В дни солнечнаго креса...

 

                «И подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто
                хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест
                свой и следуй за Мною» (Марк, VIII, 34).


- Осторожнее, девушка! – негромко крикнул молодой человек в рясе и поддержал Катю за локоть, чтобы девушка не упала. Она действительно засмотрелась на сияющий в лучах ночной подсветки крест и запнулась, переступая через край обрыва, идущего к реке.

- Спасибо! Какой он красивый! – не отрывая глаз от креста и не глядя на спасителя, Катя вышла на ровный участок и ещё несколько секунд смотрела, задрав голову. Только потом повернулась к юноше лицом, а затем перевела и глаза, которые никак не хотели отрываться от завораживающего сусального золота.

- Спасибо!- сказала она ещё раз, уже глядя ему в глаза, но через секунду опять перевела взгляд на крест. - Сколько здесь живу, а не замечала этой красоты! Какой чудный крест!

- Он и вправду Чудный. Его так и называют – «Чудный», за красоту и изящество. Уже почти 500 лет люди им любуются.

- Да? А я слышала, что эту церковь только недавно построили.

- Храм новый, крест на него водрузили древний. Из Новгорода он. Наш протоирей искал его двадцать лет. Все думали, что этот крест ещё при коммунистах в Литву увезли, но нашёлся-таки под Старой Руссой. Я сам потом за ним ездил туда, когда его отреставрировали.

- Вы были в Старой Руссе? Как интересно! Там же Достоевский жил.

- Да. Благочестивый город. Домик Достоевского видел, снаружи только, ничего привлекательного, внутрь не довелось попасть – закрыт музей был. А так хотелось проникнуться атмосферой, в которой рождались шедевры. Ведь он был очень аккуратен, наверное, и в доме всё порядку подчинено.

- Разве? Он же в карты играл. Неужели может картёжник следовать какому-то порядку?

- Может. Если человек порочен в чём-то, то это не означает его порочности во всём. И потом, он же осознавал свою слабость.

- Ха! Осознавал и снова шёл играть. Чего же тут хорошего?

- Жизнь свою никто не в силах изменить мгновенно. Святитель Василий говорил: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остался во грехе; но тот, кто по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел его».

- Но ведь нельзя верить человеку, однажды покаявшемуся и пообещавшему исправиться, но потом поступившемуся снова своими обещаниями? А церковь опять и опять принимала его раскаяния вместо того, чтобы отвергнуть его как лжеца!

- Это не ложь. Помните, как он писал о переделке порочных душ в непорочные? Фёдор Михайлович малолетних преступников в этом произведении падшими ангелами называл. Только человек с добрым сердцем и чистыми помыслами мог так написать. Пристрастие к игре - это был его душевный недуг, и врачевание этого недуга не всегда даёт мгновенные успехи, как и врачевание болезней телесных. Только терпением и любовью его можно победить и наставить на путь истинный. Если Вы болеете долго, разве отворачиваются от Вас родственники?

- Не знаю? Папе, по-моему, всё равно, а мама, мама всегда сидела со мной, когда я температурила. И ухаживала за мной постоянно. Кормила меня, поила, микстуры давала и горчичники ставила, пела песенки на ночь или сказки читала, за врачами бегала и по любому случаю со мной по больницам таскалась. Как сейчас подумаю: «Сколько же времени она своего на меня потратила, уму непостижимо! Почти полжизни». Это я не только про болезни, вообще. Она же всё время для меня что-то делала. Вся её жизнь была мне посвящена. А я тут недавно так плохо о ней подумала – самой теперь стыдно. Почему я раньше этого не замечала?

- Это крест! Это он открыл Вам глаза. Я когда первый раз его увидел, тоже многое просветлел, как будто повзрослел мыслями. Мне открылось многое, чего я не замечал, но оно было всё время как обыденное, а осмыслить это я даже не удосуживался. А потом, после того как крест увидел, словно прозрение какое на меня нашло - я увидел мир другими глазами. Он действительно чудотворный.

