Восприятие мира. Часть вторая. Искусство

 
                Часть вторая

                Искусство

   Сильным средством воздействия на наше отношение к миру является искусство.
  Я думаю, что будет правильно определить это явление как процесс создания воображаемого эмоционально окрашенного мира при помощи различных средств и результат этого процесса.
   При этом в большинстве разновидностей искусства воображаемый мир и отображает реальный мир и в некоторой степени искажает его. Одни моменты выделяются, усиливаются, другие подавляются. Тем самым искажается объективная реальность.
   По моему мнению, это искажение и является одной из главных привлекающих нас особенностей творений искусства. И основное назначение искусства состоит в создании эмоционального мира с некоторым искажением.
  Потребляя такое искаженное отражение действительности, мы исправляем уже имеющийся у нас некий душевный дискомфорт, некое уже имеющееся искажение восприятия мира.
   Дополнительность, компенсационность - одна из основных функций и назначений Искусства.
 
          Целостность идеальных образований в искусстве.
 
   Наше восприятие реальности представляет собой совокупность, иерархию ряда целостных образований. Произведения искусства также представляют собой некие целостные образования Начиная от элементарных раздражений отдельных рецепторов наших органов чувств и кончая огромными целостностями - творениями искусства.
 
   Воспринимая нечто, мы стремимся воспринять его в целостности, в законченности. Это заложено в нас психо-физиологически. Решить задачу, закончить некое дело...Поэтому мы и не можем оторваться, например, от даже довольно нудного, но загадочного детектива.
 
   Стремление дополнить нечто мало оформленное, закончить незаконченного, создать новую материальную и идеальную целостность - коренная потребность организма - потребность в завершения целостности, уравновешивания не равновесия. Это глубинные основы нашего потребления произведений искусства и создания новых.
 
  Основанием искусства, по моему мнению, является необходимость для личности такого чувственного отражения реальности, которое компенсировало бы имеющийся в душе, психике данной личности разлад с реальностью. Необходимость для самого существования личности, для восстановления уравновешенности её чувств. Необходимость для целостности нашей души.
   Искусство восполняет потребность наших чувств в образах тех явлений жизни, которых нам не достает, делает наше восприятие мира более целостным и совершенным.
   Исторически первоначально оно было слитно с научным освоением реальности. Искусство, наука и религия первоначально были едины. Все эти области были орудиями освоения реальности.
   Со временем эти направления разошлись в стороны.
   Вот такая получилась картина. Однако прошло два-три года и я заметил ущербность такого понимания сущности искусства. Помимо отмеченного есть и другие функции. Другое назначение и другая сущность.
   Во-первых, не всякое произведение искусства благо для потребителя искусства.
   Во-вторых, целостность произведений во многих случаях относительная. Всегда есть некая недосказанность, иногда преднамеренная.
   И еще, третье уточнение.
   Область искусства полна течений и стремнин, омутов и осадков, точек прорастания и опавших листьев, пепла и жемчуга. Есть ниши рентабельного искусства и борьба за эти ниши, есть "старицы" старых методов и тем, заросшие кувшинками и зеленой ряской, есть доты переднего края нападения.
 
   Еще раз о целостностях в искусстве, но иначе.
 
   Одной из причин создания произведений искусства является потребность нашего сознания, психики личности в дополнении имеющихся в данный момент образов явлений жизни образами того, что ему не хватает.
 
   Зимой - мечтаниями о тепле лета, потеряв родину, свободу, любимых мы восполняем эту потерю воображаемыми образами этих явлений. Долгое время не было оленя - образом оленя на каменной поверхности родной пещеры.
 
   Психика, привыкшая к одной действительности и перемещенная в пространстве и времени в новую действительность (например, мы стали старше), испытывает психологический дискомфорт, голод по утраченному и воссоздает в художественных образах искусства недостающие ему для равновесия в восприятии мира, для существования в этом воспринимаемом им новом, еще не привычном мире.
 
