Откупщик

Писцы Бату, по свидетельству брата Иоанна, вели дела на монгольском языке. Послания европейских правителей переводили сначала на русский язык, ибо среди русских людей легче всего можно было найти человека, знавшего латынь - универсальный ученый язык Запада. С русского языка послание переводили на "сарацинский" язык, в данном случае персидский, переданный буквами арабского алфавита. Персидский экземпляр перевода, в свою очередь, переложили на монгольский - буквами уйгурского алфавита
Оглавление
Герой 1
Завоевание 3
Еке Монгол Улус 4
Поглощение 9
Так кто же он 13
Резюмируя 18

Это очень странная затея - писать про человека, миф о котором стал одной из основ национальной идентичности великорусского народа . И многие события из жизни которого разрекламировали миллионам. Писать о фигуре, широко и подробно известной. Но на самом деле широкой публике известно в основном не самое главное, а самое разрекламированное, основными же его деяниями даже наука занялась не так уж давно. Произошло это в силе того, что основные деяния нашего героя проходили в области трудной для исследований в силу сложности источников, и до середины XX века наука просто не была готова к таким темам, а далее мешал идеологический прессинг.
Поскольку перед читателем краткий очерк (для такой масштабной тематики, ну просто супер краткий очерк), то биографию героя мы пробежим, что называется семимильными шагами, единственно ради того, чтобы напомнить основные вехи жизни незаурядного государственного деятеля, с точки зрения науки История. Да и на малоизвестном остановимся не на всем, увы приходится выбирать самое важное. Иначе же понадобится целый том.
Герой
Александр, сын переяславского (позднее великого князя владимирского) князя Ярослава, внук князя владимиро-суздальского Всеволода, правнук ростово-суздальского князя Юрия из Мономахова гнезда. Биография князя богата разнообразными событиями и деяниями, богата в популярных изложениях, но в беспрестанном изложении еще богаче и разнообразнее, чем традиционные представления о ней.
К 1239 году относится его первое известное истории государственное свершение – строительство укреплений на юго-западе от Новгорода по реке Шелони.
В 1240 первая самостоятельная стычка с врагом, на реке Нева, близь устья. Тогда на окраину новгородских владений напал небольшого скандинавского отряда (действовавший в тех местах в рамках крестового похода в Финляндию), скорее всего тривиально за добычей. Стычка не была замечена большинством летописей, как и шведскими источниками, и долгое время была не замечаема потомками, а приобрела известность после того, как в 1710 году российский император Петр I основал в устье Чёрной речки (ныне река Монастырка), в Санкт-Петербурге, Александро-Невский монастырь , место было выбрано в память о ней (стычке). Сразу после стычки со шведами новгородцы выставили из своей волости излишне задиристого князька (тогда еще именно князька – малозначимого и мало известного).
В 1241 году, спустя какой-то год, Александр Ярославич был призван новгородцами назад с тем, чтобы возглавить войну против Ливонского ордена. Воевал успешно - взял Псков ( в то время в находившегося в руках орденских братьев, сама история взаимоотношений Пскова и Ордена крайне запутана и тут не место для ее подробного изложения), после чего отправился в набег, за добычей, по территории современной Эстонии, был перехвачен войсками дерптского епископа , но успешно победил их на берегу Чудского озера . Битва уступала по своим масштабам крупнейшим военным столкновениям Восточной Европы того времени, например - сражению при Сауле (1236 год), в котором литовцами был уничтожен орден меченосцев и псковское ополчение, или побоищу под Раковолом, но все же не была рядовой стычкой, а вполне серьезным боестолкновением, и прославила победителя.
В 1245 году войско литовских князей напало на Торжок и Бежецк. Подошедший с новгородским войском Александр отбил Торопец и трижды в подряд разбил литовцев в полевых сражениях, еще более укрепив свою репутацию успешного полководца.
После смерти отца, в 1247 году, Александр поехал в Орду к Батыю, тогдашнему главе улуса Джучи, присягнуть отцову повелителю и получить достойное место в иерархии ордынской аристократии. Оттуда, вслед за ранее уехавшим младшим братом Андреем, он отправился к великому хану в Монголию. Вернулись из Каракорума и Александр и Андрей Ярославичи только в 1249 году. Вернулись они с разными покровителями из числа старших «золотого рода» и в крепкой соре. Так Батый планировал отдал владимирское великое княжение Андрею, а новгородское и киевское — Александру, великий же хан распорядился ровно наоборот. Александр также хотел именно владимирского великого княжения, и летописец отмечает, что у них, с братом, была «пря велия о великом княжении».
Далее Александр Ярославич был на службе у властей улуса Джучи, что обеспечило ему более масштабное поле деятельности, нежили ранее, но об этом подробно ниже.
Говоря кратко – государственный деятель не мелкий, но в целом довольно заурядная биография; великим полководцем князь Александр Ярославич не был, империи не построил, городов не основал, памятников культуры не оставил, так почему именно он занял такое место в памяти великорусского народа, неужели чисто мифотворчество ? Нужен был герой и сделали такового из рядового князька? Давайте разберемся, для чего вначале введем нашего героя в контекст исторического поля.
Завоевание
Главным событием истории Восточной Европы, времени жизни Александра Ярославича, было завоевание Древней Руси и сопредельных стран войсками Еке Монгол Улуса. Завоевание было на редкость беспощадным  и кровавым. Информация о потерях страны (как людских, так и культурных) далеко не полная (ниже даны кое какие имеющиеся цифры), однако вот пример с довольно хорошо исследованного региона - на территории будущей Московской области завоевателями было вырезано треть деревень. Полагаю, это наиболее близкая к точной цифра общего состояния всей страны – потери в примерно 30% населения.
Обычное представление (в головах большинства) - главный разгрому подверглись земли Северо-Восточной Руси , основано на недоразумении. До нас дошли именно Северо-Восточные и Галицкие летописи, как завоевывали другие земли, из летописей, мы не знаем почти ничего (за вычетом немногих самых громких эпизодов). Но вот что дает археология:
Разгром городов Древней Руси
Земли Кол-во городов, разрушенных в сер.-второй половине XIII в. В % от общего числа городов Кол-во городов, возродившихся к XIV в. % по отношению к разрушенным
Киевская 95 83 43 22
Черниговская 196 74 60 30
Галицко-волынская 137 76 43 31
Смоленская 108 69 42 39
Переяславская 83 81 9 14
Полоцкая 37 65 23 62
Суздальская 32 44 40 Возродившихся и новых городов (спустя век) больше, чем до монголов
Рязанская 30 60 17 57
Новгородская 19 38 29 Возродившихся и новых городов (спустя век) больше, чем до монголов
Муромская 5 83 1 20
Турово-Пинская 5 44 6 Возродившихся и новых городов (спустя век) больше, чем до монголов

В результате татарского нашествия, из всех древнерусских земель, более всего пострадала Русь в узком смысле слова .
