То взлет, то глава 2

С Америкой на «ты»
После Ташкента Лукин занимался подготовкой ме-
тодических указаний по расследованию ката-
строф, так как каждый случай вносил коррективы
в действия сотрудников, участвующих в расследовании, на-
чиная от опроса свидетелей, обнаружения вещественных
доказательств и заканчивая проведением экспертиз. Ин-
женеры и летчики готовили указания о необходимых рег-
ламентных работах по воздушным судам, во избежание
катастроф в будущем.
Материалы расследований направлялись и в Акаде-
мию гражданской авиации в Ленинграде, которую на-
зывали ОЛАГА. Начальник управления кадров
Владимир Николаевич рекомендовал Лукину восстано-
виться на учебе в МАИ и пообещал помочь в переводе
на заочное обучение в Ленинградскую Академию. Два
75
76
года и новая гражданская специальность, которая была
нужна Лукину, как никогда.
В субботу 9 мая 1987 года пронзительно запищал муль-
титон Лукина, который шифром извещал о необходимо-
сти позвонить дежурному. Бочаров сообщил о страшной
катастрофе с самолетом Ил-62, принадлежащим польской
авиакомпании LOT на окраине Варшавы. Погибли все на-
ходившиеся на его борту 183 человека. Руководство вело
переговоры с польской стороной об участии советских
специалистов в расследовании катастрофы. Ил-62 считали
правительственным самолетом, а потому самым надеж-
ным, но вскоре от дежурного Бочарова поступила команда
«отбой» до понедельника.
После выходных Лукин с Сергеем прочитали сводку о
катастрофе и Ил-62. Накануне 8 мая Ил-62М выполнил
трансатлантический рейс из Чикаго в аэропорт Варшавы,
где прошел полную подготовку к трансатлантическому пе-
релету в Нью-Йорк, который должен был совершить 9
мая. На его борту находились 11 членов экипажа и 172 пас-
сажира. Взлетный вес составлял 167 тонн. В 10:07 экипаж
получил разрешение на руление, а в 10:17, находясь на ис-
полнительном старте, получил разрешение на взлет.
В 10:18 самолет вылетел из Варшавского аэропорта и
начал набор высоты, а в 10:41 на скорости 815 км/ч и вы-
соте 8200 метров в кабине пилотов сработали сигналы о
декомпрессии и пожаре в обоих левых двигателях. Коман-
дир связался с диспетчером и доложил о чрезвычайной си-
туации и о намерении вернуться в Варшаву, приступив к
аварийному снижению до высоты 4000 метров. При раз-
вороте был обнаружен отказ рулей.
В 10:44 с самолета доложили о ликвидации пожара. Не-
обходимо было сбросить лишнее топливо около пятиде-
77
сяти тонн, так как посадка перегруженного самолета была
опасна повреждением шасси. Но работал только один из
четырех электрических генераторов. Возникла проблема
со сбросом топлива, так как клапаны имели электрический
привод. Пожар в хвосте самолета вызвал повреждение си-
стем управления самолетом. Огонь быстро перекинулся в
багажный отсек, где предположительно произошел взрыв
паров топлива, которые попали туда из-за повреждения
топливных баков.
Свидетели показали, что во время захода самолета на
посадку от самолета шел густой черный дым. Горящие
части фюзеляжа отделялись от самолета и падали на
землю. Тогда произошел полный отказ систем управления,
включая руль высоты и выпуск шасси также. Отказали на-
сосы, сливающие топливо и в баках оставалось примерно
32 тонны топлива.
В 11:12 самолет рухнул на землю в 5 км от взлетно-по-
садочной полосы аэропорта Варшавы и полностью разру-
шился.
Позже Сергей сообщил, что в Варшаве работали наши
представители. По одной версии, в последние секунды
перед катастрофой пожар из багажного отделения пере-
кинулся в хвостовую часть салона. Пассажиры в панике
ринулись в носовую часть лайнера, в результате чего он,
находясь на низкой высоте, вошел в пике и врезался в
землю. По другой версии, пожар сильно повредил хвосто-
вое оперение самолета, а непосредственной причиной
трагедии стало разрушение вала двигателя из-за неисправ-
ности подшипников внутри двигателя, что вызвало после-
дующее повреждение второго двигателя и его возгорание.
Пожар в грузовом отсеке не был обнаружен экипажем из-
за повреждения датчика пожарной сигнализации.
78
– Наша сторона отказалась признать какую-либо связь
между катастрофой и проблемами с двигателями, – подвел
итог Сергей, – но Ил-62 правительственный самолет и ра-
боты по двигателям будут проведены.
– Опять политика? – спросил Лукин.
– Она родимая.
Через две недели рухнуло понятие «граница на замке».
28 мая в 19 часов в день Пограничника на Васильевском
Спуске перед Красной площадью приземлился легкий само-
лет «Сессна» американского производства и накатом до-
ехал до Собора Василия Блаженного. Из самолета вышел
восемнадцатилетний немецкий пилот-любитель, который
сообщил, что он прилетел из Гамбурга и стал раздавать ав-
тографы, после чего был задержан постовым милиционером.
Воздушное хулиганство было на лицо и с угрозой жизни
гражданам на площади, да незаконное пересечение совет-
ской границы. Конечно, пограничники в данном случае были
ни при чем, так как они могли в лучшем случае проводить
взглядом низколетящий самолет Руста через советско-фин-
скую границу. «Разбор полета» Руста проходил на самом
высоком уровне в Кремле и в участии Госкомиссии генералы
и маршалы не нуждались, им вполне хватало специалистов
из ЦК КПСС. Но любопытство взяло верх, и Лукин под-
нялся на четвертый этаж в отдел военной авиации к летчику-
истребителю Владимиру Грищенко, который был
прикомандирован из войск ПВО.
– Добрый день, полковники и генералы! – улыбнулся
Лукин.
– Для нас на самом деле, похоже, добрый, потому что
мы откомандированы в Госкомиссию, а наших коллег из
ПВО страны ожидают репрессии 37-го года, – сказал Гри-
щенко.
79
– Хотите анекдот свеженький? – предложил Лукин. –
Два летчика-истребителя из ПВО прогуливаются по Крас-
ной площади, и один попросил закурить, а другой отве-
чает: «На аэродроме не курят!».
– Вот видите, в НКВД уже и анекдот сочинили или за-
ранее знали о провокационном полете, – сказал Грищенко
и все разом уткнулись в бумаги.
– Понятно, анекдот про ПВО не понравился, тогда рас-
скажу про мента,– улыбнулся Лукин. – У фонтана в сквере
Большого театра поставили милиционера на случай, если
всплывет американская подводная лодка.
– Так это не про милиционера, а о боеготовности
нашей армии, – засмеялся Грищенко. – Пошли, эмвдэш-
ник, покурим.
– Я слышал, у тебя были терки с особистами? – спросил
он в коридоре.
– Терки мои были с сотрудниками КГБ. Ты для этого
позвал меня в курилку? – спросил Лукин.
– Нет, у нас в отделе все нормальные собрались, но нет
гарантии, что нам что-нибудь напихали, ведь целый сек-
ретный отдел КГБ у нас под носом образовали, а им рабо-
тать надо.
– Ну и пусть работают. Ты лучше расскажи, как про-
хлопали тот самолет.
– Никто его не прохлопал. Над ним наши МИГи из
ПВО дважды заходили, но «Сессна» летел низко и с
малой скоростью.
– А почему не сбивали?
– После сбитого южно-корейского Боинга на Сахалине
был приказ гражданские борта не сбивать, а СССР подпи-
сал Чикагскую конвенцию, по которой нарушителя воз-
душного пространства на легком самолетами можно
80
только принудить к посадке. Его и сбивать не надо, а лишь
пройти над ним на сверхзвуке и он сам бы рассыпался, но
принудить к посадке сложно на МИГе.
– Получается, что мы бессильны против малой авиации
противника?
