Небритый

                «Небритый»


          Прошёл долгий, самый долгий в жизни Иры учебный год в интернате. Брат Миша еле адаптировался. Ему было труднее, чем Ире. Он был моложе и слабее, чем она. Часто замыкался в себе, не разговаривал ни с кем, еле успевал в учёбе. Брат и сестра жили в разных корпусах, но виделись часто в столовой или на школьном подворье.
          Вот уже долгожданное лето настало. С каким нетерпением его ждала детвора интерната. Ира с братом Мишей остались в интернате. Их никто не забрал домой. Они ждали, надеялись, что, хотя бы на один месяц заберут. Так хотелось домой. Но увы… Мечты остались мечтами.Детей на лето  в интернате оставалось мало. У кого были родители, то их забирали. Оставались только безродные или кого не могли взять родители или одинокая мать.
          Однажды дети интерната шли на завтрак и увидели во дворе большую, лохматую, рыжую дворнягу. У неё был испуганный вид и очень грустные глаза. Дети остановились и стали подзывать собаку, но она продолжала стоять и смотреть на них.
          – Да пойдёт она к вам, когда у вас в руках ничего нет. Надо чем-то вкусненьким приманить – посоветовала Ира. Вот будем идти со столовой с колбасой или с котлеткой, тогда посмотрим, как она будет вести себя.
          Дети не знали, что это был старый пёс, что кем-то вывезен со двора, как отработанный материал. А привели или привезли сюда, зная, что дети не оставят без присмотра, будут кормить и ухаживать. Пёс был породы «ризеншнауцер», но дети не знали об этом, да и вообще мало разбирались в породах. Какая разница какая у него порода, главное, что у них есть четвероногий друг. Пёс и дети стояли напротив друг друга и с любопытством рассматривали. У него была ещё и борода. Вот за этот вид дети сразу дали кличку «Небритый».
          – Ты нас подожди здесь, мы тебе вкусненького принесём – сказал Толька.
Дети пошли в столовую, а за ними осторожно и медленно шла собака. Когда дети позавтракали, стали собирать с тарелок остатки еды для друга. Хорошо, что в этот день была колбаса.
          Когда они вышли из столовой, собака стояла и ждала их.
          – «Небритый»!  Ко мне! Сюда! – звала Ира.
          Многие дети держали в руках кусочки колбасы, которую приберегли для пса, но он боялся подойти.
          – Давайте положим еду и отойдём, может, возьмёт. Он боится нас – предложила Ира.
Ребята сложили всю еду для пса в одну кучку и отошли. «Небритый» ещё немного постоял и осторожно шагнул в сторону еды и пошёл. Он облизывался и видно было, чтобы был голодный, глотал слюну, но сейчас подошёл и стал есть.
          – Видно приучен с чужих рук не есть – сделал заключение Толик.
Когда всё было съедено, ребята обступили пса и начали его гладить, сначала осторожно, затем смелее. Он стал облизывать руки ребят. Как бы благодаря их за вкусный завтрак.
          – Да он совсем не злой. Он хороший – радовалась Ира.
Так началась новая жизнь у «Небритого» и у ребят. Пёс подружился с детьми, так, как будто всю жизнь жил с ними. Про своих бывших хозяев «Небритый» уже не вспоминал. У него повеселели глаза, вилял хвостом при виде ребят с угощением в руках и улыбался во всю собачью пасть. Любил есть прямо из рук, облизывая их, благодаря за вкусненькое. Мальчишки и девчонки однажды позвали «Небритого» к морю.
          – Небритый», пошли с нами купаться – позвала Ира.
          Он как будто понял, что его зовут с собой и медленно побрёл за ребятами вниз по ступенькам к морю. Когда спустились к морю, ребята разделись и рванули к воде. «Небритый», вероятно, первый раз увидел море и с недоверием смотрел на воду. Подошёл, хлебнул и отвернулся. Она ему не понравилась – солёная.
          – «Небритый», ко мне! Иди не бойся, вода тёплая – звала Ира собаку.
           Пёс подошел ближе и всё смотрел на воду. Ребята начали брызгать руками на «Небритого», а он давай отряхиваться так, что брызги разлетались во все стороны. Он стал весь мокрым. Все ребята зашли в воду и поплыли. «Небритый» смотрел на ребят и стал дальше заходить в воду.
          – Смотрите! Он плывёт, плывёт. Ох, «Небритый», какой ты молодец! – с восторгом хвалила Ира собаку.
          Он был гордым, что ему удалось преодолеть страх перед огромной водой. «Небритый» грёб своими большущими лапами и как бы улыбался от радости. Немного проплыв, он развернулся и поплыл к берегу. Видно устал. И для первого раза было достаточно. Пёс вышел из воды и начал отряхиваться. У него это так интересно получалось. Вода веером вылетала из его шерсти и обрызгивала детвору. Дети визжали от удовольствия, а затем вместе бегали по пляжу, когда уже не было отдыхающих.
          «Небритый» каждый день купался с детьми на море. Как ему это нравилось! Его иногда тащили в воду, чтобы потом с удовольствием смотреть, как он отряхивается. Собаке это занятие тоже нравилось, и он делал это с особой радостью.
          Мальчишки в углу интернатовского двора соорудили будку из гофрированных ящиков, досок, веток – всё шло в ход. Принесли посуду для еды и воды. Каждый день кормили тем, что сами ели в столовой. Бывало, что и не съедал всего.
          Однажды директор интерната сказал воспитателям, которые знали о собаке, чтобы они уговорили ребят отдать собаку, а будку убрать с территории школы – не полагается. Ребята расстроились и пошли сами к директору с просьбой, чтобы оставили «Небритого», что он хороший, не кусается и очень добрый.
