это было эффективно сделано с помощью нового властного института - полномочных представителей президента в семи федеральных округах. Через полпредов также удалось вновь замкнуть на Москву действующие на местах органы федеральной исполнительной власти, которые в 90-е годы оказались под прямым контролем губернаторов. Был запущен процесс укрупнения субъектов Федерации, абсолютно оправданный с управленческой и экономической точек зрения. Последний - и самый спорный - этап федеративной реформы - переход от прямых выборов губернаторов к их избранию законодательными собраниями субъектов Федерации по представлению президента. Из того, что говорил сам  Владимир Путин, можно вычленить семь причин, объясняющих логику этого шага.
Первое. Значительную часть сформированного в результате выборов губернаторского корпуса отличали некомпетентность и несостоятельность. Попадались такие лидеры регионов, которые неделями не появлялись на рабочем месте из-за пристрастия к спиртному или были напрямую связаны с криминальными кланами.
Второе. Выборы, как правило, резко осложняют ситуацию в регионах со сложным национальным составом, обостряют и без того острые межэтнические конфликты. Кандидаты нередко представляют отдельные этнические группы, и победа одного из них воспринимается как поражение всех остальных этносов. Кроме того, по истечении в ближайшее время сроков полномочий тех, скажем, северокавказских лидеров, на которых держится стабильность в регионе, была велика опасность избрания на их место крайних националистов с возможной последующей кровью.
Третье. Ни одного реформистски или либерально настроенного губернатора с 1996 года избрано не было. Владимир Путин более реформаторски настроен, чем 95% губернаторов и 90% населения.
Четвертое. Слишком многие главы субъектов Федерации напрямую представляли интересы отдельных финансовых групп. Среди таких губернаторов единицы, как например губернатор того времени в Красноярске, инвестировали в свои регионы, зато многие, наоборот, перераспределяли ресурсы от населения регионов в пользу соответствующих компаний.
Пятое. В ряде мест всю экономику подминали или или пытались подмять семейные кланы первых лиц.
Шестое. Недостаточно высокое качество губернаторского корпуса заставило центр формировать параллельную систему исполнительной власти. Этот аспект проблемы имеет прямое отношение к борьбе с терроризмом. Предложенные Владимиром Путиным и одобренные заксобранием главы регионов получат в руки рычаги управления правоохранительной системой.
Седьмое. Неубедительный мировой опыт. Существуют три федерации, где губернаторов избирает население. Опыт удачный один - Соединенные Штаты. Практику двух других - Мексики и Бразилии - назвать вдохновляющей нельзя.
Большое место в стратегии  Владимира Путина уделяется местному самоуправлению. Конституция 1993 года создала довольно запутанную и нежизнеспособную конструкцию, по сути, из Конституции выпал уровень местной власти, и именно его воссоздают принятые законы.. Дальнейшие реформы в этой области должны идти в русле создания адекватной финансовой базы для решения важнейших для людей жизненных вопросов на том уровне, где они чаще всего возникают и должны решаться - в районах и отдельных поселениях.
Владимир Путин искренне убежден, что России нужны  были полноценные, крупные политические партии. Стимулирование создания партий  должно идти по двум основным направлениям. Первое - преодоление беспартийности власти. В эпоху борьбы с "проклятым наследием КПСС" были введены беспрецедентные нормы, запрещавшие высшим руководителям быть членами какой-либо партии. Сделав партийной исполнительную власть, а не только Думу, можно было заметно повысить стимулы к укреплению самих партий.
Второе направление - предложенный Владимиром Путиным переход на выборы в Государственную Думу исключительно по партийным спискам. Пропорциональные системы при всех их известных недостатках действительно позволяют быстро создать значимые партии. А крупные общероссийские партии, в свою очередь, являются важнейшими скрепами государственного единства, противостоящими региональному сепаратизму.
Владимир Путин не видит проблем в существовании крупной доминантной партии, позволяющей обеспечить консолидацию основного  ядра, управленческой элиты, а также проведение реформ и преемственность курса.
Владимир Путин был бы не против превращения КПРФ в современную социал-демократическую партию.
Владимир Путин никогда не "топил" либералов и не создавал для них проблем на выборах. СПС, "Яблоко" и другие родственные им партии, не способные объединиться,  и  являются творцами собственного несчастья. В России просто слишком мало либерального электората для более чем одного серьезного либерального проекта. Кого в нынешнем Кремле действительно на дух не переносят, так это защитников чеченских экстремистов и их покровителей, какой бы политической окраски они ни были.
Владимира Путина отличает очевидный акцент на укрепление непосредственных атрибутов силы государства - армии, спецслужб, правоохранительных органов. В оборонной реформе во главу угла поставлена профессионализация Вооруженных сил, понимаемая как увеличение численности и качества профессиональных частей постоянной боеготовности.  Упор сделан на компактные и мобильные спецподразделения и развитие сил сдерживания как абсолютного гаранта безопасности страны.
От угрозы террора и оргпреступности могут защитить только собранные спецслужбы и правоохранительные органы, так говорит  и считает Владимир Путин. Для них предусмотрено резкое увеличение материального содержания, техническое переоснащение, улучшение межведомственной координации, очищенное от коррупции. Аресты "оборотней в погонах", отражают долговременную линию.
Стратегию внешней политики Владимира Путина, это высокая степень преемственности.
В системе приоритетов на почетном месте были и останутся страны СНГ.
В отношениях со странами Запада выявились естественные ограничители, главным из которых является принципиальная невозможность вступления России в основные европейские и трансатлантические структуры - Европейский союз и НАТО. Россию там никто не ждет. И скорее всего нам туда и не надо. Помимо того, появился такой камень преткновения, как выдвижение Западом на первый план проблемы прав человека и "ценностного разрыва" с Россией. Владимир  Путин не считает, что у него существуют какие-либо проблемы с утверждением демократического общества, и не будет воспринимать правозащитную критику. А развитие российской демократии какое-то время не будет соответствовать многим западным представлениям об этом процессе.
Обстоятельства складываются так, что Россия по сути обречена оставаться самостоятельным центром силы, одним из немногих на планете стран, сохраняющих свою суверенность и свой взгляд на развитие мира.
Работа президента России - по-прежнему одна из наиболее сложных на планете. Но Россия уже не та, что была раньше. Мы имеем более собранную и сосредоточенную страну с гораздо более дееспособным государством.
 Стратегия Владимира  Путина не авторитаризм и не анархия, а функционирующая эффективная демократия при неизменной российской Конституции.


Рецензии
Пропаганда какая то. Лучше про "Шехерезаду" расскажите и про дворец в Геленджике.

Сергей Ролман   07.09.2023 15:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.