Ну почему мы не китайцы...

    Наполеон предупреждал: "Китай – это спящий гигант. Пусть он спит. Если проснется – он потрясет мир”. Китай проснулся...

    Мой товарищ вернулся из Китая в шоке – удивлен, что по количеству небоскребов эта страна уже переплюнула США. Да и по многим другим показателям их теснит. Что уж говорить о России. По его мнению, мы отстали от Китая, и, кажется, навсегда. "Это надо видеть своими глазами”,– резюмировал он. С таким напутствием мы с женой и отправились в Китай.

    Численный перевес китайцев начал ощущаться уже в самолете, летевшем в Пекин. Еще больше он усилился в самой столице – в огромном городе живет вдвое больше жителей, чем в Москве. Европейцы, встречаясь на его улицах, здороваются или просто радостно оглядываются друг на друга – наши, мол. Бледнолицых, кстати, не так много – из 400 тысяч туристов, ежемесячно приезжающих в Пекин, около половины японцы, корейцы и прочие китайские соседи.

    Пекин похож на торт "Наполеон”. Самый заметный слой – суперсовременные здания, высотки из стекла, алюминия и керамогранита, затем – достаточно современные многоэтажки, которые строили в первые годы модернизации страны, потом идут так называемые "социалистические дома”, они, как близнецы-братья, похожи на такие же, еще сохранившиеся в Праге, Дрездене, не говоря уж о Москве...И последний, совсем тонкий слой, собственно сам старый Пекин, каким он был сто – двести и более лет назад. Узкие улочки, вороньи слободки...

    Наши вздохи, бедные, мол, жители, гида Сяо Пэй развеселили: "Не такие уж они бедные. Здесь живут миллионеры. Центр города, земля очень дорогая. Государство при сносе такого дома выплачивает за каждый квадратный метр по 100 тысяч юаней”. Это более полумиллиона рублей – по нынешнему курсу.

    Китайцы не стесняются показывать свои вороньи слободки. Во-первых, их очень мало осталось, а во вторых – тем резче контраст с нынешним Пекином. Столица стремительно отстраивается. Сносят целые кварталы и улицы, даже те, что построены всего 25-30 лет назад. На их месте одновременно возводится по пятнадцать-двадцать (сам считал) домов по 24-30 этажей. Они похожи друг на друга, как две капли воды. Единственное разнообразие – рядом возводится такой же квартал, но другой архитектуры и другого цвета. Сдают их тоже одновременно – с полным благоустройством и социальной инфраструктурой. Так что новоселье справляют сразу по несколько тысяч семей.

   На каждого россиянина приходится 9 китайцев. Мы никак не можем одолеть жилищную проблему, а в Китае она решается достаточно успешно. В 1987 году на  одного россиянина приходилось по 15 кв. метров жилой площади, на китайца – по 10. Сейчас в России – по 22 кв. метра, а в Китае – по 30. С учетом того, что у нас население сокращается на сотни тысяч в год, у них растет на 8-10 миллионов. Так что это не китайцы живут в тесноте и обиде, а, выходит, мы.

   В конце прошлого века Китай отказался от социалистического распределения жилья, занялся его приватизацией и так называемой коммерциализацией. Людям разрешили покупать квартиры в собственность. Ипотека у них тоже дороговатая. Но есть система государственного кредитования, она на процентов 20 ниже, чем банковская ссуда. Для китайца со средними доходами вполне доступна.
 
   Но в Китае упор делают даже не на ипотеку, а на аренду жилья. Именно для этих целей строят его много. И сдают квартиры не частные лица, а само государство. 5 процентов жилья распределяется среди самых малоимущих.
 
   В России две проблемы сдерживают строительство жилья – тягомотное выделение земельных участков под строительство и отсутствие инфраструктуры. Про коррупцию я уж не говорю. В Китае площадки застройщикам дают государство или региональные власти. Они же финансируют строительство дорог и коммуникаций. Плюс время от времени в стране публично расстреливают или вешают пару-тройку вице-мэров и столько же девелоперов-застройщиков. В итоге: воруют меньше, а строят больше всех в мире – 1,3 миллиарда квадратных метров жилья в год.

