магарони часть первая

               
                М  А  Г  А  Р  О  Н И               
   (ч а с т ь    п е р в а я)

               
Дело было в гостеприимной Аджарии в конце жаркого
июля 1976 года.

В малюсенькой, но прекрасной, чуть-чуть отчужденной,
а, все равно дружелюбной, и, что бы там ни говорили про вино с
чачей и бесконечные тосты, трезвой Аджарии.

В Кобулети мы приехали не случайно, а по приглашению,
двумя машинами.

Мой друг с  17-летним пасынком и тестем в своей
однолетке ВАЗ 21-03 темносинего цвета и я, одиночка, в ВАЗ 21-06
того же цвета, неделя как из магазина по продаже автомобилей.
Сейчас говорят на западный манер - автосалон.

Тогда он только что открылся на  территории станции
техобслуживания на Варшавке, первой и единственной
современной в ту пору станции в Москве.

А до того на всю Москву был один автомагазин, в
облезлом одноэтажном домике позапрошлого века на углу
Бакунинской улицы и Гаврикова переулка.   

Магазин всегда пустовал, там не было ни машин, ни
запчастей к ним, а потому не было и  покупателей.

За исключением приезжих, они еще надеялись на
что-то, потому что дома у них было еще хуже.

Хотя хуже было некуда.

При социализме ходил такой анекдот.
Покупатель зашел в магазин и не нашел, как  всегда, на
прилавках икры, ни красной, ни черной.

Стал на официальную ногу и строго  спрашивает у
продавца:

-Почему у вас отсутствует в продаже икра?

В ответ продавец посоветовала ему подежурить до
закрытия магазина у прилавка для изучения покупательского спроса.

В конце рабочего дня спрашивает у страдальца :

-Ну, что, интересовался кто нибудь икрой ?

-Нет, никто не интересовался- откровенно ответил тот.

-Вот видите. Зачем же нам завозить в магазин икру, если
ею все равно никто не интересуется.

Современный автосалон тем и отличается от прежнего
автомагазина, что в первом каждый день ждут покупателя, а во
втором десятками лет ждали машины.

Правда, был еще в Южном речном порту комиссионный
магазин по купле-продаже подержанных автомобилей, вотчина
спекулянтов и жуликов.

В комиссионке было оживленно, потому что здесь почти
бесперебойно покупали и продавали.

Здесь родился термин -"кидала", "кинуть"-  обмануть.

В этот процесс были вовлечены все заинтересованные
стороны,  и покупатели, и продавцы, и работники торговой сети,
и милиция.

В ту пору машину покупали на всю жизнь.

А сейчас машину купить - что  за хлебом на угол сходить.

В моем случае машина была из первой партии шестерок
количеством в 20 штук на Москву ( а тогда это обозначало на весь
Советский Союз).

Досталась она мне по блату за мизерное вознаграждение
администратору торгового зала, который на моей открытке,
оповещавшей  о том, что подошла моя очередь платить за 
ВАЗ 21-03, по моей убедительной просьбе стоимостью 50 руб
одной зеленой купюрой, подложенной под открытку, написал
" В кассу. Принять оплату за ВАЗ 21-06".

Разница в одну цифру, но как дорого стоила эта цифра
для поклонника автомобиля, каким я уже стал к тому времени.

Надо сказать, что ко времени пуска автозавода в
Тольятти сложилась великолепная традиция, которая заключалась
в том, что ежегодно автолюбители могли радоваться новой модели.

При этом каждая следующая модель отличалась большей
мощностью, имела более современные формы кузова и
расширеннее набор прибамбасов, как говорили тогда.

К сожалению, качество падало от одной модели к другой
ощутимо.

Потому что уехали домой итальянцы и на конвейере,
первом автозаводском конвейере в стране, остались полными
хозяевами наши ребята. 

Но шестерку еще никто вживую даже в Москве не видел.

Поэтому во время стоянок, на заправках, ее обступали,
поглаживали пластмассовую оправу "очков" фар ближнего и
дальнего света.

Заглядывали в салон, нюхали в нем воздух, ощупывали
сиденья и коврики.

Спрашивали - это что за кнопка, а это что, а что это,
восхищались какими-то новыми приборами, просили поднять
крышку капота.

Я честно признавался, что еще сам ничего не знаю,
пока только обкатываю.

За Туапсе, при въезде, то ли, в Аше, то ли в Вишневую
балку нас тормознул пост ГАИ.

Трасса на этом участке дороги сложная, сплошные
серпантины, крутые тягуны и спуски.

