Забить гвоздя
Одним из распространённых негативных моментов работы в такси была отлучка пассажира, просившего водителя подождать буквально несколько минут, а после исчезавшего «на всю оставшуюся жизнь». Сумму на счётчике оплачивал, естественно, таксист, произнося при этом, нехорошие буквы в адрес сгинувшего клиента. Жаловаться в таксопарке было нелепо и, более того, вело к последующим неприятностям.
Водитель не имел права разрешать отлучаться пассажиру на любое время, не оставив аванса. В таком случае следовал выговорок со снятием «прогресса», отодвигание в очереди на получение нового автомобиля и прочие неприятности. А «казнили» таксёров по любому поводу, так как начальству всегда было выгодно держать подчинённого в состоянии вины, неполноценности.
– Вот нарушаешь, а на собрании лезешь на трибуну и вносишь какие-то предложения об улучшении обслуживания автомобилей. – Так это же для работы таксопарка лучше! – Ты не нарушай, а там мы сами разберёмся. Выезжай на линию и без плана не возвращайся. Тоже мне критик! -
Приведу трогательный эпизод. После введения формы для таксистов, крайне неудобной, к слову, сварганенной из какой-то несусветной синтетики, такими же «паркими» сорочками вкупе с галстуками-удавками, случился у моего коллеги рапорток от контролёра на линии о том, что верхняя пуговица сорочки не застёгнута (!?).
А лето, а духотища в тачке, но всё! Нарушение в наличии и его не пересаживают на новый, уже запланированный, автомобиль. Такси, конечно, не для личного пользования. Но вернёмся к уходу пассажира. По таксистскому сленгу имел такой эпизод название: «забить гвоздя». Возможно, в других городах Союза название было другим, но суть дела не менялась.
При всём при том, таксисту не хотелось портить отношения с пассажиром недоверием, хотелось установить дружеские отношения, а фразой: « Оставьте аванс» - вроде бы и нарушался некий интим доброжелательности. Правда, обжёгшись в очередной раз на «гвозде», водитель некоторое время «вымогал» деньги за уже проделанную работу, но потом потихоньку неудача забывалась, и всё продолжалось до очередного прокола.
Так вот о том человеке. Стою в ожидании пассажира в очереди такси на очень уж «мёртвой» стоянке в одном из районов Киева, Воскресенке, у кинотеатра с одноимённым названием. Машины передо мной потихоньку расползались. Я первый, в душе метания: «Куда попросит отвезти подошедший пассажир»? Если снова по Дарнице, то радости мало.
Снова долгое ожидание следующего пассажира уже в другом месте. А отказывать пассажиру на стоянке совсем дурной тон. Подходит относительно молодой парень с обувной коробкой под мышкой и радостным голосом просит подвезти его в сторону пл. Победы, (бывший Евбаз, кстати, но евреев к тому времени «победили» окончательно и старое название потеряло практический смысл). Знал, что водитель возликует в душе по этому поводу, что и произошло со мной.
Правда, какая-то лёгкая тень сомнения легла на моё чело (как красиво пишется!). Уж очень хороший пассажир, не по-советски просто. Слишком вежливый, предупредительный не по-нашему, хотя рожа своя. Задолбал буквально. Беседуем об армейской службе, футболе, женщинах, короче, светская беседа. Когда подъезжали к Победе, он уточнил адрес.
Как сейчас помню: Тургеневская,18. Подъезжаю. – Моя коробка пусть в машине полежит в виде залога. Какая логика железная – не подкопаешься. Он же мне доверяет, я же могу с его обувью слинять. - Я через пару минут вернусь. Ну, не открывать же коробку после всех признаний во взаимной любви и уважении?
Жду. Минут через десять почуял неладное. Захожу в парадное, в котором «сгинул» мой любимец. Всё верно – проходное и можно выйти на улицу Павловскую. Уже механически открываю коробку. Тоже верно – пустая. А проехали около пятнадцати километров, а ожидание, а стресс ожидания: придет – не придет, а оплата за проезд из своего кармана?
И вот лет через 10-15 садится ко мне клиент, навеявший некие смутные воспоминания, некие ассоциации, говоря языком Фрейда. Вроде мордочка уже виденная. Но со сколькими людьми приходилось вступать в контакт, так что поневоле многие будут казаться знакомыми. А работа нулевая, пассажиров нет, выбирать нет смысла, соглашаюсь на любые простои, которые мешают выполнению плана. Тем более он пообещал «не обидеть».
Дёргался с ним, слава Богу, без длинных концов, а только по центру больше часа. «Слинял» этот боец невидимого фронта на улице Мечникова, как раз напротив тогдашнего магазина «Киянка». Самое обидное, что меня просил куда-то подвезти один парень: «Напрасно ждёшь. Не придет он» - Я извинился и поплёлся к парадному. Да! Проходное. И тут я его окончательно вспомнил. Конечно же, тот самый, с пустой коробкой. «Проходчик», так сказать. Хоть фотографии делай и вози в машине.
Каков конец довольно банальной истории, которая у кого-то вызовет злорадную ухмылку: «Так им, жуликам, и надо», у кого-то сочувствие, однако по большому счёту это не трагедия, а горьковатая правда о некоторой части «совка». У водителей такси есть такой обычай.
На стоянках, в диспетчерской, в ремзоне мы обменивались информацией о самых разнообразных казусах, случаях на работе. Чаще всего это забывалось, но кто-то к неудаче нашего «забивателя гвоздей» припомнил его методы в проходных парадных. И этот кто-то был не из нерешительных. Подловив радостно улыбавшегося клиента в очередном «проходняке», он навесил ему для начала «фистулей», как говорится на полный рост, а после исхитрился подключить к эпизоду милицию.
Которая при всей своей вековой нелюбви к нашему брату, таких, как общий друг всех таксистов города Киева, не любила ещё крепче. В итоге в таксопарк пришло представление из райотдела о побоях, совершённых водителем, конфликт, естественно, разбирался на собрании коллектива, а отсюда и стал известным таксистскому народу.
При этом начальство снова бубнило о соблюдении должностной инструкции, что, в общем-то, верно, хотя то же начальство в свою таксистскую бытность нарывалось на те же «гвозди». Что стало с тем пассажиром, не знаю. История, если разобраться, грошовая. Никто не обеднел и никто не разбогател на таких поступках.
До окончания своей карьеры извозчика, а я «завязал» в 1997-ом году, ничего об этом человеке не слышал. А вдруг исправился!? Верится слабо. Скорее поменял методы. Больше мы не встречались, но скольких же он дёрнул за эти годы? И что приятно: бывают ведь случаи, когда пусть маленькая, но правда, торжествует. Приятно.
Ян Подорожный. Новая редакция. 20.11.06. Любек.
Свидетельство о публикации №219032200994
Обидно, какого так бросали, почти по детски...
Шли годы и ..быть таксистом стало просто опасно...
Столько случаев уже бросают в..мир инной.
Спасибо за воспроизведение былого времени.
Приятных дней.
С добром,
Дина Иванова 2 22.03.2019 17:32 Заявить о нарушении
Скольких похоронил за треть века работы в такси!!!
И в авариях гибли, и пассажиры соспешествовали.
Но вспоминается как-то светло.
Может от того, что был...молодым.)
Спасибо за отзыв.
Кланяюсь.
Ян Подорожный 23.03.2019 12:24 Заявить о нарушении