Простой секрет победы над любой трудностью

  Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам-35                ENGLISH VERSION - BELOW



Простой секрет победы над ЛЮБОЙ "физической технической трудностью".

Многие пианисты часто говорят, что они знают в точности: что играть и как играть,  но сыграть не могут из-за "чисто физических трудностей".  Я разговариваю с моими студентами на эту тему только однажды, когда они приходят ко мне в первый раз.  В дальнейшем нам уже  больше никогда не нужно разговаривать на эту тему.  Этот простой секрет должен быть известен каждому,  кто собирается исполнять музыку или делать что-либо на это похожее.  Но почему-то этому никогда не учат.

Зачем и как нужно репетировать?

В нашей голове живут вместе и взаимодействуют два  мозга, и они совершенно разные. Это - данные науки, о которых обычно люди не знают.

Возраст одного из этих мозгов - миллионы лет, он из эры ещё до динозавров.  Мы этот мозг у какой-нибудь тогдашней ящерицы  позаимствовали.   Это - поразительно мощный компьютер, который может творить чудеса.  Например, мы можем взять стакан,  до краёв наполненный водой и отнести в другую комнату, не пролив при этом ни капли.  Ни один компьютер, управляющий роботом, рассчитать все его движения с такой точностью не способен.

Этот "компьютер" в нашей голове позволяет нам отлично  бегать, прыгать, ездить на велосипеде, плавать ит.п.  Но по большому счёту, этот мозг-компьютер совсем глупый. Он ничего не знает о мире и нашей жизни в этом мире, и уж, конечно,  об игре на фортепиано.

Поэтому все цели и задачи для этого "компьютера" ставит и определяет другой, человеческий мозг. К сожалению, этот человеческий мозг представляет из себя всего лишь маленький слой новых,  "чисто человеческих клеток", которых нет у животных. Этот мозг знает и понимает уйму сложных и нужных  для нас  вещей и явлений.  Да беда в том,  что этот человеческий мозг очень слаб и несовершенен.  Этот мозг очень быстро устаёт,  не может напряжённо работать длительное время и ещё к тому же всё время ошибается,  за какую бы работу ни взялся. "Человеку свойственно ошибаться" - говорили ещё в глубокой древности.

По этой причине мы НИЧЕГО не можем делать, полагаясь лишь на слабенький и ненадёжный человеческий мозг.  Он нам любую работу провалит.

Поэтому в любой человеческой деятельности нашей главной задачей является перекладывание работы с человеческого мозга на "компьютер от динозавра". Все люди этим всю жизнь и занимаются,  приспосабливая себя и оба своих мозга к каждой определённой работе.   Вся рутинная,  без конца повторяемая одинаковая работа у хороших специалистов делается "на автомате", не утруждая при этом человеческий мозг,  который лишь слегка "присматривает за процессом", а то и занят  каким-то творчеством в это  самое время,  если вообще не выключен.

Без этой хитрости ни водитель, ни хоккеист, ни кассир в магазине не смогли бы работать.

И эта же проблема и такая же необходимость её решить есть у каждого пианиста. Мы дожны передать  всю рутинную работу наших пальцев на клавишах нашему "супер-компьютеру".   Потому что наш человеческий мозг  принципиально не способен выполнять эту работу и организовать точное взаимодействие наших десяти пальцев  с ушами, педалью, текстом произведения и ещё десятком, а то и более разных  вещей.

И именно по этой причине многие пианисты "не могут играть физически так,  как они понимают и хотят играть". И весь секрет здесь лишь в нашем умении передать  непосильную для нашего умного,  но слабого   человеческого мозга работу глупому, но мощному "компьютеру от динозавров".
 
Эта перекачка необходимой для наших целей информации из одного мозга в другой - дело нелёгкое,  но вполне возможное.  И сводится оно к  многократному повторению совершенно одних и тех же действий без малейших изменений и ошибок пока "глупый компьютер от динозавров" не поймёт,  наконец,  что именно от него хотят и не запомнит это на всю жизнь.

