То взлет, то глава 13 - На Урале без изменений

                На Урале без изменений


               
   Тринадцатое сентября 1990 года пришлось на четверг, но за семь минут до наступления пятницы в 23 часа 53 минуты в Свердловске близ аэропорта Кольцово пропал с экрана радара самолет Як-42, выполнявший ночной рейс 8175 из Волгограда в Свердловск. Среди ночи противно запищал тревожный мультитон Лукина. Он перезвонил дежурному.
   - Самолет Як-42 при посадке в двух километрах от аэропорта Кольцово на высоте 20 метров врезался в верхушки деревьев, потеряв скорость, пролетел 300 метров и врезался в землю, разломившись надвое. Председателем Государственной комиссии по расследованию катастрофы назначен Первый заместитель Госавианадзора СССР Теймуразов. Дежурная машина за ним вышла, и они Вас заберут дома. Вылет из аэропорта Домодедово первым рейсом, командировочные у водителя. Счастливого Вам полета, - пожелал дежурный.
   - Что тебе собрать в дорогу? - спросила Олеся.
   - Спасибо, ложись спать. У меня все собрано в тревожном чемодане. Жаль обед не приготовлю тебе на даче.
   - И за грибами не сходим.
   - Да грибы я буду собирать в лесах Урала, - сказал Виктор.
   - Так ты недавно был на Урале.
   - Я тебе напишу оттуда. Днем мы будем в «поле» работать, а к ночи заседание комиссии, потому смогу только ночью письмо написать, а когда переедем в кабинеты, то позвоню, - Виктор обнял и поцеловал Олесю, а потом заглянул в детскую комнату и вышел из дома.
    Дежурный РАФик зеленого цвета подкатил к его дому минуты через три.
   В аэропорту Домодедово, как обычно их встретила миловидная бортпроводница из депутатской комнаты и, оформив билеты, пригласила на посадку в самолет. Лукин устроился поудобнее в кресле пассажира. Рудольф Амбарцумович прикрыл глаза и задремал на взлете или пытался уснуть после бессонной ночи. Хоть пятница началась уже 14-ым числом, и Лукин не был суеверным, однако припомнил множество примет, связанных с пятницей. Чтобы не засохли деревья, поляки в этот день не собирали фрукты. Сербы считали, что если пойдет дождь, то он будет затяжным. Хорваты в пятницу не начинали важных дел, а украинцы - не пекут хлеб, но Лукину больше нравилось, что этот день благоприятен для любовной магии. Правда, ряд исторических событий из глубины веков привели к негативному восприятию пятницы 13-го, и ему припомнилась пятница 13 октября 1972 года, когда в один день произошли две крупные авиационные катастрофы.
    Самолет Ил-62 выполнял международный пассажирский рейс SU217 из Парижа в Москву. Московский аэропорт Шереметьево был закрыт из-за сильного тумана, поэтому экипаж направился на запасной аэродром в Ленинград, а после открытия аэропорта Шереметьево вылетел в Москву. В 21:49  на удалении 12 километров к Северу от аэропорта при скорости 620 км в час с вертикальной скоростью 12 метров в секунду врезался правым крылом в поле рядом с Нерским озером. Промчавшись по полю 300 метров, самолет врезался в лес и через 200 метров полностью разрушился. Из находившихся на борту 174 человек никто не выжил. Комиссию по расследованию возглавлял Министр обороны СССР Дмитрий Устинов, но были в ней и классные специалисты, в том числе и его шеф, который дремет в соседнем кресле Теймуразов. Однако установить точную причину катастрофы не удалось, списав на усталость экипажа или на воздействие природного явления на его работоспособность. 
    В тот же день регбисты из Монтевидео полетели на спортивные соревнования в Сантьяго. На борту самолета находилось 45 пассажиров. По пути они должны были приземлиться в Буэнос-Айресе, но случилось непоправимое. Самолет пролетал над труднопроходимой местности и в условиях тумана летчик совершил ошибку, направив самолет к вершине Анд. Экипаж долго не понимал, что происходит, пока воздушное судно не налетело на скалы, в результате чего разрушился фюзеляж и несколько кресел с пассажирами улетели наружу. В результате страшного происшествия погибли 17 человек. Других пассажиров спасло падение лайнера в снег и он на большой скорости съехал с вершины, но им пришлось 72 дня бороться за жизнь хуже зверей в непроходимой местности с жуткий сорокоградусным морозом.
     Стюардесса предложила пристегнуть ремни, самолет пошел на посадку. В аэропорту Кольцово температура воздуха плюс двенадцать градусов,  моросит дождь. Командир мягко посадил борт на бетонную полосу и по другому не могло быть, когда в салоне самолета летели большие авиационные начальники. какие ужасы приготовили комиссии уральцы? Почти одновременно с остановкой самолета подъехал трап к их первому салону и в открытом люке показался знакомый им по расследованию катастрофы в Первоуральске замполит авиаотряда  Александр Сергеевич, который пошел на повышение в замполиты Уральского управления. Он поздоровался и пригласил Лукина с Теймуразовым в машину. Они приняли решение проехать сразу на место происшествия.