          – Ладно, я разрешаю, но до 1 сентября. Потом будет много детей и новая проверка, запретит на территории школы держать собаку.
          – Спасибо! – Хором ответили довольные ребята.
          Так пребывание «Небритого» в школе решено. Дети были счастливы. Пёс уже отъелся, поправился и даже прыгать начал. Такая громадина так интересно прыгала.
          Когда «Небритый» вставал на задние лапы, то он был ростом с любого двенадцатилетнего подростка. А как он любил столовские котлеты. Он ими объедался. Зубов у него было мало, так как он был уже преклонного возраста, как оказалось. А ещё он обожал молоко. Сколько бы ему не наливали, он съедал всё до остатка, даже миску вылизывал. Кто-то из ребят сказал: «Фу, с пеной, как он его пьёт? Какая гадость».
          Но «Небритому» такое молок нравилось. Особенно, когда по бороде стекало снова в миску. Он тогда казался белобородым, как старый, седой дед.
          Лето подходило к завершению. Мальчики любили лазить по чужим садам за фруктами в частном секторе. Особенно, когда шёл дождь. Хозяева прятались от дождя, а детворе того и надо. Лезут через забор, где нет собаки, рвут фрукты, складывая их за пазуху.
          Ребята не лазили, где была собака и «Небритого» на такие дела не брали. Хозяйские собаки чуяли запах собаки и начинали усиленно лаять. Мальчишки днём делали обход, куда можно залезть, а куда – нельзя. Детям это занятие доставляло огромное удовольствие. Сколько рассказов было и смешных приключений. Долго вспоминали и хохотали, то ли с хозяев, то ли друг с друга. Жалобы были, конечно, директору, но он всегда обещал, что накажет, что они больше не будут лазить по чужим садам. Но это было всего лишь обещание. Он никогда и никого не наказывал, только просил не лазить. Но дети есть дети. Без шалостей ни один ребёнок не вырастет. На то оно и детство. Прекрасная и беззаботная пора. А тем более, что яблоки из чужого сада всегда вкуснее, особенно ворованные.
          Однажды, когда ребята после успешной вылазки или операции под названием «сад» возвращались домой счастливые, а с ними пошёл «Небритый», переходили через дорогу, а следом шёл пёс, то он не успел перейти и его сбила машина и уехала. Водитель даже не остановился, не затормозил, а дал газу и умчался вперёд. Ребята услышали только, как что-то ударилось об машину и визг собаки. Когда они повернулись, то «Небритый» лежал на дороге и судорожно поджимал задние ноги и скулил от боли. Подбежали все дети и за передние лапы оттащили его с дороги на обочину. Как больно было на него смотреть. Ребята окружили и гладили его по голове.
          – Сашка, беги в спальню и принеси сюда покрывало, отнесём его домой – скомандовал Юрка.
          Сашка сорвался с места бегом. Остальные ребята остались около собаки и утешали своего друга, как могли. Через некоторое время прибежал Сашка с покрывалом. Ребята осторожно переложили «Небритого» на покрывало и понесли в школу. Дошли до будки и также осторожно переложили его рядом. Пёс постоянно скулил. Все понимали, что ему больно.
          – Вы сидите с «Небритым», а я схожу к медсестре, попрошу пусть придёт посмотрит, что с ним. Может укол сделает или что посоветует – предложила Ира.
          – Бедный «Небритый», как его жалко, как он стонет. У него даже слёзы из глаз текут – пожалела Надя.
          Пришла медсестра, Ира еле уговорила. Осмотрела, ощупала его осторожно.
          – Ребята, у него повреждены задние ноги и таз. Машина сильно его ударила. Кости раздроблены. Он не жилец. Скорбно, но это так – заключила медсестра.
          – Неужели он умрёт? – спросила Ира – что и ничем помочь нельзя?
          – Я уже сказала, ребята. Ничем помочь не могу, только уколом обезболю. Он старый и кости не выдержали, сломались.
          Ребята встали вокруг своего друга и не хотели расходиться, не хотели оставлять скулящего от боли. На ужин пришлось идти, чтобы принести еду для пса, но он ничего не съел. До темноты сидели ребята с «Небритым», а в ночь ушли.
Утром первым делом побежали к своему больному. Он был живой, но совсем плох. Так ничего и не поел. Ребята после завтрака принесли ему молока и потихоньку вливали ему в пасть. Он немного выпил.
          – Пей, пей, «Небритушка». Пей, дружок – уговаривала Ира.
          После обеда ребята принесли котлет ему, но он только посмотрел на них и всё. Дети окружили и стали принудительно кормить друга, но он не мог есть.
Ребята даже на море не пошли купаться, а остались рядом с другом. Его обмахивали гофрой, чтобы не было жарко, поливали водой, отгоняли мух. Но на следующее утро ребята пришли, а «Небритый» был мёртв. Девчонки и мальчишки плакали навзрыд, но он их уже не слышал. Ира вместе с девчонками плакала. Как его было жалко.
          Ребята решили его похоронить, но где? Кто-то предложил похоронить на старом кладбище. Там был склеп, куда пацаны лазили, открыли верхнюю плиту и пугали девчонок черепами и костями. Других вариантов не было. Мальчишки стащили в прачечной чистое покрывало, завернули в него «Небритого» и всей толпой двинулись в сторону кладбища. Похоронная процессия прошла успешно. Мальчишки залезли в склеп, отодвинули крышку и положили туда своего друга, задвинули и хорошенько все вместе закрыли вокруг камнями, а девчонки нарвали на могилках цветов и положили сверху склепа. Молча оплакали друга и ушли, убитые горем.
          Так трагически закончилась жизнь удивительной собаки, старого, мудрого друга по кличке «Небритый».


Рецензии