Глава-книга 3. Личность - это и есть ты

3 Глава
Личность - это и есть ты

 Традиционно обществом принято называть некоторую множественность людей. Но множественность начинается с единства. Это единый для всех членов множества отличительный признак, позволивший некоему конкретному обществу выделить самое себя из общей массы людей.

 Конкретным обществом (или конкретным производственным социумом) мы называем группу людей, у которой есть своя, основанная на опыте исторического общежития, построения своего языка (или, для социума, языковогого, профессионального диалекта, основанного на естественном языке), собственной культуры, включающейв себя постепено также сокровища лексики, литературы и других видов искусства.
 
 Далее мы будем различать два вида групп и соответственно два вида культур:

- общественная группа, которую в целом, глобально называют этносом (но существует этническая и притом межкультурная исторически сложиващая на своем пространстве жизни на Земле) древовидность этнических разветвлений)

 Этническая культура, начало которой всегда кладет этническая религия народа (и потому это культ-ура) основанна на системе (и это – явная иерархия, основанная на дуальности добра и зла) ценностей-императивов и антиценностей-запретов.
 Этнической религией русского народа является христианское православие.

 Этносом мы называем широкое понятие исторической общности людей, чаще всего расово сходных (ибо этнос есть сознание, а раса- физическая телесная субстанция человечества), так как есть расы-носители культур, но этнос может включать в себя и представителей любых рас и даже других этносов, которые очень часто (по крайней мере в таких этносах, которые мы называем синтетическими, так как они далектически соединяют историческим опытом бытия при построении совместного государства две противоположности: народ и нацию) представляют собой две исторически сложивщиеся и соединенные единым общественным сознанием группы:

    - народ, прижившийся на своей родной земле («малой родине»), её окультуривший, и это носитель характерной этнической культуры, хранимой в чувственной «памяти» этноса веками, а порой и тысячелетиями
 Характерной особенностью культуры этноса, отличающей ее от социальных культур (это всегда, как правило, культуры конечного продукта производства) есть то, что ценностью-прима здесь являются ценности самой жизни человека и выживания группы, ценности же вторичные - есть ценности продуктов, необходимых жизни, производимых людьми и обмениваемых-продаваемых (это уже сфера действия социальных культур)

     - нация, защищающая этнос и его идентификацию. Это носитель, как правило, основных черт типичной экономики этноса в его исторически сложившимся и приспособленном к жизни ландшафте. Экономика же государственно-образующего этноса, несет черты и государственности (а государству соответствует страна – «Большая родина» населяющих её этносов), играя ведущую роль в структуре власти у тех этносов, которые становятся государство-образующими (потому производственную экономику государственной власти и его страны в целом мы называем традиционным термином «национальная»)

 Далее следует заметить, что национальная производственно-банковская экономика государство-образующего этноса, которую мы отличаем от баноковско-биржевой, спекулятивной, а в России государство-образующим является русский этнос, объединяет конъюнктурой национальные экономики другие этносов этой евразийской полиэтнической страны.

- группа, которую мы называем производственным социумом (или просто словом «социум»), и это группа, которая в настоящий момент времени (потому такая группа тесно связана с экономикой добывания средств к жизни на своей территории) всегда занята производством конкретного продукта.
 Такой продукт, (и в этом особенность социальной культуры: эт культура конечного продукта) который в иерархии ценностей социума всегда составляет ценность-прима, означивающую собой все другие ценности, которые социальная культура (то есть культура данного социума, который может быть сугубо этническим, а может быть межэтническим), как правило заимствует у этнических культур, складываюшщихся столетиями, а иногда и десятилетиями
               
 Единственность и множественность

 Целое - значит нечто, как мы говорим, неделимое. В экономике это и есть человек.

 Образно говоря, каждое пространство, каждое общество, благодаря тому, что в основе его человек со стремлением к единству личности, обладает тенденцией  замкнуться в самом себе, схлопнуться, "тянуть одеяло на себя"
 Ведь  целое имеет в себе в себе тенденцию к неделимости.