– Наша система ПВО нацелена на отражение нападе-
ния противника, а в мирное время оказалось, что мы не
совсем готовы противостоять воздушным хулиганам на
легких самолетах, летящих на малых высотах. Протяжен-
ность границ более 60 тысяч километров и экономика го-
сударства не потянет их обустройство против таких
случаев. Погода в тот день была облачной, с проясне-
ниями, с нижним краем облаков 400 метров. У нас с кол-
легами сложилось такое впечатление, что это была
тщательно продуманная провокация и не без участия ру-
ководства страны, судя по расправам, которые учинили с
военными. Я шутил, когда упомянул 37-й год, но по мас-
штабам отставок было как тогда, а всего-то легкий самолет
и мои коллеги могли его уронить «нечаянно» несколько
раз, но не было команды. Сейчас мы знаем, что немецкий
летчик хотел сесть в Кремле, но там было много народа.
– Выходит, кто-то ждал его посадки в Кремле, чтобы
поменять руководство в Министерстве обороны?
– Во всяком случае, провокация удалась, и хорошо, что
мы здесь работаем, а иначе уже сажали бы клубнику на
даче, у кого она есть, – сказал Владимир.
– А ты знаешь, похожий случай в истории ПВО произо-
шел в Москве почти полвека назад с самолетом Юнкерс-
52.
– Я об этом не слышал. А что за случай?
– Прошло полвека, а вопросов стало больше, чем отве-
тов. История с Юнкерсом была не только засекречена, но
81
и темной по своему содержанию, потому что мотивы были
в ней такими же, как у сегодняшнего полета Руста.
– А откуда ты знаешь о той истории?
– Потому что мне интересна наша история и ее темные
пятна. Та история, скорее, больше касалась НКВД, а не
ПВО, которую сделали, как с Рустом, козлом отпущения,
– сказал Лукин.
– Виктор, умеешь ты интриговать. Так расскажи, что
там было с ПВО?
– Ну, хорошо. Чуть-чуть из предыстории о тех време-
нах. В мае 1941 года с западных границ СССР все чаще
приходят тревожные сообщения о концентрации серо-зе-
леной массы германских войск. По ночам вдоль советской
границы доносился рев танков и бронемашин, а самолеты
Люфтваффе постоянно вторгались в воздушное простран-
ство СССР и после облета пограничных районов возвра-
щались обратно.
15 мая 1941 года, в 7 часов 30 минут утра по Москве,
со стороны немецкой границы над Белостоком появился
трехмоторный немецкий бомбардировщик Ю-52 с кре-
стами на крыльях. На голубом безоблачном небе ярко
сияло солнце, летчики называют такую погоду «миллион
на миллион». Некоторые наземные службы ПВО, обна-
ружив самолет, не объявили тревогу и не навели на нару-
шителя перехватчиков, другие и вовсе узнали о его полете
после приземления в Москве, спустя сутки. А «Юнкерс»
тем временем миновав Смоленск, взял курс на Москву и в
11:30 вошел в зону ПВО столицы Советского Союза. Эки-
паж «Юнкерса» хорошо ориентируясь в окрестностях
Москвы, уверенно совершил посадку на Центральном
аэродроме имени М.В. Фрунзе, недалеко от стадиона
«Динамо». Похоже, что Юнкерс прилетал для проверки
82
надежности ПВО СССР и особенно Кремля, а вторым за-
данием полета была провокация с целью компрометации
высшего командования ВВС и его последующей ликвида-
ции руками НКВД.
Немецкая разведка провела немало таких операций в
1930-х годах. Была версия, что самолетом доставили
письмо Сталину от Гитлера, но историки утверждают, что
они не переписывались, и такого письма никто не видел
впоследствии. Хотя была информация, что «Юнкерс» за-
глушил свои двигатели. В тот момент к нему подъехал
сверкающий на солнце никелированными фарами и бам-
перами черный лимузин, из которого вышел человек в чер-
ном костюме и шляпе. Он поднялся в самолет по
приставному металлическому трапу и вскоре вышел с ко-
жаным портфелем в руках. Черный лимузин выехал с аэро-
дрома в сопровождении черной «эмки» и помчался в
сторону центра столицы. Через два часа, заправившись го-
рючим, «Юнкерс» вылетел с аэродрома и исчез в воздуш-
ном пространстве Германии. Так родилась версия с
письмом Гитлера к Сталину.
Возможно, так и было, судя по содержанию Приказа №
0035 от 10 июня 1941 года Наркома обороны Тимошенко
«О факте беспрепятственного пропуска через границу са-
молета Ю-52 15 мая 1941 года», который остался един-
ственным официальным документом, подтверждающим
тот провокационный полет. В приказе были перечислены
факты неблагополучного состояния службы ПВО Запад-
ного особого военного округа, потере бдительности и от-
сутствии должной требовательности со стороны
командующих военными округами и высшего начсостава
ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО. Любой
пункт данного приказа мог быть в то время расстрельным
83
приговором для генералов, но их наказали замечаниями,
выговорами и даже с должностей не сняли, что придало
еще больше таинственности произошедшему. Да и приказ
был подписан почти месяц спустя после посадки «Юн-
керса».
– Да, на самом деле много непонятного для того вре-
мени, – задумался Владимир.
– Судя по наказаниям в приказе, можно было бы поду-
мать, что НКВД вместе с другими «вампирами» напились
«крови» и оставили летный состав в покое, потому что
война была все-таки не за горами. Но даже начавшаяся
война не остановила вакханалию репрессий. После по-
садки «Юнкерса» арестовали начальника ВВС Красной
Армии Рычагова, начальника управления ПВО Штерна,
командующего Прибалтийским военным округом Лок-
тионова, который до того занимал должность начальника
ВВС Красной Армии, помощника начальника Генштаба
по авиации Смушкевича, которые были расстреляны 28
октября 1941 года в Куйбышеве по личному приказу
Берии.
– Всем, кто прохлопал «Юнкерс», по выговору, а верх-
нее руководство – к стенке. Ты был прав – темное дело, а
не секретное. Пока, Виктор, увидимся на сессии в Ленин-
граде.
– Да вызов получил. До встречи, – протянул Лукин
руку.
Дежурный «рафик» доставил Лукина, Грищенко и Го-
рюнова в депутатскую комнату аэропорта, где их встре-
тили все такие же фотомодели в безупречной форме
стюардесс, с красивыми ногами в сапожках на шпильках и
модными прическами. От девчонок веяло французской
парфюмерией, которая имела специфический запах. Его
84
невозможно было спутать с другими. Им оформили би-
леты по проездным талонам и пригласили на посадку.
Полет чуть более часа и снова депутатская комната аэро-
порта Пулково, откуда их забрал служебный автомобиль
и доставил в Академгородок, разместив в отдельном до-
мике для иностранцев.
Домик был похож на дачу со всеми удобствами и состоял
из трех спален, гостиной и кухни со всей необходимой тех-
никой для ведения хозяйства. В Академии гражданской авиа-
ции студентов кормили неплохо, но они решили готовить
сами, потому что в Питере продукты оказались более каче-
ственными, чем в столице, а при их высокой зарплате они
могли себе позволить скрасить свой ужин дорогими спирт-
ными напитками. С погодой им немного не повезло: накра-
пывал мелкий дождь, и небо заволокло низкой облачностью,
потому белые ночи стали серыми. Такая погода располагала
к преферансу. А какой «мизер» без рюмки?
Мало они были похожи на простых студентов-заочни-
ков, но Лукину больше нравилось ездить в Ленинград на
«Красной стреле». За окном гостиницы была все та же
серая ночь, и не хотелось спать, а может быть из-за нового
необжитого места. Ему припомнилась первая поездка в
Питер пятнадцать лет назад. До Ленинградского вокзала
от дома две остановки на метро и Московский вокзал в
центре Северной столицы рядом с Невским проспектом.
Теперь надо соблюдать этикет, бесплатный перелет, го-
стиница и депутатская комната, а тогда, вечером в пят-
ницу, он поспорил с друзьями Владом Численко и Валерой
Титковым о качестве папирос «Беломорканал». Они
были молодыми инспекторами уголовного розыска и
трубки курили больше для понтов, как дань Шерлоку
Холмсу, а так больше «Беломор». Влад хвалил москов-
85
ский, а Валера армавирский, но Лукину больше нравился
питерский табачной фабрики Урицкого, но его не постав-
ляли в Москву и ребята бросили фразу, что хорошо спо-
рить о папиросах, которые невозможно купить. Лукин
сказал, что не проблема. «Красной стрелой» он мотнулся
в Питер, погулял по Северной столице, и утром в поне-
дельник привез «Беломор». Потом он с коллегами иногда
ездил поездом в Питер или в Таллин погулять на выход-
ные. Теперь их компания распалась. Прекрасное время
было.