Переславль-Русский не просто был сожжен, а полностью разрушен -  его кафедральный собор был стерт с лица земли, а само поселение перестало существовать очень надолго. Завершилась более чем двухсотлетняя славная история Переяславского княжества. Неизвестно даже, сохранилось ли на территории княжества русское население или оно вновь пришло на территорию переяславской волости спустя триста лет - в ХVI в., когда город стал возрождаться, но скорее второе (т.е. населения почти не осталось, примерно по числу уцелевших городов – порядка 15 %), так как новые обитатели не всегда правильно знали даже посвящений местных храмов .
Чернигов (столица самого богатого и могущественного княжества кануна вторжения) стремительно опустился до статуса мелкого провинциального центра. Судя по археологическим раскопкам, в некоторых районах древнего города жизнь в XIV - ХV вв. совершенно прекратилась, а по наблюдениям академика Б. А. Рыбакова, в прежних границах город смог восстановиться к состоянию до вторжения только к ХVIII веку.
Разорение главного города Древней Руси – Киева также было масштабным. Убиты были почти все жители, из примерно 50-тысячного населения осталось не более 2 тысяч. От огромного мегаполиса, состоявшего из, приблизительно, 9 тысяч дворов, занимавшего до 400 га, проезжавший в 1245 году путешественник застал всего 200 домов.

Еке Монгол Улус
Еке Монгол улус – единая монгольская империя, государство, находившееся в коллективном владении "золотым родом" чингизидов . Империя состояла из отдельных улусов, принадлежавших потомкам каждого из сыновей Чингисхана, и являлась коллективным владением всего рода. Древнерусские земли вошли в состав Джучиева улуса, т. е. в улус потомков Джучи.
Краткий словарь властных терминов Еке Монгол Улуса
Имперский термин Древнерусский эквивалент На других языках Комментарии
Еке Монгол улус Самый распространённый перевод – «великое монгольское государство», но вариантов, как переводить очень много. Распутать все смыслы потянет на отдельную статью, то, кому интересно, может ознакомиться со специальной литературой.
Джучи улус Орда В тюркских языках преобладало, а во многих так и осталось по сей день - Дешти Кыпчак В наше время принято наименование «Золотая орда» . Государство XIII-XV веков. Территория: Молдавия, Крым, Северное Причерноморье, большая часть древнерусских земель, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, юго-запад Сибири, запад Казахстана, север-запад Узбекистана .
Еке-нойон Великий князь Воинское звание, соответствующие данному титулу – темник.
Нойон Князь Тюркский титул - бек, арабский - эмир Воинское звание, соответствующие титулу – тысячник.
Тумен Великое княжество
Золотая орда Главный атрибут власти хана улуса Джучи - золотой шатер (золотая орда, дословно "золотая ставка").
Откупная система Система сбора с населения налогов, при которой государство за определённую плату передаёт право сбора налогов частным лицам (откупщикам).
В руках откупщиков часто накапливались огромные богатства, так как собранные ими налоги значительно превышали средства, вносимые в казну.
Пайза Пайзы делились на два вида: первые были знаками отличия и выдавались за заслуги, а вторые - подорожными, вручались лицам, выполнявшим особые поручения ханского дома
Ярлык Документ - устанавливающий права на власть в регионе (полную, либо частичную – например на откуп сбора налогов). Ярлыки русским князьям и духовенству почти полностью уничтожены приблизительно в XV—XVI веках, возможно из-за того, что к тому времени эти ярлыки уже стали представлять собой компромат с точки зрения подтверждения факта, в те времена осуждаемого, сотрудничества с ордынскими захватчиками.
Сохранилось несколько кратких собраний ярлыков, например в Львовской летописи.
В советское время довольно долго изучение Джучиева Улуса находилось под фактическим запретом, в том числе постановлением ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года. Но нас выручают наши замечательные отечественные востоковеды, да и за постсоветские четверть века историческая наука продвинулась далеко вперед. Поэтому мы теперь довольно прилично представляем властные структуры Улуса Джучи. Кратко, основные черты:
"Кратко монгольская идеологема выглядела так. Власть хана, несмотря на избрание на курултае, была личной. Она была дарована хану Вечным Небом. Легитимизация власти определялась именно тем, что она была пожалована хану Небом. И в подчинение ему отданы Небом все народы, и не было разницы между подлинной принадлежностью к государству и принадлежностью потенциальной. В послании хана Гуюка (1246 г.) провинции мира делятся на две категории: покорные и восставшие, то третьего не дано. Такая концепция власти отчетливо не признавала границ. Лично хан должен был обладать небесной благодатью-силой и покровительством харизмы" . Доктрина Неба позволяла монгольскому правителю выступать покровителем всех конфессий, более того, принимать посвящение в ряды адептов любой религии. Став христианином или буддистом, хан совершал политический акт и обрел законную силу в глазах той или иной конфессиональной группы. В монгольской системе власти религиозные лидера должны были получать знаки власти из рук хана, благодаря чему религиозная община обретала место в имперском социуме, а не наоборот – помазанье божье утверждало государя, как в других системах того времени. Доходило до того, что, при Узбеке (возможно не только при нем, просто мы не все знаем), у ханских жен было распределение по религиям (в качестве государственных обязательств) - Тайдула покровительствовала представителям православной церкви, Орджу мусульманской общине . Монголы создали внерелигиозное государство, объявив равенство всех конфессий, что оказалось совершенно непонятным современникам, будь то мусульмане или христиане . Христианскому мифу была уготована участь одного из фрагментов монгольского мифа. Эта конструкция была абсолютно невыносима для церковников . Вся история передачи истории Еке Монгол улуса (в армянских, древнерусских, персидских и других источниках) есть процесс ее перетолковывая в национально-религиозных интересах. Монголы творили историю, все остальные ее переписывали , и каждый криво.
