Родоплеменной капитализм Казахстана

         Закон неравномерного социального развития творит чудеса современности. Если европейские народы, пройдя последовательно все формационные стадии социального развития, потеряли родоплеменную структуру во время долгового рабства, когда соплеменников продавали в рабство за долги, то народы Азии, Африке  и Ближнего Востока, проскочившие рабовладельческую стадию, сохранили родовую архаику. Это можно видеть на примере Казахстана.
         Казахстан, хоть и является унитарным государством, по сути, разделён на три региона, населённых представителями трёх племенных объединений – жузов: Старшего – «Улы» (южный и юго-восточный Казахстан), Среднего – «Орта» (северный, центральный и восточный Казахстан) и Младшего – «Киши» (западный Казахстан). [1]
         Клан это:
1. Род или родственная группа, связанная родственными, хозяйственными и общественными узами.
2. Кровно-родственная группа: ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии, носящая имя общего предка. Кланы обычно экзогамны и имеют различные религиозные, полит, и экон. функции.
         Есть мнение, что образовались жузы по историческим меркам недавно — в начале XVII века. [1] То есть после казахского этногенеза XIII-XV веков.
         Однако в этом можно усомниться, если считать жуз кланом, а клан родом. Не может родоплеменная структура общества быть отделена от появления этноса, народа. А говоря о происхождении казахов, большинство ученых склоняется к тому, что этот народ сформировались в XIII-XV веках, в эпоху царившей в то время Золотой Орды. [2]
         Значит во время существования феодальной империи Чингизхана этноса, народности под названием казахи не существовало. Казахский этногенез имеет более позднее начало.
         История народа не есть история его государства. Поэтому государство казахов стало складываться только после окончательного разгрома Золотой Орды, который произошел в 1391 году. Получается, что до этого времени казахские рода формировались и существовали на территории Золотой орды. Казахи был золотоордынцами.
         Считается, что Казахское ханство сформировалось к 1465 году. Однако в 1635 году казахское ханство было поглощено Джунгарским ханством. После этого начинается казахско-джунгарская война, которая продолжается около века.
         Сложная ситуация на внешней политической арене вынуждает казахов еще в 1726 году отправить представителей в Россию, чтобы просить покровительства. Успехом эта экспедиция заканчивается только в 1731 году, когда российская императрица Анна Иоанновна подписывает жалованную грамоту, принимая в российское подданство Младший жуз. [2]
         Сегодня пропорции численности казахского населения в раскладе по жузам примерно таковы: Старший – 35%, Средний – 40% и Младший – 25%.
         Однако есть и группы населения, не входящие в в жузовую иерархию. Это особо почитаемые, но уже довольно малочисленные группы: «торе» – прямые потомки Чингисхана и «кожа» – потомки первых арабов, принесших ислам в казахские степи и совершивших хадж. [1]
         Несмотря на то, что на данный момент Правительство Казахстана пытается всяческими методами стереть различия и противоречия между жузами, это получается, скажем так, не особо успешно.
         Сейчас, как считают многие эксперты, если взглянуть на структуру казахстанской власти можно заметить, что подавляющее большинство руководящих постов занимают представители Старшего жуза, из которого, к слову, происходит и действоваший Президент страны Нурсултан Назарбаев.
         Нельзя не отметить, что наличие, а также важную роль кланов отмечает и сам Назарбаев. Так, ещё в начале этого года, во время одного из заседаний Правительства, он обвинил местные кланы в попытке удержать контроль над сырьевыми богатствами. [1]
         Таким образом, можно считать, что с 1391 по 1465 гг. шло формирование казахского этноса, не имеющего своего государства, значит, имеющего родоплеменную - жузовую структуру. При формировании феодального государства родоплеменная – жузовая структура не пропала.
         По странному стечению обстоятельств советский Казахстан также не разрушил до основания «пережитков» родовой архаики. И вот в ХХI веке казахский буржуазный капитализм стал носить не только национальный, но и родоплеменной характер.   
         Появились Южный Казахстан с Улы-казахами, Центральный Казахстан с Орта-казахами и Западный Казахстан с Киши-казахами. Они стали устанавливать     контроль над региональными сырьевыми богатствами и отчислениями в государственную казну.
         Также местечковый контроль за использованием природных ресурсов стал создавать проблему транснациональному корпоративизму, имеющему европейское происхождение. Ведь корпорации впервые появились там, где были уничтожены родовые корни. Там же родился термин нация, подменивший термин народ, род.
         Данные азиатские особенности Казахстана могут стать препятствием на пути его интеграции в европейскую семью народов. Они же дестабилизируют казахское государство, от которого способны отпасть некоторые его области или районы во время очередного кризиса.       

Источники
1. https://bsblog.info/etnicheskaya-situaciya-i-klany/
2. FB.ru:


Рецензии