Демиург

Димиу;рг или Демиу;рг (др.-греч. — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч.— «земля, народ» + др.-греч.  — «дело, труд, работа»)

В античной мифологии Демиу;рг - создатель вещей чувственно воспринимаемого космоса.
В христианском богословии — одно из именований Бога как создателя и строителя всего существующего.
В гностицизме — создатель (церк.-слав. зиждитель), справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, тёмным началом — сатаной, богом материи, хаоса и язычество.


В мифологии Демиург часто является таким персонажем, как гончар, кузнец, ткач. Однако Демиург шире ремесленных функций. Так, бог-кузнец Гефест, в греческой мифологии, делает щит, который можно интерпретировать как модель мировой жизни, Сеппо Ильмаринен, одно из трёх высших божеств финской мифологии, выковывает солнце и луну, египетский бог Хнум — создаёт мир и людей на гончарном круге, а индийский Вишвакарман — ваятель, плотник, является божественным творцом мира. Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но космос в целом и не только путём изготовления, но и более «идеальными» способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и т. п. Так, египетский Птах создает мир «языком и сердцем». Демиург часто выступает как помощник верховного божества.
Платон в диалоге «Тимей» описывает акт сотворения всех вещей и живых существ Богом-демиургом. Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму, создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи. При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, он лишь соединяет их вместе, в этом состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости, мешает ему полностью осуществить своё намерение.

Аттик описывал Демиурга как «высшее начало», из которого проистекает всё сущее и «над которым нет никакого другого начала». Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает» его и им «управляет».

Древнегреческий философ Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) приписывает функции Демиурга Логосу — творческой силе верховного Бога, содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю. Филон считает демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именует его «перворождённым Сыном» Бога.

Нумений Апамейский, греческий философ II века н. э. описывает Демиурга как «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружён в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами.

В христианском богословии термин демиург (наряду с именованиями «Зиждитель», «Творец», «Художник», «Поэт» — др.-греч. ;;;;;;;) характеризует Бога как Создателя и Устроителя всего существующего. При этом Бог может именоваться Демиургом не только применительно к творению мира из ничего, но и в случае творения того или иного сущего из прежде имевшегося материала. В святоотеческой литературе термин Демиург употреблялся как применительно к Богу вообще, так и по отношению к Отцу, Сыну и Святому Духу в отдельности, а также ко всем Лицам Святой Троицы вместе, поскольку «вся Троица есть творящая и созидательная».

Примеры богов-творцов: египетские Атум и Птах, зороастрийский Ахура Мазда, Вишвакарман в индуизме, Анцва у абхазов и абазин, Тха у адыгов, армянский Арамазд, Виракоча инков, богиня Ильматар у финнов, Инмар у удмуртов, Кайракан у алтайцев.

В германской мифологии боги создали мир из тела великана Имира, убив его. Похожий сюжет — сотворение мира из тела Пуруши в индуистской мифологии.

В иудаизме Яхве, Элохим, в христианстве Бог Отец.

В античности термин "Демиург" приобрёл мифолого-философское значение: у пифагорейца Филолая Демиург – принцип, сохраняющий сущность вещей несмотря на их текучесть; у софиста Крития – мировой ум; у Платона в диалоге "Тимей" Демиург – творец космоса, благой отец, создающий небо, землю и её обитателей; Демиург – устроитель космоса встречается и у Аристотеля; неоплатоническая разработка учения о Демиурге принадлежит Проклу (в комментарии на диалог Платона "Тимей"); у гностиков Демиург – творческое начало, производящее материю, отягощённую злом.


Черты демиурга имеют первопредки в австралийской мифологии:

Байаме, имя которого связано с глаголом «делать» на языке камиларои (по версии А. Хауитта).
Великий отец Бунджиль у племени кулин рисуется старым племенным вождем, женатым на двух представительницах тотема черных лебедей. Само имя его означает «клинохвостый орел» и одновременно служит обозначением одной из двух фратрий (вторая Ваанг, то есть ворон). Бунджиль изображается создателем земли, деревьев и людей. Он согревает своими руками солнце, солнце согревает землю, из земли выходят люди и начинают танцевать ритуальный танец корробори. Таким образом, в Бунджиле преобладают черты фратриального предка — демиурга — культурного героя.