   ...Поезд "Пекин-Шанхай”. Несемся со скоростью более 300 км в час. За окнами стремительно проносятся бесчисленные китайские города. В каждом строят, строят, строят... Причем очень быстро и качественно– два месяца, и готов 24-этажный дом. В дорогой моей столице почти лет двадцать назад начали возводить Москву-Сити. В Китае за это время успели таких сити понастроить в каждом городе-миллионнике. Именно они сияющим укором мелькают перед моими глазами за окнами поезда.

   Странное ощущение – дороги в Китае без заплаток. Словно асфальт уложили только вчера. Я потрогал его рукой – гладкий, с заметными гранитными фракциями. Чувствуется, что сделано на совесть. И никакой колейности...
 
   Допускаю, что нас, туристов, могли возить только по новым и платным дорогам. Но мы проехали сотни километров. И шалостями графа Потемкина, строившего для матушки Екатерины Второй выставочные деревни и дороги, здесь и не пахло. Огромное количество развязок. В три-четыре– пять– восемь уровней. Высокоскоростные железнодорожные магистрали подняты над землей – в стране привыкли дорожить пашней. И опять – строят, строят, строят дороги, развязки...Мы ни за годы советской власти, ни за период, когда Россия поднималась с колен, так и не смогли построить даже одну нормальную трассу между Москвой и Питером.

    В китайских городах тоже случаются пробки. Но они, скажем так, динамичные. Не стоишь, а едешь, пусть и медленно. В 27-миллионном Шанхае мы продирались в плотном потоке чуть более получаса из центра города до вылетной магистрали. Для водителя, знакомого с московскими реалиями, в это трудно поверить.
 
    Грузовики на улицах можно увидеть только глубокой ночью, раньше их просто не пускают на улицы. Для автобусов выделены специальные полосы, на которых указано, с какого по какое время, скажем с 7.00 до 10.00 и с 16.00 до 20.00, нельзя заезжать легковым автомобилям. Такие же полосы зарезервированы для скутеристов и велосипедистов.

    Полосы в Китае заметно уже, чем наши. Автомобили движутся почти впритирку. Но аварий очень мало. За две недели я увидел всего две – слегка помяли друг друга. У нас пока из Бронниц до Москвы доедешь...

    Много видеокамер. Их боятся. И ни одного гаишника в кустах. Может, их уже расстреляли?
 
    В старом Пекине, катаясь на рикше, мы попали в пробку. На тесном пятачке стиснули друг друга автомобиль, несколько скутеров и с пяток рикш. В Москве стоял бы мат-перемат, не исключен был бы и зоологический мордобой. Здесь как-то рассосалось само собой. Даже без ругани. Перед гостиницей во втором ряду остановилось такси, загородив нам дорогу. Наш водитель посигналил, но таксист, отсчитывая сдачу, проигнорировал...И ничего, наш спокойно простоял лишнюю минутку. У нас сразу бы последовал взрыв агрессии. Почему-то у китайцев на дорогах нет такой избыточной ненависти друг к другу, которой переполнены мы.

    Кстати, китайские водители на дорогах не ангелы. Ездят, как каждому удобно. Постоянно сигналят друг другу. Но наши – с обидой или ненавистью, а те просто предупреждают друг друга – осторожно, мол, я перестраиваюсь. Или – пропусти меня.

    –У нас это называют "гармония беспорядка”, – объясняет мне поведение миролюбивых китайцев Сяо Пэй. – Если мы не будем на дороге терпеливыми, то беспорядок увеличится и пострадает каждый.

    Есть и другое объяснение такого миролюбия. В перенаселенных городах Китая требуется специальное разрешение на покупку автомобиля. Записываешься в очередь и ждешь, когда произойдет очередной розыгрыш на выдачу таких разрешений. Повезло – покупаешь любой из приглянувшихся автомобилей. Состарится машина– сдаешь ее в утиль и покупаешь следующую. Пропуск в автомобилисты выдается на всю жизнь. Но в том же Пекине ежегодная квота – всего 20 тысяч номеров. Это помогает как-то контролировать рост машин на улицах. Ну и ощутимые налоги за старую рухлядь становятся препятствием для их появления на трассах. Собственно китайских марок на улице немного – где-то каждый третий автомобиль. Как и у нас, у китайцев популярны иномарки. Чаще всего встречаются "Фольксвагены” и "Хундаи”, поменьше – от других производителей. На дорогах можно увидеть "Ауди”, "БМВ”, "Шкоды” и "Бьюики”, "Порше” и "Рено”... "Ладу” не довелось.