Закурил Лукин, когда пришел на работу сыщиком, а до
этого был в большом спорте. Но папиросы «Беломорка-
нал» бросил курить после того, как прочитал правду о его
строительстве. Да и Лаура предложила «Мальборо», ко-
торые курил больше после выпивки и для понтов. В фев-
рале 1980-го в Афганистане Лукин совсем бросил курить.
Студенты стали высокими начальниками, и все давно
закончили свои Академии. Лукин – Академию МВД
СССР, полковник авиации Грищенко – Академию Ген-
штаба, а Борис Горюнов – МАИ, но им надо было добрать
специальных знаний, которые пригодились бы в работе.
Профессорско-преподавательский состав хорошо их знал
по многим документам, которые они готовили по резуль-
татам расследования и относились к ним совсем не как к
студентам. Когда же Грищенко в очередной раз поправил
профессора на лекции, то он в перерыве предложил им:
– Ваше замечание я учту, но лучше их делать не перед
слушателями, а после лекций. Я понимаю, вы практики и
все новшества по расследованию авиапроисшествий вы
приносите нам для обучения слушателей, и если вам неин-
тересно на лекциях, то сходите, попейте пива, здесь на
трамвайном кругу всегда свежее, а я договорюсь со своими
86
коллегами, и мы вам всем выставим отличные оценки.
– Я прошу Вас меня извинить. А Ваше предложение
мне нравится, товарищ профессор, но можно мы будем по-
сещать те лекции, по которым у нас нет достаточных по-
знаний? – спросил Грищенко.
– Вы можете ходить на любые лекции. Мы предостав-
ляем вам свободный график.
Выйдя из Академии, летчик-истребитель предложил об-
мыть окончание Академии с отличием:
– Мы уже дипломы об окончании Академии зарабо-
тали, нам нужно только появиться на государственных эк-
заменах. Мы бы и так сдали их, но предложение
профессоров надо принять. Поехали на трамвайный круг,
снимем пробу, а потом в наши номера, предлагаю партию
расписать в преферанс.
Лукин учился в Академии МВД без особого напряжения,
но здесь оказалось еще лучше. Он давно задумался, особенно
после «разборок» со «старшими братьями» из КГБ, о при-
обретении второй профессии или защите диссертации. Стать
кандидатом юридических наук, но в гражданской жизни не
очень ценилось образование в Академии МВД. Много спе-
цифики она давала именно для работы в органах МВД, а
чтобы пойти в адвокаты или еще куда, то такое образование
не ценилось на гражданке. О разрыве с Лаурой он не задумы-
вался. Поэтому, узнав о возможности получить авиационное
образование, а вернее, закончить то, что начал в МАИ, он по-
просил отправить его на учебу. Кадровики и руководство с ра-
достью это сделали, думая, что он хочет ближе стать к их
работе. А он думал и об этом, и о другом. В жизни бывают раз-
личные повороты, и неплохо бы уметь делать что-нибудь еще,
а в авиации много должностей, где он мог бы применить вновь
приобретенные знания. Так как вопрос о дипломе был прак-
87
тически решен, он согласился с Грищенко.
К вечеру пятницы 19 июня в Академию пришло со-
общение о катастрофе самолета Як-49 под Бердянском.
Борис позвонил коллегам в Госавианадзор и ему расска-
зали о Госкомиссии, направленной на расследование об-
стоятельств катастрофы. Экипажу предстояло выполнить
рейс из Одессы в Бердянск, где по прогнозу погоды была
кучевая облачность высотой 800 метров и с верхней гра-
ницей 8 километров, дымка, ливневый дождь, гроза, ветер
северо-северо-восточный умеренный, видимость 6 кило-
метров. Командир принял решение на вылет.
В 10:07 Як-40 взлетел из Одесского аэропорта и после
набора высоты занял эшелон 6300 метров. На его борту
находились 5 членов экипажа и 24 пассажира.
В 11:16 метеонаблюдатель получила предупреждение
о шторме, но не смогла передать диспетчеру, который в
11:18 дал указание экипажу переходить на связь с диспет-
чером посадки, когда до аэропорта самолету оставалось
20 километров. В 15 километрах от аэропорта и на высоте
400 метров экипаж связался с диспетчером посадки, кото-
рый сообщил, что их отнесло влево на 300 метров, а в
шести километрах от ВПП и ближе радиолокационный
контроль отсутствует.
Но экипаж не стал принимать решения об уходе на вто-
рой круг. Затем в 11:20 пилоты получили информацию,
что они вошли в глиссаду в 8600 метрах от взлетной по-
лосы на высоте 400 метров и точно на курсе, получив раз-
решение снижаться. Экипаж доложил о выпуске шасси и
о готовности к посадке, на что получил разрешение. Дис-
петчер на «вышке» запросил у метеонаблюдателя данные
о погоде. Она сообщила, что на 11:20 небо полностью за-
тянуто дождевыми облаками высотой 210 метров, идет ли-
88
вень, гроза, ветер умеренный, попутный заходящему на
посадку Як-40, видимость составляет 500 метров.
Диспетчер усомнился в видимости 500 метров и в 11:21
потребовал сделать контрольный замер, при этом ни дис-
петчер, ни метеонаблюдатель не сообщили диспетчеру по-
садки о сложных метеоусловиях, а потому тот не смог
предупредить экипаж. Тем временем Як-40 заходил на по-
садку со скоростью 250 км/ч выше глиссады и уклонялся
вправо. Отсутствие у экипажа данных о скорости ветра и
глиссаде привели к ошибке командира и посадке с переле-
том на 1500 метров.
В 11:22 из-за водного слоя на поверхности полосы са-
молет глиссировал и тормоза отказали. Экипаж потерял
свое местоположение на полосе, и от угрозы выкатывания
пилоты приняли решение взлетать, не зная, что до конца
полосы осталось двести метров, которые самолет вмиг
пробежал на взлетном режиме и выехал на рыхлый грунт.
Самолет начал тормозить. Экипаж прекратил взлет. Но
лайнер продолжал двигаться по инерции, и от удара о
будку у него оторвало часть правого крыла. Потом он снес
два дерева, переехав шоссе, выкатился на поле, где пере-
вернулся на левое крыло, разрушился и загорелся. В ката-
строфе погибли 8 человек.
– Борис, и как это называется? – спросил Лукин.
– Бардак. Как будто диспетчеры, экипаж и метеонаблю-
датель работали сами по себе. По такой погоде надо было
закрывать аэродром и отправлять Як-40 на запасной. Рус-
ская авось не сработала.
После успешной сессии на «отлично» в ОЛАГА их пе-
ревели на выпускной курс. По возвращении в Москву Лу-
кина откомандировали в составе комиссии в Якутск, где в
аэропорту совершил вынужденную посадку Ил-62, летев-
89
ший с Камчатки. В полете загорелся один из двигателей
самолета. Пожар был потушен и экипаж совершил вынуж-
денную посадку. Никто не пострадал. Пассажиров отпра-
вили другим бортом в Москву.
Такое происшествие в управлении расследования име-
новалось аварией, и после замены двигателя самолет мог
бы лететь дальше. Но то был Ил-62, а на таких самолетах
летали члены Политбюро и другие партийные руководи-
тели. Свою роль сыграла и недавняя катастрофа с Ил-62 в
Варшаве, и тоже с двигателями. Поэтому была назначена
Государственная комиссия по расследованию инцидента.
Председателем комиссии назначили Сергея Лещинского,
с которым у Лукина сложились приятельские отношения.
Он попросил руководство отправить его с ним. Разре-
шили, но с оговоркой, если случится что-то серьезное, то
Лукина отзовут.
– Наше расследование будет несложным, я говорю о
«полевом расследовании», так как самолет стоит в аэро-
порту Якутска. Осмотрим самолет, демонтируем двига-
тель и отправим его в ГосНИИ гражданской авиации в
Шереметьево на исследование причин его загорания. Ско-
рее всего, разрушились лопатки двигателя или подшип-
ники вала, как в Варшаве. На месте сами мы не сможем
определить. А после экспертизы будем решать остальные
проблемы, связанные с происшествием. Ты в Якутии не
был до этого? – спросил Сергей.
– Не приходилось.
