Крестный отец металлургов Магнитки

Недавно  я перебирал неопубликованные страницы из книги-альбома «Стальная река Магнитки»,  обнаружил любопытный пригласительный билет, свидетельствующий, что «Лупинов Захар Петрович от имени ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР приглашается в Москву на торжественное заседание, посвященное 70-летию со дня рождения И. В. Сталина».
 О судьбе старшего мастера сталеплавильного производства, наставнике молодежи З. Х. Лупинове, в свое время рассказывал недавно ушедший из жизни, кавалер ордена Ленина, сталевар Дмитрий Митрофанович Студеникин.
Захар Петрович Лупинов родился в 1900 году в селе Юта Красносуменского района Ростовской области, работал сталеваром в Ростове, где закончил заводскую школу мастеров. С 1937 года на ММК – сталевар в мартеновских цехах № 2 и №3, с 1940 года – обер-мастер первого блока печей блока № 3, инициатор движения сталеваров-скоростников.
С начала Великой Отечественной войны бригады сталеваров под руководством Лупинова осваивали выплавку в большегрузных печах десятков марок легированной стали для военной техники. На комбинате  строился мартеновский цех № 3 и требовались новые кадры. Фронту позарез была необходима продукция комбината, и Захар Петрович принял непосредственное участие в освоении выплавки броневой стали. Сложность заключалась в том, что многие квалифицированные силы ушли на фронт, а выпускников-ремесленников приходилось учить профессиональным азам. Этой нелегкой задачей и занимались старшие мастера, в том числе и Захар Петрович. С особенной теплотой вспоминают своего наставника десятки молодых металлургов, для которых мастер своего дела стал настоящим крестным отцом сталеварения. От третьего подручного до сталевара всех звал Захар Петрович  по имени-отчеству.
За образцовое выполнение заданий ГКО СССР в 1945 году старший мастер Лупинов орденом Трудового Красного Знамени. Не был он на фронте, но в послевоенный восстановительный период коммунист Лупинов брал на себя всю ответственность: выступил инициатором перестройки мартеновских печей. Он предложил перевести мартеновскую печь № 17 со 185-тонную на 320-тонную, что грозило уходу жидкого металла через порог и вызвать нештатную ситуацию. Первым всегда трудно, но почин Лупинова был подхвачен и сталеварами печи № 19.
Послевоенный труд Захара Петровича был отмечен  тремя орденами и пятью медалями.
Осенью 1949 года старшего мастера Лупинова вызвали в обком партии и как лучшего наставника молодежи направили в Москву от Челябинской области на празднование юбилея Сталина. «Вождю всех народов» наш земляк вез в подарок каслинское литье – бюст Сталина и златоустовский альбом из нержавеющей стали с видами Магнитки и Челябинской области.
В 50 – 60-е годы он неоднократно избирался депутатом городского Совета, Верховного Совета России. По стопам отца пошли и младшие Лупиновы.  Два сына и три дочери также связали свою судьбу с основными цехами комбината.
Захар Петрович был не только хорошим семьянином, но и занимался воспитанием подрастающего поколения: «дядю Захара» знали и любили ребятишки подшефной школы № 51. После ухода на заслуженный отдых он возглавлял штаб народной дружины. Будучи в преклонном возрасте он обратился  к администрации комбината с предложением установить памятник Г. И. Носову на первой проходной, чтобы молодежь знала и чтила ушедших металлургов Магнитки.
Ушел из жизни ветеран в 1994 году. Через год ему бы исполнилось сто двадцать лет.


Рецензии