    ...Все же случаются, случаются аварии на китайских просторах. И виноваты в этом прежде всего велосипедисты и скутеристы. Каких-то лет 10-15 назад ни одна телевизионная картинка из Китая не обходилась без показа лавины велосипедистов, несущейся по здешним дорогам. Сейчас их намного меньше, чем в той же Голландии. Китайцы пересаживаются на автомобили. А те, кто победнее, покупают скутеры или приделывают к велосипедам электрические моторчики – за небольшую сумму в специальных мастерских. Зарядки аккумулятора хватает на 50 километров. В любой части города можно его подзарядить или обменять на небольших специальных станциях. Цена – 3 юаня. Всего-то рублей 17.

    И несется вот такой бесшумный скутер или велосипед на электрической тяге – и как от него уберечься, если не тарахтит мотор?

    В Китае разрешено двигаться автомобилям и велосипедистам на зеленый для пешеходов, если тех нет на шоссе. Так что пересекать дорогу в здешних городах надо предельно внимательно. Электровеники выскакивают в самых неожиданных местах.

    Отдельная песня – метро. Мы привыкли гордиться подземными московскими дворцами. Пекинское метро значительно моложе. Мне в нем показалось намного комфортнее. При 30-градусной жаре на улице в вагонах прохладно. И можно спокойно говорить по телефону в любой части подземки – великолепная слышимость. Повсюду очень информативные табло, на китайском и английском, диктор названия станций тоже объявляет на двух языках. Большинство станций снабжены стеклянными дверцами, закрывающими туннель. Подъехал поезд– открылись. Это создает проблемы для самоубийц. И на каждой станции– туалет. Чисто, не пахнет. В час пик бывает проблематично попасть в вагон. Есть и еще одна интересная особенность – посадка и высадка из вагона происходит одновременно. Но китайцы хотя при этом и интенсивно толкаются, не обижаются друг на друга. Приучены с детства к толчее или это та же гармония беспорядка?

    Одно из самых глубоких воспоминаний детства – показывают по телевизору Хрущева со сжатым кулаком, который грозит китайцам: "Пусть едят траву!" Я учился тогда в первом классе. В 1960 году Китай поссорился с СССР из-за отказа предоставить ему атомную бомбу. Из страны выехали советские специалисты, мы свернули все виды военной и экономической помощи. Но в тот же год в стране разразился страшный голод. Мао Цзедун попросил помощи. Хрущев почему-то отказал и посоветовал перейти на подножный корм. От голода умерло по различным оценкам около 30 миллионов человек– данные до сих пор засекречены.

    Китайцы это не забыли и без нашей помощи решили проблему продовольствия. С конца 80-х годов прошлого века страна-лидер в производстве мяса, зерна, картофеля, птицы, чая и др. Часть и нам перепадает.
  После смерти Мао Цзедуна в 1976 Дэн Сяопин сформулировал три принципа перестройки страны: 1. Не мешать развитию производительных сил; 2. План не эквивалентен социализму, как и рынок – капитализму, ибо и в том, и другом случаях существует и план, и рынок; 3.  Раскрепощать сознание людей и способствовать росту их благосостояния.

    Проще говоря, неважно какого цвета кошка, только пусть ловит мышей.
 
    Коллективная собственность на землю была и осталась китайской доминантой в сельском хозяйстве. Именно его в первую очередь взялись поднимать наши соседи. Там, где возможно, работают кооперативы и колхозы, где выгоднее – отдают землю семейным арендаторам на 15-30 лет. Средства за пользование землей идут на социальное обустройство села: строительство дорог, водопровода, предоставление льготного кредита на жилье. То есть, построен понятный и простой механизм, который позволил почти полуторамиллиардному Китаю прокормить свое население. Мы с самой большой пашней в мире похвастаться этим не можем: развалили почти все колхозы и связали по рукам и ногам немногочисленных фермеров. И кошка наша сдохла …

     Мудрый Дэн издал в 1981 году памятный указ: каждый китаец от 11 до 60 лет в год должен посадить три дерева. Он действует до сих пор. Пусть и не в полной мере. В городах-то уже и сажать негде. А в тех местах, где довелось побывать, обсажены деревьями все обочины дорог, полей, все горы. Дорожные развязки по краям окантованы цветочными ящиками. Красиво и экологично. И дышится легче.
 