– У нас будет свободное время, попросим местных кол-
лег показать диковинные места Якутии.
– А разве возможно посмотреть за пару дней всю Ев-
ропу? Ведь Якутия занимает по площади почти такую же
территорию.
90
– Что сможем, то сможем. Мне приходилось здесь бы-
вать ранее. Здесь расположен полюс холода, и нет на Земле
более холодной местности. Толщина вечной мерзлоты до-
стигает полутора километров, а разница между летними и
зимними температурами – более 100 градусов. Зимой бы-
вает минус 70, а летом плюс 40, но бывает и снег пойдет.
Здесь на один квадратный километр приходится лишь
один житель, видимо, поэтому именно здесь Бог, проле-
тая, обморозил пальцы и выронил все природные сокро-
вища в землю.
На уникальной земле есть своя жемчужина – река Лена,
сравниться с которой по красоте не может ни одна река
России. Зарождаясь маленьким ручейком на западных
склонах Байкальского хребта, через четыре тысячи кило-
метров Лена вливается в студеные воды моря Лаптевых,
преодолевая горные хребты, дикую тайгу, лесостепь и
тундру. Ширина русла в низовьях достигает 25 километ-
ров. Размеры Ленской дельты отмечены в книге рекордов
Гиннесса.
– Сергей, мне с тобой и местного гида не надо. Дали
бы нам вертолет на пару дней. Слетать на рыбалку или ал-
мазы с золотом поискать.
– С вертолетом, конечно, интереснее, иначе ничего не
увидишь. Рыбачить можно везде, а с благородным метал-
лом лучше не связываться. Да что я тебе объясняю, ты
лучше меня знаешь.
– Да я так, к слову.
– Рыбалка здесь интересная. По Якутии протекает 700
тысяч рек больших и малых, да столько же озер, в которых
водятся осетра и сибирская нельма, омуль, муксун, тай-
мень. А чего стоит ряпушка, особенно вяленная, светится
она, как янтарь.
91
– Вот бы порыбачить.
– Должен тебя предупредить, природу Якутии охра-
няют насекомые, которых насчитывается тысячи видов,
поэтому в июле мне не очень хочется на рыбалку.
– Да, я слышал, что сожрать могут на берегу водоема
или в тайге.
– Запросто. Размеры местных комаров можно сравни-
вать с американскими «Старфайтерами». Пикируют и
воют также. До настоящего времени река Лена не имеет
плотин и гидроэлектростанций, протекая по дикому руслу,
как и миллионы лет назад. Здесь все еще можно пить воду,
зачерпнув из реки ладонью. А Ленские Щеки или уникаль-
ные Ленские Столбы, вытесанные водой из скал. Такое
надо видеть. Река кормит и поит, а зимой и летом служит
надежной дорогой. Неподалеку от Якутска идут раскопки
на месте древнейшей мастерской каменного века, по воз-
расту приближающейся к периоду зарождения рода чело-
веческого, а на скалистых берегах Лены можно увидеть
древние наскальные росписи.
– Сергей, но до Столбов мы точно не сможем спла-
виться по реке Лене, и времени не будет, и у насекомых
самый жор сейчас.
– Жаль, что не получится. Хотелось бы тебе показать,
как за миллионы лет вода, лед и ветер вырезали в извест-
няковых породах береговых хребтов Лены удивительную
колоннаду каменных столбов, которая тянется на десятки
километров. Ленские столбы напоминают лесных велика-
нов, которые будто вышли к воде, да так и остались стоять,
окаменев, вдоль крутых берегов сибирской реки, проре-
зающей Якутию с юга на север. Мощные и замысловатые
фигуры по выразительности не уступают творениям луч-
ших архитекторов. Нагромождение скал кажется живым
92
существом. На закате стена каменных великанов окраши-
вается сначала желтым, потом оранжевым, а затем густым
багровым цветом. Когда сумерки сгущаются, выточенные
из камня монстры грозно склоняются над тобой, будто
хотят поглотить. Снизу, от реки, столбы кажутся сплош-
ной стеной, но с вершины берегового хребта видно, что
на самом деле это частокол изваяний, напоминающий ги-
гантский хвост дракона. Здесь царят тишина и покой, и
редко услышишь даже птиц. Только личинки жуков-дро-
восеков скрипят внутри усыхающих стволов лиственницы,
да изредка пролетит с дерева на дерево большой черный
дятел с мощным клювом.
«Удивительно, что Сергей, инженер по образованию,
так увлекательно рассказывает про природу. Хотя он на-
стоящий интеллигент, в полном смысле слова и, наверное,
не ограничился в жизни только авиационным образова-
нием», – подумал Лукин.
– У меня в свое время был прекрасный экскурсовод по
Якутии в лице местной красавицы. Она была влюблена в
свой край, и это передалось, видимо, мне, – сообщил Сер-
гей, как будто прочитал мысли Виктора.
– И где теперь эта красавица?
– Вышла замуж и уехала в Иркутск, – сказал Сергей с
грустью и повернулся к окошку, разглядывая изрезанную
реками тайгу.
Лукин не стал больше его расспрашивать, и так было
видно, что эта красавица была влюблена не только в Якутию,
а перепало и Сергею. Как ему знакома эта грусть с при-
ятными воспоминаниями о былом, когда не хотелось об этом
ни с кем делиться, а молча смотреть в окошко самолета.
Самолет Ил-62 стоял в углу аэродрома, поэтому они с
Сергеем решили остановиться в местной гостинице аэро-
93
порта. Дело было к вечеру, но в Якутии стояли белые ночи,
и солнце только касалось горизонта, но не падало за го-
рушку. Осмотр самолета решили отложить до утра. Гости-
ницу аэропорта недавно построили, и им обещали два
номера люкс, так как из города добираться ежедневно до
самолета, было лишней потерей времени. Так было заве-
дено, что все расходы на содержание и обслуживание ко-
миссии брали на себя обычно владельца того
авиапредприятия, чей самолет получил повреждения. В
данном случае это должны были сделать «домодедовцы»
или «камчадалы», откуда вылетал самолет, но никто из
них еще не прилетел. А руководство Якутского авиа-
отряда, видимо, не совсем уяснило, что на расследование
авиапроисшествия прилетела Государственная комиссия,
которой даны права по запрещению полетов при обнару-
жении фактов, влияющих на безопасность полетов до их
устранения. Этих товарищей поселили с Сергеем в номера
«люкс», которые были все в коврах и в использованной
бумаге после подтирания заднего места при освобожде-
нии кишечника. Было такое впечатление, что в номерах го-
стиницы жили гости отдаленных чумов Якутии до тех пор,
пока было возможно дышать собственным дерьмом без
противогазов. Они с Сергеем вызвали якутских «бабаев»
к себе в номера, указав им, что они не владеют обстанов-
кой в своем авиационном хозяйстве. Их предложение о пе-
реезде в гостиницу Якутска они отклонили, предложив
руководству за три часа наладить нормальное функциони-
рование аэрофлотовской гостиницы, а сами выехали к са-
молету на осмотр, не дожидаясь утра.
– Сергей, я теперь понимаю смысл анекдота про чук-
чей, когда они зимой вдвоем ходят в туалет на улице с
ломом. Один гадит, а другой ломом откалывает. Как
94
можно так себя вести в гостинице?
Правильно Юрий Антонов поет в песне, что только в
полете живут самолеты. ИЛ-62 стоял с обгоревшим дви-
гателем в углу аэродрома, как сиротинушка. И они должны
решить его дальнейшую судьбу по эксплуатации. Надо
было дать заключение комиссии о причине пожара в дви-
гателе. Утром прилетит конструктор двигателя и руково-
дители Пермского завода, где их производили. Пока они
осматривали двигатели самолета и фотографировали,
«бабаи» постоянно докладывали о ходе уборки в гости-
нице. Только воду обещали дать к утру следующего дня.
Как всегда не хватило две трубы, чтобы устранить про-
течку, которая образовалась еще зимой во время лютых
морозов. Работы по устранению аварии были начаты, но
украли трубы кому-то на дачу. Интересно, сколько бы еще
мучились авиапассажиры аэропорта Якутска, если бы не
их комиссия? Народ в Якутии тихий и не возмущается. К
вечеру они вошли в свои номера и почувствовали, что
местные явно перестарались. В номере все сверкало, и
стоял запах французской парфюмерии.
