Клайв С. Льюс о Боге

           Где может находиться Бог и Дьявол? Только внутри нас.
         
           Из книги Клайва С. Льюса «Ад, чистилище,  рай»:

«Даже смутные наши попытки представить себе общение бестелесных душ предполагают общее пространство и общее время. Но этого мало. Если бы ваши желания и мысли воспринимались мною прямо, как мои собственные, как бы я их отличил? Да и о чём нам думать тогда и чего хотеть? Бог (и Дьявол) действуют на наше сознание именно так, прямо. Да, и поэтому очень многие о них и не подозревают.

Бог может менять поведение материи (природы) и прибегать иногда к этой возможности, творя чудеса. Твёрдые законы, причинно-следственные связи, весь природный порядок – это рамки, в которые вписана жизнь наших душ, и непременное условие этой жизни. Попробуйте исключить отсюда ту возможность страдания, которую неизбежно порождают и природный порядок, и наличие свободных воль, - и вы увидите, что исключили саму жизнь.
Бог знает всё сразу в едином и полном акте творения, нам же представляется, что он создал много независимых людей и вещей, а потому – что Он создал вещи, необходимые друг другу.

«Господь не примирится с твоим грехом, ибо грех не меняется к лучшему, но примирится с тобой, ибо ты исправим» (Т. Трэерн)

Моя (Клайва С. Льюса) теория ставит Бога в центр мироздания, а человека – в подчинённый центр земной природы; животные не на одном уровне с человеком, они подчинены ему, их судьба тесным образом связана с его судьбой.

Личность домашних животных в большой степени зависит от человека, что их чувствительность – это причастность к нашей душе, так же как наша душа – причастность духовности во Христе.

Животные не способны ни к добродетели, ни к греху; из чего следует, что они не могут заслужить страданий, а страдания не могут их улучшить. Господь дал нам возможность хоть как-то понимать свои страдания; понимать страдания животных нам не дано.

Если жизнь тритона – лишь цепь последовательных ощущений, в каком смысле Бог может дать ему жизнь после смерти? Он себя и не узнает. Их нервная система различает по отдельности все буквы  - Боль, но читать они не умеют и никогда не сложат их в слово «Боль».

У высших животных особенно у прирученных есть хотя бы  зачаточное «я». Животных можно понять лишь в связи с человеком и через человека, с Богом. Если у него есть индивидуальность, оно обязано ею своему хозяину. Человек пребывает во Христе, Христос – в Боге, а Святой Дух – в Церкви и в отдельной душе».

      Человек даёт своим любимцам имена, тем самым создавая им индивидуальность.   

«Некоторые животные обретают бессмертие не сами по себе, а бессмертие хозяев. Другими словами человек узнаёт свою собаку, а собака узнаёт человека и, узнавши его, будет собой.

Почему у Бога все души разные? Значит, ему нужны различия между нами. Ваша душа странной формы, потому что именно эта выемка придётся к одному из неисчислимых выступов Божьего бытия, именно этот ключ откроет одну из дверей дома, где обителей много.

Мы испытываем лишь стремление к нему (недостижимому), само же оно  никогда не воплощалось ни в мысль, ни в образ, ни в чувство. И всегда оно зовёт нас не углубляться в себя, а как бы из себя выйти. То, к чему мы так стремимся, уводит нас от своекорыстия.

Бог ввел различие внутри Себя, чтобы в единении любви превзойти единство самотождеств. Всюду, от высших до низших, «Я» существует лишь для того, чтобы мы его отдали, и становится от этого ещё более собою, чтобы мы полнее отдали его, и так без конца. Страшная замкнутость в себе – лишь производное от самоотдачи, реальности абсолютной. Эту форму принимает тьма внешняя, облекая и очерчивая то, что есть, то, что обладает формой и своей природой. Вся боль и радость, ведома нам здесь, на Земле – лишь первое приближение к Нему, но чем ближе мы к Его предвечному Ладу, тем дальше от нас земные боли и радости.

Господь мудрее нас, Он судит иначе о добре, о зле и о многом другом. То, что   нам представляется благим, может быть дурным для Него, а то, что нам кажется плохим, - для Него не зло. В любви есть доброта, но доброта и любовь не одно и то же, а когда доброта (в смысле, в каком я говорил) отделяется от всего другого, что есть в любви, она окрашивается каким-то безразличием и даже презрением к тому, на кого направлена. Бог всегда наказывал, но никогда не презирал. Он – Начало, мы – производные. Мы каждый миг получаем от Него саму жизнь, наша ничтожная и чудотворная свобода воли дарована Им, и сама наша способность к мышлению – лишь Его сила, переданная нам. Мы не в переносном, а в прямом смысле – произведения Божьи.  Он создаёт нас, а значит, не будет доволен, пока не доведёт до своего замысла».

       От себя хочу добавить, что когда мы (наша Монада) отделяемся от Божественного Света, то для того, чтобы его увидеть, нам нужна тень (форма), только на её фоне мы можем увидеть Свет. Каждый человек – это определённая вибрация и волна, так же как и всё окружающее.   


Рецензии