Основной закон государства – яса Чингисхана. Степень ее влияния на практику вопрос дискуссионный. Как единого документа мы ее просто не знаем , да и в те далекие времена яса хранилась в буквальном смысле под семью замками и не была доступна для широкого использования. «Эти свитки называются Великой Книгой Ясы и лежат в казне старших принцев, — свидетельствует Джувейни — Когда хан садится на трон, или будет собирать великое войско, или соберутся принцы и [станут советоваться] о делах государства и управления, то приносят те свитки и в соответствии с ними осуществляют все решения; и к построению войска или разрушению стран и городов, как там предписано». Вот такой свод законов, который недоступен большинству населения, а его регламентация касается только части сфер деятельности общества. Несомненно, в данном случае можно говорить о возникновении определенной юридической практики и целевых предписаний. Однако это только первый шаг к созданию письменного права. Ясу вообще нельзя считать целостным сводом законов, подобно различным раннесредневековым «Правдам» — Вестготской, Салической, Русской и т.д. . Отсюда быстрый переход улуса Джучи на более развитое законодательство – мусульманское. Почему именно мусульманское - мусульманскими были наиболее экономически и культурно развитые части многонационального государства . А в регионах судили по местному праву.
Основным способом придания законности власти того или иного представителя элиты были курултаи – регулярные съезды знати. "Смысл курултая заключался в регулярном возобновлении статусов" . На курултаях утверждались все владения и выдавались знаки власти. Так католикос (патриарх) несториан  получил от ильхана  четыре инсигнии - легкое сидение, зонт, пайзу и печать . Распространенным видом отличия были одеяния, согласно житию князя Федора Ростиславича, хан, в знак милости, нарядил его, князя, в "царская одеяния". Там же выдавались ярлыки (документы с правами власти в землях), причем исходя из правовых параметров ярлыка на княжение - князь, либо его представители, должны были является ко двору не менее одного раза в год . 
Традиционное время проведения курултая - конец января-первая половина февраля, но это правило не всегда соблюдали. Так Александр Ярославич был в ставке хана летом 1252 года (договариваясь о переделе власти по результатам "Неврюевой рати" (очередного погрома на Руси)); в 1262 году должен быть вернуться до зимы, но был удержан ханом Берхе . Возможно, причина нарушения сроков - летний курултай, а может обычный средневековый бардак, который прекрасно сочетался со средневековым же формализмом.
Курултай проходил, согласно четко установленным правилам. В шатре заседала правящая верхушка, а за шатром стояли владетели помельче, не имеющие права голоса. И Плано Карпини ясно указывает, что на курултаях русские князья находились вне шатра , где происходили основные события. Фактически они, как и все остальные региональные вожди, были сведены к роли статистов, при основной структуре власти.
Пребывание на курултаях, было обязательно для успешного удержания власти любым князем . Так Иван Калита половину, а вернее - большую часть своего княжения (на великокняжеском столе), провел в Орде или на пути в Орду и из Орды. А под 1340 и 1345 гг. летописи сообщали, что все князья русские были в Орде . Князья дорожили путем в ставку хана, перехватывали врагов по дороге в Орду, договаривались об отсутствии нападений на этом пути: "а к Орде ти, брате и ко царю путь чистъ" гласит договор князей московского и тверского от 1456 года. Цель такой привязки к поездкам в ставку (со стороны центральных властей улуса Джучи) понятна - князь, проведший в ставке хана наибольшее количество времени, женатый на ордынке или запуганный казнями родственников, подвергся более ощутимому воздействию на психику, нежили владетель, никогда не бывавший в степи , а как следствие, такой князь, более интегрирован в жизнь ордынского государства.
Власть в государстве принадлежала «золотому роду». Не принадлежа к нему нельзя претендовать на верховную власть. Породниться с «золотым родом», значило подняться по иерархической лестнице. В систему ордынской иерархии так же были включены и представители знати покоренных стран. Так и русские князья, и армянские и грузинские магнаты получили ярлыки на свои владения, а княжения были приравнены к степным улусам. Русские князья были вписаны в социальную систему Джучиева улуса. Но не только на Руси, а во всех концах Джучиева улуса, за местными знатными родами были закреплены права на местное управление, так произошло и с русскими князьями. Т.е. то, что на Руси правили местные династы, вовсе не признак независимости. Важно также отметить, что владения закреплялись не за династиями, а за родами. Орда признавало не семейное, а родовое право на власть. Следовательно, не улестишь ордынцев и твое княжество отойдет не сыну, а троюродному племяннику. Что так же укрепляло власть Орды.
В конечном итоге все привело к тому, что Русь стала высоко интегрированной частью Джучева улуса. Вполне включенной в жизнь державы. При всей жестокости завоевания и правления это не был бесконечный ужас, скорее речь шла о тривиальных завоевателях, не хуже и не лучше огромного количества иных. И кстати, Джучев улус вовсе не был паразитом, существовавшим только на русской дани, как до сих пор некоторые думают. Интересный факт, что перечень округов Орды, данный в энциклопедии ал-Калкашанди, составлен явно не в географической последовательности, а исходя из политической и экономической значимости. Так, округ («страна Рус») указывался под десятым номером, Булгар – седьмым . Наиболее же доходной отраслью экономики Джучиева улуса была трансконтинентальная торговля.
 «Анализ экспорта Золотой Орды через порты Крыма в итальянские государства и остальную часть Западной Европы показывает, что торговля была намного важнее для экономики страны, чем дань. Главным экспортным товаром было зерно, прежде всего пшеница, особенно ценная в Европе, где голод в те времена был обычным явлением. С конца XIII в. генуэзцы покупали также осетра и другую рыбу. Важной статьей торговли с итальянцами была соль. В XIV в. через Кафу шла торговля шелком, воском, кожей, мехами, хлопком, мастикой, металлом и полезными ископаемыми. Рабы также были ходким товаром, на них был спрос повсюду: на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и Западной Европе. Эта торговля началась задолго до возникновения Золотой Орды и продолжалась после ее распада. Среди рабов были черкесы, турки, лазы, венгры, русские, половцы, татары и др. Только одну пятую часть этих рабов составляли русские. В 1381 г. от 4 до 10 % населения Генуи состояли из рабов, купленных в основном на рынках Крыма» . Широко было развито ремесленное производство, так (в те времена) шелк поступал по Великому Шелковому Пути в Европу, вовсе не китайский, а иранский и среднеазиатский, приведённый частично во владениях ильханов, частично в улусе Джучи. Опорой производства служили гигантские города, часть среднеазиатские, часть новопостроенные в центре государства на Волге и Дону. Довольно хорошо раскопан Азак, население которого, в эпоху расцвета, составляло 35-40 тысяч человек, что сопоставимо с населением крупнейшего города тогдашней Германии – Кельна, и не имеет (после Батыева погрома) соперников на территории Руси. Основное первоначальное комплектование Азака населением осуществлялось за счет переселенцев с Северного Кавказа. В городе нет укреплений, зато был водопровод. Ремесленное производство очень разнообразно - от кожевенного, до монетного двора. Еще больше был Сарай-Бату, но совершенно другой по облику, больше похожий на среднеазиатские города, с национальными кварталами, и глухими улицами.
