Баба Зося

    Мы соседи. За забором ее, засыпанный снегом, небольшой двор. Я сделал уроки и вышел на улицу поиграть. Баба Зося, увидев меня, стучит в окно и показывает жестами: «Зайди, зайди ко мне». В избе у бабы Зоси одно окно. Окно без форточки. На лето баба Зося отгибает гвоздики и вынимает форточное стекло. Сейчас зима и в доме у бабы Зоси холодно. Я тимуровец, взял над бабой Зосей добровольное шефство и сейчас в маленькой хате бабы Зоси, которая состоит всего из одной комнаты, затоплю печку. Баба Зося одинокая . Где-то в Польше есть родственники, которые пишут ей письма. На длинных конвертах красивые марки старинных городов с готическими зданиями. Баба Зося письма не читает и даже не распечатывает. Я спрашиваю:
- Почему вы не открываете письма?
- Я ведаю, што яны пішуць. Прабачэння просяць.
- За что?
- Есць за что.
У бабы Зоси уже неделю сильно болит голова, она в одежде лежит в постели.
- Почему вы не хотите вызвать врача?
- Ай, я не ведаю як его вызываць, - говорит баба Зося.
- Нужно позвонить по телефону.
- Гэта ж грошай напэўна стоиць?
- Две копейки.
- У мяне пенсия дзве капейки, - шутит баба Зося.
Я приношу из дома таблетки пирамидона. Баба Зося не умеет глотать таблетки, зубов у бабы Зоси нет. Она сосет большую таблетку беззубым ртом и запивает холодным сладким чаем.
- Горькая таблетка? – спрашиваю я.
- Ай, что мне тая твоя таблетка. Каб ты знал какую гадасць я у сваей жизни ела.
Ей становиться легче, она садится в постели и говорит:
- Давай з табой ругацца, піянер.
- На счет чего?
- Наконт багоў.
- Бога нет.
- А адкуль тады ўсё?
- Ниоткуда, само по себе.
- Само па сабе нічога не бывае. Усе адкуль небудзь бярэцца.
- Что берется?
- Напрыклад, адкуль мая галаўная боль.
- У вас давление.
- Давление, - смешно передразнивает она меня. Я табе раскажу пра гэтае дауленне . У сорак другім годзе да нас на двор прыйшлі бандыты.
- Какие бандиты? – спрашиваю я настороженно. Чувствую, что баба Зося скажет сейчас что-то, что может обрушить все мои представления об устройстве вселенной.
- Партызаны.
- Партизаны не бандиты!
- Не бандыты? Слухай далей. У пачатку яны прыйшлі да суседа і пачалі яго біць, таму што ён не мог ім нічога даць. І тады сусед распавёў ім, што мы хаваем ў хляве карову. А ў нас у сям'і ніводнага мужыка, нікога няма, хто б мог нас абараніць. Аднак ж мая дурная польская кроў. Я кінулася з імі лаяцца, і адзін ударыў мяне ў галаву стрэльбай. Я ўпала і праляжала два дня без памяці. Усе плакалі, думалі што памру. Але не памерла. Толькі з той пары ўвесь час баліць галава.
Огонь в печке разгорелся, в комнате стало тепло. Я, вспомнив о своей тимуровской миссии спрашиваю:
- Может вам нужно за продуктами в магазин сходить.
- Ды навошта мне гэтыя прадукты. Я тваёй таблеткай наелася, - смеется баба Зося. У нее хорошее чувство юмора.


Рецензии