 Однако, в жизни мы видим, что любое целое общество способно делиться вплоть до своего атома - человека
 Делимость целого общества  обнаруживает его как совокупность связанных друг с другом меньших целых.

 Как мы уже замечали, атом общества - человек имеет два измерения: одное личное, где он нечто значит сам для себя, и общественное - где он нечто значит для других.
Благодаря второму  качеству человек способен становится социальным существом.
 
 Когда же появляется множественность людей, как возможна цельная множественность?
 Цельная множественность представляет собой меньшие целые, соединенный силой социальных связей.
 Это значит, что мы хотим быть суверенными и стремимся замкнуться в себе, но полностью нам мешает это сделать социальная связь, побуждающая нас отождествлять себя с большим обществом, которое заключает нас в себе.
И таким образом, мы в свою очередь содержим в себе большее целое.

 Да, я самостоятельная личность, но я и член своей семьи - а это общество. Я - сотрудник своей фирмы, и это общество. Я и граждинин своей страны - это тоже общество.
 Я сам есть самостоятельная личность, Я - есть и семья, Я - есть и фирма, Я - есть и страна, моя Родина.
 Я отождествляю себя со всем этим.
 А если стремление замкнуться в себе превышает силу социальных связей, Я теряет свое отожествление с цельным множеством.
               
 До сих пор мы говорили о пространстве и его формах. Но каждое общество имеет свою историю.

 С чего начинается общество? Как и Родина - с любви.
 Экономика тоже начинается с любви. Уже потом рождается ее тело - дом для сознания.

 "Любовь и экономика, - поморщится романтик - светлое прекрасное  чувство и польза?"
 Но ведь экономика несет человеку жизнь. Подумаем, может ли быть любовь без жизни? Да и жизнь без любви теряет себя.
 
 "Зачем человеку общество?- спрашивает любитель одиночества - познай себя и ты познаешь весь мир"
  "Не так важен отдельный человек, - скажет тот, кто озабочен масштабными проблема общественного устройства - ощущай себя частью большого, дружного целого, так достигнешь глубины понимания и себя"
 
 Человек цельный и все-таки имеет два измерения в себе. Зачем ему общество?
Оно поможет человеку познать его глубину, там и обрести цельность.
 Обществу грозит распад. Но стоит обратиться к человеку лицом - и общество познает глубину самого себя - единство личности.

  Родина начинается с экономики.
  Вывод, не для каждого очевидный. Но стоит обратиться к истории, и мы увидим, что это так.

1. Временная экономика

 На этой фазе создания экономики пространство в человеке становится временем. А время окружающей среды становится пространством. Они находятся, таким образом, в противофазе.

 Пространства экономики - это сравнительно замкнутые на себя хозяйства отдельных обществ.
 Но что такое время экономики? Мы говорим: "пришло интересное время", "закончилось трудное время", подразумевая отдельный период, некий жизненный этап.
 
 Хозяйство первых человеческих общин использует ресурсы природной среды – основу экономики, на которой построены все ее последующие звенья.
 Человек обнаруживает для себя в пространстве время как источник жизни
  Ведь время представляет собой энергию, движительную силу воспроизводства, саму жизнь.

 Поле, на котором семя зерновой культуры, дает многие десятки семян урожая - не только пространство, участок земли. Этот участок заключает в себе слой гумуса, перегноя тысяч докультурных растений и других органических веществ, завершавших свои жизненные циклы в течение длительного времени биосферных циклов.

Такое поле содержит плодотворную силу времени. Это недвижимое пространство представляет собой настоящее состояние  в экономическом смысле, то есть натуральную ценность - способность к производству других ценностей, движимых.
 Пространство - есть статическое состояние времени, потенциальная форма его энергии.

 Если рассматривать готовое поле для посева с точки зрения производства, мы увидим  здесь уже знакомую нам двойственность: это и результат сознательности труда (в результате осознания человеком своей деятельности возникли необходимые для повышения производительности технология высевания, технология усиления естественной силы земли удобрениями, технология увлажнения почвы, технология ее обработки, технология ухода за растениями) и работы - к труду нужно приложить и нетворческие усилия.