  Самый богатый район в Китае – Ханчжоу. Здесь выращивают чай. Его заросли красивыми террасами окаймляют ущелия невысоких гор. Вдоль дороги сплошные трех-четырехэтажные коттеджи. В достатке живут местные чаеводы. Кстати, большая ошибка, если вы не завзятый титестер, заказывать чай в ресторане. Стоимость одного чайника может перевесить стоимость выбранных вами блюд. Мы с женой в такую ловушку угодили. Имеет смысл заранее поинтересоваться, какой сорт вам предлагают.

     –Самый дорогой – мартовский сбор, он предназначен богатым и важным людям,– рассказывает наш шанхайский гид Ка Тин.– Апрельский тоже очень хороший, дорогой. Его китайцы очень любят. А осенний чай мы, как правило, отправляем на экспорт.

    Здесь же, в чайном кооперативе, предложили приобрести апрельский чай. Цены кусаются. Но и приобщиться хочется.
 
    Ханчжоу славен не только своим чаем. Это один из самых успешных производственных районов страны. Великолепное шоссе, параллельно – эстакада высокоскоростной железной дороги. И вдоль них бесконечные заводы и фабрики. Кажется, делают все. На площадках готовые к отгрузке тракторы, строительная техника, автомобили, электрооборудование, сантехника... Все это вывозится, вывозится, вывозится...Вагонами, большегрузами, баржами...Даже несколько утомляет такая фантастическая работоспособность китайцев.

     Малый бизнес – под государственной охраной. Люди, которые сами для себя, а то и для других создают рабочие места – заслуживают уважения и защиты. От чиновников и коррупционеров. Устроено это по-китайски прагматично. Мелкий предприниматель сам ведет и отвечает за реестр доходов и расходов. По итогам года или квартала (зависит от масштаба его бизнеса) он отдает его сертифицированному бухгалтеру, который обязан подсчитать, сколько и какие налоги он должен заплатить государству. Бухгалтер ведет несколько мелких фирм и полностью отвечает за подсчет своей должностью и головой, поэтому сговор с предпринимателем исключен. Подготовленному балансу бухгалтер присваивает номер и сдает налоговикам. Те могут вести только обезличенную проверку – контакт с предпринимателем исключен. Как и коррупционные схемы.

   Так же просто маленькой фирме заниматься экспортом своей продукции. Есть специальные организации, которые помогают вывозить китайские товары. Скажем, я выпускаю детские подгузники или рыболовную снасть. Хочу их отгрузить в Россию. Обращаюсь к экспортерам. Дальше их дело;– бумаги, лицензии, таможня. Расходы минимальные – власть заинтересована в росте экспорта. Никаких препятствий, тем более откатов в этой схеме не предусмотрено.
 
    Китайские товары в магазинах немного дешевле, чем у нас. Импортные – дороже. Такая политика. На популярной пекинской улице Сидань – все самые модные бренды мира. Посмотрел на ценники – даже дороже, чем у нас. Ходят толпы китайской молодежи– покупают. Более старшее поколение прижимистее, обходят эти магазины стороной.

      Было время, когда в Пекин десант за десантом высаживались российские челноки. На самых дешевых рынках столицы в Яболоу и Яшинкоу продавцы до сих пор говорят на русском языке. Торгуют вполне качественным товаром. Разумеется, копии известных марок. При умении торговаться цену можно сбить раз в пять и более. Отменные чемоданы, которые в Москве продают от 4 тысяч рублей и выше, здесь можно купить за рублей 700. Такой же разброс по обуви, одежде, электронике...Но покупателей мало.

      Челночная торговля из Пекина переместилась в приграничные с Россией или Казахстаном города. Да и российские челноки, окрепнув и поумнев, стали напрямую заказывать себе партии товаров китайским предприятиям. И везут их на родину уже не в клетчатых сумках из полипропилена, а вагонами. Можно было бы делать такие заказы и отечественным производителям, но они вымирают как класс. Да и трудно им конкурировать с китайцами в оперативности, качестве, а главное – в производительности труда.