Так что не было не добрых степняков-союзников, ни злобных варваров. Были прагматичные и жесткие люди, строившие всемирную державу. Реками крови они покорили Русь, а затем страхом  и подкупом интегрировали ее в свое государство.


Поглощение
«Кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились богу, и были они погаными безжалостно перебиты; из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать. Услышав об этом, те, кто разбежался по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их, говоря: «Не годится жить на земле хана и Батыя, не поклонившись им» ».
Несмотря на всю встроенность в государственную жизнь державы, полного поглощения Руси улусом Джучи не произошло. Русские земли частично сохранили прежнее государственное устройство. Монголы просто не могли управлять Русью без местной элиты и местных организационных структур, у них не было достаточных коммуникаций и достаточно развитой экономики для централизации государства. Именно отсюда русские князья и бояре  в составе элиты Джучиева улуса. Можно, конечно, было перебить их и посадить на местах элиту пришлую, но ее (элиту) надо иметь в достаточном числе, да и не обольщайтесь - внешняя элита, во втором поколении становится внутренней и начинает себя вести так же, как прежняя. Можно вспомнить англо-норманнских лордов в Ирландии, которые быстро превратились в самовластных и оппозиционных Лондону ирландских князьков. Кроме того, следует учесть уровень развитости государственности самого Джучиева улуса. В истории Внутренней Азии крупнейших исследователь Н.Ди Космо различает несколько типов империй и 40е годы XIII века относит к периоду перехода к империи прямого налогообложения, но при этом, в отличии от других улусов (Чагатаев улус, держава ильханов, империя Юань) улус Джучи развивался в сторону прямого управления гораздо медленнее и в основном так остался на стадии дуальной администрации, когда области оседлых народов остаются гораздо слабее интегрированными в состав кочевой империи, нежили например в империи Юань.
Важность поддержки со стороны местного княжения для улуса Джучи была так же обусловленная складыванием в 60-х годах XIII века союза между возродившейся Византией и государством ильханов, направленного против улуса Джучи. В ответ Джучиды сближаются с египетскими мамелюками. А византийский император, в свою очередь, с римским папой (как кстати и король Данила) .
Причина быстрого вливание и безропотного Северо-Восточных русских князей во властную систему улуса Джучи очень проста - страх. Археологи раскопали целиком уже несколько древнерусских городов, в которых, при монгольском завоевании, все мужчины пали на стенах, а прочее население (дети, женщины, старики) было согнано на городскую площадь и забито, как скот. Именно забита. Довольно свежий пример - летом 2011 г. сотрудниками «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» были проведены исследования найденного массового захоронения на участке строительства. Все травмы могут быть разделены на 2 большие группы: рубленые и колотые, нанесенные острыми предметами, и переломы костей черепа при действии тяжелого тупого предмета. У мужчин преобладают рубленые, у женщин и детей раны тяжелым тупым предметом. Травмирующий предмет был небольшого диаметра (около 5-6 см), но большой разрушительной силы, по-видимому, тяжелый, что вызывало сквозной пролом костей черепа (скорее всего булава). У многих мужчин сразу 2 травмы, каждая из которых могла быть смертельной. Такая ситуация возможна, если практиковалось «добивание» жертвы. У детей единственным типом травм являются переломы костей черепа, причем такой силы, что череп просто разбивали на куски. Очевидно, что имело место нападение хорошо вооруженного отряда всадников (рубленные раны нанесены сверху), в задачу которого входило тотальное истребление населения. Все останки относятся к славянскому антропологическому типу, свойственному местному населению. Монгольская версия нападения подтверждается (в том числе) находками большого количества уникальных наконечников стрел, используемых только степняками. И это происходило, когда завоевателям не было скучно, когда же хотелось развлечься, то, было как во Владимире-Волынском, например - вбивали гвозди в череп, ну и так же другие, менее дорогие (гвозди в те времена были бешено дорого) развлечения, прекрасное времяпровождение – и весело и окружающих воспитывает.  Аргумент в пользу - вливаться, а не сопротивляться, очень действенный.
Масштаб монгольского вторжения был понят русским политическим классом сразу, именно поэтому на Калку вышло столько князей из нескольких кланов. Такого единения не было со времен Мономаха. Собрать контингенты со столь обширных территорий, при средневековой организации армии, власти, экономики и коммуникациях, просто чуду подобно. Владимир Мономах, тот над подобным работал пару десятилетий, а тут пара месяцев... Но устоять не удалось.
Стоит отметить, что степень подчинения русских земель улусу Джучи была разной. Так согласно Никоновской летописи Батый уже 1240 разместил в Киеве и Наднепряньщине свою администрацию, организовав область прямого подчинения. Совсем по-другому было с Галицко-Волынскими землями (ядром будущей Украины). Король Данила организовал вооружённое сопротивление власти Еке Монгол улуса, и дважды, в 1255 и 1257 годах, разбил темника Куремсу (чьи кочевья были в междуречье Днепра и Днестра). Лишь в 1258 году приход из Центральной Азии туменов Бурундая заставил Данилу смириться с властью завоевателей. Сразу после этого Бурундай начал походы на Литву и Польшу, получив вспомогательные войска Волынской земли. По дороге Бурундай проконтролировал уничтожение крепостных сооружений большей части городов Юго-Западной Руси. И настолько основательно, что столицей Данилы стал пограничный Холм, последняя крупная крепость его владений. После чего монгольские походы для покорения территории современных Белоруссии и Литвы, с участием отрядов Юго-Западной Руси, повторялись неоднократно. Основной формой зависимости Галицко-Волынских земель от Еке Монгол улуса, а затем от Джучиева улуса, стало предоставление вспомогательных воинских контингентов и обеспечение базы для организации походов на территории современной Венгрии, Румынии, Польши, Белоруссии, Литвы. В целом Юго-западные земли не были включены до конца в структуру Джучиева Улуса, они выплачивали налог, признавали верховенство хана. Но окончательно не встроились в структуру государственности и жили своей собственной жизнью. Так "Повелители Галицко-Волынского княжества после по ездки князя Данилы в 1245 г. в Сарай за ханскими ярлыками больше не обращались и решали вопросы перехода власти самостоятельно" .
Белоруссия же от завоевателей и вовсе отбилась .
