Завод Ю. Быков

К/ф «Завод» Быков.
Знаете, я окончательно определился для себя, чем нравится мне режиссура Быкова.
Нет,  не правдивостью и жёсткостью. Я б сказал жестокостью, такой на грани с цинизмом. У него ведь даже нет приемлемых, компромиссных  финалов, не то что счастливых. Всё как в жизни, в общем. Это наверное правильно, если ты честный художник, а не из этих ... но в его случае не это главное, НМВ треш все-таки вторичен. Он фон, декорация, не более.
Быков, как мне видится, один из немногих режиссеров, который дессно понимает, что кино - это, мать его,  искусство, а не отдых, развлечение для офисного планктона. Он просто умеет снимать. Профессионально, как надо, понимает, что такое композиция произведения, он понимает, как надо раскрывать характеры, понимает, что такое динамика, он знает что такое кастинг, у него каждый актер играет свой персонаж, нет случайных исполнителей. Быков просто умеет.  Использует весь инструментарий, который дается режиссеру и сценаристу для того, чтобы пробить зрителя насквозь. Чтобы донести тот материал, тот набор идей, который волнует и его. Чем он сам очень хочет поделиться.
Его фильмы - это концентрированная тоска, безнадега, про потерянную страну, про людей, которые выживая теряют человеческий облик. И наверху и внизу пищевой социальной пирамиды.
Он показывает жизненные ситуации, истории, на самом деле абсолютно трешовые, к которым мы привыкли и которые нас уже не цепляют (нас, тех кто выжил, запаковав душу в кокон из кевлара, ну иначе бы не выжили) и показывает их так, что они опять начинают тебя цеплять, опять пробивают насквозь, как будто ты сталкиваешься с этим дерьмом в первый раз.
Вот это и есть волшебная сила искусства. Достать, выковырять из старательно равнодушного зрителя человечка, визжащего и брыкающегося и заставить его опять не замутненным взглядом поглядеть вокруг и вглубь.
Как хотите, но я считаю, что это талант. Мне может не нравится инструментарий, приемы, некоторая гиперболизация и нарочитая жестокость, но силу воздействия нельзя не признать.
Причем всё это показывается на простых повседневных вещах, мимо которых мы проходим каждый день. Каждый день проходим, а Быков тут такой и говорит: «Эээ, гражданин, стопЭ, я вот кадр спецом для тебя остановил. Погляди, пожалуйста, на этот кошмар, погляди на себя. Давай я тебе несколько раз покажу, раз ты тупой, не понимаешь» - и показывает.
Фильм за фильмом в сущности одно и то же. Продолжающуюся агонию когда-то великой страны и деградацию её народа. На всех насестах сраной «вертикали».
«Завод» тоже про это самое. Ведь всё банально.
Собственник завода, бандит, нахапавший в 90ые все что мог, выжав из градообразующего все соки, решает его слить. Завод и сотни людей, которые вкалывая там за гроши хоть как-то, но выживали, другой работы у них просто тут нет.
Ситуация, ну до зубовного скрежета. Только в этот раз всё пошло немного не так, как он думал. На пути неожиданно встал работяга, которого он считал за пыль.
И по сути весь внутренний диалог, весь конфликт строится на противостоянии двух жестоких равнодушных людей, собственника и предводителя рабочих. У каждого, конечно же,  своя правда есть. Крайне убедительная. У одного я смог, потому и взял, а ты - лох. Ни я, так другой, тупо предъявлять мне за это. У другого - эта страна и такие как ты лишили меня и таких как я всего. Будущего. Даже надежды, у меня ничего нет впереди и ты заплатишь за это.
Правда Седого (вожака рабочих) выглядит ближе и правдивее. Понятнее и симпатичнее.  Но, увы, только на первый взгляд. Он ведь посадить этого урода хочет не из соображений справедливости, не для того, чтобы стало кому-то лучше. Он умный человек и понимает, что отрубит одну голову у Гидры вырастет три. И ни ему, ни сотням таких как он с этим ничего не поделать. Дракон внутри каждого из нас (Шварцу низкий поклон). Вся страна встроена в эту систему. Отформатирована под неё. Рабы привыкли выживать, сводить концы с концами, их приучили к мысли, что всегда может быть хуже. Они боятся и не хотят перемен, просто потому что могут их не выдержать. Надорваться и помереть. В буквальном смысле. Хозяева, за годы создавшие такую ситуацию, изуродовавшие морально миллионы людей тем более заинтересованы в сохранении статус-кво. Их всё устраивает. А совесть, если осталась, они запивают. На их стороне все рычаги устрашения подавления и угнетения: финансы, полиция, бандиты. Это всё очень доходчиво Быков показывает. Но находятся «дураки», которые не хотят так жить и пытаются безуспешно системе противостоять и погибают. Фильм за фильмом. Они разные эти «дураки» у Быкова, но общее у них все же есть. Это протест и поражение.
Абсолютный мрак и треш и отсутствие надежды. Сверху реформы невозможны. Снизу на революцию нет сил. Даже на бунт сил не - это Быков показывает на примере того, как сливаются один за одним «бунтари» и остается в финале один на один только «дурак», который не за справедливостью пришел. А отмстить. Т.е у него личное, не абстрактные идеи. Отомстить: за себе, за людей. Он умирать пришел, он знал, что живым не выйдет с Завода. Да он собссно давно умер.
Это привет из могилы. Казалось бы мотивация ГГ понятна, понятен конфликт, так почему же он не отомстил ведь мог, почему просто дал себя убить, ведь понятно, что ничего в итоге он не добился?
Да всё просто, он вдруг понял, что мстить некому. Этот подонок, ворюга и убийца такой же как он, как все те за кого он в том числе пытался отомстить, он дессно думал, что не только за себя. Понял, что всё зря и просто таким образом упокоился. Выпилился за очевидной бесперспективностью сопротивления. Не для кого и не с кем сражаться.
Но. В отличие от «Дурака» финал этого фильма не столь однозначен, обратите внимание в конце на поведение главного подручного собственника Завода.
Вот так рождаются «дураки». Его путь пешком с завода это продолжение пути Седого. Он начал с того места, где окончил убитый ГГ. Вот за это мне также Быков очень нравится. Он очень хорошо играет образами, символами. В кадре нет лишний ружей, все стреляют. Нет бессмысленного случайного антуража. Всё на месте и всё придает дополнительные смыслы.
Таких зацепок, крючочков очень много рассыпано по квадратному метру кадра. Сумка с вещами домашних, подкинутая рабочим. Собака, идущая за главным бандитом в финале. Мочилово которое устроили между собой бандиты, прокурорские и СОБР. Даже то, что делают в кадре рабочие. Эти ненужные железки (бессмысленная деятельность миллионов) и как каждый из них это делает. На свой лад.
На таких мелочах раскрывается каждый характер, каждая ситуация и именно они придают повествованию правдивость и полноту.
И это тоже признак таланта. Неважно, что для Вас первично. Содержание: тёмное, трагичное, до хруста земли на зубах посконное. Или пронзительная, острая форма донесения режиссерских мессаджей. И то и другое в картинах Быкова Вы найдете, поэтому, моя рекомендация - смотреть обязательно. Даже через силу. Я знаю, треш достал всех, но это смотреть нужно, прежде всего для себя. Чтобы думать. Чтобы быть может ненадолго, чуть-чуть, но меняться. В конце концов именно в этом и состоит смысл искусства менять человека и его Вселенную к лучшему.