Этот "компьютер", кстати,  по другому и запоминать-то не умеет.  Или "на всю оставшуюся жизнь",  или он внезапно полностью стирает ненужную, по ЕГО мнению информацию без предупреждения и команды "удалить" от человеческого мозга.   

Остаётся один вопрос: сколько же раз мы должны повторить одно и то же действие абсолютно одинаковым образом,   чтобы "компьютер"  взял на себя эту работу вместо человеческого мозга?

Это зависит от индивидуальных особенностей каждого.  Одному потребуется 50 повторений,  а другому может не хватить 500.  Более того,  если пианисту А потребуется 50 повторений для полного овладения исполнением какого-то трудного места,  а пианисту Б нужны 500,  то для другого трудного места в той же пьесе эти два пианиста могут поменяться ролями: первому (А) не хватит 500, а другому (Б) и 50 не потребуется.
У каждого есть свои преимущества и недостатки, и в подобной работе они наглядно проявляются.

Особенно важен определённый способ работы над данным произведением.
Генрих Нейгауз удивлялся тому,  что его самый знаменитый ученик Святослав Рихтер был способен читать с листа партитуры для симфонического оркестра и блестяще справляться с невероятными техническими трудностями в самых сложных музыкальных произведениях.  Но иногда он затруднялся сыграть то,  что было доступно рядовому первокурснику.

По случайности,  у меня есть ответ на этот вопрос.  Однажды в 7 вечера я пришёл для самостоятельных занятий в 45-й класс московской консерватории.  А  в соседнем 44-м классе в это время уже работал над своей программой Рихтер.  И, по совпадению,  он всё повторял и повторял без конца трудные 16 тактов с ломаными трезвучиями из финала "Скитальца" Шуберта,  которые и я не мог сыграть.   Поэтому  я собирался как раз над ними поработать в тот вечер.
 
Рихтер повторял эти 16 тактов снова и снова в предельно быстром темпе,  стараясь добиться безупречного исполнения.  Однако каждый раз какой-нибудь палец у него цеплял соседнюю клавишу.  У меня была точно такая же проблема.

С 7 до 11 вечера я повторил эти 16 тактов МЕДЛЕННО  не менее 500 раз.  И  если теперь вы разбудите меня среди ночи,  я вам,  через 50 лет после того вечера,  безо  всякой подготовки эти 16 тактов сыграю в любом темпе и без малейшей ошибки.  Я  не играл все эти годы "Скитальца" и давным давно не помню наизусть этой музыки.   А  вот  мой "компьютер" эти такты запомнил,  как у него водится,  навсегда.  Это для него то же самое,  как езда на велосипеде,  умение плавать ит.п. с пометкой "хранить вечно". 

Когда я в 11 вечера уходил из 45-го класса,  Рихтер ( в отличие от меня,  его не смели выгнать)  так же упорно продолжал работу над этими 16 тактами с тем же результатом. Самое поразительное, что когда я пришёл в тот же 45-й класс в семь утра  следующего дня,  Рихтер продолжал играть эти  же 16 тактов в предельно быстром темпе.  Он не уходил домой спать,  он работал и ВСЮ НОЧЬ  напролёт  над этими тактами.

Я понял,  что он ни за что не хочет сыграть эти такты хотя бы один раз медленно,  как мы все, простые смертные.  Это для него  принципиально важно.

Я не знаю,  когда он, наконец, справился с этими 16 тактами и сделал запись  "Скитальца" или сыграл концерт, к которому он тогда готовился.  Но я знаю,  что эти такты обошлись ему втридорога  исключительно из-за его в данном случае упрямства.  Возможно,  он просто не хотел,  чтобы студенты слышали  его играющим медленно.

Если мы хотим,  чтобы очень тупой студент понял что-то полностью и совершенно неискажённым,  мы должно ему это что-то повторять в самых простых словах и непременно МЕДЛЕННО.  И мы должны повторить эти одни и те же слова много,  много раз.  Если мы будем говорить быстро и употреблять при этом хотя бы чуть-чуть разные,  а то и вообще новые слова,  наш  тупой студент не поймёт  НИЧЕГО.

