Звуковые картины русских композиторов

Великие русские композиторы обладают замечательной особенностью: их произведения - звуковые картины.

«Жизнь за царя». Михаил Иванович Глинка.

Необыкновенной красоты музыка, особенно ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря…». Когда я впервые услышала ее, то слезы сами потекли, но я не замечала их, погруженная в изумительное волшебство музыки. Хор «Славься» в конце оперы с перезвоном колоколов – утверждение героической судьбы России.
Я знаю, что многие со мной не согласятся, но мне было очень жаль, когда отменили Гимн России «Патриотическая песня» на музыку Глинки – такой величественный, вдохновенный, истинно русский.

«Хованщина». Модест Петрович Мусоргский.

Вступление… Рассвет над Москвой-рекой. Легкая прозрачная музыка, кажется, что сейчас подует ветерок, а в дымке над рекой возникнет Солнце.
Мусоргский - настоящий звуковой художник, недаром у него есть цикл произведений «Картинки с выставки», посвященный выставке картин его друга – художника Виктора Александровича Гартмана, внезапная смерть которого потрясла композитора.

«Концерт для фортепиано с оркестром № 2» Сергей Васильевич Рахманинов.

Слушая мощную раздольную музыку, вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя:
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Художественный фильм «Александр Невский». Сергей Сергеевич Прокофьев.

Музыка к фильму «Александр Невский» - прямое попадание в тему. Без нее фильма нет. Эта замечательная музыка обыгрывает каждое движение, каждый кадр фильма. А хор «Вставайте, люди русские…» невозможно слушать без «мурашек по коже».
Тем, кто сомневается в способностях Прокофьева, как звукового художника, следует послушать симфоническую сказку «Петя и Волк», которая своими яркими образами вводит детей в мир большой музыки.

Художественный фильм «Время, вперед». Георгий Васильевич Свиридов.

Сюита «Время, вперед» - очень необычная музыка. В ней звучит настрой людей, строящих не только Магнитогорский комбинат (о чем повествует этот фильм), но и всю советскую действительность. В ритме музыки встают перед глазами: заводы, домны - стройки социализма, энтузиазм людей, осуществляющих это строительство. Музыка пережила фильм: после небольшого перерыва, вновь используется, как заставка к программе «Время».
О том, что Свиридов – магический звуковой художник, свидетельствует его сюита к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», слушая которую, реально ощущаешь события, происходящие с героями. Это не только мое мнение.
Вот, как характеризуетcя это произведение: «Музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию — и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса».


Рецензии