   Но почему достижение уравновешенности чувств, образов не лишает нас дальнейшей активности? Я думаю. что мы все же лишаемся активности, но только в одной области интересов личности, бывшей до того на первом плане. И этим освобождаем свое внимание для постановки новых задач и решения их. Благодаря этому новые проблемы имеют возможность появиться в поле нашего сознания.
 
      Прекрасное - безобразное, комическое - трагическое, счастье.
 
   Искусство отражает почти все области нашей жизни. И в первую очередь нам интересно все о человеке, а прекрасно нам многое из совершенного в человеке и напоминающее нам о совершенстве. Так кажется на первый взгляд.
   Но сразу следует оговорка, что не все и не всегда совершенное воспринимается нами как прекрасное. А иногда в качестве прекрасного мы можем воспринимать и явно не совершенное. А почему так?
   "Совершенное" можно определить как законченное в своем развитии явление, максимально соответствующее своему месту. Это будто бы объективная характеристика явления. Но, в то же время, содержание этого понятия (то, что из области совершенного нам интересно) меняется с развитием общества и становлением отдельной личности. Например, вы становитесь старше и изменяются ваши критерии прекрасного. И, также надо вспомнить, что большое значение в формировании этого понятия имеют традиции. Поэтому ограничим область прекрасного той частью совершенного, что нам по душе.
 
   Так что это за явление - восприятие прекрасного? Что нам "по душе"?
 
   Мне представляется, что каждый из нас, воспринимая какой-то объект, неосознанно помещает его на определенный уровень иерархии явлений по совершенству, оценивает его. Мне кажется несомненным, что такое распределение воспринятых явлений по рангу совершенства осознанно или неосознанно имеется у каждого из нас.
 
   Этот процесс чаще всего не осознается, также, как не осознаются и множество других процессов психики. В этом, ясно не осознаваемом ряду явлений с одной стороны находится идеал совершенства данного вида явлений, с другой стороны идеал несовершенства - идеал безобразного этого вида явлений. Эти идеалы представляют собой абстрактные понятия (реально не существующие пределы), между которыми можно найти место для любого реального явления.
 
   Я думаю, что этот интервал удобно назвать шкалой совершенства аналогично известной по некоторым работам по психологии шкале ценностей, имеющейся у каждого человека, и групп людей, общества относительно любых явлений. Воспринимая, мы оцениваем явления. В одном случае оцениваем некое явление вообще, в другом случае оцениваем лишь одну сторону этого явления, в данном случае - то, насколько оно совершенно.
 
   Тогда трагичное и комичное можно представить как изменение места объекта вниз по этой шкале вплоть до разрушения.
  Да, комическое нужно также определить как падение вниз по этой шкале. Но отличие этих определений в том, что в случае комедии объект незаслуженно занимал в нашем сознании высокое место на нашей шкале совершенства объектов. Какой-то случай выявляет это несоответствие и сбрасывает его в нашем восприятии на свое реальное более низкое место, вызывая этим в нас чувство превосходства над объектом смеха и над самим собой в своем недавнем заблуждении. Так как это происходит внезапно, то наши положительные чувства кульминируются во всплеске эмоций, в импульсивном выдохе - смехе.
 
   Удовольствие от сопереживания трагедии (реального падения объекта по шкале совершенства) другого рода.
   Мало примечательные личности, занимавшие невысокое место в нашей шкале совершенства, в ситуации, когда происходит крушения их судьбы, делают великолепные поступки, внезапно поднимающие их а нашей шкале совершенства почти до предела.
  Фактически объект упал на шкале своего совершенства - разрушился, но он успел показать неожиданно высокий уровень чувств и сил духа, чем поднялся в наших глазах ( в нашей оценке его качеств) незадолго до своего реального крушения.
   Стремительное возвышение совершенства объекта приносит нам ощущение катарсиса - очищения и сопереживания величию духа героя трагедии.
 