   Замполит опять был задействован на аварийно-спасательных работах. Они только весной передали материалы в прокуратуру по окончанию расследования авиакатастрофы в Первоуральске, и он привозил материалы в Москву.
    - В два часа ночи по местному времени самолет Як-42 из Волгограда заходил на посадку ночью и попал в низкую облачность, шел дождь, и видимость была плохая. Пока предварительно установлено, что экипаж принял решение идти на посадку и намеренно отклонился от схемы захода на посадку, поэтому ему пришлось доворачивать и нырять под глиссаду, а при этом увеличилась вертикальная скорость. Решение об уходе на второй круг было принято с опозданием, и самолет, задев деревья, полутора километра не долетев до торца ВПП, рухнул на землю, прокатившись по пашне сотни метров. От падения самолет развалился на две части по 7 и 8 рядам кресел. Нос самолета зарылся в землю. Погиб бортинженер и три пассажира, ранены более тридцати пассажиров, - доложил замполит.
   - Виктор Павлович, у нас Александр Сергеевич стал уже опытным расследователем, и после его доклады мы можем возвращаться в Москву. Только хотелось бы услышать от него, как проводились аварийно-спасательные работы, которыми он руководит? – спросил Теймуразов.
   - Все раненые эвакуированы в больницы. Им оказана медицинская помощь. Вроде бы все успели во время, - сказал Александр Сергеевич.
   - Виктор Павлович, Вам придется опросить пассажиров в больнице по обстоятельствам катастрофы, а заодно задайте им вопросы по своевременному оказанию им медицинской помощи и эвакуации, - сказал Рудольф.
   - Хорошо, Рудольф Амбарцумович.
     Первые шаги по осмотру места происшествия стало ясно, что она схожа с катастрофой в Красноводске  с самолетом Ту-154. Аварийно-спасательные работы начались сразу после обнаружения самолета, но в шесть часов утра, то есть через четыре часа, потому были вопросы к руководству аэропорта и аварийно-спасательной службе. Обнаружили «черный ящик» и сразу отправили его в Москву на расшифровку в лабораторию Госавианадзора СССР, которой руководил Владимир Кофман. Кстати, он тоже был 13 октября 1972 года в составе комиссии по расследованию катастрофы Ил-62.
Летная подкомиссия приступила вместе с группой управления воздушным движением к расшифровке бортового самописца, а Лукин вместе с замполитом поехал по больницам опрашивать пассажиров. Он специально прогласил с собой Александра Сергеевича, чтобы тот сам слышал из первых уст оценку действий спасателей. Они понимали, что лучшими свидетелями катастрофы были средства объективного контроля, но показания свидетелей тоже нельзя было списывать со счетов. Один из свидетелей летел с женой и выдал оценку действиям экипажа при посадке, а потом вспомнил нехорошим словом спасателей. Хорошо, что шел проливной дождь, и самолет не взорвался.
    - Вы можете рассказать, как проходил полет? - спросил Лукин пассажира Куликова и приготовил ручку записывать его показания.
 - Самолет заходил на посадку, пробиваясь через  низкую облачность. Вскоре  появились редкие огни населенного пункта. Около двух часов ночи по местному времени самолет убавил обороты двигателя, как обычно бывает при посадке и мы ждали касания посадочной полосы, но потом  двигатели резко взревели  и самолет накренился вправо. Я подумал, что летчик сумасшедший, на такой высоте и такие повороты.  Потом в секунды самолет рухнул вниз и ударился о землю. Кто-то высказался матом, что летчик пьяный. Это правда? - спросил свидетель Куликов. Его распирало от справедливого возмущения за совершенную катастрофу.
    - Нет, конечно. За штурвалом был опытный пилот-инструктор. Усталость у него была, но не пьяный. А, что было дальше?
    - Все как в тумане.  Сильно трясло. На нас что-то падало. Мы с женой пригнули головы к коленям, как когда-то видели в кино в таких случаях. Потом началась паника, но вмешались военные летчики, которые сидели сзади. Они и спасали пассажиров через аварийные люки. Всех пассажиров отвели в лес на безопасное расстояние от самолета. Вокруг пахло топливом.    Самолет лежал сломанным поломал буквой "Г".  Не было заднего входного люка и 7 и 8 рядов пассажирских кресел в месте разлома. Что с этими пассажирами?
     - Трое погибли и многие получили серьезные ранения, - сказал Лукин.
     - Помню, как бегал летчик и орал, чтобы не подходили к самолету, так как он может взорваться, - продолжил свидетель, - в крыле оставалось две тонны керосина, а под хвостом самолета появилось пламя. Недалеко светились огни какой-то деревушки, но мы терпеливо ждали спасательных служб аэропорта и скорой медпомощи, так как упали в километре от аэропорта, но  первая машина скорой помощи  приехала в 6 утра, то есть через четыре часа, а нас вывезли еще позже. Так, что если бы не дождь, то неизвестно, что с нами было бы.
    Вот так один пассажир дал четкую оценку действиям экипажа при посадке и аварийно-спасательным службам на земле, и Лукину нечем было ему возразить. Все именно так и было.
    Они прошли в женскую палату, где находилась пассажирка Наташа Смирнова с трещиной ребра и ушибами, которая согласилась дать показания.
