Расстрелянный на Большом озере

Автор: Ерлан МУСТАФИН, член Союза журналистов РК, член Международного союза писателей г. Каркаралинск
Вторая половина ХІХ века. Северное Прибалхашье. Как-то каркаралинский купец, горнопромышленник и меценат Халиулла Бекметев объезжал свои горнорудные прииски. Остановился он в близлежащем ауле. Возле одной из юрт увидел красивую, белолицую и статную казашку, которая молола в ступе пшеницу. Понравилась она ему. Расспросил о ней. Ею оказалась недавно овдовевшая Гайни Шонбайкызы. Муж ее Смаил погиб, упав с лошади, и она осталась с двумя малолетними детьми на руках. К тому времени Халиулла Хамитович был уже немолод, но детей у него не было, хотя он имел трех жен. Он посватался и привез Гайни в Каркаралинск с двумя детьми. Детей звали Жакыпбек и Рабига.

Волостной управитель
С приходом Гайни в большом доме Халиуллы Бекметева зазвучал детский смех. Гайни родила ему четверых сыновей и дочь. Детей назвали Махмут, Мухтар, Мугин, Мухсин и Гульнахар. Третья жена Халиуллы Хамитовича Биби-Фатима, как бы соревнуясь с токал, родила мужу троих детей – двоих сыновей и дочь, которых назвали Мажит, Масгут и Гульбахор.
Речь в этой статье пойдет о Жакыпбеке Смаилове, которого вместе с его сестрой Рабигой купец Халиулла Бекметев воспитал как родных и дал им образование.
По словам старожилов, Жакыпбек Смаилов из рода дадан тобыкты-аксак. Обучение он прошел в Казани, где получил профессию земского врача. Был очень образованным человеком, хорошо владел русским языком.
Повзрослевший Жакыпбек в Каркаралинске построил большой деревянный дом. Известные каркаралинские купцы собирались там и играли в шахматы, карты. Впоследствии этот дом прозвали «Нардом», в советское время здесь проводились собрания, разные мероприятия. В настоящее время дом снесен и на этом месте стоит макет Байтерека.
Чем же занимался Жакыпбек Смаилов? В Центральном государственном архиве Республики Казахстан мною обнаружен документ, из которого следует, что в 1911-м и 1913 гг. Жакыпбек Смаилов был присяжным заседателем по Каркаралинскому уезду. А с 14 декабря 1913 года он стал волостным управителем Котанбулакской волости Каркаралинского уезда (сейчас это территория Актогайского района Карагандинской области). Его заместителем был Шармен Жакаев. Чтобы было понятно читателю, скажу, что в одной волости было от 7 до 12 аулов. Население - 5000-8000 человек. Волостного избирали на три года.
После трех лет управления Котанбулакской волостью Жакыпбек Смаилов вновь избирается волостным управителем на следующие три года. Об этом свидетельствует документ из государственного архива Карагандинской области. В деле «Постановление и телеграммы Семипалатинского областного комиссара за 1917 год» читаем:
«Мы, нижеподписавшиеся Волостные управители, Старшины и Бии, в силу возложенных на нас обязанностей ручаемся на полное спокойствие и с теми, беспрекословное исполнение правительственных и административных распоряжений, безопасность всех проезжающих по делам службы должностных лиц, стражников, рассыльных и частных лиц, а также берем на себя обязанность препровождать в распоряжение Каркаралинского Исполнительного Комитета всех лиц, противящихся установившемуся правительству и его велениям».
Среди подписавшихся есть волостной управитель Котанбулакской волости Жакыпбек Смаилов
А вот еще один документ от 16 марта 1917 года, где встречается имя Жакыпбека Смаилова.