- Разве бываю кресты чудотворные? Вот про иконы слышала, а про кресты нет.

- Чудотворным может быть всё, на что сошла благодать Божья, а крест тем более, – ответил священник.

- Почему тем более? - спросила Катя.

- Само слово «крест» сложного происхождения, двоякого. С одной стороны, в язычестве «кресь» - пламя, огонь, символ огня и Солнца. С другой - древнерусское «крест» означает оживание. Слово «воскреснуть» от него произошло. Поэтому, чудотворность кресту должна быть присуща как никому. Чудотворность, воскрешение, оживание, озарение.

- Как интересно. А «крестины» тоже однокоренное слово?

- Вы правы. «Крестины», или «кресины» по-старому, тоже раньше употреблялись в языке наших предков в смысле весеннего небесного огня и зарождения при этом нового года – новой жизни. Солнце в это время поворачивалась на лето, вот как раньше говорили: «в дни солнечнаго креса, когда ся наполныдим годинам солнце взвратить кресины, да ношть меняет, а дни да прибывает».

- Значит крестины – это зарождение новой жизни?

- Раньше существовало поверье, что после окунания человека в воду, он становится защищен от всех своих грехов и возвращается к новой, чистой жизни.

- Я бы тоже хотела покреститься, - сказала Катя, задумавшись, и глядя пустыми глазами уже не на крест, а на ограду храма.

- Храм для всех открыт, приходите.

- А крестик нужен? Или можно без него? Не хочется его одевать. Я как-то не могу понять, почему в христианстве крест стал символом, ведь это орудие казни было в римской империи?

- В этом-то и вся соль. Из символа смерти крест после воскресения Иисуса становится символом жизни. Как гласит Тропарь: Он же является символом воскресения в силу того, что через крест оно свершилось. Крест Господень - это «Победное оружие», поразившее смерть, так как на кресте смерть входит в божество и, поглощённая жизнью, погибает. «Смертию смерть поправ». Иоанн Дамаскин сказал, что дерево жизни, насаждённое богом в раю, преобразовало крест, потому что как через древо вошла в мир смерть, так через древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение. Но больше всего мне нравится мысль Иоанна Златоуста: «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным сделалось же столь ужасное и поносное в древности знамение жесточайших казней. Крест – небесных и земных соединение и преисподних попрание».

-Да-а, как интересно. Вы, наверное, счастливый человек, если так благообразно мыслите?

- Как говорил наш общий знакомый Фёдор Михайлович, - с усмешкой сказал молодой человек, - Je suis un homme heureux qui n’a pas l’air content, что в переводе с французского означает: «Я человек счастливый, но — кое-чем недовольный», если помните.

- Откуда мне помнить? Я же немецкий изучаю, - с улыбкой сказала Катя и добавила для ясности.- Я на физмате учусь.

- Физмат не приговор - закон сохранения чётности не всегда же работает.

- А что это за закон?

- Ну как же? Разве вам это ещё не освещали?

- Не помню такого.

- Это из квантовой механики. Чётность – одна из характеристик элементарных частиц и выражает свойства их симметрии относительно зеркальных отражений. Для сильных электромагнитных взаимодействий этот закон работает. Его суть такова: физическая система, обладавшая в начальном состоянии симметрией определенного типа, сохраняет эту симметрию во все последующие моменты времени.

- Значит, я как физик и мыслить могу только в определённом пространстве?

- Конечно, нет. Я же об этом и говорю. Теоретически, по методу теории групп, было доказано, что если пространство обладает зеркальной симметрией, то закон сохранения четности должен строго выполняться. Но на деле экспериментально доказали, что для слабых взаимодействиях закон не выполняется, и тогда можно считать пространство ассиметричным. Помните, как говорил Лобачевский: «Некоторые силы природы следуют одной, а другие – своей особой геометрии». Понимаете о чём я?

- Да. Вы хотите сказать, что физика не предел моих познаний, и не планка для кругозора.

