Зелёный Шум Н. А. Некрасова

Есть ли в русской литературе такой поэт, которому  с Божией помощью удалось  бы кратко и простосердечно выразить сокровенную идею библейского завета, гармонично соединив в одно мудрость Екклезиаста и святого Евангелия, простоту духовных советов святых отцов и прозорливых старцев, сердечное наставление наших боголюбивых прабабушек и прадедушек? Да так, чтобы эта заветная идея  звучала как бы из уст Ветхого Деньми, ласково и нежно будто веянье весеннего ветерка? Чтобы проникала бы своим дыханьем в самое твоё сердце и предназначалась только для тебя как откровение, как подарок? Так, чтобы в ней не просто звучала, но чувствовалась отчая любовь к тебе в подаваемом добром совете?

Да возможно ли  такое? Думаю, что да, всё это можно почувствовать, если неспеша, очень внимательно прочитать  вслух четверостишие из стихотворения «Зелёный Шум» (1863) Николая Алексеевича Некрасова:

                "Люби,  покуда   л  ю  б  и  т  с  я,
                Терпи,  покуда   т  е  р  п  и  т  с  я,
                Прощай,  пока   п  р  о  щ  а  е  т  с  я,
                И  —  Бог   тебе  судья!"

Совет этот исходит из  глубины веков, пронизывая всего человека ласковым и добрым светом. Смысл этого четверостишия, ускользающий при беглом чтении, такой простой и вместе с тем такой глубокий. Быстротечная земная жизнь наша дана нам  чтобы любить, терпеть и прощать. Всё остальное второстепенно. Придёт время когда уже не сможем иметь под рукой этих драгоценных  даров: захотим,  возлюбив, потерпеть и простить, но время земное, данное для терпения и прощения, пройдёт. Как же тогда горько будет душе!
 
Поэтому торопись любить всем сердцем в этой жизни, пока ещё дана тебе возможность любить, терпи, скрепя сердце, в этой жизни, пока ещё дана тебе возможность терпеть, спеши прощать от всего сердца в этой жизни, пока ещё дана  тебе возможность прощать. Не давай второстепенному отнять у тебя эти  дары. Тогда и судьёю тебе будет милосердный Бог, Бог любящих, терпящих и прощающих, единственный, кто способен нас утешить.

Наконец, эти слова звучат как ответ на последние слова молитвы Оптиных старцев: "Господи, <...> научи меня <...> терпеть прощать и любить." Хочешь научиться, чадо, так

                "Люби,  покуда   л  ю  б  и  т  с  я..."*
                и т.д.

В одном четверостишии и память смертная, и мудрость Екклезиаста, и простота заповедей Христовых. Оно мелодично звучит, доходит до глубины сердца и в любой ситуации помогает сохранить в себе память Божию. А какая в нём лёгкость!   

------------------------------
* Кто-то скажет, а как же первая заповедь Христа: «Покайтесь!». Но покаяние как раз в том и заключается, чтобы любить, терпеть и прощать.


Рецензии