Протокол
"Мы представители киргиз (казахов - Е.М.) Каркаралинского уезда, ввиду серьезности переживаемого момента, необходимости в выработке законопроектов для киргиз для сношения с местными и областными комитетами постановили:
1. Образовать Каркаралинский уездный киргизский комитет.
2. Просить Семипалатинский областной киргизский комитет о высылке выработанного им Устава.
3. В члены комитета принимать всех без различия национальности, религии и расы.
4. Установить членский взнос не менее 5 рублей.
5. Об образовании комитета оповестить население уезда.
6. Копию с постановления об образовании Киргизского комитета отослать для сведения в Каркаралинское городское управление.
7. Из членов комитета образовать Совет, а из членов Совета – Президиум".
Председателем совета стал Жакып Акбаев, вице-председателями – Рахимбай Сапаков и Нарманбет Орманбетов, секретарем совета – Смаил Байтенев, помощником секретаря – Ахмет Бектыбаев. Из Котанбулакской волости значатся: Якуббек Смаилов (Жакыпбек Смаилов) и Юсупхан Нуржанов.
Управляя Котанбулакской волостью, Жакыпбек Смаилов приобрел всеобщее уважение народа. К нему, как к честному и отзывчивому человеку, мог обратиться любой житель, он никогда не отказывал людям.
В 1920 году Жакыпбек Смаилов приступает к работе в должности секретаря народного суда 4-го киргизского участка.
Также в архиве удалось выяснить, что Жакыпбек Смаилов в 1920 году был народным заседателем по Котанбулакской волости.
О дальнейшей трудовой деятельности Жакыпбека Смаилова в архиве ничего обнаружить не удалось.

Жертва репрессий
Жакыпбек Смаилов стал жертвой политических репрессий 20-30-х годов. Его осудили по 58-й статье, как и других соратников, за участие в восстании, названном тогда «Уы; к;теріліс» в Актогайском районе.
Вот что об этом рассказала мне жительница г. Балхаша, краевед, член Союза журналистов РК, «М;дениет саласы ;здігі» ММ РК Куляш Сардарбек: «Для актогайской степи Карагандинской области 22 сентября 1930 года является траурным днем. В этот день «тройкой» при ПП ОГПУ в Казахстане были расстреляны 25 известных людей этого края как «враги народа». Среди них из Котанбулакской волости Молгаждар Жакибаев, Мади Досхалин, Асылмурат Ерменбетов, Омирбек Табакенов, Жумабек Оразбеков, Абылкан Килыбаев, Ахметжан Сармантаев и другие. Летом 1928 года вместе с ними был арестован и волостной управитель Жакыпбек Смаилов, один из влиятельных и богатых людей Котанбулакской волости. О нем мне рассказал житель г. Балхаша Кабылбек кажы Рамазанов (1927 г.р.): «Отец мой Алимханулы Рамазан, который прожил 103 года, был кучером у Алихана Букейханова, знал алашординцев. После ареста Алихана служил у его брата Смахана-торе Букейханова. Поэтому он хорошо знал события 20-30-х годов в Котанбулакской волости. Отец мой был свидетелем ареста Жакыпбека Смаилова и его соратников. Начальник милиции Махношин всех арестованных загнал в сарай для скота и запер, поставил караул. Брат отца Шарип хорошо знал этого милиционера, он поговорил с ним, убедил, что это непростые, уважаемые люди, никто из них не сбежит, и привел в дом своего брата, т.е. моего отца Рамазана. Привел он Жакыпбека Смаилова, Ахметжана Сармантайулы, Сулеймена Бижанова под расписку. Остальных не пустили. Это была последняя ночь на родной земле этих знатных людей Каркаралинского уезда. Рано утром солдаты увели арестованных, больше их никто не видел…»
Оказывается, известный земский врач–фельдшер Хасен Бижанов пытался уговорить Жакыпбека Смаилова и Ахметжана Сармантаева остановить восставший народ, объяснить им, что восстание бессильно свергнуть советскую власть и все кончится кровопролитием земляков, но они отказались, в результате чего были арестованы.
Арестованных привезли в Каркаралинск, посадили в тюрьму особого назначения. Жена Сулеймена Бижанова Жакиш-апа, последняя, кто видел их в тюрьме, рассказала мне, что, когда она утром пришла в тюрьму, охрана ей сообщила, что арестованных ночью увели на Большое озеро. Там их связали, привязали к спинам большой камень, расстреляли и бросили в озеро.


