Кобах

 
Кобах - по-якутски заяц. Любит на него охотиться местное население - во время открытия осенней охоты на этого ушастого зверька. В осеннюю пору, когда еще снега долго не бывает - зайца часто приходится увидеть, совершенно белым - выскочившего из-под ног загонщика?
Сидит косой до конца облавы в своем укромном месте, затаившись - испытывая свои нервы. Весь белый, забившись куда-нибудь под поваленным деревом или в кустах, пока не наступишь на него? Во время охоты, деревенские жители - от мала до велика, выходят на массовый загон всем посёлком, в качестве загонщиков, выстроившись в длинную цепь - от берега реки. По ходу, рассредоточиваясь между собой в лесном массиве, исключив возможность зайцам, проскочить через такую своеобразную шумную ловушку? Идут не спеша, издавая всевозможный шум:  громко стуча в кастрюли, поднимая затаившихся зайцев, которые нехотя уходят подальше от загонщиков и, вынужденно нарываются под выстрелы затаившихся стрелков.
После первого загона, который всегда показывает: - Много - ли, скапливается этого зверька у берега реки, чтобы перебраться по будущему льду на другую сторону?
А пока река не замерзла, течение с шугой не позволяют им, массовую  миграцию? Поэтому, они сидят затаившись в лесу и, ждут своего часа.

Если убьют много зайцев, то охота продолжается до тех пор, пока на каждого участника, не получится - по 2-3 зайца. После чего, охота заканчивается быстро, и начинается делёжка трофеев. Раскиданных зайцев по кучкам на земле, каждый загонщик забирает свою долю - указанную отвернувшемуся охотником, который называет фамилию сельчанина, из участников загона.
- Кому? - спрашивает его старший руководитель охоты. Тогда тот, называет по имени своего односельчанина. И так, до последней кучки.
 - Справедливо и без обид. Такая, общедоступная массовая охота, нравится всем сельчанам, которые с незапамятных времен, промышляли зайца в своих местных урочищах.
Любят якуты побаловаться свежей зайчатиной, вспоминая и сравнивая прошлогодний сезон охоты на этого зверька. Они знают с детства, как готовить разделанное мясо, когда тушки ещё не остыли, которые варятся в одной большой посуде. Если сварить его не во-время, то кровь быстро остывает и тушка зайца твердеет. Поэтому мясо, становится не очень нежное и привлекательное? Такое варево, всегда пахнет неприятным специфическим запахом.
Я, всегда старался варить мясо быстро, когда зайчик, еще был тепленький. Но, ни всегда, получалось покушать свежее мясо? Частенько, приезжая с охоты, я постоянно раздавал по соседям, свои окоченевшие трофеи.

Бывает и другая на зайца охота? - Это, когда ночью на машине, высвечивают его на открытых огромных аласах (полянах), ручной фарой-искателем.
Такая охота, считается – браконьерской. Когда по осени, облетает с деревьев листва и заяц, боится любого шороха? Поэтому, выходит пастись на открытые лужайки ночью, - спасаясь от мнимых хищников в лесу?
На таких полянах, они спокойно щиплют нежную травку и отлично попадают в свет ослепляющего луча охотника.
Тогда стрелки, на полном ходу машины, отстреливают попавшихся в луч света этих особей из кузова, которых подбирают, и забрасывают в железную бочку. Конечно, не все так охотятся? Для такой ночной охоты, нужен человек, который хорошо знает местность, чтобы ночью не заплутать - переезжая с одного аласа, через перелески на другие поляны? И таким способом, охотятся до самого утра - пока в темноте пасутся зайцы.

Расскажу про такую, одну нашу браконьерскую охоту. Вчетвером, мы однажды поехали охотиться на бортовой машине - Зил-157, загрузив в кузов трехсот - литровую бочку без крышки, куда нужно будет скидывать свои трофеи. для того, чтобы кровью не замазать доски кузова - и самим не перемазаться? Поехали ближе, к деревне - Чаппанда, где были хорошие лесные поляны, которые мы, не очень хорошо знали. Так, пару раз, приходилось проезжать мимо озёр, охотясь на уток в этих местах. Поэтому, и запомнились эти обширные полевые угодья местности?
Приехали на место, ближе к темноте, затем стали обсуждать план ночной охоты. Особенно, обговаривали технику безопасности:
 - Как стрелять, и прочие моменты такой опасной ночной охоты, чтобы - не дай Бог, подстрелить друг – друга? 
Мне как водителю, отводилась несложная обязанность в этом азартном мероприятии. - Сиди, и знай себе рули вдоль кромки леса.
Свое заряженное ружье, я поставил между сиденьями. - Мало ли?
Вдруг понадобится?
Проехав на открытое место из леса, наши стрелки уже стояли в кузове - приготовившись к стрельбе.