– Виктор, это на них подействовала твоя яркая речь о
том, как антисанитарное состояние гостиницы оказывает
негативное влияние на безопасность полетов.
– Сергей, мы же государевы люди и должны так рабо-
тать. Они что о себе возомнили? Я буду смотреть на их бе-
зобразия? Да, они эти трубы себе по дачным участкам
растащили еще весной, а нам парят мозги, что не хватило
труб для устранения последствий аварии. Утром, если не
будет воды, то и милицию вызову местную для проверки
их хозяйственной деятельности.
– Да. Якутам явно не повезло, что тебя включили в ко-
миссию. Мне летчики местные рыбки подкинули. Давай с
95
пивком.
– Я узнал, что здесь есть пиво из Иркутска. Оно точно
хорошее, так как сделано на байкальской воде. Прогу-
ляться не хочешь перед сном?– предложил Виктор.
– Можно было бы, но я на летном поле уже накормил
комаров.
– Надо завтра купить в аптеке мази, отпугивающей от
насекомых. Комары здесь еще ничего, но страшнее энце-
фалитный клещ.
– Так это в тайге.
– В том то и дело, что эти паразиты летят ближе к
жилью.
– Это опять вопросы к местной санэпидемстанции.
– Если ты и этот вопрос решишь, то местное население
изберет тебя депутатом от Якутии в Верховный Совет, –
пошутил Сергей.
– Это у меня была возможность быть им по молодости,
но не по душе мне их скучная жизнь. Пошли спать. Я тоже
что-то притомился за день.
– Какой день? Мы почти сутки на ногах.
Утром Лукин открыл кран с горячей водой, а там по-
прежнему тихо. Кран с холодной водой тоже не зашипел
воздухом, выталкивающим напором воды. Он зашел к Сер-
гею, который тоже безнадежно крутил краны смесителя.
– Пошли в ресторан на первом этаже. Они работают
на привозной воде.
Неумытые и небритые, но в костюмах с галстуками, они
присели за столик ресторана.
– Девушка, а можно попросить у вас два стакана чая?
– Только чай? – удивилась официантка.
– Да, и если можно без сахара.
– И без заварки, – добавил Сергей с улыбкой, – нам по-
96
бриться надо, а воды в номере нет.
– Вы, наверное, из московской комиссии?
– Откуда знаете? – спросил Лукин.
– А кому еще в голову взбредет сделать такой заказ,
только москвичам. Сейчас я вам чайник принесу с кипят-
ком и две кружки.
– Мы будем Вам очень благодарны и вернемся на зав-
трак.
В номерах они привели себя в порядок.
– Сергей, у меня предложение. Пока ты будешь с бри-
гадой демонстрировать двигатель с ИЛ-62, я займусь
устройством быта в гостинице до конца и начну с пожар-
ной команды. Они стоят напротив гостиницы и мне ин-
тересна их боеготовность.
– Хорошо. Только не сильно их гоняй.
Виктор подошел в пожарную часть напротив гости-
ницы, где сержант мыл пожарную машину.
– Где воду берете?
– Из реки закачиваем.
– А в кране нет воды?
– Еще по морозу трубу прорвало, а коммунальщики
сделать не могут.
– А где дежурный? Где пожарный расчет? – спросил
Лукин.
– Весь перед Вами. А зачем Вам? – поинтересовался
сержант.
Лукин предъявил удостоверение МВД СССР, от кото-
рого сержант бросил тряпку и вытянулся.
– Я прилетел вчера с московской комиссией, сообщите
вашим командирам, что я жду от них объяснений в гости-
нице напротив, почему пожарный расчет состоит из од-
ного сержанта, а рядом важный пожароопасный участок.
97
Минут через двадцать в номер вошел капитан внутрен-
ней службы с восточными чертами лица.
– Товарищ полковник… – начал он рапортовать, по-
высив его в звании. Наверное, сержант пропустил при-
ставку «под» как в царской армии, когда не было
подполковников.
– Отставить! Лучше доложите мне, где находятся ваши
пожарники и почему Вы не на рабочем месте? Почему в
гостинице давно нет воды, а вы еще ни разу не наказали ее
владельцев и коммунальщиков за нарушение противопо-
жарной безопасности? Вся гостиница завалена использо-
ванной бумагой, и нет воды. Там хватит одного окурка, и
нет гостиницы. А в этом сраче еще и люди живут. Да и
Ваши машины стоят без воды, и это в летнюю жару, а Вы
соизволите картошку сажать с пожарным расчетом на
даче, – для пущего разноса предположил Лукин.
– Мы сейчас все исправим, – капитан не стал возражать
по картошке.
– Я что-то сомневаюсь, поэтому слушай команду, капи-
тан. Пожарные машины заправить и привезти сюда ком-
мунальщиков-руководителей, отвечающих за
водоснабжение, составить на них и руководителей гости-
ницы проколы о нарушении противопожарной безопас-
ности в гостинице и аэропорту. В гостинице между
прочим четыре этажа и все завалены бумагой в такую
жару. Поставьте в известность милицию аэропорта,
чтобы они пригласили посмотреть на безобразие санитар-
ных врачей. Дайте им три часа на устранение последствий
аварии и уборку остальных номеров гостиницы, иначе я
сделаю фото и вместе с актом расследования доложу в Со-
вете Министров, – Лукин для пущей убедительности по-
казал капитану свое удостоверение.
98
– Да, я знаю, что вы из Государственной комиссии.
– А пока они будут устранять все последствия, пусть
твои бойцы соорудят два уличных туалета с буквами «М»
и «Ж» на пустыре между пожарниками и гостиницей,
чтобы народ не бегал по кустам. Меня найдете около ава-
рийного ИЛ-62 и доложите.
Виктор пошел к Лещинскому, а через час подъехала к
ним пожарная машина с капитаном и черная «Волга».
– Товарищ полковник, это директор гостиницы.
– Извиняюсь, мне только сегодня утром сообщили, что
вы у нас поселились. Уже проводят уборку в остальных но-
мерах. Туалеты на улице строят солдаты, и авария в водо-
проводе будет ликвидирована к обеду. Дадут холодную
воду, а к вечеру и горячую. Я вас приглашаю на обед, в го-
роде есть хороший ресторан при гостинице «Лена».
– У нас нет времени, но если б вы организовали обед в
ресторане своей гостинице, то мы бы не отказались. Ты
не против, Сергей?
– Да, можно, а то со вчерашнего вечера на чае.
– Хорошо. Тогда я жду Вас на обед в нашем ресторане,
– директор развернулся и поехал командовать кухней в
своей гостинице.
– Тебя одного нельзя выпускать на арену. Что за пургу
навел? Все прилетели и с докладом, – улыбнулся Сергей.
– Да, я так в легкую объяснил капитану пожарной
команды, кто мы и откуда. А попутно, что такое противо-
пожарная безопасность в гостинице, где нет воды. Ссыл-
кой в Сибирь их не напугаешь, у них климат еще суровее,
но наказать всех пообещал, иначе еще месяц ремонтиро-
вали бы водопровод, а то и в зиму бы так ушли. Не было у
них никогда гостиницы в аэропорту, вот и не привыкли к
цивилизации. Столько воды вокруг, а в кране ни капли.
99
Могли бы просто насос «Малыш» кинуть в реку, что
рядом с гостиницей, и шлангом дали бы воду, а они сидят
и думают, где достать трубы. Наверное, в своих домах не
ждали бы столько аварийной бригады.
Перед обедом они зашли в номер гостиницы умыться
перед обедом. Теперь и вся гостиница сверкала от чистоты
и пахла французскими духами.
– Виктор, мне кажется, Францией пахнет.
– Видимо, ведро «Шанель №5» разлили по номерам го-
стиницы, но запах лучше, чем от использованной бумаги.
Вот «бабаи». Умеют же быстро устранять недостатки,
когда большой начальник попросит.
Холодная вода текла из крана. Жизнь наладилась, и обед
был царский. В конце обеда официантка принесла пять
бутылок шампанского и целую связку вяленой ряпушки.
Виктор много слышал о якутской знаменитой рыбке, ко-
торая светится, как янтарь.