  Переживание усиливается при кратком отрезке времени заново происходящей оценки новой ситуации.
   Если комическое - выявление несоответствия предполагаемого места на шкале совершенства и действительного места в сторону снижения уровня, то трагическое - выявление несоответствия предполагаемого места героя в ряду образцов совершенства явлений в сторону повышения.
  Вместо падения значимости объекта в нашей шкале совершенств мы неожиданно получаем доказательство обратного процесса - возвышения значимости по нашей шкале совершенства данных явлений. Иногда это нас затрагивает довольно сильно, особенно когда это происходит с людьми и их судьбами. Это нам близко и легко находит отклик в нашей душе.
 
   Если изменение оценки ситуации, объекта происходит постепенно, то резких всплесков эмоций нет. Постепенный подъем объекта по этой шкале вверх не имеет особого термина, но тем не менее является одной из излюбленных тем во многих видах искусства.
   Открытие ребенком мира, карьера, борьба за выживание. Сопереживая успеху героя, получаем удовольствие мнимого собственного совершенствования, достижения цели, получаем удовольствие
 
                Удовольствие, счастье.
 
   Я не могу отказать себе в удовольствии сделать небольшое отступление от темы, рассказав байку.
 
   В старину на Руси отец делил наследство, одному из детей давал часть имущества - этот ребенок был с частью богатства, другому не давал часть - тот был не с частью богатства, без доли. Одного называли счастливым, другого - несчастным, обездоленным.
   Со временем слово 'счастье' отошло от своего экономического значения и наполнилось настолько множественным содержанием, что появились затруднения в определении этого понятия.
 
   Я считаю, что счастье можно определить как высшую степень удовольствия, получаемую от ощущения реального или мнимого улучшения своего положения (физического, духовного, материального, общественного).
 
   Также как и горе, счастье есть переживание личностью изменения своего состояния. Вслед за изменением происходит адаптация, привыкание к своему новому положению и исчезновению ощущения улучшения (в случае горя - ухудшения).
 
   Более того, если это улучшение становится постоянным, то мы привыкаем к этому постоянному улучшению и теряется ощущение изменения к лучшему. В этой ситуации необходимо улучшение прежнего улучшения, т.е. геометрическая прогрессия успеха, что невозможно.
 
   Возникает парадокс - все в порядке, а счастья нет.
 
   Ощущений мнимого улучшения состояния (наркотики, алкоголь, курение) я не касаюсь.
 
                Прекрасное.
 
   В русском языке прекрасное - превосходная степень красного (красивого), приятного.
 
   Но не всё совершенное есть прекрасное.
   По моему мнению, высокую степень прекрасного в данный момент и для данной личности имеет такое произведение искусства, восприятие которого сопровождается сильными положительными эмоциями. При этом степень совершенства объекта существенна, но второстепенна.
 
   То, что воспринимает личность как прекрасное, есть результат субъективной обработки личностью объективной информации или чужой субъективной информации.
  Я предлагаю повнимательней отнестись к данному определению. Дело в том, что всегда воспринимаемая информация может восприняться только в том случае, когда мы настроены её воспринять.
 
   Независимо от того, совершенен объект восприятия или нет, он будет воспринят как желанный - приятный, красивый или прекрасный, (с разными степенями прекрасного) если будет соответствовать "жажде" личности , его активной направленности, его установке. Тому, что не хватает ему физически или духовно в данный момент.(Понятие"'прекрасное" применимо не только в областях эстетики, но и в других областях жизни).
 
   В физиологии существует понятие порога чувствительности.
 
   Наши органы чувств воспринимают такие внешние раздражители чувств, энергия которых превышает определенный порог чувствительности наших органов чувств в этот момент. Если какое-то время нет раздражителей данного органа чувств, то этот порог понижается.
 
   Длительная изоляция личности от каких-либо привычных явлений, образа жизни повышает значимость этих явлений для этой личности. Появляется ущербность личности, психологический "голод". В этих условиях у личности будет понижен критерий оценки явлений в качестве желанных, в том числе и в качестве прекрасного. И мы можем оценить явление как прекрасное. Даже если оно далеко не совершенно. С другой стороны, у каждого человека есть свой предел для восприятия явлений в качестве прекрасных. За которым мы уже не воспринимаем явление как прекрасное.
   Появляется грань, которая разделяет понятия совершенного и прекрасного и в то же время, стирается грань между прекрасным и полезным. Если учитывать, что прекрасное всегда приносит нам удовольствие, то нужно признать неразрывную связь прекрасного с полезностью.
 