Яркая фара, подключенная проводами к аккумулятору, высвечивала нашим охотником направление дороги. Заодно мне, показывала лучом света, куда нужно поворачивать, так как в темноте, было плохо ориентироваться с выключенными фарами?
Выехав на лесную кромку поляны - пользуясь только фарой-искателем, были засвеченные первые зайцы, которые моментально были убиты недалеко друг от друга. По такому определению, охота должна быть удачной! В тихую тёмную ночь, заяц рано пошёл из лесу, а яркий луч света, неожиданно ослеплял их.
Напуганные бедняги - не знали, в какую сторону убегать ослепленным? Чаще всего, зайцы бежали навстречу яркому свету и стрельба, иногда шла в непосредственной близости от радиатора моей машины? Я страшно боялся, что и мне в один момент продырявят радиатор, или мою голову в кабине?
Одного зайчишку, стрелки расстреляли прямо у левой подножки машины - угрожая в азартном порыве, прострелить крышу кабины, вместе со мной. Стреляли два стрелка, а другой ловил фарой зайцев. Этот безумный азарт, затмевал охотникам разум, который не даёт возможности, трезво думать о безопасности стрельбы?

Из-за опасности за свою жизнь, мне не раз приходилось останавливаться, чтобы поругать стрелков и просил их, быть немного осторожней. Они, виновато смеялись и уверяли меня, что более, они не будут нервировать и пугать меня выстрелами.
Но, моих матюгов хватало ненадолго. До тех пор, пока не начиналась стрельба? Незаметно, мы переезжали с одной поляны на другую, на которой зайцев, было еще больше! Как тут, домой уехать? Когда, от такой азартной охоты, совсем оторваться было невозможно?  После, состоявшейся удачной охоты, мне пришлось остановить машину, чтобы посоветоваться:
 - Как быть, и когда домой ехать? Зайцев настреляли, довольно много. Решили, проехать последний перелесок, - прострелять его и сразу же - домой!

Сказано - сделано! Идем на последний круг. А, где-то вдалеке, помимо нас - много браконьеров вели беспорядочную стрельбу в ночи. Но, далеко. Я ехал со смиренной душой, в предчувствии домашнего очага. - Как вдруг, засвеченные фарой два зайца, дали стрекача от машины. Я машинально прибавил газу и понёсся за ними на выстрел,  по-ближе? Но вдруг, неожиданно произошел ужасный случай, который не ожидал никто? Со всего маху, на большой скорости - правое переднее колесо машины, провалилось в старую заросшую могилу древнего захоронения, которые часто встречаются на полянах, - чуть ли, не на каждом шагу?  Сильный удар, пришелся по переднему колесу. Машина проваливается и подскакивая, вновь вылетает из ямы и, с такими же подскоками - проехали все задние колеса. Я, сильно ударяюсь и отлетаю от руля к пассажирской дверке, непроизвольно хватаясь - за все подряд, что нащупает рука пальцами?
- Вдруг, неожиданно происходит оглушительный выстрел в кабине, который сделал я из своего ружья, случайно зацепив курок пальцем? Срочно, глушу машину и с ужасом, чутко прислушиваюсь? Боюсь пошевелиться, но хочется узнать?
 - "Как там, на кузове мои стрелки?" - Все ли живы, или растерял я их по дороге?
Осторожно вылезаю из кабины, остерегаясь разъярённых охотников, которые могут запросто и пристрелить меня? Терять им, все равно уже нечего?
А, в ночи стоит гробовая тишина. Света от фары нет. Вокруг темень кромешная! Я, включил в кабине свет и спрашиваю:
- Вы все там живы?
На мой окрик, послышался смех стрелков и жалкий стон «прожекториста», который появился из кузова с кривой улыбкой на лице от боли - протягивая почему - то, мне два провода от фары:
- Забери свою фару! Больше я, охотиться не буду! - Плаксивым голосом, сказал он мне в лицо свою претензию.
 - Поубивать нас хочешь? Поедем домой. Я башку, сильно ударил.
От такого признания, я с облегчением мысленно успокоил себя. - "Спасибо" - думаю, что не прострелили меня?