Кто там бывал тот запомнил самый крутой, больше
180 градусов (в горизонтальной плоскости) и самый длинный
серпантин в районе Туапсе, который водители называли и сейчас,
кажется, называют "Тещин язык".

Мы были уверены, что нас остановили за какое-то
нарушение.

Водителей собралось человек десять.

И не удивительно, на такой трассе немудрено наломать
дров.

Но нет, оказывается, нам должны были прочесть лекцию
о правилах поведения за рулем  в городе-курорте Сочи.
 
Кстати, курить уже тогда в Сочи было разрешено только в
специально отведенных для этого местах и напрочь запрещено на
улице, в ресторанах, кафе, на пляже в черте города, на морском,
железнодорожном и автовокзалах.

Но лекция была сорвана самими организаторами.

Увидев незнакомую модель, гаишники забыли о своих
обязанностях , восхищенно, но сдежанно (представители власти,
как -никак)  зацокали языками на кавказский манер, захлопали
жезлами по голенищам начищенных сапог, как будто аплодировали.

Качали со стороны на сторону головами, переглядывались
многозначительно.

На этот процесс и ушли лекционные 15 минут и вся
кавалькада, пропустив меня вперед, устремилась к Сочи.

Кавказ и Средняя Азия со своими доходами и только потом
  Прибалтика имели особенное пристрастие к автомобилям.

Доставались им преимущественно хоженные машины,
естественно, только после московских владельцев.

Перепродавались и машины "в масле", абсолютно новые,
но это уже был откровенный криминал и сделка могла закончиться
уголовным делом, если продавец был случайным человеком, а не
профессионалом.   

Когда я через два года вынужден был спешно продать
её - я уезжал на работу в Алжир на несколько лет - покупателем
оказался узбек.

Он выглядел неказисто, рассказывал о своей
многочисленной и бедной семье.

Я его понимал, да и времени, чтобы торговаться у меня
не было.

В общем, как пришла, так и ушла моя шестерка, т.е. по
очень сносной для него цене.

После оформления и оплаты  я, как положено
гостеприимному человеку, за водителя по Москве.

Второй узбек, напарник покупателя, за стажера на сидении
рядом со мной.

Новый хозяин машины, развалившись на заднем сидении,
вынул из внутреннего кармана засаленного пиджака бутылку
пятизвездочного коньяка, сделал два нескупых глотка и сразу
признался, что работает в Ташкенте продавцом в автомагазине.
 
-Этот машинъ мине сам Бокъ послал.

Я понял, что совсем скоро моя синяя птица в стране бедных
дехкан и председателей колхозов-миллионеров чувствительно
подрастет в цене.

Не скрою, я не обрадовался за нее, но и не огорчился.



Через несколько дней я улетал в Африку, точнее в Алжир,
а еще точнее в Аннабу.

У меня не выходили из головы строки из "Милого друга"
Мопассана - "Алжир (это уже про столицу) город весь белый".


Ну, а пока моя машина еще при мне и я мчусь на Кавказ.

В  Кобулети мы прибыли ночью, часов в 11.

Кафе на площади, в котором хозяйничал пригласивший
нас к себе  Сулейман, было забито посетителями.

В основном это были загулявшие отдыхающие из России.

Местные практически не посещали такие заведения, хотя
бы потому что вино государственного розлива не употребляли, так
как знали всю подноготную его и, вообще, пользовали только
алкоголь собственного производства.

Да и съестным, надо сказать честно, брезговали.

И правильно делали.

С заведениями совсем с другой репутацией я познакомлю
вас чуть-чуть позже.

Здесь я должен сделать небольшое отступление для тех,
кто мог забыть школьную историю СССР.

Аджария, как почти все крохотные государства, довольно
значительный период своей истории была несамостоятельна.

В 1-ом веке н.э. она была христианской.

Затем находилась под римлянами, подвергалась
нашествию сельджуков и монголо-татар.

В 15-ом веке Аджария стала владением феодальной
фамилии Абашидзе.

С 16-го века Аджария оказалась в пределах Османской
империи и надолго была оторвана от Грузии.

После победы России в русско-турецкой войне 1877-78
годов решением Берлинского конгресса Аджария была передана
Российской империи.

С приобретением Грузией самостоятельности Аджария
вошла в ее состав с особым статусом.

А президентом стал Аслан Абашидзе, потомок той самой
феодальной фамилии.

Молодец князь, 500 лет ждал и дождался.

Но княжить ему пришлось совсем недолго.

С приходом к власти в Грузии Саакашвили он бежал в
Москву, где и пребывает до сих пор.

        продолжение:


         http://www.proza.ru/2019/03/23/1136


Рецензии