   - Бортпроводница объявила о посадке, и я пристегнула ремни. Самолёт пробивался через низкую облачность на малых оборотах двигателя, а потом вышел из облаков и на земле показались огни деревни. После я ждала приземления, но резко взревели моторы, самолёт накренился вправо и резко рухнул вниз. Я сидела у окошка, в котором все мелькало, и сверху посыпались вещи на голову. Потом резкий удар в бок и тишина, а через пару секунд завизжали женщины, но на них прикрикнули мужики. Я обернулась, это были военные лётчики. Они и руководили высадкой пассажиров через аварийные люки. Накрапывал дождик и  все пассажиры собрались в лесочке недалеко от самолёта. Всё вокруг пахло керосином, с нашей стороны, где мы сидели, сорвало мотор, и он валялся метров в 100 от самолёта, а под его хвостом слегка горело. Пилот орал, что сейчас всё взорвётся, он вылез через маленькую форточку.
   - Наташа, а когда Вас доставили в больницу? – спросил Лукин.
   - Утром газеты написали, что помощь пришла через 45 минут, так как упали в 1,5 км от аэропорта, а мы упали в 2 ночи, первая машина приехала в 6 утра, а нас вывезли в больницу около 7 утра. Прокуратур сказал, что нам повезло, так как в крыле было 2 тонны керосина, и был дождик, но в 200 метрах от нас дачи, а там электричество.
   - Наташа, спасибо за помощь, выздоравливайте, - сказал Лукин, - пойдемте Александр Сергеевич, буду вас опрашивать с пристрастием.
   - А можно откупиться хорошим обедом? - улыбнулся замполит, - ведь к первоначальным аварийно-спасательным работам я не имел отношения.
   - Хорошо, когда руководитель ловит на лету, где могут его достать, - засмеялся Лукин, - поехали за Председателем, он тоже только чашку кофе выпил рано утром в депутатской комнате.
    Теймуразов предложил послушать на заседании комиссии членов летной подкомиссии, а обед перенести на ужин, когда можно будет немного расслабиться.
Председатель летной подкомиссии Александр Николаевич, прилетевший вместе с ними из Госавианадзора, обстоятельно доложил о полете:
   - Самолет Як-42 вылетел из Волгограда и после набора высоты занял эшелон 9100 метров, после чего без происшествий долетел до воздушной зоны свердловского аэропорта Кольцово. На всём маршруте самолет пилотировал пилот-инструктор Азаров, проверяющий из их 231 лётного отряда. Он самостоятельно записал себя в план-наряд на полёт, хотя предыдущей ночью он также совершал ночной рейс, после чего отдыхал всего 10 часов. На борту самолета были 124 пассажира. В 140 километрах от аэропорта Кольцово экипаж приступил к снижению. В Свердловске была ночь и шёл дождь. Небо полностью закрывали слоисто-кучевые облака с нижней границей 150 метров, и видимость составляла 4000 метров. В 65 километрах от аэропорта экипаж связался с диспетчером подхода, который дал разрешение снижаться до высоты 1800 метров к четвёртому развороту. Чтобы выйти к данному развороту на указанной высоте, самолёт должен был снижаться с вертикальной скоростью 15 метров в секунду. Однако на той высоте был сильный попутный ветер и обледенение, которые не позволяли выдерживать скорость снижения. Командир принял решение отвернуть влево, чтобы растянуть манёвр снижения. Диспетчер же не стал исправлять данное изменение траектории самолёта. Як-42 оказался в 8 километрах правее линии посадки на высоте 3700 метров, когда расчётной была 1800 метров. На высоте 3000 метров экипаж соврал диспетчеру, что находится на высоте 1800 метров, чтобы осуществить посадку с первого захода, и  получил разрешение диспетчера на осуществление правого разворота и снижение до высоты 600 метров и переходить на связь с диспетчером посадки. На установленном рубеже экипаж не стал выпускать закрылки на 20° и шасси, в результате чего в 12 километрах от полосы приборная скорость составляла 490 км/ч, вместо установленной 360 км/ч, а сам авиалайнер находился вне схемы посадки в 1200 метрах левее линии посадки. Для выхода на линию посадки, диспетчер дал указание установить курс 100°, что экипаж подтвердил и начал выполнять правый доворот. За 7 километров от полосы и в 200 метрах левее глиссады экипаж только начал выпускать закрылки на 20°, при этом снижаясь с вертикальной скоростью 8 м/с, а двигатели работали в режиме полётного малого газа. Авиалайнер пересёк посадочную глиссаду по высоте и теперь находился под ней, при этом из-за турбулентности экипаж периодически чрезмерно отклонял руль высоты то вверх, то вниз. Траверз дальнего радиомаяка был пройден на 200 метров левее глиссады и выше её, поэтому диспетчер дал указание: «351, дальний, пересекли посадочный, левее посадочного 70, курс 92». Самолёт снижался с высокой вертикальной скоростью, находясь в непосадочном положении ниже глиссад и в 270 метрах левее ее. Сработала сигнализация опасного сближения с землёй и сигнализация высоты принятия решения. В таких условиях требовалось уходить на второй круг, но экипаж продолжил заход, хотя самолёт имел значительный крен и боковое уклонение. В 3250 метрах от торца полосы высота полёта составляла 150 метров, а уклонение влево 250 метров, экипаж доложил диспетчеру, что готов к посадке. Тогда диспетчер передал: «Посадка дополнительно, курс 94, удаление 2,5, левее посадочного 100, ниже глиссады 25, уменьшите снижение». Экипаж подтвердил получение информации и снизился до 80 метров, когда командир увидел внешние ориентиры и понял, что самолёт находится в непосадочном положении, в связи с чем потянул штурвал «на себя», снизив вертикальную скорость до 2,5 м/с, а также совершил крутой поворот вправо на посадочный курс, когда диспетчер передал: «Без снижения следовать». Як-42 был в 60 метрах над землёй, и в этот момент уже вторично сработала та же сигнализация. Бортинженер успел сказать: «Уходим, командир». Командир потянул штурвал «на себя» до упора, а двигатели были переведены на взлётный режим, но высокая скорость снижения и малая высота не позволили избежать катастрофы.