- Естественно. Зеркальность и симметричность не присуща природе. Например, зеркальность в строении человеческого тела весьма относительна. Так же и образ мышления человека ни в коем случае не поддаётся никаким законам, особенно когда речь идёт о «слабых взаимодействиях». Чем утончённее человек пытается мыслить, тем неоднозначнее результат этого мышления.

- Ой, Вы меня совсем запутали. Я, кажется, потеряла нить нашего разговора,- сказала девушка.

- Да, видимо, я сумбурно выражаю свои мысли. Просто, когда я Вас увидел, мне показалось, что Вы после какого-то потрясения и не совсем ещё отошли от этого. Мне захотелось Вам помочь и остановить или оградить от неверного поступка.

- Вы молодец!  Благодаря Вам я забыла уже про все свои серые мысли.

- Однако мне пришлось поступиться своими принципами.

- Вот как? Разве призвание священника не помощь мирянам?

- Верно, но я больше придерживаюсь принципов Генрика Гольдшмита, поэтому должен был оставить Вам самой больший выбор, а не отвести от «пропасти» по краю которой Вы ходили.

- Не люблю этого педагога. Корчак мыслит светло и детей любит, но резюмирует бездарно и бравурно. Он хочет показать, что изобрёл метод воспитания, а на самом деле ужасно нелепым образом провозглашает постулаты воспитания, и хочет их внедрить в наши умы, хотя сам всегда был непримиримым врагом каких-либо законов на этом поприще.

- Но ведь его «Право ребёнка на смерть» оправдано, свобода же человека превыше всего, сказал священник.

- Свобода должна быть осознанной, а когда ребёнок сам ещё не знает что это такое, то зачем ему она? Чтобы обрести смерть? Хороша свобода! Я бы не хотела оказаться на месте того мальчика из дневников Достоевского.

- Вы имеете в виду рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»? Но в конечном итоге мальчик же был счастлив, оказавшись среди таких же детей на светлом празднике.

- Выходит, по-вашему, жизнь человеческая не важна, важны только принципы? – возмутилась девушка.

- Человек принимает страдания и умирает, чтобы через муки и смерть возродиться к новой вечной жизни. Иоанн говорил: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

- Вы подменяете понятия смерти Христа и обычного человека. Христос принял смерть ради доказательства вечности жизни, а вы клоните к загробному миру, как к выходу из всех проблем. Жизнь стоит того, чтобы за неё держаться и уберечь от неверного шага других, тем более детей, которые ещё не разумеют, что за этой роковой чертой. Они даже не понимают, что могут её переступить, а вы прочите им право выбирать между жизнью и смертью. Как они могут выбирать, если ещё не понимают всего этого. Пока они не наберутся разума, наша задача оберегать их, оберегать учтиво и уважительно к их личности. Мне не нравятся ваши домыслы. Извините уж. До свидания, пойду я, какой-то Вы неправильный священник.
Катя резко повернулась и зашагала в сторону дома, окинув ещё раз ясным взором крест, притягивающий своим неимоверно проникновенным светом. Она порадовалась этому сиянию, и вместе с этим почувствовала, как соскучилась по маме и как хотела бы поговорить с ней в своей комнате, чтобы никто не слышал, о чём они шушукаются.

Священник перекрестился, глядя на крест, а про себя подумал, улыбаясь в душе: «Удалось. А смертью сильно от неё дышало. Наверное, жизнь дала ей жестокий урок. Но девочка сильная, стержень есть, справится», - и зашагал в сторону храма.


( Отрывок из повести «Ах, дети, дети!»,  глава 8, «Проповедь» )


Рецензии
Крест, сияющий огнём ,
Очищает всё кругом,
Всё пространство, что вокруг,
Засияет светом вдруг!
Вспомнила! Давно не читала,
а к месту!

Дианина Диана   10.07.2019 13:29     Заявить о нарушении
Да, в тему)

Алехандро Атуэй   10.07.2019 16:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.