 Подобные же соображение справедливы, когда мы говорим о скотоводстве.
 Конечно, экономика древнего человека не ограничивалась только описанными двумя видами деятельности. Они были основными - поскольку позволяли добывать главные продукты. Кроме того, человек занимался производством других предметов потребления, и труд с его сознательностью - именно то, что отличает деятельности человека от деятельности животного.

 Ведь животное способно работать, причем, имея мускульную силу, превышающую человеческие возможности, способно производить больший его объем в единицу времени -  это было использовано людьми себе на пользу.

 Заметим на будущее, что производительность работы свойственна животным, а производительность труда - человеку.
 
 Человек первых общин, питавшийся от природы, но уже многим помогавший себе помимо этого (животные способны только кормиться от природы) создал первые цивилизации.
 Занимаясь выращиванием пищевых культур и скотоводством, он заметил, что в природе явления жизни происходит определенными циклами, в которых производительная сила то умирает (как и сам человек), то снова возрождается.

 Наблюдения и выводы об этих циклах  человек использовал для своей деятельности.
 С определенной частотой холодные и теплые, дождливые и засушливые периоды климата сменяют друг друга. От посева зерна до урожая, когда его можно и пускать в пищу и снова сеять для нового цикла воспроизводства, требуется определенный отрезок времени. От рождения животного до того, как его можно пускать в пищу и оно готово к вопроизводству себе подобных, также проходит период.

 Отметим во временной экономике два оборота ценностей. Каждый имеет свою частоту.

- оборот воспроизводства продуктов, причем частота воспроизводства различна для разных пространств  - так, в разных регионах получают урожаи фруктов и зерновых с различной частотой в течение года.
 То же можно сказать о животных, которые достигают своей ценности для человека и способности к размножению спустя определенное время после того как сами произведены на свет
- оборот человеческих жизней в обществе

 Нетрудно увидеть, что благосостояние человека  в сфере такой экономики зависит от того, насколько согласованы между собой отмеченные два цикла. Если общество растет быстрее, чем  эффективность его хозяйства, значит его рост начнет ограничивать нужда, голод и смерть.

 Экономист укажет во временной экономике на то, что здесь нет (или они не существенны) товарно-денежных и денежно-товарных оборотов.
 И в самом деле, первые общины вели хозяйства по родовому принципу, а такая экономика являлась натуральной. Это значит, что община была способна жить почти всем, что сама для себя произвела в природной среде.
 
 Почему мы назвали её экономику, собственно говоря, временной? Прежде всего потому что она представляет собой высвобождение энергии времени, заключенной в пространстве.
 А без энергии люди не способны трудиться.
 
 Характерная черта временной экономики: личное измерение человека здесь сводится к минимуму,  подчинено общественному, общественное превалирует над личным, "я" - находится в скрытом и напряженном противостоянии с "мы".
 В личном измерении человека пространство становится временем, при этом высвобождается энергия внутренних связей. Людям необходимо трудиться сообща, чтобы буквально отвоевывть жизненную силу у природы. Ведь человек распространяется куда быстрее чем размножаются особи в популяции, а иного источника благосостояния чем природа пока нет.
 Временная экономика - фаза централизации общества. Сбиваясь в плотный коллектив, строя определенную иерархию, общество аккумулирует в себе энергию времени.
 Здесь в обществе время становится пространством, своей потенциальной формой.

 В чем противоречивость такой экономики? Коллективный характер деятельности человека вступает в конфликт с его индивидуальностью. Если и дальше ужимать пружину личности, она начинает разрушать коллектив: ведь человек – личность, а не не безличная среда.

 В натуральном хозяйстве конфликт проявлялся следующим образом.
  Уже возникает профессионализация. Требуется выучка, опыт и мастерство: одно дело  ухаживать за животным и другое - мять кожи, а  выращивать виноград и  готовить вино - разные профессии.
 Но распределение обязанностей совершается централизовано и нет достаточно выраженного разделения видов деятельности.
  Такому обществу требуются профессиональные группы

 Это противоречие  и в дальнейшем будет проявлятся при централизации общества на последующих этапах становления экономики.