   - Из Москвы звонил Кофман, они предварительно посмотрели пленку МСРП. Все параметры полета были в норме, и к технике претензий нет. Лаборатория выдаст официальное заключение через два дня, а пока они подтверждают выводы летчиков, - сказал Теймуразов, - Верховцев, что у нас с отчетом аварийно-спасательных работ?
   -  Были сложности с поиском самолета. Его обнаружили через четыре часа после падения, но потом все провели хорошо. Сейчас члены подкомиссии занимаются компенсацией утраченного багажа и личных вещей пассажиров. Работаем со страховой компанией. Отчет подкомиссии будет через три дня, - доложил замполит Верховцев.
   - Лукин, как прошел опрос пассажиров? – спросил Теймуразов.
   - Они рассказали о последних минутах полета и спасательных работах. Объяснения я передал в летную подкомиссию, - сказал Лукин.
   Верховцев предложил пройти в летную столовую, где был накрыт стол. За барной стойкой в столовой ловко управлялась с пивом и спиртными напитками стройная, симпатичная брюнетка Нина с хвостом волос, которым она вертела в разные стороны. Она подошла к столу комиссии и сверкая раскосыми карими глазами с поволокой выяснила у Лукина и Теймуразова, чем их разогреть на ужин. Виктор понял, что то были проделками замполита и отнесся к ее любезности с улыбкой.
    На следующий день Лукину снова проехали по ушам специалисты из авиакосмической медицины. Они вероятно поняли, что кроме Лукина у них нет собеседников. Было понятно, что снова причиной катастрофы стал человеческий фактор. Пилот-инструктор не имел достаточного отдыха перед вылетом. Медики опять вспомнили катастрофы в Армении, увязывая существование аномальных поясов и зон в тропосфере Земли, которые возбуждают кратковременные атмосферные вихри. Вот они и могут оказывать влияние на приборы и состояние экипажа, особенно на этапах снижения самолета при посадке. Командир неожиданно оказался под глиссадой и столкнулся с землей, а приборы в кабине показывали достаточный запас высоты. Деревья он зацепил на высоте двадцать метров, и они не оказали сильного влияния на падение. Была просадка самолета с увеличением вертикальной скорости. Давно уже пилоты говорили, что не надо на посадке раскачивать самолет рулем. Если бросить рули и убрать обороты двигателя, то планер сам сядет нормально, а когда начинают искать глиссаду, то рули на себя, то от себя, то оборотов прибавят, а в конце включает взлетный режим двигателям, вот и получается просадка.
    Наука о гравитационном поле Земли, конечно, интересна, но невозможно это явление пощупать или хотя бы измерить и зафиксировать, потому она остается на уровне гипотезы или фантастики, во всяком случае, на данный момент. Исследования требуют больших капиталовложений, которые улетают в стране и без воздействия атмосферных вихрей. Конечно же, пилоты не самоубийцы, но комплекс ошибок при посадке, их усталость являются причинами катастроф. Возможно, и отрицательная энергия Земли в некоторых местностях действует на их сознание, но ученые могут только предполагать.
    Однако комиссией Госавианадзора во время расследования были выданы рекомендации по внесению изменений конструкции самолета, и почти на два года была приостановлена эксплуатация всего парка Як-42. Хоть в какой-то сфере деятельности в стране Советов еще существовал здравый смысл. Руководство страны заботилось о безопасности полетов.
   Работа комиссии шла вокруг установленной причины катастрофы, и оставалось провести исследования и оформить документы. Замполит Александр Сергеевич предложил провести в выходные экскурсии, и сам вызвался быть гидом для комиссии.
   - Решил реабилитироваться за аварийные службы аэропорта, что не могли четыре часа собраться ночью и найти самолет в километре от ВПП? - улыбнулся Лукин.
   - То было самым трудным. Самолет пропал с экрана, и хорошо, что не было пожара, а удар никто не слышал. Вот и получились четыре часа, - развел руками Верховцев.
    - Да, ничего я так. Комиссия уже дала оценку "удовлетворительно" по работе АСР и выше не будет.