З.Ы. Друг, прочитав мой отзыв прислал очень хорошую рецензию на фильм:
 http://youtu.be/xgGEkmJOMms
Без дураков, хорошую. Там автор останавливается на противоречивой концовке. Говорит, что она нелогична. Мол торпеда Седой, заряженный на кровавый финал, сдулся. Вопреки логике повествования и характеру самого героя. А главный бандит вдруг тоже сломавшись стал Седым. Что нелогично до аморальности. Автор аппелирует к интервью Быкова, говорит об абстрактном гуманизме, буддизме, но в итоге выходит на правильную мысль, почему фильм кончился так нелепо, только, как мне думается немного её не додумывает.
Так почему же именно так закончился фильм.
Потому что вопреки здравому смыслу и даже художественной ценности иначе быть не могло.
Наше уродливое бытие и расщепленное сознание такой финал предопределяет.
Седой, совершенно верно, не революционер, он террорист. Это абсолютно точно было подмечено. Для него главное не справедливость, а месть, пока она имеет смысл. Он умный человек, но какие-то вещи видеть просто не может, сознание его повреждено кошмаром повседневной жизни.
А вот главный бандит, он - личинка революционера.
Этого кстати не понял рецензент, но именно это показал Быков.
Почему?
Потому что он был по обе стороны баррикад и сознательно в конце сделал выбор. Возможно просто под влиянием момента, на эмоциях. У Седого же выбора не было. Вся логика его жизни приводит к такому финалу.
Когда в школе (детстве) его учили одному, а жизнь в итоге научила другому. Для него характерна некоторая шизофреничность, впрочем не только для него, для большинства из нас. Он готов идти на любые жертвы, прошибать любые преграды чтоб в конце прост опустить руки, поняв что все это бессмысленно.
Причем самое в этом интересное то,  что бессмысленность он понимал изначально. Просто зае...ло. Помните стишок Орлуши про «зае...ло»:
http://a-orlusha.ru/?p=73
Ну вот как-то так.
Так что Быков прост показал как оно скорее всего было бы в жизни исходя из того какие мы, что представляют из себя даже лучшие из нас.
Единственная натяжка финала, НМВ, это последние кадры, но тут я соглашусь, скорее всего времени не хватило, поэтому нам такой мессадж запульнули в догонку. В спину, на ход ноги. Провокацию для подумать. Диссонанс. Но он всегда венчает гармонию, как та самая вишенка.



 
 


Рецензии