    Ровно половина территории Китая непригодна для хозяйственной деятельности. Это горы, пустыни, засоленные почвы, земли с вечной мерзлотой. Как правило, эти регионы соседствуют с Россией и Казахстаном. Есть целая программа по подъему северо-восточных и северо-западных провинций. Вкладываются огромные средства в их развитие. Но разрыв в уровне доходов между этими и приморскими районами все еще очень велик. Доходы городских жителей раза в четыре выше, чем у тех, кто живет на селе.

     Россия по понятным причинам опасается осваивать совместно с Китаем свои дальневосточные земли. Приоритет отдан обычной торговле – мы вам сырье, вы нам товары. Эту примитивную стадию уже преодолели наши соседи – казахи. Начав активно торговать с Китаем газом, они сейчас совместно строят железные и автомобильные дороги, развивают свою добывающую и обрабатывающую промышленность. Казахи купили землю в одном из южных портов Китая и активно строят здесь свои терминалы. Товарооборот между Россией и Казахстаном составляет 17 млрд. долларов, между Казахстаном и Китаем – почти вдвое больше. И знаковая деталь – среди гастарбайтеров вы почти не встретите в наших городах казахов.

    ...В поезде "Пекин – Ченде” мы с женой одни среди китайцев. Перед отходом в вагон загрузили пару пожилых немцев. На попытку моей жены встретить их улыбкой они враз окаменели. И практически не разгибали свои прямые спины всю дорогу. И немцев, и нас, не стесняясь, с деревенской простотой долго изучала старенькая китаянка. Мы, наверное, были первыми чужестранцами в ее жизни. Разглядывание закончилось после того, как дошла ее очередь нянчить внучку. Симпатяшку полутора лет эстафетой передавали друг другу две пары бабушек и дедушек. Они закармливали ее конфетами, всяческими китайскими сладостями и фруктами. Полчаса одни сидят с внучкой, полчаса – другие. Не хватает китайцам внучек.

     Рождаемость контролируют, но те китайцы, с кем удалось поговорить, в основном, сетуют на постоянно возрастающую дороговизну жизни, жилищную проблему, которые сами по себе ограничивают рождаемость. Здесь мы от Китая не отличаемся. Но, как выясняется, и в прошлом контролировали рождаемость без особой жесткости. В семье у Ка Тин, нашего экскурсовода по Шанхаю, и вовсе пятеро детей, а другой гид Да Чуан из Ченде – второй ребенок в семье. Спрашиваю: а как же штрафы, о которых мы наслышаны? Оказывается, не такие большие в ту пору они были. Тысяч тридцать на наши деньги.

    Да Чуан заканчивает факультет русской филологии в университете в Ченде и мечтает продолжить обучение в Воронеже. Почему не в Москве? Дорого, отвечает. Его старшая сестра учится в Иркутске. Почему выбрал русский язык? Пожимает плечами. Понятно же: российских туристов в Китае с каждым годом прибавляется, он и сестра без работы не останутся...

    Кстати, высшее образование в стране платное. Бесплатные бюджетные места есть лишь в военных и педагогических вузах. Но плата за обучение небольшая. Если я правильно понял, Да Чуан платит за год всего 5000 юаней – чуть меньше 30 тысяч рублей. Плюс по 60 юаней ( триста рублей) в месяц за общежитие. Китайские вузы, как правило, очень большие – на 30 – 50 тысяч студентов. Строят их как те же кампусы – учебные корпуса вместе с общежитиями и прочей инфраструктурой. Живут студенты в комнатах по 4 человека. Причем, в общежитиях должны жить все студенты, обучающиеся в университете, в редких случаях идут навстречу тем, у кого рядом проживают родители. Преподавателям тоже дают квартиры в этих кампусах. Методическая нагрузка у последних невелика – 8 часов в неделю, остальное время они должны посвящать науке. Успешность преподавателя измеряется не любовью студентов и количеством прочитанных лекций, а научными публикациями, коэффициентом цитируемости и т.д. Перед китайскими университетами поставлена четкая цель – к 2025 году не менее 20 вузов должны войти в число 100 лучших научных центров планеты. Государство платит стипендии 300 тысячам студентов из 175 стран, которые обучаются в Китае. И активно приглашает к себе ученых со всего мира. В здешних университетах преподают несколько тысяч россиян. У нас убыло, в Китае прибыло.

     Огромный национальный музей истории в Пекине. Здесь собраны уникальные коллекции с древнейших времен. В те годы, когда европейцы ходили в звериных шкурах и дрались каменными топорами, здесь уже была письменность, умели выплавлять бронзу, железо, ткать шелк... Раньше Гутенберга научились печатать книги.