   - Если согласны, то в субботу на выбор экскурсии в Первоуральск к памятнику, разделяющему Европу и Азию или в Невьянск, там башня, как Пизанская, а можно в баню на Урал-золото.
   - А, можно утром на экскурсию, а потом в баню? - уточнил Лукин.
   - Хорошо, я согласую с их руководством. Мне только надо знать, сколько будет народа, чтобы машину или автобус заказать.
   - Я думаю, на комиссию хватит микроавтобуса.
   - Так и решим.
   Лукин отозвал Александр Сергеевича в сторону.
   - Александр Сергеевич, я получил новую квартиру, и вроде бы все вопросы решил по обстановке, а вот с люстрами ничего не получилось. Я знаю, ты мужик хозяйственный, может, поможешь?
   - Есть один вариант. На оборонном заводе, это как раз в сторону Невьянска делают сказочные люстры. Одну такую они Борису Ельцину подарили. Они сделаны из литья под черненое серебро, шесть рожков из хрусталя и отделка малахитом, такие же у них и бра.
   - Ну, это, наверное, дорого?
   - Совсем нет. Цены у них, можно сказать, условные, по двести рублей люстра и пятьдесят бра. Конечно же, это стоит, наверное, дороже, но эти изделия идут только в подарки гостям Урала, поэтому цена их чисто символическая. Тебе нужно в одну комнату или две? - спросил Верховцев.
   - Лучше в две сразу.
   - Там у них еще есть с камнем змеевиком и яшмой розовой другого вида. В общем, решим этот вопрос.
     Вечером Лукин подошел к Председателю комиссии, и они прошли выпить по чашке кофе к Нине в бар. Конечно, чашкой кофе они не обошлись, а почему бы и нет из рук симпатичной барменши. Теймуразов отказался от бани и экскурсии в Первоуральск, собираясь поработать в субботу с документами подкомиссий в своем номере, который рядом с баром Нины.
   Утром они подъехали к горе Березовая Первоуральска. Александр Сергеевич приступил к своим обязанностям, как замполит и экскурсовод:
   - В этом месте сто пятьдесят лет назад произвели барометрические измерения и установили, что гора Березовая находится на высшей точке Сибирского тракта от Перми до Свердловска. Здесь пролегает водораздельная линия между бассейнами Волги и Оби, так называемая граница Европы и Азии. Географический знак представляет собой стену из красного мрамора. Вот здесь можно постоять одной ногой в Европе, а другой в Азии. Горы Урала возникли в результате схождения двух тектонических платформ Европы и Азии, и остались как шрам на Земле в виде гор с Севера на Юг, поэтому это не выдуманная линия, а реальная граница между двумя материками. В царское время здесь был установлен на стеле золоченый двуглавый орел с повернутыми головами в стороны Европы и Азии. Так раньше и толковали, что Российская империя имела две части света, соединенные общим телом орла, а головы повернуты к обеим частям. А, после революции его разрушили и поставили просто стелу. Первый памятник был из белого мрамора и смотрелся побогаче с золочением.
"Вот замполит дает", – подумал Виктор.
  После обеда их ждала баня, поэтому они обошлись легким перекусом с чаем и кофе. У летчиков всегда полный порядок на борту, даже на микроавтобусе, дежурные сто грамм коньяка или водки и сухой паек с горячими блюдами в фольге.
   В бане "Уралзолото" была своя история ее создания, которую поведал замполит.
   - Во время строительства метро в Свердловске были обнаружены залежи белого мрамора и по качеству лучше бразильского. Да, еще в нем оказались прожилки золота. Вот одну плиту строители отшлифовали и вмазали в стену этой бани, на память. Вот видите, как сверкает тонкая жилка золота.
   На стене, как на картине сверкала золотая жила, на фоне белого мрамора. Баня была в здании Объединения "Уралзолото", поэтому под ее охраной. Видел Лукин много бань, в том числе у "новых русских", но с уральской баней, и рядом ни одна не могла встать, ни по пару, здесь были две парные и русская и финская, ни по обстановке, которую украшал соответствующий стол.
   - Да, Александр Сергеевич, удивляешь нас каждый день и по несколько раз.
   - Это не я, это мои друзья. Урал богатейший край и никогда не уступал Москве со времен Демидова. Вот завтра поедем в Невьянск, увидите, где Демидов изготовил вторую государственную казну и поболее царской.
   Больше всего Лукину хотелось побывать в Невьянске, который входил в одну структуру Демидовских металлургических заводов вместе с Нижней и Верхней Салдой, где отбывали ссылку дед Алексей Михайлович с отцом Лукина и другими детьми. Раньше в Невьянской падающей башне, которая входила в состав оборонного завода, собирались авиационные бомбы, и совсем недавно стало возможно посмотреть ее изнутри. Подниматься на смотровую площадку не рекомендовали из-за ветхости лестницы, но музей      - Демидова показали и затопленный подвал, где чеканили золотые монеты. Когда приехала комиссия от царицы с проверкой, то открыли шлюзы и затопили подвал вместе с рабочими. Вот уж точно убрали "концы в воду". В наше время спускались туда водолазы, но так ничего и не нашли. Как можно эти помещения отгородить от поступающей из реки воды, и откачать ее? Так до сих пор остается тайной производство золотых и серебряных монет. Царице докладывали, что их невозможно было отличить от монет, сделанных на Монетном дворе.