Семья Жакыпбека Смаилова
Как я уже писал выше, отец Жакыпбека, Смаил, умер рано. Жена его Гайни Шонбайкызы после смерти мужа вышла замуж за известного каркаралинского купца Халиуллу Бекметева. Вот что рассказывает жительница Алматы, правнучка Халиуллы Бекметева Жамиля Камаловна Бекметьева: «Моя прабабушка Гайни Шонбайкызы была последней владелицей и хозяйкой знаменитого «Дома под зеленой крышей», который принадлежал ее мужу Халиулле Хамитовичу. В этом доме останавливался Кунанбай со своим сыном Абаем. Моя тетя Камиля Мухсиновна Бекметьева, которая долгие годы проработала экономистом отдела топлива и нефтепродуктов в Госплане Казахской ССР, так вспоминала о своей бабушке Гайни: «Я помню бабушку уже старенькой, у нее болели ноги, она с трудом передвигалась. Внешне суровая на вид, на самом деле была очень доброй. Управляла огромным хозяйством. Она была из рода тобыкты, приходилась близкой родственницей Кунанбаю. В семье деда был своеобразный культ детей. Может от того, что у него долго не было детей. Мой дедушка Халиулла бабай и бабушка Гайни были радушными хозяевами, поэтому уважаемые люди не только Каркаралинского уезда, но и Семипалатинской области останавливались в их доме. Здесь собирались представители передовой казахской интеллигенции, ведь дочери Бекметевых были замужем за видными деятелями движения «Алаш». Например, Гульбахор была замужем за Жакыпом Акбаевым – общественным деятелем, первым магистром-казахом права. Гульнази-Булбул вышла замуж за Райымбека Марсекова, одного из первых юристов-казахов, получившего образование в Санкт-Петербурге, он был одним из лидеров алашординского движения. Махфуза была замужем за Амре Айтбакиным, одним из первых казахов, работавшим в области народного здравоохранения и развития аптечного дела в Казахстане».
Умерла Гайни Шонбайкызы в Каркаралинске в 1927 году в возрасте 81 года.
Сестра Жакыпбека Смаилова Рабига вышла замуж за сына первого имама мечети Кунанбая кажы в Каркаралинске Хасана ахуна Сейфуллина-Хуснулгату, от которого было много детей. Умерла Рабига Смаилкызы в 1951 году в Караганде.
О жене Жакыпбека Смаилова ничего не удалось выяснить, также не удалось узнать, сколько у него было детей. Нам известны имена только двоих - это Муратбек и Куннар.
Муратбек работал главным бухгалтером в Каркаралинском райпотребсоюзе, в 1937 году стал жертвой репрессий. У него была дочь Магруза, которая жила в Баянаулском районе.
Дочь Жакыпбека Куннар вышла замуж за Каблена Абылканулы из рода мандар. У них родились Жумагазы и Жамиля. У Жумагазы родился сын Нурслан, который долгие годы работал директором крупной птицефабрики в Балхаше. Сейчас он на пенсии, занимается туристическим бизнесом, имеет четверых детей. Нурслан Жумагазыулы Адамбаев - один из потомков Жакыпбека Смаилова. Летом этого года Нурслан-ага хочет приехать в Каркаралинск, посетить Большое озеро, где был расстрелян прадед, и почтить его память.
На Большом озере в Каркаралинске было расстреляно много невинных жертв политических репрессий 20-30-х годов. И если бы власти города установили на берегу озера мемориал с именами невинно убиенных, то будущее поколение лучше знало бы свою историю. Ведь не зря говорят, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.


Рецензии