ДЕМИУРГ (греч. ;;;;;;;;;; — работающий для народа, творец) — в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Логосом или Нусом (Умом).

                Логос Творящий.

"ДЕМИУРГ (Греч.) Демиург или Строитель; Божественная Сила, которая построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший Архитектор" франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или "второй бог" Платона, - второй логос представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть.


АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность, «Сат», являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.
Первый Логос: Безличный, и в философии – Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть «Первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.
Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Всемирный Дух», Пуруша и Пракрити.
Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи.
ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной.


Фохат тесно связан с «Единою Жизнью». От Единого Неведомого, Беспредельной Совокупности исходит Единый Проявленный или периодическое Манвантарное Божество; и это есть Мировой Разум, который, будучи отделен от своего Источника, является Демиургом или Творящим Логосом западных каббалистов, и также Четверо-Ликим Брамою индусской религии. Рассматриваемый в своей совокупности в Эзотерической Доктрине с точки зрения проявленной Божественной Мысли, он является Воинством Высочайших Творцов – Дхиан-Коганов. Одновременно с эволюцией Всемирного Разума, Сокрытая Мудрость Ади-Будды – Единого Высочайшего и Вечного – проявляется, как Авалокитешвара (или Проявленный Ишвара), который и есть Озирис египтян, Ахура-Мазда Зороастра, Небесный Человек герметической философии, Логос платоников и Атман ведантистов[1]. При воздействии Проявленной Мудрости или Махата – представляемой этими бесчисленными центрами духовной энергии в Космосе – Отражение Всемирного Разума, который есть Космическое Представление (мыслеоснова) и Разумная Сила, сопровождающая подобное Представление, становится объективно Фохатом буддийского эзотерического философа. Фохат, проходящий через все семь принципов Акаши, действует, как сказано выше, на проявленную Субстанцию или Единый Элемент и, дифференцируя его на различные центры энергии, пускает в ход закон Космической Эволюции, который в повиновении Представлению Всемирного Разума, вызывает к жизни все разнообразные состояния бытия в проявленной Солнечной Системе.



Как уже было объяснено, древние имели свой Свод Богов, Семь главных Сокровенных Богов, экзотерически главою которых было видимое Солнце или же восьмой, эзотерически же – Второй Логос, Демиург.

< ... >
Читатель должен иметь в виду, что существует большая разница между Логосом и Демиургом, ибо один есть Дух, а другой Душа.

И только посредством семеричного Луча этого Света, можем и мы постигать Логоса через Демиурга, рассматривая последнего, как «Создателя» нашей Планеты и всего относящегося к ней, а первого, как Силу, направляющую этого «Создателя», – хорошего и дурного одновременно, как начало добра и начало зла. Этот «Создатель» не хорош и не дурен per se, но его дифференцированные аспекты в Природе заставляют его принимать тот или иной характер.


Человек, в нескольких системах, рассматривался, как Третий Логос."

"Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина"



                ДЕМИУРГ - Птах-Татенен


Мифология: ТАТЕНЕН (t;-tnn, «поднимающаяся земля»), в египетской мифологии бог земли. Хтоническое антропоморфное божество. Центр культа Т. - город Мемфис. Т. - демиург, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей, бог времени, обеспечивающий царю долгую жизнь; ему принадлежат глубины земли, ночью к нему спускается солнце, он владеет минералами, из него вырастают растения. Очень рано функции Т. были перенесены на Птаха, впоследствии имя Т. стало приставкой к имени Птах или эпитетом Птаха. Синкретический бог Птах-Т. почитался как дающий пищу.


Птах (егип. Pt; — «Скульптор»; возможно, произносилось в древности как «питах») — бог-демиург, покровитель Мемфиса, ремесленников и архитекторов в древнеегипетской религиозной традиции.


Татенен ("поднимающаяся земля"), в египетской мифологии бог земли, демиург, хтоническое антропоморфное божество. Центром культа Татенена был город Мемфис. Татенен является демиургом, сотворившим из первобытного хаоса мир, богов и людей, богом времени, обеспечивающим царю долгую жизнь; ему принадлежат глубины земли, ночью к нему спускается солнце, он владеет минералами, из него вырастают растения. Очень рано функции Татенена были перенесены на Птаха, впоследствии имя Татенен стало приставкой к имени Птах или эпитетом Птаха. Синкретический бог Птах-Татенен почитался как дающий пищу.