– Лукину просили передать коллеги из уголовного ро-
зыска города Нерюнгри. Они в Якутске делали пересадку,
и времени не было для встречи. Увидели Вас перед посад-
кой и попросили меня отнести подарок. Они боялись, что
не скоро попадут в Нерюнгри, если присядут с Вами за
стол, – улыбнулась официантка.
– Где их самолет? – спросил Лукин.
– Уже выруливает на взлетную, – сказал Сергей. – Вик-
тор, ты говорил, что не бывал в Якутии, а тебя и здесь
знают.
– Только я не знаю, кого из моих коллег забросила
судьба в Нерюнгри.
– Как это? Ты не знаешь, кто сделал тебе подарок?
– Прилетим в Москву, спрошу у коллег из МВД, кого
Министр Федорчук отправил на золотые прииски, – сказал
100
Лукин.
– Нерюнгри в переводе с эвенкийского означает «бо-
гатая хариусом». Когда нашли золото на Алдане, началось
строительство Амуро-Якутской магистрали, и тогда по-
явились палатки, а потом и Нерюнгри. Еще до революции
на юге Якутии насчитывалось до 80 золотых приисков.
– Вот куда слетать на экскурсию.
– Но только к твоим знакомым из МВД, иначе туда не
попадешь, а если прилетишь, то обратно можешь не вер-
нуться. Где много золота, там беда.
Лукин только мог предположить, что подарок был от
его коллег из МВД СССР, которых судьба забросила по их
доброй воле или по распоряжению Министра Федорчука,
когда он волевым решением разбросал по всему Союзу
двести полковников из Центрального аппарата МВД
СССР. Лукину предложили УВД Самарканда, но он увер-
нулся и попал в Госкомиссию. Вскоре и Федорчука осво-
бодили от должности Министра с формулировкой ЦК
КПСС «… за неправильную кадровую политику в орга-
нах МВД». Это означало пенсию без предоставления дру-
гой государственной должности. Вместе с его
отстранением затихало кураторство КГБ над МВД, по-
тому и Лукину удалось уйти на повышение.
Вечером шампанское пошло неплохо под вяленую ря-
пушку.
– Виктор, теперь я понимаю, почему наши коллеги
хотят видеть тебя рядом на расследовании. А Председатель
не всегда соглашается на твою командировку: «А, если
случиться что-нибудь более серьезное, то с кем я полечу на
расследование?» – объясняет он.
Виктору было приятно, что он своей работоспособ-
ностью и четким руководством всеми приданными силами
101
на расследовании получил лучший отзыв от первого лица
Госкомиссии, что тоже хочет видеть его рядом. Он понял,
что снискал покровительство руководителя не заискиваю-
щим поведением, что он не любил, а хорошей серьезной
работой.
Сергей с Лукиным закончили «полевое расследова-
ние». Прибывшие специалисты демонтировали сгорев-
ший двигатель и отправили его на ИЛ-76 в Москву.
Комиссия улетела в Домодедово на рейсовом самолете,
оставив в Якутске о себе приятные воспоминания у работ-
ников ресторана, которые получили горячую и холодную
воду и им теперь не надо бегать к реке с ведрами за водой.
И откуда было знать уставшим пассажирам, что с их по-
дачи в гостинице аэропорта наведен порядок, и они могут
отдохнуть, приняв душ, а про пожарников и говорить не-
чего, так как они получили совершенно бесплатно летний
туалет с неизменной символикой «М» и «Ж», который
соорудили собственными руками.
Все у Лукина вроде бы складывалось успешно. Осуще-
ствилась его детская мечта стать летчиком. Довольно-таки
относительно, но летал он часто и на гражданских и во-
енно-транспортных самолетах, расследовал происше-
ствия, связанные с полетами. Да, и Постановлением
Совмина их должности расследователей приравняли к лет-
чикам-испытателям, но только в части экипировки для вы-
ездов на места происшествий. Их обычно одевали и
обували в эту спецодежду на авиапредприятиях, где они
проводили расследования. После одежду списывали, а те-
перь им выдали летные кожаные куртки, комбинезоны и
куртки синего цвета на овчинном меху с эмблемами ВВС,
такие же летные сапоги на молнии, унты и многую другую
одежду и обувь. Но чаще эта удобная одежда была необхо-
102
дима для охоты и рыбалки, а на расследование летать в ней
было неудобно, да и тащить с собой тяжело. Бежевые сви-
тера были из верблюжьей шерсти, а кожаные комбине-
зоны с куртками на мягком мутоне, которому
позавидовали бы московские модницы. Да еще унты с ун-
тятами и можно на улице зимовать. В таком одеянии
Лукин спокойно сидел часами в сугробе в двадцатиградус-
ный мороз, ожидая зверя из загона, и не замерзал. Охоти-
лись они обычно за Истрой, недалеко от Глебовской
птицефабрики. В их охотничью компанию входил замести-
тель директора той фабрики Александр Петрович, кото-
рый компенсировал неудачи на охоте продажей
продукции своего хозяйства. Яиц и цыплят можно было
купить по довольно низкой цене в неограниченном коли-
честве, так что охота всегда была удачной.
Хозяином охотничьего домика был генерал авиации
Николай Сергеевич, а всю эту команду возглавлял их на-
чальник кадров Владимир Николаевич. Охотники были с
большим стажем и большими звездами на погонах, по-
этому их компанию принимали везде с уважением. Если
они собирались на охоту под Ступино, то там обычно ре-
зали домашнего кабанчика и делили его на равные части
вместе с добытой дичью. В Заокском районе Тульской
области директор племенного совхоза встречал их заби-
тым бычком, а под Юхновым для них резали двух баранов.
Да, и они никогда не промахивались при стрельбе по пар-
нокопытным, а в стране ощущались перебои с продоволь-
ствием, вызванные «Перестройкой». Так что они стали
настоящими добытчиками в семьях, как в первобытном
строе. Мужчины ходят на охоту, чтобы добыть мяса.
Был такой анекдот. Приходит муж с охоты пьяный:
«Все, жена? можешь мясо целый месяц не покупать». –
103
«Что кабанчика завалил?» – «Нет, зарплату пропил», –
ответил муж и рухнул на диван.
Жизнь Лукина стала разнообразнее и интересней, но
он часто вспоминал свою работу в уголовном розыске.
Проезжая по Цветному бульвару свернул в свое бывшее
управление милиции. Теперь он сидел в кабинете у своего
бывшего начальника управления и гонял с ним чаи. А со-
всем недавно заходил сюда со стуком и, стоя, докладывал
оперативную обстановку, но он еще до конца не осознал,
когда было лучше.
– Как дела? Ты где все-таки работаешь? Переходил от
нас в МВД СССР, а говорят, что в авиации оказался, – по-
интересовался Виктор Григорьевич.
– Я остался в действующем резерве Министра. Он
командировал меня в комиссию Совета Министров
СССР.
– А чем занимаешься?
– Работа спокойная. Расследую авиационные ката-
строфы и принимаю участие в освоении программы вы-
живаемости по линии авиакосмической медицины, –
напустил «тумана» на новую работу Лукин.
– И он называет спокойной работой, когда самолет в
лепешку. Командировок много?
– О них теперь в новостях сообщают, но между коман-
дировками отдых. Нет потока преступлений, как в угро-
зыске и есть окошки по времени, когда вообще заняться
нечем.
– Не могу представить, чтобы ты бездельничал.
– Готовлю защиту кандидатской диссертации.
– А тема?
– Нетронутая тема, потому секрет.
– Как у тебя со «старшими братьями» из КГБ? Все на-
104
ладилось?
– Они ведут себя тихо, вроде бы смирились с моим на-
значением, там у нас появился в руководителях друг на-
шего Николая Антоновича. Он немного косился в мою
сторону, но потом мы съездили большой компанией к
нему на дачу. Мои руководители организовали ту поездку
и встречу за рюмкой «чая». На даче мы с ним перегово-
рили о жизни, и разговор коснулся той больной темы. Я
ему выложил все о своей шутке, которая была нацелена
только на пресечение потока дерьма, который выливали
их “помощники” на меня, преследуя одну цель, занять мое
место.
– И как он отреагировал?
– Как настоящий мужчина, который предпочитает
женские ласки мужским. Это нашим районным чекистам
не нравилось, что у меня любовница красивая францу-
женка. Он посмеялся над той историей и сказал, что ему
информацию донесли в искаженном виде, а теперь ему все
понятно. После у нас отношения наладились, чаще стали
общаться по работе, обмениваться мнениями по рассле-
дованиям. В общем, нормальная рабочая обстановка.