Нам же, конечно, более всего интересны будущие великорусские земли. В них «иго», то есть система вассально-даннической зависимости, не было установлено сразу, а было результатом процесса длительностью в несколько лет.
Решающую роль в установлении прочной власти монголов сыграли отец и сын – Ярослав Всеволодович и Александр Ярославич. 
Так как большинство князей погибло в боях с захватчиками, у власти оказались выжившие. Наибольшее количество выживших относилось к Ярославичам. Старший сын Ярослава Всеволодовича Федор умер еще в 1233 г., а другого его сына, неизвестного нам по имени, монголы убили в Твери в феврале 1238 г. Однако и после этого у Ярослава осталось шесть сыновей (Александр, Андрей, Константин, Ярослав, Даниил, Михаил). Трое из них позднее также получат титул великого князя Владимирского.
Уцелело так же много ростовских князей, но те вначале активно противодействовали захватчикам, и только после активного вселения в ростовскую среду выходцев из Орды и оказания почестей со стороны центральных властей, ростовские князья стали верной опорой ордынской власти .  Но сосредоточие в Ростове и Угличе вечевых традиций и частые волнения против ордынской власти призвали к жизни регулярные карательные походы, которые, в свою очередь, ослабили самое богатое княжество Северо-Востока, а затем начавшийся «взлет на холмы» , перенес центр производства зерновых на территорию Московского и Тверского княжеств, что окончательно подорвало могущество ростовцев.
Ярослав начал передел владений на Руси еще до завершения нашествия. В 1238 году умер Святослав Смоленский, его место занял брат Всеволод, который в 1239 году был изгнан литовцами. До нашествия литовцы были мелкими разбойниками, но тут в одночасье в их руки падают целых три огромных княжения – Полоцкое, Брянское и Смоленское, несомненно это свидетельство крайнего хаоса, начавшегося в русских землях в результате нашествия. Ярослав успешно идет на Смоленск. Литовский князь был пленён, а Всеволод восстановлен в своих правах. С середины XIII века смоленские князья признавали верховенство владимирских великих князей, а вслед за этим входят в состав улуса Джучи. Одновременно черниговские полки очистили от литовцев еще ряд древнерусских волостей.
В 1243 году Ярослав Всеволодович одним из первых признает власть захватчиков и получает из рук Батыя старшинство в русских землях. В это же самое время крупнейшие русские князья - Михаил Черниговский и Данила Галицкий, еще не признавали власть завоевателей .
Годом полного установления власти Орды в будущей Великороссии был 1245й, именно тогда в Орду прибыли почти все князья Северо-Востока Руси - Ярослав, Святослав и Иван Всеволодовичи, Владимир Углицкий, Борис Ростовский, Василий Ярославский. Так же вызвали гигантов рюрикова гнезда - Михаила Черниговского (его тогда же казнили в Орде) и Данилу Галицкого. В том же году провели перепись населения, без которой невозможен твердый порядок в налогах.
Заслуги Ярослава Всеволодовича перед захватчиками были признаны, он не только получил старшинство, но и всяческую поддержку. Именно по инициативе князя Ярослава Всеволодовича Батый приказал казнить большинство черниговских князей, прямых конкурентов Ярослава . Само княжество было разрушено, центр перенесен в захудалый Брянск, а потом у черниговской династии отняли и Брянск, и главным городом стал захудалый Карачев. На ряде территорий черниговской земли были организованы области прямого подчинения центральным властям Джучиева улуса .
Степень интеграции со структурами улуса Джучи была такова – что очень скоро поток ассимилированных пошел в обе стороны. Согласно "Повести о Петре, царевиче ордынском" ростовский епископ Кирилл (1230-1262 гг.), поссорившись с местными князьями, дважды ездил к хану Берхе, и получил у хана поддержку. В 1253 г. племянник Берхе отправился в Ростов, принял там православие и осел в качестве местного землевладельца, что совсем не понравилось местным князьям. У потомков Петра (христианское имя этого монгола) были постоянные распри с местным княжеским родом, в которых им помогали их ордынские родственники. А в 1322 году правнук Петра - Игнат, при очередной расправе ордынцев над русскими землями, вышел к войскам предъявил свои права Джичида и город не тронули. Не только царевич, но ряд других чиновников центрального аппарата Улуса Джучи осели на Руси и приняла православие. Например, великий баскак владимирский, который окрещен был Захаром и участвовал в раздорах с Ливонским орденом. Или темник, который вместе с Иваном Калитой, усмирял Тверь, звался композитным именем Федорчук -православное Федор + степной формант "чук" .
Основной структурой власти на Руси стало великое княжение. В этом есть интрига - "великий князь", откуда это? Человек входит в структуру Еке Монгол улуса, где никаких великих князей нет и бац - он теперь "великий князь", носитель нового титула, как для Еке Монгол улуса, так и для Руси, нигде его дотоле не было. Это нововведение, но потомками воспринимаемое, как местная традиция. Читая летописи и жития, относящиеся к той эпохе, мы имеем дело с двойным кодированием - код Еке Монгол улуса, услышанный людьми, не умеющими и нежелающими его воспринимать, но вынужденными, и потому трансформирующими в код собственной культуры. Перед нами королевство кривых зеркал. И это, с одной стороны, затемняет дело, так как искажает реальность, а с другой само искажение, это как раз отражение того, как русские земли приспосабливались к жизни в новой политической структуре.
Проблема в нас - мы долго пытались читать двойной код, исходя из символов только собственной культуры и плохо понимали, что же мы читаем. Но теперь у нас появилась расшифровка символов имперской культуры и мы можем понимать, что "великий князь" это: (а) переведенный имперский титул еке-нойон, (б) новое явление в социальной-политической структуре Руси (до этого не было такого титула), (в) глава новосозданной управленческой региональной структуры, которая обслуживала потребности Еке Монгол улуса, но образованна была с учетом местных традиций. Нечто пришло извне, и мы изменились внутри.
Ярлык на Великое княжество Владимирское передавал в распоряжение заполучившего его князя:
1. великокняжеские владения (довольно основательные – стольный Владимир, Вологда, в разное время еще территории);
2. право возглавлять полки русских княжеств в ордынских походах;
3. в дальнейшем право на сбор государственных налогов (но об этом в описании деятельности нашего героя);
4. право и обязанность устраивать в великокняжеских городах (Владимир, Переславль, Кострома (состав городов периодически менялся)) место сбора русских войск, призванных на службу улусу Джучи .
Первоначально, в 1249 году, власти улуса Джучи создали в русских землях два великих княжения - в Киеве и Владимире. Но, уже тогда, на оба из них были поставлены Северо-Восточные князья - Александр и Андрей Ярославичи.