      Поднебесная империя еще до нашей эры отгородилась от варваров Великой китайской стеной, протяженностью почти 9 тысяч километров. Сегодня туристов возят смотреть на нее в Бадалин, это 75 км от Пекина. Стена – преимущественно новодел, с иголочки. Прогуливаясь по ней, трудно ощутить дух давно минувших дней. Но все равно впечатляет. Построить такую даже в наше время с помощью техники – непростая задача.

     А ведь есть у китайцев еще Великий канал, проложенный с юга на север. Был он прорыт в четвертом веке до нашей эры из Ханчжоу до Пекина – почти 2 тысяч км. Он соединил водные системы 5 великих рек страны. Для подъема воды уже в то время китайцы додумались до шлюзов. Канал работает до сих пор.

      Громадные залы музея переполнены вещественными доказательствами величия одной из древнейших цивилизаций мира. И всего два сравнительно небольших зала на первом этаже отведены под историю коммунистической партии Китая. Такая партийная скромность для нас, привыкших к пропагандистской оскомине, даже подкупает. На одной из картин молодой Мао, держа в руках рупор, зовет пролетариат на стачку. На другой – уже в роли вождя руководит боем. На третей – выступает перед рабочими. Вот и знаменитая некогда картина– Мао со Сталиным в кителе генералисимуса. Вспоминается очень популярная в те годы песня "Москва – Пекин”, в которой пелось о том, что "русский с китайцем – братья навек..."

     Агиток в пользу Китайской компартии не так много. Нет бестолковой социальной рекламы, которой переполнены наши города. Нет бюстов Мао, Дэна и прочих партийных вождей. Портрет Мао, правда, на каждой купюре от 1 до 100 юаней. Мудрого председателя, почивающего по примеру Ленина в мавзолее, почитают, его труды изучают, но не более того. Все дискуссии о нем, об ошибках компартии закрыты. Над зданиями партийных комитетов развевается алый стяг да плюс герб КНР на фронтоне, но и их редко увидишь. Партия не кричит о своих достижениях и вкладе в процветание страны, они и так видны.

   Хотя у Китая, как и у России, все еще сохраняется множество проблем, которые требуют скорейшего решения. И лежат они не только в экономической и социальных сферах. Есть достаточно острые религиозные и межнациональные конфликты. Неслучайно, на каждой станции метро, у входа в любое помещение, будь-то цирк, музей, кинотеатр стоят охранники, которые просветят вещи и проверят вас с помощью металлодетектора. Делают это привычно и профессионально, не создавая очередей. Потому и уровень террористической угрозы в Китае не очень высок.

  Свою перестройку Китай начал чуть раньше СССР. Коммунистическая партия Китая поставила четкую задачу – сделать три шага. На первом этапе (до 1990 г.) увеличить валовой внутренний продукт (ВВП) в 2 раза по сравнению с 1980 г., обеспечить население продовольствием и одеждой. На втором этапе (к концу ХХ в.) поднять ВВП еще в 2 раза, добиться достижения среднего уровня достатка населения страны. На третьем этапе реформ (в течение первой половины ХХI в.) достичь уровня среднеразвитых стран по величине ВВП. Два шага Китай уже сделал. Третий делает, чтобы превратить страну в богатое, демократическое и цивилизованное социалистическое государство – так прописано. И уже сегодня по уровню чистых финансовых доходов на душу населения более чем вдвое обгоняет нас. Даже в списке по уровню жизни пенсионеров, составленном международной организацией HelpAge при поддержке ООН, Китай занимает 35-е место, а мы – 78-е.