– Я рад, что у тебя все наладилось. А ты на кого наме-
каешь в отношении мужской ласки?
– А я и не намекаю. Всегда был убежден, что если му-
жику не нравится, что мужчина с женщиной занимаются
любовью, значит он педераст. Все и было нормально, если
бы не фантазеры среди добровольных помощников КГБ.
Кстати, как они работают?
– Они перевелись от нас в другой район.
– И правильно, нельзя им было здесь оставаться. Я не
держу на них зла. Видимо, их за что-то зацепили, если он
были вынуждены выдумывать разную грязь про своих то-
105
варищей по работе, с кем они иногда кушали хлеб-соль. Да
что говорить, бывали ситуации, когда и рисковали вместе
своими жизнями. Ладно, у них есть судья на самом верху,
он разберется. Между мужчинами и женщинами иногда
случается любовь, которая не спрашивает национально-
сти, а общение с прекрасным полом без любви я считаю
аморальными, но мне хотели совсем не то «пришить».
– Но ты же женат, а роман был с иностранкой, потому
и хотели тебе врезать за аморалку.
– Аморалку по указанию КГБ. Сильный ход.
– Ладно, я все понял. Ты опять на коне. Так что извини,
если что не так.
– Да все нормально, Григорич. Это я так, к слову.
Меж тем борьба за власть и за чистоту рядов в МВД
вошла в новую фазу, и Виктор был благодарен судьбе, что
приготовила ему относительно «тихую гавань», хоть и су-
етную, а временами опасную работу, но «тихую» в смысле
«под прикрытием Совета Министров СССР», что позво-
ляло спокойно трудиться.
Лукин еще некоторое время получал приветы из Па-
рижа от Лауры, которая интересовалась его жизнью через
Надежду или Вику, а потом она пожелала ему по тем же
каналам связи удачной карьеры и счастья. Писала, что все
понимает и вряд ли они могут дождаться, когда их брак пе-
рестанет интересовать спецслужбы в СССР и во Фран-
ции. А ему было жаль тех пятнадцати лет, когда можно
было бы быть вместе, но не получилось. Когда они были
молоды, и все прошло бы не так болезненно, хотя кто
знает, чем бы закончился их брак, если бы им позволили
власти. Характерами они не были обижены, и сколько бы
их совместная жизнь была бы безоблачной, неизвестно.
Лукин был включен в состав группы по написанию Но-
106
вого Воздушного кодекса. Для изучения истории авиации
он отправился в государственный архив на Пироговке.
Туда можно попасть только с запросом серьезной орга-
низации. Там он выяснил, что Госавианадзор был органи-
зован еще 18 августа 1923 года, а потом на праздновании
его десятилетия провозглашен День Воздушного флота,
так что ГАИ отдыхает по вопросу, что впереди яйца или
курица. Интересные нарушения были в Воздушном ко-
дексе того времени, как запрещающие пассажирам само-
лета в полете выбрасывать мусор за борт или стогование
сена и выпас скота на летном поле.
Комиссия изначально создавалась с целью выхода из-
под влияния любого министерства и ведомства, особенно
из-под опеки Министерства гражданской авиации, кото-
рое возглавлял шеф-пилот Генсека. Хотя на его работу мог
воздействовать более мощный орган, как ЦК КПСС и
Совет Министров СССР, которым докладывались все ре-
зультаты авиакатастроф. Кстати, по катастрофе в ЮАР с
самолетом Президента Мозамбика вышло новое Поста-
новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о про-
должении работ по расследованию причин
авиакатастрофы и проверке версии о диверсии, и руково-
дителем новой комиссии назначили начальника летной
службы Гражданской авиации. В результате удалось очи-
стить магнитную запись бортового самописца, на которой
штурман говорит о маяке. Это оказался ложный маяк, и
штурман повел самолет по нему. А Иван Васильевич ока-
зался прав, что это расследование не могло быть без поли-
тики.
Ранее, в 1969 году, в аэропорту Стамбула по вине эки-
пажа самолет Ту-134 при посадке пробежал всю полосу и
свалился в овраг. Никто не пострадал, но самолет восста-
107
новлению не подлежал. Самолет был технически исправен
при посадке. Об этом подписал документ Главный кон-
структор, и владельцы самолета получили страховку пять
миллионов долларов. Вот это цена причины катастрофы
за рубежом. И здесь диверсии не было. Возможно, в ЮАР
диверсия была, но экипаж был в состоянии разобраться в
ложном маяке, посылающим сигнал за горой, в которую
врезался самолет. Работу ложного маяка подтверждают
переговоры экипажа с диспетчером, да и местные жители
видели рядом с катастрофой военную палатку. В итоге об-
винили расистский режим Претории. Это был, пожалуй,
единственный случай письменного вмешательства ЦК
КПСС в расследование авиакатастрофы.
Начиная с конца 1936 года под зорким оком Госавто-
надзора СССР, многое сделано для безопасности полетов
как гражданской, так и военной авиации. В результате
Союз вышел на уровень США по аварийности, которые
считались лидерами в этом деле.
В рамках международной деятельности проводились
многочисленные встречи на высшем уровне, и в СССР при-
летела делегация США во главе с Министром транспорта. В
Москве в это время было туго со спиртным и борьба с «зе-
леным змеем» разразилась не на шутку. В магазинах вы-
страивались многочасовые очереди и давали не более литра
водки в руки. В ресторанах тоже были ограничения по вы-
даче спиртного на праздничный стол, по двести грамм на
гостя, а после 21 часа буфет ресторана опечатывался руко-
водством совместно с сотрудниками ОБХСС, и никто не
мог им пользоваться до следующего дня.
Во многих областях страны партийные руководители
по привычке гнались за «перевыполнением плана». По
инициативам местных властей число торговых точек, реа-
108
лизующих алкогольную продукцию, уменьшилось в Став-
ропольском крае – с 571 до 49, в Ульяновской области –
со 176 до 26, в Белгородской – со 160 до 15, а в Астрахан-
ской – со 118 до 5. Пять магазинов на всю область с мил-
лионным населением! Неудивительно, что самогонная
мафия в таких условиях расцвела. Предоставили широкую
свободу инициативе местных руководителей, а по сути –
их самодурству и вредительству. Некоторые действовали
по недомыслию, а другие по злому умыслу дискредитиро-
вали советскую власть и вырубали лозу элитных сортов ви-
нограда. Государство запрещало людям уходить от
жизненных неустройств в пьяный угар, но и не помогало
в налаживании трезвого образа жизни. Такое уже было
после «сухого закона» Николая II в 1914 году. Но тогда
запрет на продажу спиртного был тщательно подготовлен
и прошел без катастрофических последствий для казны.
Народ с пониманием отнесся к той мере в условиях войны.
Однако вместо того, чтобы благодарить царя, протрезвев-
ший народ стал задумываться о более справедливом обще-
ственном устройстве. Освободившаяся энергия народа
нашла выход в революции. Теперь придумали «Пере-
стройку», а с «сухим законом» получилась гремучая
смесь. Не надо было водку трогать. Не к добру это. Исто-
рию надо знать.
– Виктор Павлович, не могли бы вы организовать не-
большое застолье для американской делегации в ресто-
ране, – попросил начальник управления расследований
Алексей Алексеевич, зная о его общении с заокеанскими
гостями в клубе США на фестивале молодежи.
– У меня много знакомых в ресторанах, но им лучше ор-
ганизовать в их гостинице «Союз», где они остановились,
чтобы никуда не ездить после пьянки.
109
– Да, мы столько не будем пить, чтобы до спальни не
добраться.
– Мы сейчас так думаем, сидя в кабинете, а там будет
стол с русскими закусками, разговоры, тосты. Я думаю,
официальный протокол закончится минут через десять
после второй рюмки, а они пьют виски стаканами.
– Ну, это в кино.
– Нет-нет, я специально наблюдал на фестивале моло-
дежи в клубе США, как ЦРУшники пили водку стаканами
и без закуски под компот из сухофруктов. Я там был год
назад начальником службы безопасности, поэтому давайте
определимся сразу по количеству спиртного на каждое
лицо.
– Я думаю, грамм по триста.