Следующим элементом властной структуры в Джучиевом Улусе были приезды полномочных представителей хана (ильчи) . Из китайских и русских источников известно, что послы занимали резиденции местных правителей. При прибытии ильчи к городу русская знать выходила с дарами и приветствовала их на коленях, а князья стоя, при этом послы хана сидели (что подтверждают и записки Герберштейна). Ильчи эти вели себя зачастую самым непотребным образом, так Кокча «уби у Костромы 100 и 20 человек и отоле шед пограби город Ростов и церковь святую Богородицю разграбиби и монастри пожьже и села, а людей плени» .
И конечно – что за государство без налогов. Важнейший налог был чыкыш (древнерусское "выход"), т.е. десятина. Кроме этого, были налоги амбарные, торговые, за клеймение лошадей (тамга), расходы на содержание приезжающих чиновников  (содержание татарских посольств, насчитывавших по тысяче и более человек и живших в завоёванных землях месяцами, было тяжким бременем ), а также чрезвычайные сборы. Отечественный историк В. В. Каргалов называет 14 различных налогов. При этом старые, домонгольские налоги не куда не девались, они шли на содержание местных властных структур.
И конечно – налог кровью, рекрутчина. Вначале набирали именно рекрутов, законный вопрос - зачем монголам толпа лапотников? А очень просто – мясо войны. Так при взятии одного из европейских городов вперед посланы были венгры, а когда их перебили, послали вперед русских, "измаилитян" и куманов . Только после того, как защитники выдохлись, направили на штурм собственных воинов. Естественно, такое применение рекрутов требует больших человеческих ресурсов. Первый же поход поглощает тысячи, так Вильгельм Рубрук рассказывал о мордве: «Их государь и большая часть людей были убиты в Германии» .
Для контроля населения, в русских землях были организованы военно-полицейские отряды под началом баскаков. Большая часть личного состава была местной. Так например один из отрядов баскака Ахмата состоял из 30 местных и двух "бесермен" .
Баскак — тюркское слово, на монгольском языке оно соответствует термину даругачи. Этот термин обозначает человека, который ставит печать от имени хагана (от монгольского daru—давить). В «Юань ши»  аналогом термину даругачи является титул дуань-ши гуань (букв.: чиновник для разрешения дел). Это были фактические наместники хана в завоеванных землях, которые обладали широким кругом административных, военных и судебных обязанностей - выполняли общий надзор, проводили перепись населения, организацию почтовой службы, набор войск и ими обеспечивалась силовая поддержка сбора налогов. В «Сокровенном сказании» сообщается, что после похода на Среднюю Азию уже Чингисхан расставил даругачинов в качестве наместников по всем завоеванным городам . «Башафов (Baschathos), или наместников, своих они ставят в земле тех, кому позволяют вернуться... — свидетельствует Плано Карпини. — Если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они хотят, то эти башафы возражают им, что они неверны Татарам, и таким образом разрушают их город и землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда Татар, которые приходят без ведома жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них, как недавно случилось, еще в бытность нашу в земле Татар, с одним городом, который они сами поставили над Русскими в земле Команов».

 Так кто же он
С конца XIII в. Александр Ярославич занимает прочное место в русской культурной памяти. Но место это менялось, и в разные времена почитали его совсем за разное.
Поначалу он был классическим местным святым. Сообщество, участвовавшее в создании памяти о нем, было относительно невелико. И святой имел значение лишь для монастырской общины, ухаживавшей за его могилой, самое большее — для жителей Суздальской волости. Можно предположить, что для этих общин Александр Ярославич играл роль фигуры, формирующей коллективную идентичность. В определенном отношении самая ранняя редакция его Жития оказывается выражением локального патриотизма .
Память об Александре Ярославиче в Московской Руси, характеризуется наличием двух различных трактовок его личности. Сохранялось сакральное прочтение, которое следовало традиции почитания Александра как местного святого во Владимире и Суздале. Наряду с сакральным прочтением Александра Невского, в московский период существовала и дополнительное династическое почитание его личности, отразившееся в произведениях официального московского историописания XVI века («Степенная книга», Никоновская летопись, Лицевой свод). Здесь на первый план, в образе Александра, выходит аспект правителя и его земные деяния. В династическом прочтении Александр является святым князем, чье выдающееся историческое значение состоит прежде всего в основании правящей династии. Как в сакральном, так и в династическом взгляде на героя обнаруживается четкое размежевание мы-группы с «безбожными латинянами» .
В начале XVIII века, в ходе петровских реформ, значительно изменилась и память о нашем герое. Петр сознательно обратился к памяти о святом и использовал ее в своих политических целях. После победы над Швецией в Северной войне Петр Великий избрал Александра небесным покровителем города Санкт-Петербурга и святым защитником всей российской империи .
В XIX веке, среди славянофилов, возникло третье прочтение Александра - как воина и национального вождя. Образ Александра преобразовался, в национальном сознании, из русского православного святого и российского правителя — в национального русского героя. И он почитался уже не как «живой» святой, но как умерший герой. Главнейшим подвигом Александра становилась теперь не защита государства, а защита русской культуры и русской народности. В отличие от текстов об Александре XVIII века, славянофилы резко усиливают противостояние с внешним миром. Александр Ярославич оказывается символом противостояния, во-первых, агрессивному католическому Западу и, во-вторых, «нецивилизованным» монголам. Подвиг Александра усматривался в том, что его сдержанная и мудрая политика в отношении монголов сберегла русскую культуру (религию, язык и народность) от «азиатского засилья», что оправдывало и жестокое обращение с восставшим Новгородом. Это образ стал каноническим и был признан не только славянофилами, но и в целом русским обществом того времени.
И наконец, усилиями советского кинематографа (и не только кинематографа), Александр Невский предстал прославленным вождем и гениальным полководцем. Новый, советский, орден был уже военный, а не гражданский, как в империи Романовых. Говоря просто - главная установка: «бей немчуру». А во второй половине XX века на сцену выступил величайший мифограф нашего времени, далеко обошедших своих собратьев по цеху, Л.Н. Гумилев, который объявил Александра Ярославича другом и союзником монголов, а в подкрепление своей теории на придумывал множество колоритных подробностей, например – сделал Александра Ярославича побратимом сына Батыя. Но это уже история патологий общественного сознания современного общества и скорее разрешимая средствами изучения психологами массового сознания, а не чем-то иным.