Остальные охотники, терпя боль ушибленных частей своего тела, смеялись от души на всю округу, над нашим «прожектористом».
- «Хорошо, что все так мирно обошлось»? - с облегчением подумали все. А сам, про себя думаю:
- Если бы ружье выстрелило, как стояло направленное стволом на кузов? То возможно, кого-нибудь и зацепило бы зарядом?
Падая, оно от удара изменило траекторию выстрела, и теперь в потолке кабины - зияла приличная дыра, которую придётся мне, как-то заделывать? После чего, осмотрев тщательно машину, я с искалеченными охотниками, поехал домой. 

Охотиться, уже никому больше не хотелось, и зайцев было полно в нашей бочке.
Обдирать и разделывать, придётся нам не один час у реки, куда решили заехать.
Выезжая из лесной полосы - срезая дорогу напрямик, мы неожиданно упёрлись буфером в загороженный жердями, возникший откуда - то забор? При этом, высветив его светом фар, а рядом за ним - стоял милицейский «УАЗик»?
Неописуемый испуг, судорогой прошелся по моему телу от такой жуткой картины?
- «Что делать»? - Моментальная реакция скомандовала мне: - Надо срочно, рвать когти с этого места - куда-нибудь, в темный лес, чтобы там спрятаться!
Лихорадочно, включаю заднюю передачу, тушу свет и наугад - впотьмах покидаю неприятное для нас место встречи? При этом, включаю и гашу, на ходу мгновенно фары, чтобы разглядеть в темноте направление дороги?
 - Погоня!
Возможно менты, быстро разобрали загородку, и  погнались за нами? - Думал я с перепугу? При этом, высовываю голову из кабины и кричу своим охотникам, чтобы они срочно, выбрасывали зайцев в лес на ходу, как неопровержимые улики!
А сам, поглядываю в зеркало. Но погони, похоже – пока нет? Петляя по лесу, как тот заяц. Я заехал в приличный тупик, из которого возможно, больше машине, никогда не вылезти? Срочно заглушив движок машины, мы стали прислушиваться - напрягая в ночи слух.
Но каждый из нас, невольно слышал только бешеный стук своего сердца!
– «Как там дела с нашими хвостами»? – думали мы? Но пока, было все вокруг тихо? Высовываться пока не решились. Ждать решили утра, как рассветает. Пока, дождались рассвета, мы замерзли окончательно в этой неотапливаемой кабине.
Мотор долго не заводили, из соображения скрытности.
После вынужденной стоянки мы, должны спокойно отвертеться от ментов? Зайцев у нас нет! Бочку сбросили еще по дороге. Никаких улик с нами нет?
 - Поди, - докажи?
Промёрзнув до костей от холода, сидя неподвижно в кабине - обогреваясь лишь своими телами. Мы, наконец решили выезжать из этого лесного аппендикса на свет божий, на ходу придумали себе легенду. - На случай, если вдруг подловят нас менты? Наконец, машина ломая буфером кусты, медленно выбралась из чащи на дорогу, на которой, валялись наши белоснежные зайцы - испачканные кровью.
Рядом на обочине, лежит бочка с не выброшенными из нее зайцами? Ментов нигде не было?
- "Ну, дела"! - Может они сами «фарили»? – подумали мы. Только об этом, у них не спросишь?
Посмеялись мы тогда вволю, вспоминая вчерашнюю яму, и откуда-то, появившихся ментов? Конечно, в темноте от страха все лесом казалось? Хорошо, хоть никто не подобрал по дороге наших зайцев?
Собрали, тут же своих зайчишек, раскидали по кучкам и поделили - поровну.
 - Получилось - по 12 зайцев.

Потрошить и разделывать, поехали на Вилюй - реку, чтобы все потроха унесла река, подальше от места преступления. Впоследствии, все это «диетическое мясо», я раздавал по соседям, так как, его было много и оно, уже успело остыть. Такое мясо, я не мог есть - даже приготовленное по «супер» рецептам, из-за его - не очень приятного запаха. Зато, такая наша охота, надолго всем запомнилась?               
   


Рецензии