     Поймал себя на мысли, что успехи Китая меня даже огорчают. Где-то в глубине души по инерции все еще считаю эту страну по-прежнему отсталой, нищей... Есть предубеждение и не только у меня против качества ее товаров, автомобилей, прочей техники. Ведь все это было сравнительно недавно – и дешевые китайские кроссовки расползались на ногах, и из пуховиков вылезало непонятно что, и дешевая аппаратура MADE IN CHINA  ", бесстыдно скопированная с японских образцов, скоропостижно приказывала долго жить...Эти болезни роста Китай успешно преодолевает. И стремительно расталкивая признанных мировых производителей, занимает свое место под солнцем. Развитые страны переносят в Китай свои производства. Но китайцы и сами сегодня лидируют в отдельных отраслях науки и техники. Их ракеты все еще похожи на советские космические аппараты, но здешние ученые уже всерьез работают над первым полетом на Марс и вполне возможно, что окажутся там раньше американцев.
Да, было время, когда русские войска в 1900 году штурмом взяли Пекин. Построили КВЖД. Обустроили Порт-Артур и Дальний... Затем СССР стал для китайцев ненадолго "старшим братом”. А в новейшей истории Россия как-то быстро утратила перед Китаем свои цивилизационные и экономические достоинства... Чем теперь гордиться? Вот и гложет непонятно откуда взявшаяся обида даже не на Китай, а на нашу затянувшуюся неустроенность.

      Россия тоже попробовала поставить перед собой амбициозную цель – по предложению Путина, мы захотели удвоить ВВП с 2001 по 2010 гг. Не получилось – достигли всего 60%. Нам помешал кризис, китайцам– нет. Спас положение Герман Греф, он перечитал рост ВВП за этот период в американских долларах. По такой методике случился полный ажур. Больше амбициозных задач мы не рисковали ставить.
   Вопрос: почему у Китая получается, а у нас нет? Или почему мы не китайцы? Почему в отличие от них так мучительно, неумело и безуспешно боремся со своими проблемами – инфляцией, недостатком инвестиций, низкой производительностью труда, коррупцией... Если бы Россия имела такие же достижения, как наш великий сосед– рост экономики на 8-10 процентов в год, динамичные успехи в модернизации производства, в развитии образования и здравоохранения, в жилищном строительстве и т.д. – абсолютное большинство россиян было бы безумно счастливо и совершенно бескорыстно прославляло нашу власть и вождей. Почему китайцам на протяжении жизни фактически одного поколения удалось вырвать из нищеты почти все свое население, а нам ввергнуть миллионы людей в нищенское существование? Общее место говорить о геополитической катастрофе, постигшей нашу страну, опутавших ее проблемах и безнадеге, воцарившей в умах большей части нашего населения... Но не дает покоя мысль, что Китай и СССР решали по сути одну и ту же задачу – модернизацию своих стран, которых завела в тупик командно-административная система управления. Ее китайцы скопировали у нас. Они смогли от нее избавиться, гармонично соединив план и рынок, достоинства социалистического и капиталистического способов производства. Мы же скопировали худшую пародию на рынок и приватизацию и получили за обучение капитализму "неуд”.

     Мудрый Дэн как-то сказал, что, если бы А.Косыгину и его команде удалось осуществить задуманные им экономические преобразования, вероятно, китайцы сегодня изучали бы наш опыт. Косыгину не дали завершить реформы. И китайцы пошли своим путем, который оказался успешным. У Горбачева и Ельцина с их командами получилось то, что получилось. Вера в то, что рынок все утрясет и приведет нас к процветанию, оказалась обманкой. При рынке доходнее всего стало разворовывать страну. И это можно делать, как выясняется, долго и достаточно безнаказанно. Ну а дальше что? Угнетает отсутствие в России в отличие от Китая внятной и понятной абсолютному большинству населения программы действий. Скажем, по уровню жизни к 2015 году обогнать Польшу, а к 2025 году – Францию. Никогда и ни за что не получится? Тогда надо объяснить россиянам, почему их место на обочине процветающего мира, а заодно и почему в его центре уже столбит себе место Китай со своим огромным населением и таким масштабом проблем и задач, которые еще ни одна страна в мире не решала.
 
  Национальная идея у каждой страны может быть только одна – благоденствие и процветание народа. Именно так сформулировали ее для себя китайцы. А мы все еще в поиске... От лукавого считать национальной идеей проведение Олимпиады или чемпионата мира по футболу. А у нас других задач на перспективу и не ставится.

     Если нет четко поставленной задачи, то и непонятно, как ее решать. Если, к примеру, военного назначают губернатором, а министром обороны – торговца мебелью, то это системная ошибка, и она неизбежно скажется негативно на результатах. Были и у китайцев подобные ошибки, особенно во время "большого скачка”. Наломали дров – перестали. С тех пор каждый чиновник регулярно сдает экзамен на профпригодность. Растет от самых низов, а не сразу попадает по протекции на шесток повыше. Экзамен для служащего жесткий и нелицеприятный. Сдал – расти дальше по карьерной лестнице, не сдал – сам виноват. Создана система, которая не позволяет случайным людям оказаться у власти, тем более стать министром обороны.