Получив, слившись с Татененом, связь с почвой и плодородием, Птах был объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром (Птах-Сокар), а затем с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис). Птах-Сокар-Осирис имел функции бога загробного царства. С развитием религиозного синкретизма Птах был отождествлен и с большинством других египетских богов: Нуном, Тотом, Атумом, Амоном, Ра, Себеком-Pa и другими божествами. Как демиург он сближался с Хнумом.


Птах — демиург, бог-творец, создавший первых восемь богов (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Наунет (бездна), само же употребление пары имён, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определённого образа — не путать с именем Творца Амон), из которых Он творит мир и всё в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремёсла, искусства и так далее) «языком и сердцем», задумав творение в своём сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он — создатель царства (царственности как принципа организации жизни).


«Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь».


Центром почитания Птаха был город Мемфис. Само название «Египет» восходит к одному из названий Мемфиса — «Усадьба души Птаха» (вавилонское hikuptah, др.-греч. ;;;;;;;;, а;йгюптос). Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было само расположение Мемфисского храма Птаха — вне стен города, за южной стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространён также в Нубии, Палестине, на Синае.

************
Имя Птах практически не встречается в ритуальных текстах (текстах пирамид), где употребляется в основном имя Ра или Амон Ра *(Незримое солнце)! . Зато от имени Птах производится множество личных имён людей (например, имя известного древнеегипетского мудреца Птаххотепа).

********
В одном имени почиталась иноприродность Бога миру людей, в другом — единоприродность. Таким парадоксальным образом выражалась мысль о том, что человек одновременно причастен и божественному бытию и земному, одновременно — и тварь и сын бога. Умерший, по мысли древних египтян, претендует на соединение с богом именно в силу своей единоприродности с ним
*(Амон Ра — бог, раскрывающий себя в своём творении, которое с ним соединено; а люди произошли из слезы его)!
В имени же Птах египтянин чтил именно Божественную запредельность, его иноприродность своему творению, и человек является самовластной «иконой», этого Самовластного Невыразимого Божества!


Рецензии
Мне ближе понимание конечно этого слово как Ваятель, Скульптор, Строитель, Создатель, Архитектор, Живописец, МАСТЕР = а значит Творец+Мастерица, Творящее начало в Единстве в Целостности, еще нужно конечно везде сейчас напоминать что у каждого Создателя есть и Его Берегиня и Супруга и Любимая, Муза ибо творчество везде в Любви происходит и в совместном Сотворчестве 2 начал и ОБА ОНИ ВАЖНЫ И НУЖДАЮТСЯ В ДРУГ В ДРУГЕ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЮТ! Поэтому ниже еще вспомню свою статью о ваятелях и Мастерах!

Георгий Радуга   23.03.2019 14:13     Заявить о нарушении
ВЕЗДЕ ГОВОРЯТ О СОЗДАТЕЛЕ но забывают о ЖЕНЩИНЕ, о 2 начале, это очень важно сейчас напоминать я так ДУМАЮ О МАТЕРИ, о РОЖЕНИЦЕ, О РОЛИ ЖЕНЩИНЫ в создании всего, обнимаю тебя видишь ты высвечиваешь важные части которые нужно нести в мир и освещать, поэтому Муза так Цена и Женщина-Богиня-Берегиня и Любимая, целую тебя! Ты умничка! Ваятель не может сваять без идеала и вдохновения! 2 начала творят мир вместе, они целостны в Единстве, это как 2 крыла одной птицы, без Матери материи и Тары-Богини как бы родился мир, оба они Цены, 2 в одном рождают 3. Один всегда один и боле ничего, а двоё рождают Начало 1. Почему я все время подчеркиваю и напоминвал о песочных часах 2 начал, там простые песчинки алхимически в любви через горловину проходя получаются- превращаются в драгоценности в самоцветы когда они во множестве раз друг другу передают самое лучше друг другу, туда сюда перетекает и живая вода из кувшинов 2 начал в Любви и в Уважении и в Заботе это и есть Жи+Ва и ян+инь в Круге Шаре целостности 2 капелек вращения в Дао 6:9 две половинки сотваряют обережный круг и Шар Ладования!

Георгий Радуга   23.03.2019 14:37   Заявить о нарушении