Итак, вернемся в век XIIIй. Основное поле деятельности нашего героя – он государственный деятель в улусе Джучи, канва событий:
 После смерти князя Ярослава, ярлык на Владимирское великое княжение получил его брат Святослав. Но уже в 1247 году "Поеха Андрей Князь Ярославич в Татары к Батыеви и Александр князь поеха по брате же к Батыеви" . Ну а Батый отправил их в столицу Еке Монгол улуса - Каракарум. Где Александру отдали Киев, а Андрею Владимирское великое княжество. Возможно, причиной было то, что в далеком Каракаруме не понимали, насколько и как разорена была Русь, а потому отдали старший стол старшему брату, хотя реальную власть давал ярлык на Владимирское великое княжение, в которое входили более уцелевшие от разорения древнерусские земли.  Ну, а у Александра были свои резоны дать согласие на столь невыгодное назначение.
В 1252 году Александр донес на брата, сговорившегося с королем Данилой против Орды. Татищев утверждал, что Александр сообщил в ставку, что брат платит налоги не целиком: "выходы и тамги хану платит не сполна" . Был ли донос, доподлинно неизвестно, Татищев крайне ненадежный источник, но как бы то ни было, наш герой понимал ценность ордынской иерархии и работал над своим местом в ней - всего Александр побывал в Орде 6 раз, проведя там более четырех лет, что составило 40 % (самый большой показатель за XIII век) от удельного правления и 20 % от великого княжения, всего 10 % жизни. Присутствие на курултаях было действительно важно (об этом сказано выше), и в 1252 году Александр Ярославич летом отправляется на курултай, а вот Андрей Ярославич не поехал и получил "Неврюеву рать", разорившую его владения.
 Став Великим князем Владимирским, Александр Ярославич занялся оформлением подчинения Руси Орде. Главным организационным мероприятием тех лет была перепись населения империи чингизидов в 50х годах XIII века, начатая в 1251 году в Китае. На Руси она проходила в 1257-1259 гг., и одним из основных исполнителей был князь Александр.
Надо заметить, в начале существования Еке Монгол улуса сбор налогов выполняли, самым хаотичным образом, частные откупщики, выкупающие права на сбор налогов у центральных властей улуса Джучи, например нам известен некий "сарацин", который увел часть населения, остальных пересчитал и обложил натуральным налогом. И такая практика надолго закрепилась в Киевских, Переяславских, Черниговских землям (там, где были особенно сильно разрушены традиционные властные структуры).
Но хаос длился недолго и при правлении кагана Менгу (1251-1259) была проведена налоговая реформа во всем Еке Монгол улусе. Подушная система была введена в Китае и Трансокситании в 1250-1251, в Иране 1251-1253, а в 1253 году (по известию хроники Юань-ши) каган направил Берхе для переписи населения Руси .
Зимой 1257/58 гг. "приехаша численници исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники, и идоша в Ворду, толико не чтоша игуменовъ, чернецовъ, поповъ, крилощанъ" . Т.е. в Северо-Восточных землях перепись прошла гладко.
В Новгороде же "приехаша оканьнии Татарове сыроядци Беркаи и Касачик с женами своими, инех много; и бысть мятеж великъ в Новегороде, и по волости много зла учиниша, беруче туску оканьнымъ татаром" . Переписчики прибыли в сопровождении полков великого князя владимирского, и в результате волнений были вынуждены просить защиты у Александра Ярославича: «И нача оканьныи боятися смерти, рече Олександру: „дай намъ сторожи, атъ не избьють нас". И повелел князь стеречи их сыну посадкичу и всем детем боярским по ночем» . И в Новгороде и Пскове Александр Ярославич провел акцию устрашения русского населения "овому носа урезаша, а иному очи выимаша". Но и тогда Новгород не покорился завоевателям и в следующем году Александр Ярославич вернулся с татарскими численниками, целой группой князей и их дружинами и покорил вольный город .

В Еке Монгол улусе сбор налогов, как уже было сказано, основывался на откупной системе, и, как и каждая откупная система, эта порождала многочисленные злоупотребления.
Именно злоупотребления откупщиков вызвали в 1262 году цепь городских восстаний на Северо-Востоке Руси. И тогда в Орду отправился Александр Ярославич. После чего на Руси права на откупную систему были переданы русским князьям. Это, пожалуй, крупнейшее деяние Александра Ярославича - место иноземных стервятников, которые, говоря словами современника: "великую пагубу людемъ творяхуъ, работяще резы многы, души крыстьянскыя раздно ведоша", заняла традиционная местная аристократия, для которых местное население было привычным партнёром, с которым, она, аристократия, была связана сложными, взаимными узами. Но не думайте, что Александр Ярославич делал все это бескорыстно, нет - права на откупную систему не просто были переданы русским князьям. Была создана система, послужившая основой всех межкняжеских взаимоотношений - налоги взымались иерархически, собранное с удельного княжества передавалось в независимое, с независимого в великое княжество Владимирское . Т.е. власть великого князя (в то время это Александр Ярославич), увеличилась самым значительным образом. Более того – откупа не были совсем отменены, теперь их покупали русские князья, получая права на сбор налогов на различных территориях. Т.е. купив откупной ярлык, князь получал полномочия на сбор правительственных налогов на территории чужого княжества, при этом местная власть остается у местного князя. Собирали налоги с чужих княжений беспощадно, так Иван Калита просто разграбил Ростов, на который получил налоговый ярлык . Доходность была такова, что сохранились межкняжеские договора по совместному финансированию покупки ярлыка.
Именно такая система закрепила власть улуса Джучи в Новгороде, Пскове, Смоленске. Никакие степные войска не могли регулярно эффективно утверждать, а главное поддерживать власть Орды так далеко в лесной зоне. Подчинение этих трех земель было выполнено русскими руками и держалась на том, что каждый великий князь Владимирский имел долю в ордынских доходах с покоренных земель и был заинтересован в максимальном расширении территории подвластной монголам.
Судя по данным новгородских летописей, до конца 50-х годов XIII века Новгород Великий не платил в казну «десятину» и «тамгу», ограничиваясь лишь «дарами». И так же Псков и Смоленск могли обойтись минимальной зависимостью, но трудами Александра Ярославича им суждено было войти в улус Джучи . И именно наличие структуры, заинтересованной в ордынской власти, прочно привязало Северо-Восточную Русь к Орде.