   Например современный монополизм с его стремлением достичь предела централизации разрушает общества. Потому и регулируется естественным образом. Если он перестает соответствовать необходимому для общества разделению сфер деятельности, в ход вступают силы экономического организма, разлагающие гигант изнутри до того момента, когда достигается оптимальный уровень монополизации.
 Поскольку не сама централизация вредна, но лишь превышение ее необходимой меры.

  Дочерние предприятия в составе концерна не столько конкурируют и служат при этом собственным интересам, сколько подчинены интересам центра. Это лишает их экономику гибкости, то есть способности достаточно быстро меняться под воздействием внешних обстоятельств.
 Это и есть сложность монопольной экономики, потому что предельно централизованная структура превращает систему в хаос так что ей уже трудно управлять.
 Стоить, однако уменьшить массу монополиста,  как порядок и управление производством способны восстановиться.
 




2. Устойчивая экономика

 Временная экономика с ее большим почтением главе клана испытывает те же трудности, что и любое общество, где правитель достиг максимума власти, так что дальнейший рост его могущества становится уже нерациональным.

 Здесь на смену изобилию приходит нехватка продуктов. Избытком не покроешь дефицита, ведь события удалены друг от друга во времени. Несколько лет обильнейших урожаев сменяются длительным голодом. Прежде мы не знали, куда девать хлеб, но вот наши люди умирают от истощения.

 В экономике современного монополиста на смену сверхприбыли является убыточность. И тогда от основного концерна откалываются его дочерние звенья.
 Точно также от рода вместе с дочерями, отданными замуж, стали отделяться семейные общины, образуя собственные хозяйства. Возникали племена.
 
 В период устойчивой экономики время личности становится пространством. Глава нового племени создает собственную систему хозяйствования, что требует немало энергии.
 В обществе же пространство становится временем: из свой статической формы, где энергии людей томились в общем хозяйстве, сжатые взаимными противоречиями, переходит в динамическую взимосвязь между несколькими сравнительно самостоятельными хозяйствами.
 Сын, вынужденный подчиняться отцу, хотя уже имел свои представления о том, как нужно жить и работать, женившись и получив собственное хозяйство, где он уже сам был главой, наконец чувствовал раскованность и свободу. Это и есть необходимая ему энергия. Пришло его время проявить себя.

 Монополист, подведя итог убыточного периода, старается продать одно или несколько дочерних предприятий, которые становятся нерентабельными.
 Отделение самостоятельных племен со своими хозяйствами от родового ствола позволяет экономике перейти в новое свое качество, от состояния к становлению
 
 Натуральный обмен продуктами, который лучше приспособлен к общению членов родового клана, после отмежевания друг от друга племён заменяется торговлей. Возникает денежный эквивалент для торгующих сторон.
   Торговля призвана устранить недостатки прежнего неустойчивого состояния. Избыток продуктов племя может теперь продать, чтобы в случае неурожая или иного дефицита купить недостающее у соседей. Прикупить и то, что свои люди делать просто не умеют, а в хозяйстве очень даже пригодится.

 Состояние в экономике частично переходит в движение. Племени  можно продать некоторую часть полей, выручить за это деньги, купить стадо. А это значит - не только растить хлеб, но заняться еще и скотоводством. 
 Долой узкую специализацию, нужно заниматься и тем и другим.
 
 Различные экономические пространства - отдельные хозяйства несут на продажу продукты своего производства, которые таким образом становятся товарами.
 То, что ценно для себя, оказывается ценным также и для другого. Итак, племена разъединены, но возникает общие ценимости, которые определенным образом соединяют их в совместное экономическое пространство, где тоговля служит динамическим фактором единства.