   В Москву Лукин вернулся с хрустальными люстрами, отделанными малахитом. Его квартира никогда так уютно не выглядела. Он и сам удивлялся своему напору по жизни, как будто бы до встречи с Олесей он брел в полудреме, и только сейчас в нем открылись новые потенциалы жизнеобеспечения. Недаром он осваивал программу выживаемости, правда, не полный курс, так как не относился к спецназу, а тем более к отряду космонавтов, но со многими из них общался, и Федерация космонавтики наградила его сначала медалью имени Гагарина, а потом имени Пилюгина за успехи в совместных мероприятиях в рамках той программы.
   В выходные дни Лукин мотнулся на дачу, вернее, на стройплощадку. Скоро полетят "белые мухи", и перед зимой надо все убрать в дом и подвал. А, дом вырисовывался серьезный. Жаль, что ему не довелось увидеть дом его деда в Лукино. Дед рассказывал, что там были подвалы, где возделывали и хранили кожи, а кроме того была маслобойня, откуда выкатывал головки сыра, схожего со швейцарским. В соседнем селе Токарево варил сыры настоящий мастер этого дела, которого выписал из Швейцарии отставной сержант лейб-гвардии Глеб, а дед позаимствовал у него рецепт. Их семья валяла валенки и выращивала фуражное зерно и лен.
   «Надо все-таки съездить туда, посмотреть хоть на остатки фундаментов, если они остались»,- подумал Лукин.
   Сначала голытьба все растащила вместе с Вяземским ОГПУ, а потом воевали в том месте почти два года. Деревня Лукино оказалось в центре Ржевско-Вяземского рубежа, и много раз переходила от немцев к нашим войскам, а потом наоборот. Эти наступления сопровождались артподготовкой и бомбардировкой, а потом шли танки. Что там могло остаться после такого ада?
    Мимо его дачного строения проехали колхозные лесозаготовители и притормозили. Это была бригада местных строителей из колхоза, которых он называл "синяками", потому что с их лиц не сходили "тени" в виде синяков, то ли от драк, то ли от падений по пьянке.
   - Хозяин, мокренького нет? - спросил Василий.
   - А, у вас, наверное, ко мне есть предложения по строительству? Вам же председатель запретил со мной общаться, - сказал Лукин.
   - Да, пошел он. Пусть лучше зарплату вовремя начисляет. Горбимся за копейки. Мы лес заготавливаем для колхозной лесопилки. Официально нам разрешили.
   - Так у вас можно будет доску и брус заказать? - заинтересовался Лукин.
   - Нет, этого не будет. Какой кругляк попадет на лесопилку, оттуда уже и на дрова обрезки не возьмешь, а вот здесь в лесу мы можем тебе лесу накатать в подвал и везти никуда не надо. Мы его трактором до тебя затащим, - предложил Николай.
   - Сколько будет стоить? - спросил Лукин.
   - Сам знаешь, мы много не берем. Так выпить, да закусить.
   - Вот у меня с собой четыре бутылки водки, а остальное деньгами пойдет? - предложил Лукин.
   - Водка пойдет, а у тебя нет твоей самодельной. Мужики ее больше любят. Чистая и убойная сила у нее с водкой несравнима, - улыбнулся Василий.
   - Ну, хорошо, пару банок трехлитровых привезу, только скажите когда? -  согласился Лукин.
   - Давай ключи от подвала, мы на неделе все сделаем, что никто не увидит. Тебе, какой лес нужен? - спросил Василий.
  - На стропила и на половые лаги.
   - И все? Давай мы тебе на баню шесть на шесть напилим, а по весне мастера срубят баню.
   - Ну, давайте, если сможете.
   - Да, у нас уже почти на баню напилено, мы немного в стороне ее сложили, вот покупателя не было.
   «Россию не переделать,- подумал Лукин,- если не платят зарплату, то украдут, но выпьют».
 Его не очень щекотала совесть, что он приобретает украденный лес, который еще не был учтен в колхозе, а в лесу этих бревен много.
   Лукин промолчал о цене бани, и они ничего не сказали. Неужели за самогон? Так оно и получилось. К следующим выходным его подвал десять на десять был завален сосновыми бревнами. Он понимал, что ему придется купить небольшой сруб бани, а потом расширить ее этими бревнами.
   - Ну, как хозяин хватит? - они открыли двери подвала. Бревна лежали до потолка подвала.
   - Мужики, вот две банки с хорошей очисткой и что я еще должен?
   - Дай рублей пятьдесят на закуску?
   - Нет вопросов. Вот еще шматок сала с чесночком, - Виктор достал кусок сала килограмма на три.
   - Тогда нам и в магазине делать нечего, мужики наливайте, - распорядился Василий.