– Значит по поллитровке, иначе закроют буфет после
заказа, и будете пить кока-колу.
– Нет, пол-литра водки будет много.
– Хорошо, мое дело предупредить.
– А остальное как?
– Не беспокойтесь. У меня в Ленинградском районе
друг Борис Денисов работает начальником ОБХСС. Боря
даст команду, и стол будет, как на приеме в Кремле. Что
не хватит, то докупим на рынке. Сколько будет человек?
– С американской стороны будет восемь человек, и нас
вместе с тобой десять.
– Я приеду пораньше, и буду встречать на месте.
Конечно же, надо было не слушать начальника, а сде-
лать запас спиртного впрок, но Лукин понимал, что в таких
вопросах неуместно проявлять самодеятельность, тем
более что начальник был столь категоричен. Стол ломился
от запеченных осетров и поросят, блинов с красной и чер-
ной икрой. Белые грибочки и многое другое, что созда-
110
вало питейное настроение. Виктор показал соседу по
столу Биллу, как надо закусывать текилу «николашкой»,
как любил царь закусывать водку. На тонкую дольку ли-
мона выложил черную икру и рядом красную. Биллу это
очень понравилось, и он поделился этим «ноу хау» со
своими земляками. Спиртное закончилось гораздо
раньше, чем предполагалось.
– Виктор, сделай что-нибудь. Неудобно получилось.
Все хотят еще выпить и под такую закуску не берет. Я по-
нимаю, что сам настоял, но есть же выход? – умоляюще
спросил Алексей Алексеевич.
– Почти никакого, если только купить у спекулянтов,
сейчас поговорю с официантом.
– Любезнейший, можно Вас на минуту. У нас ката-
строфа. Кончилось спиртное, – сказал Лукин официанту.
– К сожалению, ничем помочь не могу. Сами знаете,
Ваши коллеги завтра могут дело возбудить за самовольный
срыв печатей буфета.
– А у спекулянтов, у таксистов?
– Насколько я знаю, вокруг нашего ресторана этот
народ не ошивается. Мы стоим на отшибе, и такси при-
езжает только по вызову.
– Тогда собери мне все пустые бутылки из-под виски в
сумки, штук десять. Мне привезли из США бочонок виски,
но неудобно его ставить на стол, – улыбнулся Лукин.
– Это можно, я сейчас. Что не сделаешь для родной ми-
лиции.
Как удачно он взял с собой удостоверение МВД, да еще
Борис, начальник ОБХСС Ленинградского РУВД заказал
столик. Он подошел к начальнику.
– Алексей Алексеевич, давайте Вашу машину с мигал-
кой, сейчас организую партию виски.
111
– Ну ты волшебник. Денег хватит?
– Это подарок от ОБХСС. Я сейчас мигом.
Лукин другого выхода не видел. У него дома стоял са-
могон двойной перегонки, очищенный марганцовкой и
углем для придания блеска напитку. После чего он меся-
цами настаивал его на полных кедровых орешках, от кото-
рого он получил коньячный цвет и привкус кедрача, а от
зверобоя немного красноты. Кора дуба выдавала сочета-
ние близкое по вкусу к виски, даже американский напиток
больше по вкусу был похож на самогон, чем его. Некото-
рые руководители бывали у него дома и всегда на его пред-
ложение:
– Какую будем? Мою или казенную?
– Конечно же, твою, – отвечали хором.
Лукин не употреблял, а только экспериментировал и
угощал друзей, поэтому этого добра у него хватало. Един-
ственная была закавыка, что крепость этого напитка была
под шестьдесят градусов, но пилась она легко. Она выса-
сывала при настое из кедровых орехов весь «цимус», и
они потом становились безвкусными. Правда, имел этот
напиток без названия большую убойную силу. Он подле-
тел к дому, наполнил десять бутылок из-под виски своим
напитком и закрутил пробки. Когда подъехали к ресторану
«Союз» попросил водителя занести сумку с «виски» и
передать официанту, который в момент открутил все
пробки, так как они были уже использованные, и поставил
несколько бутылок на стол, предложив налить всем желаю-
щим. Отказов не было. Произнеся очередной тост, руко-
водитель транспорта США Джексон хватил самодельного
виски и выдохнул от неожиданности, потом перевел дух и
произнес.
– Во! Виски, – на глазах у него появилась слезинка, все-
112
таки шестьдесят градусов.
После уже выпитого трудно было различить разницу в
сортах виски, разве что крепостью. Шеф, махнув рюмку,
сразу догадался о его производителе и показал Лукину
кулак с угла стола, на что тот развел руками, потому как
другого он не мог ничего придумать. О том, что американ-
скую делегацию угостили самогоном, но хорошим, очи-
щенным, знали только они с шефом, да еще официант мог
догадаться, потому что виски в бочонках не присылают,
хотя откуда ему знать такие тонкости. Вечер продолжался
в теплой дружеской обстановке, потому как на каждое
лицо компании пришлось не по триста грамм алкоголя, а
уже от семисот до литра, и это было правильно. Правда,
Билл высказал некоторое предположение, что Лукин пред-
ставляет спецслужбы КГБ.
«Ну почему многим мерещится, что Лукин из КГБ. Вот
и Билл нажрался самогонки и тоже туда же», – уже чуть
ли не обиделся Лукин.
– Нет, Билл, ты глубоко ошибаешься. Я мирный чело-
век. А почему ты так подумал? Мне просто интересно.
– Ты много выпиваешь виски, и не пьянеешь, значит,
держишься на самоконтроле или таблетки секретные
выпил.
– Нет, Билл, просто я хочу, чтобы гостям было хорошо
и удобно. Как же может быть, если я буду пьяный, то какой
тогда я хозяин. Это русское гостеприимство, и я должен
держать себя в рамках, а потом на меня ваши виски не дей-
ствуют.
– Тогда ты просто хороший парень. А сколько ты по-
лучаешь, если не секрет.
– Ну, какой секрет. Девятьсот рублей, а в переводе на
доллары, то, получается, по курсу около семисот долларов,
113
но их я никогда в руках не держал.
– Такую зарплату у нас получают уборщики в неделю, а
на твоей должности начальника департамента получают от
десяти до двенадцати тысяч долларов. Давай я тебе подарю
несколько сотен долларов как сувенир. Ну чтобы были,
если ты ни разу их не держал в руках.
– Нельзя, Билл. Спасибо. У нас за доллары тюрьма и Си-
бирь полагается, а на свою зарплату я могу купить товара
раз в десять больше, чем на семьсот долларов в США, по-
тому они мне ни к чему.
– Да я просто в подарок, как сувенир и никому не
скажу.
– А говорить никому не надо. Мы сидим в ресторане го-
стиницы «Интурист», все видят, как мы с тобой, хорошо
общаемся, и нам уже наделали пачку фотографий и, навер-
ное, записали разговор. У них такая работа, а ты хорошо
говоришь по-русски и это уже подозрительно.
Билл рассмеялся.
– Давай выпьем за дружбу. Теперь я вижу, что ты не из
спецслужб. Они так открыто не разговаривают, когда их
подслушивают или фотографируют.
Они чокнулись и выпили. У них был официальный бан-
кет по работе во время «сухого закона», а Билл все-таки
ошибся на его счет. Он был не из КГБ, а из МВД, что в
принципе для американца почти одно и то же. На работе
еще долго вспоминали в узком кругу, как Лукин напоил
американцев самогоном.
От А мура до Кам чатки
Лето пролетело для Лукина незаметно. То на учебе
в Питере, то потом в Яку тии, а в у правлении рас-
следо ваний создал и новый аналитический отдел,
который возгл авил генера л-лейтенант авиации в отставке,
и одно й и з его подчиненной стал а нова я сотрудница Га-
л ина Войтюк. Ее муж работал инструктором ЦК КПСС и
ку р ировал расследовани я авиапроисшес т вий. Они при-
были из Казахс тана после событий в декабре 1986 года, и
Галина рассказывала ст рашные вещи, творимые азиатами
в от ношении русского населения.
В Казахстан была направлена группа бывших коллег Лу-
кина из Г УУРа МВД. Сыщики открыли счет «горячим точ-
кам», а по су ти, на них возложили функции политической
полиции. После «горячие точки» в СССР буду т возникать
часто, с ловно какой-то д ирижер указывал своей палочкой,
114


Рецензии