 Товар, это продукт производства, предназначенный на обмен. Вот почему характер товара гораздо коварнее чем у того продукта, который делается для себя и близких.
 Товар стимулирует производство продуктов, предназначенных не для близких, не для собственной жизни, а с целью получения динамической ценности. Разрозненность, отчужденность друг от друга племен вызвала этот необходимый процесс, она же постепенно и возвела выручку на пьедистал смысла, на вершину определенной иерархии ценностей

 Прежде производителю благ для себя приходилось делать в ожидании дефицитного периода запасы, что было крайне неудобно из-за застаивания и порчи продуктов, а торговля, совершаемая "тут и теперь" позволяет ценностям находится в постоянном обороте.

 Как мы уже говорили, устойчивая экономика время превращает в пространство, причем прежде выработанная  и заключенная в пространстве общего хозяйства энергия теперь расходуется на создание межпространственных связей. На этом этапе создается недвижимое состояние экономики - устойчивая инфраструктура всех ее звеньев: окультуренные поля, пути сообщения, мастерские, помещения для жизни и деятельности
 Товар заключает в себе время, потребное для своего изготовления. Зато используя необходимый товар, его покупатель усложняет и совершенствует своё экономическое пространство.

 Новое веяние экономики этого периода - расширение видов деятельности.
 Прежде общества делились в основном на  земледельцев и скотоводов. Вторые кочевали за своими стадами в поисках новых пастбищ и воды, первые были оседлыми, обрабатывая землю.
 Но вот племя, прежде лишь растившее хлеб и фрукты, обзавелось, наконец, к радости людей движимым имуществом - стадом
 Животных нужно поить и кормить, зато они сами дают так много, что как не создать миф о корове - кормилице мира?  Она ведь и в самом деле кормит.
 В собственном животноводстве заключено огромное примущество для племени, раньше только собиравшего урожаи, потому что стадо даст необходимый полям навоз, людям - мясо и молоко, эти продукты теперь нет нужды выменивать у животноводов.
 Кроме того, животные сильны, с ними удается обработать большие поля.

 Экономическое структура племени становится сложнее, гибче и универсальнее, вслед за ней растет культура, и жизнь людей становится лучше. Уже настоящие мастера творят изделия, нужные для удобств жизни.
 Не только удобства ее, но и красоты. Многие из нас в музее замирали при виде кувшина, созданного руками древнего гончара. Нас сегодня трудно чем-то удивить, но эти чувства наивного и сильного человека так хорошо передает уже сама форма сосуда, от которого трудно оторвать взгляд.

 Все больше рождается людей в племени, которому в будущем суждено стать народом.  А по мере того, как люди быстрее потребляют продукты, растут объемы стадов и полей - этих окультуренных человеком участков земли.

  Так и предприниматель в период коммерческого успеха наращивает объемы производства и набирает работников.
  Однако за все нужно платить.

 Описанное нами племя с его универсальным хозяйством не может из-за своего недвижимого капитала - полей и связанного с ними всего уклада оседлой жизни, включая налаженную систему жилья и быта, путешествовать в поисках новых пастбищ, поэтому животные уничтожают растительность и водные ресурсы. Само племя перерабатывает сокровища природы в мусор, отходы своей деятельности.
 Племя ищет источники воды, усердно эксплуатирует почву - источащет свою среду обитания. Как скажет сегодняшний ученый, нарушается экобаланс.
 А истощение ресурсов планеты - это расходования великими усилиями приобретенного состояния.

 Современный монополист, развивающий производство, также нарушает свой "экобаланс" - рынок с его спросом.
 
 Оборот средств начинает истощать состояние, которое его обеспечивает.
 Это касается прежде всего натуральной основы хозяйства, коренящийся в ресурах природной среды.

                Вновь о ценности и цене

 Это же касается любых предметов потребления, выставленных на продажу, чью цену продавец выражает денежными единицами, хотя она определяется ценностью товара для его покупателя.
 Цена - количественное выражение свойств товара служить жизни, а ценность - качественное.
 Заметим на будущее это первое противоречие между ценностью и ее количественным носителем.

 Торговля как форма экономики, родившаяся в период ее окончательного установления, обладая определенным темпом продажи товаров, на этом этапе не совпадает с темпам производства.
 Спрос склонен падать, а производство любит расти.
 Экономике жизненно нужна стабилизация.