     У Китая очень древняя история борьбы с коррупцией. Поэтому здесь в соответствии с нормами неоконфуцианства большое значение придают ротации кадров. Сменяемость кадров на всех уровнях мешает госслужащим пользоваться связями в корыстных целях: их переводят из провинции в провинцию и из министерства в министерство через каждые несколько лет.

     В Китае создана четкая система контролирующих органов – партийных и антикоррупционных. Они работают в центре и в регионах, проверяя любую информацию;– доносы, публикации в СМИ, посты в социальных сетях. Их стараниями за 2007-2012 гг. к ответственности за коррупцию было привлечено 669000 госслужащих;– каждый десятый. Все приговоры взяточникам предусматривают конфискацию имущества. Нам бы такую дотошность... К ответственности призывают самых высших руководителей Китая, в том числе и членов политбюро. Недавно расстреляли за взятки мэра Шанхая, на днях получил пожизненное наказание Бо Силай, претендовавший на пост председателя КНР.



     Борьба с коррупцией – главная задача, заявил нынешний китайский лидер Си Цзиньпин, встав у власти весной нынешнего года. Мы тоже боремся – с 1992 года, когда вышел самый первый указ Ельцина о борьбе со взятками, весьма, кстати, своевременный для проводимой тогда приватизации. У китайцев уже сменилось пятое поколение партийных вождей, у нас и здесь торможение. В индексе восприятия коррупции Transparency Inernational за 2012 г. Китай разместился на 80-м месте из 176 возможных, Россия – на 133-м месте...

     Почему почти одновременно начатые реформы выводят Китай в лидеры мировой экономики, а Россию они отбросили на десятилетия назад? В причинах еще долго будут разбираться политологи, экономисты, историки...Согласен, что есть предмет для спора. Но лично у меня нет желания в него вмешиваться. Главный вывод я для себя сделал. И думаю, что, возможно, прав наш знаменитый историк С.М.Соловьев, хорошо понимавший роль личности в истории, когда писал: "Преобразования проводятся успешно Петрами Великими, но беда, если за них принимаются Людовики XIV и Александры II. Преобразователь вроде Петра Великого при самом крутом спуске держит лошадей в сильной руке и экипаж безопасен, но преобразователи второго рода пустят лошадей во всю прыть, и потому экипажу предстоит гибель”. К сожалению, в России за реформы взялись люди второго сорта. Они и реформы провели половинчатые и цели ставили лишь на краткосрочную перспективу. Ну и мы виноваты –все, кто любил этих реформаторов или с безразличием взирал на их труды.

     …Две недели позади. Пора домой. Из Шанхая в аэропорт Пудун мы поехали на суперсовременном поезде на магнитной подушке "Маглев” – магнитная левитация. Еще недавно об этом писали только фантасты. Сегодня небольшие опытные отрезки таких дорог уже построены в Европе, Корее, Японии. А в Китае почти 10 лет как действует линия в 30 километров, связавшая центр Шанхая с окраиной. Скорость – за 400 км. Расстояние преодолели за считанные минуты. Планируется линию продлить до Ханчжоу – это где-то 120 км, а со временем и до Пекина. Проезд – 40 юаней ( чуть больше 200 рублей), дешевле, чем на электропоезде от Шереметьево до Белорусского (320 рэ). Эксплуатационные расходы "Маглева” низкие – никаких трущихся частей, поэтому китайцы уверены, что за ним будущее.

     Впервые в России проект магнитного поезда был предложен еще в 1911 г. профессором Томского политехнического института Б. П. Вейнбергом. Но...не сложилось застолбить наше первенство и здесь. На закате Советской власти было решено построить так называемый магнитоплан. На полигоне в Раменском сделали опытный 600-метровый участок для испытания транспорта на магнитном подвесе. Пустили вагон и даже показали сюжет в программе "Время”. А потом свернули проект. Сами закрыли дорогу в будущее...
 
   Сентябрь 2013 г.   
   Статья с небольшими сокращениями ( не помещалась на полосе))) опубликована в "Независимой газете":
 http://www.ng.ru/ideas/2014-06-04/5_chinese.html


Рецензии