Безграничный мир искусства

В моих руках интересная книга-альбом с цветными иллюстрациями  мастера художественной резьбы по дереву Игоря Владимировича Землякова под названием «Он был чистого слога слуга», посвящённый Владимиру Семёновичу Высоцкому. Автор включил в него 42 работы, ровно столько, сколько прожил всем известный советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен, прозаических произведений и сценариев.
Даже внешнее оформление альбома напоминает кору дерева, чем вызывает некий трепет, ощущение связи с живой природой. Игорь Владимирович, опираясь на экспрессивные выдержки из стихотворений поэта-певца, говорит, что основной его принцип при резьбе по дереву – «это строки из песен или стихотворений и соответствующий им образ: гитара, микрофон, колокол, корабль, кони и тому подобное». Значимо то, что каждая фантастическая иллюстрация его работ сопровождается поэтическим названием с детальным пояснением. Автор использует самые яркие строки любимого им поэта. И всё настолько гармонично сливается воедино, что диву даёшься от ощущения сдвоенности натянутых струн певца и самой работы резчика. Например, в первой иллюстрации Землякова представлена слившаяся гитара с барельефом В. Высоцкого с применением его строки по всему грифу между ладами.
После внимательного прочтения пояснений к иллюстрациям начинаешь острее понимать, насколько  каждый из нас в своём мировоззрении индивидуален. Игорь Земляков своими резными произведениями наводит на мысль, что свобода творчества даёт ему истинное удовлетворение, позволяет выплеснуть наружу самое сокровенное, способное поднимать дух на ту высоту, с которой видны и светлые, и тёмные стороны нашей жизни.
Хочется отметить ещё несколько иллюстраций, особенно понравившихся своей неподражаемостью, колоритностью и глубоким содержанием, хотя каждая стоит особого внимания:
– Образ В. Высоцкого в виде концертного микрофона образца конца 50-х – начала 60-х годов, выполненный из сосны. В данной композиции усматривается протест против обывателей,  стремление не идти на компромисс с совестью;
– Подобие монументального памятника В. Высоцкому, где цепи на руках его и ногах, устремлённый взгляд ввысь, подчёркивают желание поэта вырваться из пут существующей системы;
– Притягивает работа, которую сопровождают строки В. Высоцкого «Наше горло отпустит молчание». Она выполнена также из сосны в «форме необычной гитары». Здесь резчик предлагает мысленно дорисовать образ поэта так, как представляет зритель, при этом сам чётко показывает его профиль на верхней и нижней деке. Оттого, что песни поэта записывались и переписывались с ленты на ленту, вся композиция заканчивается именно магнитофонной лентой. Вроде, ничего мудрёного, а какой философский подтекст! Восхищает профиль поэта  в тусклом освещении, где, говоря словами автора, «за счёт небольшого углубления светлых пятен  лицо…кажется объёмным», и живым.
Автор направляет наше внимание и на то, что: «Если обратиться к символике этого дерева, то сосна является символом бессмертия, огня и света, разгоняющего тьму…». И здесь не поспоришь!
Немало труда вложено и в те изображения, которые выполнены на фанере, шпоне дуба. Радует, что в каждой работе Игоря Землякова есть смысловая нагрузка, подтекст, как и в строках В. Высоцкого. 
Владимиром Семёновичем было написано и исполнено много сказочных песен с разными по сути персонажами. И в одной из работ Игорь Владимирович представил его в виде вещей птицы, которая сидит на ветке и поёт.   
Не менее сложная работа в виде контурного выпиливания профиля Высоцкого и обечайки гитары без верхней и нижней деки, где вместо ладов помещена строка: «Да, правда, умер – Но потом воскрес». Что это означает, каждый поймёт сам.
Примечательно произведение, где изображение вздыбленной или бегущей лошади плавно переходит в изображение фигуры поэта. Разделяет их ремень от гитары, превращающийся в вожжи. Там вырезана строка Высоцкого: «Я согласен бегать в табуне – Но не под седлом и без узды!».
В поэтическом творчестве В. Высоцкого кони занимают особое место. Многие знают выдающиеся строки певца из стихотворения «Кони привередливые»: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! / Умоляю вас вскачь не лететь! / Но что-то кони мне попались привередливые – / Коль дожить не успел, так хотя бы – допеть!».   
И Земляков выделил их в отдельную тему. Такова композиция в виде тройки лошадей, которой управляет Поэт, пытаясь удержать норовистых коней перед бездной. Ведь его судьба – жизнь на грани пропасти.   
Последняя работа, которую хочется отметить, это: аллегорический парусный корабль. Здесь символична фигура в образе В. Высоцкого, держащего в своих руках натянутые вздутые паруса. Автор альбома спрашивает: «Когда и где поэта-певца настигнет штормовой ветер?», подразумевая цензуру.
Кроме того, он подмечает: «Океан представляет собой безграничный, бесконечный мир искусства: это музыка, поэзия, театр, архитектура, живопись и так далее», с чем нельзя не согласиться.
При ознакомлении с иллюстрированным альбомом, а впоследствии и с выставкой работ резчика по дереву Игоря Владимировича Землякова я ощутила  настоящую эстетическую наполненность, за что выражаю ему искреннюю благодарность.

Нина Шеменкова,
член Союза писателей России.

Пенза, март 2019 г.


Рецензии