2. Практическая экономика

 На этой фазе пространство личности становится временем, отдавая энергию. Общество в этот момент консолидируется, в нем создаются пространственные структуры, иерархии управления составными звеньями.
 В этих структурах учитывается весь опыт предыдущих фаз развития общества. Новая форма организации людского быта и труда является таким образом совокупным продуктом всего что сумела достигнуть к данному моменту цивилизация. Время в обществе становится пространством
 По мере того как общество укрупняется, в нем аккумулируются все большие запасы человеческой энергии.

 В этом и задача коллектива – создать тот массивный фонд навыков, науки, культуры, философии, духовных откровений в их взаимосвязи, всего опыта цивилизации в совместном цельном бытии отдельных ее звеньев, который мы назовем парадигмой целостного мировосприятия, и который, достигнув определенной целостности, передается человеку для творчества, открытия новых знаний о мире.
 
 Необходимо видение целостности мира, чтобы усмотреть глубокий смысл во взаимоотношении отдельных его частей. Ведь это взаимодействие и сами части возникают с целью получить конечный продукт личности.
 Этот продукт - мировоззрение.
 
 Знание о мире не могло бы возникнуть, будь оно чистой теорией, не пройдя глубокой проверки практикой, соизмеряющей внутреннее представление человека с реалиями межчеловеческого общения.

 Подведем первые итоги.
 Временная экономика способствует рождению профессионализма людей и специализации племен на каком-то свойственном каждому виду деятельности. Рождается первое производство и разделение труда.
 Устойчивая экономика, наоборот, поощряет комплексное хозяйство, рождается торговля.
 Но человек по-прежнему в основом кормится от живой природы.

 "Где же города с их с техникой? - не терпится знать школьнику, которому родители купили компьютер нового поколения.

 Пора начаться промышленности, возникнуть  городам, потому что иначе не прокормить целый народ, возникший из объединения племен.
 ГоРОД и наРОД – дальнейший этап централизации, накопления в отдельных местах больших людских масс с их совокупной энергией, возникли на основе экономики нового типа - практической. Здесь живет новое поколение людей.

 Ты теперь не так зависишь от климата и других капризов природы. У тебя много удобств. Но за это нужно кое-что заплатить: ты страдаешь от свойственной цивилизации болезни: в массе централизовенного общества теряется личное, то есть подлинное человека.
 Люди заражаются друг от друга тяжелыми болезнями. Это не только корь и коклюш, тиф и холера, с которыми медицина так или иначе справилась. Самые трудноизлечимые болезни человека -  стереотипы, «делай как все»
 
  Город с его экономической инфраструктурой создала под свои потребности промышленность, включающая замкнутый цикл производства, и торговля.
 Промышленная экономика как совокупный продукт цивилизации, результат укрупненной информации о мире, унаследовала черты устойчивой, то есть пространственное расширение и универсальность производства.
 ПроМЫШЛенность - дитя сМЫСЛа, переносимого человеческой МЫСЛью. Производству свойствен труд человека, с его качеством, совершенствующим технологии.

 В сельском хозяйстве также есть свое производство (натурального продукта) и своя торговля, но они имеют здесь иной характер. Сельское хозяйство представляет собой временную экономику, ориентированную на циклы сменяющих друг друга времён (весны и осени, дня и ночи, засухи и дождей, «голодного» и «сытного времени»)

 Новая экономика городов становится практичной.
 Это не значит, что временной экономике практичность вообще чужда. Однако в хозяйстве, где производится натуральный продукт, она носит черты экономии: «сытное время» делает запасы в ожидании голодного». Капитал такого запасливого хозяйства как бы застывает. Это состояние в экономике.