Точно так же, как и предельно тупого студента,  мы должны учить наш "компьютер от динозавров".  Терпение вместе с настойчивостью в этом случае в союзе с правильно  организованной работой преодолеют ЛЮБУЮ техническую трудность в музыке.

Пожалуйста,  не играйте быстро на этом этапе работы.  Установите свой метроном на скорость,  которая ГАРАНТИРУЕТ абсолютно верные ноты без цепляния и соскальзывания на соседние клавиши.  Сыграйте 100 раз совершенно безупречно.  И  если вы при этом сделали хотя бы одну ошибку,  считайте,  что вы не работали  вообще.  Вы попусту истратили своё время.  Начинайте счёт с начала.

И самое главное - вставайте после вашей работы непременно ПОБЕДИТЕЛЕМ данной трудности,  а не побеждённым.  Вы обязательно должны на каждом вашем уроке дать самому себе (а,  точнее,  вашему "компьютеру") преодолеть данную трудность,  а не сдаться пред ней.

И это НЕ ТРУДНО, если вы не будете брать для каждого вашего урока слишком много работы.  Возьмите для сегодня только одну страницу,  только одну строчку,  только один такт,  даже лишь две соседние ноты,  но решите данную проблему полностью и окончательно.

Научите ваш "компьютер" играть выбранный вами отрезок музыки именно так,  как вы хотите и как это должно быть сыграно.

При таким образом построенной работе - победа НЕИЗБЕЖНА!  Заранее поздравляю.


ENGLISH VERSION

The simple secret of victory over ANY "physical technical difficulty."

Many pianists often say that they know perfectly well what to play and how, but “they cannot do this because of physical difficulties.” I talk with my students on this topic only once, when they come to me for the first time. And afterwards we will never need to speak on this topic. This simple secret should be known to anyone who is going to play music or do any other similar  thing, but for some reason this is never taught.

Why  and how should we practice?

In our head,  two completely different brains live together and interact with  each other.  These are scientific data that people usually do not know about.

One of these two brains  is millions of years old - from the dinosaur era.  This is a wonderful, amazingly powerful "computer"  that can do wonders.  For example, we can  take a full glass of water in our hands  and  move it to another room without spilling a single drop.  No modern computer installed  into robot  can perform this task.
This  "computer" in our head allows us to run, jump, ride a bike, swim, etc. perfectly.  But in general this  brain-computer is very stupid,  it  does not know and understand  a lot of things in the world and  in our life.  And, of course, does not know anything about piano playing.

And all  our  goals and plans for this  "computer" in our head are set by another brain - the human one.  Unfortunately, this  brain is just a small layer of very new, purely human cells that animals do not have.  This human brain knows and understands a lot,  it is much smarter than a "computer from dinosaurs".  But it  is still terribly imperfect,  vulnerable and weak.  This brain gets tired very quickly, can not work for a long time and ALWAYS makes mistakes of any kind.

We can not do anything, relying only on the human brain.  This brain will definitely fail us in any job.
Therefore in any our activity,  our main task is to transfer as much as possible the work we need from human cells to the “computer from dinosaurs”.   All people do it all their lives, adapting themselves and their brains for a certain job.    All the routine work,  which is basically the same all the time,  they perform not with the human brain, but just with this "computer" in their head.  Otherwise, neither the driver of the car, nor the hockey player, nor the dancer could work.

And every pianist has the same problem and the same task.  We must give all the work we need to be done on the piano keys to the computer.  Because the human brain is fundamentally incapable of performing this work.
For this reason, many pianists  "cannot play physically as they understand and want to play".   And the secret here is only in our ability to transfer the necessary information from a smart but weak human brain to a silly but extremely powerful "computer from dinosaurs".

This transfer of information is not an easy thing,  but it is absolutely possible.  It all comes down to repeating the same action WITHOUT A SINGLE MISTAKE many times so that the “stupid dinosaur computer” understands the task correctly and remembers it for a lifetime.