    Они расположились на углу цокольного этажа и приступили уничтожать "мокрую" валюту, а он поехал домой. Неужели в стране мало леса, и нельзя было напилить бруса и досок, чтобы народ не бегал по помойкам, собирая ящики из-под водки, используя дощечки, как стройматериалы. Лукин тоже первое время ездил на Тубный завод, рядом с фабрикой "Свобода", где знал все руководство. На этот завод поставляли немцы оборудование в деревянных ящиках из струганных досок длиной от двух до четырех метров. Так там была целая очередь за этими досками с гвоздями. Кстати немецкие гнутые гвозди гораздо лучше наших, которых тоже купить было невозможно. И, наверняка, немцы делали доски из нашего леса, который гнали за границу кругляком за копейки. Это еще одна из причин развала нашей экономики. Что мы сами в России не могли попилить бревна на доски?  России практически живет в лесу, а пиломатериалы купить невозможно. Да что там бревна и самогон?  В СССР такое творилось…
   Один лысый государственный деятель Никита Хрущев пообещал народу, что народы СССР в 1980 году будут жить при коммунизме и некоторые граждане еще не потеряли надежду попользоваться халявой в изобилии. Ну, что поделаешь: «Ну, не шмогла». У Никиты была отмазка, его через год после обещания отстранили от власти. А другой деятель с темной отметиной на лысине Миша Горбачев 22 января 1991 года сделал более решительный шаг к коммунистическому распределению товаров, а заодно и денег. Станок по изготовлению денежных купюр молотил в СССР круглосуточно, а покупать было нечего на те деньги, потому у народа скопилось много денюшек. Увеличить выпуск продукции было невозможно. И  Президент СССР Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты. Но обмен в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а  зачитали его Указ в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. В три дня разрешалось обменять до 1 тысячи рублей, а снять наличность в Сбербанке до 500 р. Гражданам необходимо было доказать, откуда у них взялась сумма свыше 1 тысячи рублей. У Лукина зарплата была 900 рублей в месяц и обмен был без проблем, но около десяти тысяч лежало на сберкнижке, которые просто «прогорели» и превратились в десять рублей на покупку десяти коробок спичек.
   Даже в фантастическом фильме невозможно представить, что в США пришло какому-нибудь деятелю идея отменить 50 и 100 долларовые купюры
и обменивать их до тысячи долларов, а все сбережения граждан обесценить в тысячу раз. Власти продержались бы ровно столько, сколько данная  информация дошла бы до масс. А в СССР народ безропотно выстроился в очередь на обмен своих кровных, зная, что по истечении трех дней они и этих копеек не получат. Многие ворчали в очередях по поводу очередного «кидалова» народа, но то был чистой воды грабеж в отношении народа СССР с применением насилия государственного аппарата и народ был бессилен что-либо противопоставить грабителям от власти.
   Пока бессилен, но в массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в бунты против власти, которая не в состоянии накормить и обеспечить товарами первой необходимости. И до такого состояния народ доводили ни бездари у власти, а специальные темные силы, которые задумали бунт, чтобы в мутной воде создать себе блага из государственных несметных богатств. Полуголодный народ специально дразнили «шоковой терапией», ставя на грань выживаемости, и наступивший 1991 год не предвещал ничего хорошего народам Союза ССР. Невидимая темная сила затягивала полуголодный народ к краю пропасти.
   Не понимали государственные деятели, что ненормально было смотреть на унижение народа одной шестой части суши земного шара, стоящего в нескончаемых очередях за бутылкой алкоголя. Не было в тех очередях горьких алкоголиков, те давно перешли на  суррогаты и по-тихому спивались от «аптеки» и одеколона. Дефицит был во всем и народ уже не хотел зрелищ, ему бы хлеба. А вскоре все так же без предварительного объявления в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Такой шаг Горбачева привел к полной утрате доверия населения. Таким грабежам даже не было оценки в уголовном кодексе. Сначала отняли сбережения у народа, а следом подняли цены в три раза на товары, который не дорожали все семьдесят лет Советской власти…
   Народ все чаще стали митинговать на площадях, требуя смены власти и не понимая, что те, кто выводил их на улицу, очистили их карманы и опустошили прилавки магазинов с провокационной целью, чтобы взбудоражить народ. Вскоре показали по телевизору пустые прилавки магазинов все с той же целью. Лукин не ходил на митинги, ему было некогда, да и многое он знал о провокациях. Как можно было народ оставить без продуктов? Такое в истории уже случалось, и теперь она просто повторилась. Остановили эшелоны и фуры с продовольствием на подходе к столице и крупным городам, а продукты из магазинов торгаши разнесли по своим дачам и гаражам. Остальное смел народ и прилавки стали пустыми, а при такой ситуации трудно было создать запасы продуктов, которые тут же разбирались впрок.
   Не знал народ на митингах, что некоторые руководители КПСС и комсомолом уже расписали между собой все имущество СССР, которое создавалось митингующими гражданами в течение 70 лет Советской власти. И никто не собирался делиться с народом этими благами. Будущие руководители страной расписали между собой добычу нефти, газа, золота, черной и цветной металлургии и всего остального, которое создавалось народом за нищенскую зарплату под обещания, что они скоро будут жить при коммунизме. Теперь на митингах обещания звучали, что народ в России будет жить лучше, чем в Европе. Такое могло бы произойти, если бы не жулики у власти, которым осталось с помощью народа свергнуть власть, а все богатства, созданные народом за годы Советской власти, они уже расписали между собой. Что-то в стране напоминало Лукину события октября 1917 года, когда у его обоих дедов отняли все, потому они бунтовали и не были в восторге от той власти. Всем давно понятно, что не будет в СССР коммунизма и кучка жуликов решил прибрать к рукам все богатства страны.