Вот два забавных факта о степени интеграции: «Дафтари чингиз-намэ», утверждает, что младшему сыну – Тулую хан Джучи отдал «Московскую орду» . Джучи просто не мог дать сыну «Московскую орду», при его жизни монгольские тумены просто не дошли до Европы, но интересно именно восприятие потомков. Еще характернее то, что Задонщиной (рязанским произведением) Северо-Восточная Русь называется «Ордой Залесской». «То те была орда залесская времена первыи» . В другой редакции: «и отскочи поганый Мамай от своея дружины серым волком и притече к Кафе граду. Молвяше же ему фрязове: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била орда Зал;ская. А не бывати тоб; в Батыя царя: у Батыя царя было четыреста тысящь окованые рати, а воевал всю Рускую землю от востока и до запада. А казнил Богъ Рускую землю за своя согр;шения» .
Если в целом проникновение татарских обычаев на Русь началось только в XVI веке, уже после падения ига, то налоговую систему, основанную (по китайскому образцу) на переписи и податной общине с круговой порукой Московская Русь полностью унаследовала от Улуса Джучи. Если в завещании Дмитрия Донского  и документах первой половины XV века оговаривалось, что если бог освободит от Орды, то каждый князь оставляет себе выход, собранный с его земель, то, как только стало ясно, что дни Ордынского владычества сочтены, то, при Иване III, этот порядок отменяется, и ордынская система налогообложения становится финансовой основой мощи Московского царства .

В той же поездке 1262 года Александр Ярославич совершил второе свое по значимости деяние. Надо сказать, что первой масштабной войной Джучиева улуса (после завоевания Восточной Европы) стала война с государством ильханов, начавшаяся в 1262 года, после чего сразу был объявлен набор рекрутов на Севере-Восточной Руси , согласно Житию Александра Ярославича: "и гоняху людей, веляхоуть с собою воиньствовати" . А Александр Ярославич договорился об отказе властей Джучиева Улуса от практики рекрутских наборов в русских землях, после чего в ордынских войнах участвовали уже только автономные русские дружины, например в 1275 году на Литву (Литва тогда пострадала мало, а русские земли, через которые шли, были разграблены довольно основательно, что было обычным явлением), или поход на Кавказ в 1278 году. Впрочем, в основном Русь обходилась денежными выплатами, например, как в 1357 года, когда чиновник Иткар собирал с русских князей средства на ордынский поход в Закавказье.
Эта же война с государством ильханов и спасла Русь от карательного похода после городских восстаний 1262 года. В переговорах Александру Ярославичу помогло именно вторжение в улус Джучи войск ильхана, которые форсировали Терек и вторглись в Поволжье, угрожаю Сараю (столице государства – Сарай-Бату) , и Орде стало не до смуты в далекой северной провинции.

Отдельная история - тесные связи Александра Ярославича с православной церковью. Церковь быстра оценила возможности жизни в составе Джучиева улуса. А Александр Ярославич продемонстрировал совершенно новую модель поведения светской власти. Если в Древней Руси политический класс совершенно не воспринимал раскола между католицизмом и православием, совершившегося практически накануне нашествия, в 1204 году, и современники Александра Ярославича вполне участвовали в жизни Европы. Так король Данила Галицкий в 1254 году принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, участвовал в борьбе за австрийское наследие, получил от папы послание  правителям всей центральной Европы с требованием прийти на помощь Руси против монгол. Крупнейший князь эпохи, Михаил Всеволодович Черниговский участвовал во всеевропейском собрании по противодействию ордынскому нашествию. Широкие связи с Западом были у Андрея Ярославича, брата нашего героя. То иное дело Александр Ярославич, который ответил легатам папы римского Иннокентия IV : «си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем». Отказ Александра Ярославича сотрудничать с западными христианами поставил православную церковь на Руси во внеконкурентное положение. Именно такое понимание преимущества сотрудничества с завоевателями, позднее приведет греческую православную церковь к поддержке османского завоевания, а русскую православную церковь привело к поддержке ордынского правительства.
Александр Ярославич, как видится, очень планомерно работал над укреплением связей с церковным аппаратом. Скорее всего именно поэтому он получил внешне бесполезный титул великого князя киевского, когда не удалось стать великим князем владимирским, ведь в Киеве был митрополичий престол и быть великим князем киевским, значит получить доступ к покровительству над церковью.
И, как следствие, уже в 1251 году митрополит киевский Кирилл перебрался под крыло Александра Ярославича (несмотря на то, что первоначально митрополитом стал по рекомендации Данилы Галицкого), после чего, почти постоянно пребывал на Северо-Востоке Руси, подолгу оставаясь во Владимире-на-Клязьме, а умер в вотчине Александра Ярославича в городе Переславль-Залесский. Кирилл активно участвовал в укреплении власти Александра – встречает его из Орды; зимой 1256 года вместе с князем посещает Новгород, готовя подчинение Новгорода власти Джучиева улуса; в 1261 году создает сарайское (т.е. в столице Орды) епископство . И именно Кирилл начал создание легенды о Александре Невском, он сразу после смерти князя проповедовал: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Позднее с митрополитом Кириллом было связано появление «Жития» Александра Ярославича . А далее союз с церковью стал одной из основ власти потомков Александра Ярославича , и в XIV веке церковная структура была практически частью управленческой структуры московского княжества, пока князь Дмитрий Иванович Донской своими грабежами и оскорблениями иерархов церкви не поставил этот симбиоз на грань разрыва.

Резюмируя
Александр Ярославич не был:
; Русским патриотом, потому что в XIII веке не было патриотизма в современном понимании;
; Борцом с католической экспансией, никакой серьезной католической экспансии в его время просто не было;
; Великим полководцем, его победы вполне среднего размера, военных реформ за князем (в отличии от того же Данилы Галицкого) так же не числится;
; Побратимом монголов, разве собака побратим хозяина? Или вассал побратим сеньора?
Александр Ярославич был:
; Верным сыном православной церкви;
; Надежным вассалом своих монгольских повелителей;
; Эффективным чиновником Джучиева улуса, сначала покорившим власти хана ряд древнерусских земель, а затем выстроившим на древнерусских землях устойчивую модель управления территориями и сбора государственных (просто тянет написать – федеральных) налогов;
; Великим государственным деятелем, развившим заложенное Ярославом Всеволодовичем Великое княжество Владимирское, ядро будущей России .
И наконец - Александр Ярославич стал легендой благодаря:
; тому, что именно от него, Александра Ярославича, пошли московские князья и потом русские цари;
; Петру Великому был нужен – святой, покровитель новой столицы, и он вложился в культ Александра (так удачно Невского и победителя именно шведов, врагов Петра, и именно на месте новой столицы);
; И наконец он, Александр, был удобен сначала славянофилам, потом коммунистам в их противостоянии Запад


Рецензии