By the way,  this “computer” can not remember anything  in another way  - either it remembers forever,  or it  suddenly deletes “unnecessary information" for it  without warning  and any "command  to delete"  from the human brain.

Only one question remains: how many times do we have to repeat the same action in absolutely the same way and without any slightest mistake for the “computer” to take this work on itself from the human brain?
It depends on the individual characteristics of the person. Someone will need fifty repetitions, and someone may not have enough with five hundred.  Moreover, if pianist A needed 50 repeats to master a difficult place, and pianist B needed over 500,  then in another difficult place in the same piece they can change their places. Pianist A will need more than five hundred, and pianist B will need less than fifty.

Of particular importance is the specific way of working on a piece of music.
Heinrich Neuhaus said with surprise that his best student S. Richter played  easily  sight reading from the sheet of the symphony score, but sometimes he could not cope with the trifling technical difficulty available to any first-year student.
By chance,  I happen to know the answer to this question.  Once at 7:00 PM I came to practice in the 45th class of the Moscow Conservatory, and at that time Richter was practicing already in the 44th class.  And by coincidence, he tried to play  quickly and flawlessly the same very difficult 16 bars with broken triads from Schubert's "The Wanderer" fantasy finale, which I, too, could not do.

He repeated these 16 bars again and again at an extremely fast tempo, and each time his finger slid and clung the neighboring notes. I had exactly this problem too.
From 7 to 11 pm, I repeated these 16 bars SLOWLY at least 500 times. And if you wake me up today, 50 years later after this evening and ask me to play these bars, I will definitely play them without mistakes at any tempo.
When I left the 45th class to go home to sleep, Richter continued to work on these 16 bars still with the same result. The most striking thing was that he did the same thing at 7 am, when I again came to practice in the same 45th class.  He didn’t go home to sleep at all, but worked on these 16 bars ALL NIGHT.

I realized that he would by no means wish to play these bars at least once slowly.  He did it only super fast.  I don’t know if he managed to cope with those 16 bars at  the end, and if he made the record of the "Wanderer".  But these 16 bars definitely cost him many times more because of his stubbornness.  Perhaps he simply did not want us-students to hear him playing  slowly.

If we want a dumb student to understand something perfectly, we have to explain this something  to him in very simple words and SLOWLY.  And we must repeat ABSOLUTELY THE SAME words many, many  times.  At a fast pace and each time with slightly different  or new words  our stupid student will not understand anything.
Similar, like a stupid student, we must teach our "dinosaur computer".  Patience and perseverance along with the right way of working will overcome ANY technical difficulty in music.

Please, play no one time  fast.    Set the metronome to a speed that GUARANTEES absolutely correct notes in each measure and do not play faster before you plaid 100 times WITHOUT  slightest mistake in a slow tempo.   If somewhere your finger slipped off or you accidentally played the wrong note,  you didn’t work AT ALL,  but  only wasted your time.


And the main thing in this secret is to always win, never give up and never get up after practicing being defeated by your problems.  Always difficulties must be overcome, not you.

To do this, just do not take too much work for one time. If it is difficult to do more, make only one page, one line, one measure, two consecutive notes, but do it absolutely the way you want and how you should be.

With this way of work, victory is inevitable.


Рецензии
Добрый день. Или вечер.
Я не хочу писать рецензию. Только что наткнулась на ваши материалы. Прочитала совсем немного, но этого достаточно, чтобы понять кто вы и что вы. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека.
А поговорить хотела бы о тех самых двух мозгах.

Как и вы я творческий работник. Только театрал. И уровень другой. ё

Морозова Татьяна Васильевна   11.04.2019 01:41     Заявить о нарушении
У нас сегодня неограниченные возможности для любых разговоров. Для публичных - здесь. Для личных - личка или vladimir_and_music@ yahoo.com

Отвечаю на любые вопросы в меру своих способностей.

Владимир Дунин   11.04.2019 09:40   Заявить о нарушении