   Но неужели в СССР не было силы, которая могла бы противостоять беспределу со стороны некоторых коммунистов и комсомольцев в основном еврейской национальности, которые такое сотворили с народом? Лукин знал, что есть в стране здравомыслящие руководители, которые готовили достойный отпор разграблению страны на фоне открытой борьбы двух медведей Ельцина и Горбачева. Было понятно, что двум медведям в одной берлоге не ужиться, но в борьбе за власть они меньше всего думали, что будет с великой страной, которая с каждым годом Перестройки  скатывалась все глубже в пропасть. Не было большим секретом, что в КГБ прорабатывался вопрос о введении в стране чрезвычайного положения. Еще в декабре 1989 года Председатель КГБ Крючков подал в ЦК КПСС записку «О создании в войсках КГБ СССР дивизии специального назначения» и Политбюро приняло решение передать 103-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию ВДВ и 75-ю мотострелковую дивизию из Закавказья в Комитет госбезопасности. Таких сил хватало удержать власть или совершить любой переворот в стране, потому подготовку ЧП и возглавил шеф КГБ, который опирался кроме того на руководство Минобороны, и на 46 генералов военно-промышленного комплекса. ВПК составлял 75% экономики страны и был крупнейшим землевладельцем, который не собирался делиться властью и собственностью. Силы более чем серьезные. Мозговым центром подготовки введения чрезвычайного положения была «райская группа», так в народе называли группу советников Минобороны, состоящую из отставных  маршалов и генералов армии. Заместителем Группы Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР  был Герой Советского Союза Шкадов Александр Николаевич, тесть Саши Лукина, брата Виктора. До того Шкадов служил заместителем Министра обороны по кадрам. Официально в маршальской группе он возглавил Всесоюзную редколлегию Книги Памяти павших в годы Великой Отечественной войны. Конечно, он не мог остаться в стороне от проработки введения чрезвычайного положения, но Шкадов мог согласиться и поддержать только те реформы, которые шли бы на благо всего народа и укрепляли нашу страну.
  15 февраля 1991 года Шкадов погиб. Он возвращался в свой кабинет после доклада Министру обороны Дмитрию Язову и на переходе улицы Знаменка Шкадов был сбит автомобилем под управлением кубинского дипломата.  Много таинственного было в его гибели, начиная с того, что он во время «Карибского кризиса» возглавлял группу военных специалистов на Кубе и создавал вооруженные силы Кубы, а сбили его на машине кубинского посла и водителя просто выслали на родину. Своей принципиальностью Шкадов был неудобен новым властям в стране. Дмитрий Язов несколько лет работал под руководством Ивана Шкадова в Главном управлении кадров и всегда тепло отзывался о его деловых и человеческих качествах. Самому же будущему министру обороны не всегда хватало лидерских качеств и природной мудрости, а Шкадов вступил в свой последний неравный бой с теми, кто мазал нашу Победу в Великой Отечественной войне черной краской. Официально он встречались с Язовым по вопросу создания Книги Памяти ВОВ. Никто не знает сути их беседы, но Язов в тот день вернулся в свой кабинет после доклада Горбачеву. Как мог попасть под машину человек такого уровня, прошедший три войны? И на переходе улицы от здания Министерства обороны СССР, где стоит постоянный пост сотрудников ГАИ, и дежурят военные из автомобильной инспекции. Кубинский дипломат сработал. Совпадение или кубинский террорист? Если в его гибели были замешаны спецслужбы СССР или Кубы, то «концов» не найти. Те работают чисто. Они не могли допустить в том деле неустановленную машину, скрывшуюся с места происшествия. И кубинский дипломат подходил для этого, как нельзя кстати. Совершил свое поганое дело и улетел на Кубу. Сорок четыре года назад и ранее особо не мудрили, когда надо было «убрать» руководство Красной Армии или членов Правительства.
   В стране и ранее случались загадочные автокатастрофы с видными государственными деятелями. Во времена Брежнева автомобиль члена Политбюро первого секретаря Компартии Белоруссии Машерова столкнулся с грузовиком, а на ближайшем Пленуме ЦК КПСС его должны были назначить на пост главы Советского правительства. И это осталось тайной со многими вопросами. Уходили скоропостижно и члены Политбюро, которых прочили в первые лица государства.
   В те дни Председатель КГБ проводил тайные совещания с министрами обороны и внутренних дел по вопросу введения чрезвычайного положения. Глава МВД Пуго неоднократно требовал собрать по этому поводу Верховный Совет, но Председатель Лукьянов отказывался. Пуго сказал, что он против введения чрезвычайного положения, если не будет решения в рамках закона, иначе ЧП будет чилийской хунтой.
В марте 1991 года состоялось первое официальное совещание под руководством Президент СССР Горбачёв   о введении в СССР чрезвычайного положения, и была создана комиссия во главе вице-Президента Янаева. В комиссию вошли все силовые министры и Павлов.


Рецензии