                Сопереживание.
 
   Одна из существенных особенностей многих живых существ, но преимущественно высших животных (приматов) - высокая способность к подражанию, перениманию опыта окружающих, позволяющая быстрее и эффективнее осваивать мир.
 
   Я подчеркиваю значение наличия этой особенности у нас - приматов. Именно она помогает нам освоить культуру прошлых поколений и тем самым делает нас людьми сознательными. И наличие её у других приматов - залог быстрого развития интеллекта этих, других приматов.
 
   Человечество усиливает эту способность, добавляя к ней различные способы передачи опыта - речь, письменность, новые технологии записи информации, и сам опыт - традиции, информацию, а, также, очеловеченную природу (приспособленную для человека), продукты труда.
 
   Эти способы передачи опыта и сам опыт и результаты деятельности и есть то, что составляет культуру в широком смысле слова. Таково по моему мнению определение понятия "Культура" в широком смысле слова.
 
   Психофизиологическая сущность способности к подражанию, более того - неудержимой склонности к подражанию - это наличие иррадиации психических процессов в психике высокоорганизованных существ аналогично таким же процессам иррадиации процессов возбуждения на физиологическом уровне. Воспринятое нами яркое впечатление распространяется (иррадиирует) по нашей психике, на различные области наших чувств и действий и трансформирует их по своему образу.
 
   Какое-то время мы живем, чувствуем и поступаем по чужому образцу.
   При этом личность обогащает свой арсенал установок, осваивает жизнь. В дальнейшем мы относимся к этому моменту произведения искусства более прохладно.
 
                Гармония и прекрасное.
 
   Гармонию в древности считали одной из основных составляющих прекрасного. Но соразмерность частей какого-то целого - геометрическая, световая, фактурная в разные времена и разными народами понималось по-разному.
 
   Поэтому одним неясным понятием гармонии прекрасное не определишь. Одно из наиболее загадочных свойств понятия "прекрасное " - неуловимость и неопределенность.
 
   Процесс усвоения прекрасного можно сравнить с приходом в некий театр. Еще в гардеробе мы уже ощущаем приподнятую атмосферу прекрасного действа - спектакля, который дает нам жизнь.
   Каждый воспринимаемый нами как прекрасный объект имеет множество особенностей, вызывающих в нашей душе - громадной системе ассоциативных связей - актулизацию, отклик какой-то ранее усвоенной информации, каких-то чувств, иногда только оттенков их. Это и есть та непонятная музыка извне и струны в нашей душе. Прекрасное вне нас и в нашей душе.
 
   Помимо прохождения в поле нашего сознания образов каких-то явлений, мы одновременно воспринимаем много добавочной информации. Неосознанно воспринимаем, оцениваем, и создаем установку на дальнейшее свое поведение и восприятие реальности. Все это есть процесс восприятия прекрасного.
 
                Определение прекрасного.
 
   Прекрасное - объективно существующие особенности явлений, совершенных в такой мере, которая достаточна для того, чтобы вызвать в нашей душе сильное сопереживание этим особенностям, улучшающее нас и 'лечащее' нашу душу (и поэтому приносящее нам удовольствие), обогащающее нас новым отношением к жизни.
 
               Структурность явлений и категорий искусства.
 
   Прекрасное - внешнее качество явления. Явления составляющие его могут быть самыми различными - и прекрасными и безобразными, и комичными и трагичными, и просто серым гранитом.
   Т. е. прекрасное произведение искусства может (и, даже, почти всегда) состоять из не только прекрасных составляющих.
   (Это относится и к другим эстетическим оценкам. Безобразное, комичное и т.д.  содержат в себе другие составляющие.)
 
                Последнее.

   Произведения искусства представляют собой орудия управления нашего восприятия мира. Мы ублажаем себя, лечим, создаем новое более эффективное оружие восприятия окружающего. Создаем новые установки восприятия нашей личности.


Рецензии