 Промышленная же экономика динамична, это становление. В движении заключена и ее жизнь. Задача практической экономики оживить производство спросом на его продукты.
 Для этого общество приводит темп производства в соответствие с темпом потребления изготовляемых товаров. Нужно с такой же скоростью производить продукт, с какой люди его раскупают.
 Тогда в обществе будет постоянно ощущаться нехватка товара, зовущая к новому спросу, желание приобрести его больше. Спрос же в свою очередь стимулирует рынки и производство. Это жизненно важная задача.
 Жуткая картина периода урбанизации, веками служившая эталоном алчности - собственник топит в море нераспроданные товары, чтобы они не достались нуждающимся или сжигает зерно, открывается нам с иной, своей рациональной стороны

 Основной недостаток практической экономики, желающей избежать кризисов перепроизводства - быстрое обесценивание денежных знаков.
 Этот происходит оттого, что истощается состояние, обеспечивающее оборот денежных средств

 Производство, ориентированное на потребление товаров, развивается медленно, людей нелегко обеспечить работой. Возникает массовая незанятость. И государственная власть, если она желает избежать социальных бурь, должна по мере возможности содержать за свой счет огромные массы городского плебса. Сюда входят не только те люди, которые по возрасту или болезни не могут работать, но и вполне трудоспособные безработные.
 Когда много средств (например, пособия неимущим или массовые раздачи благ, как в древнем Риме), не обеспеченных трудом, поступают в оборот, происходит обесценивание денежных знаков.
 
 А по мере того, как государственная власть за счет перераспределения ресурсов стимулирует производство, искусственно его поддерживая, обесцениваться начинает сам труд.
 
 В этом случае деятельность содержит в себе слишком мало сознания и все больше непроизводительной траты сил. Здесь меньше технологичности, меньше рентабельности (так как недостает стимула), как следствие  - меньше порядка, внутренней логики.  Управлять таким обществом и планировать его экономику становится сложно.

 Почему практическая экономика так непрактична? Потому что ее обманывает собственный опыт: ситуация в обществе меняется быстро и за ней не поспеть. Практической экономике недостает сознательности.
 Требуются перемены.
 
4. Сознательная экономика

 Практические экономы приводят темпы производства в соответствие с темпами потребления товаров, но при  этом не могут согласовать производство с оборотом денежных средств, в результате денежные знаки обесцениваются.
 Другие экономы приводят темпы производства в соответствие с оборотом денежных средств, при этом обесценивается труд, недостаточно стимулированный потреблением. И результат неудовлетворительный: человек труда не может за свой заработок обеспечить себя необходимым.

 Как быть, чтобы все потоки ценностей действовали согласовано, а не тянули в разные стороны как лебедь, рак и щука в басне И.Крылова?

 Древние народы поначалу не имели централизованной государственности. Они проживали в городах и местностях, гордившихся самостоятельностью. Каждая славилась своей природной средой и трудом людей, дававшим ее экономике силу.
 Одна местность богата рыбой, другая - лесом, третья природными ископаемыми. Города известены своими мастеровыми, здесь хорошо развито производство.
Торговля налаживала связи между этими сравнительно незавимимыми субъектами экономики, но этого было недостаточно для всеобщего блага, так как каждый город слишком хорошо знал свою выгоду и стоило соседям испытать большую нужду в каком-либо товаре, тотчас же вздувал на него цену немилосердно.

 Когда самостоятельные города становились страной и цельным государством, они стали под руководством правителя дружнее помогать друг другу не только в нужном месте, но и в нужное время.  Что было и кстати, поскольку  производительная сила природы, если ее расходовать, время от времени истощается, ей нужен определенный период времени время чтобы восстановить свои силы.

 Истощается почва от частых вспашек и урожаев, она не скоро восстановит свою рождающую силу. Нужен еще больший срок, пока опять вырастут вырубленные леса, на сразу затем они наполнятся зверем. А река, порядочно использованная человеком, не скоро снова будет полна рыбой.
 Производство также испытывает периоды кризиса и требуется определенное время, пока его сила и эффективность могут восстановиться.

 Государственность помогает экономике стать сознательнее.

 Производство становится сознательным, когда в нем меньше застаивается капитал и полнее используются ресурсы времени.
Это динамичная экономика.
Типичный пример сознательной экономики -  производитель автомобилей по японскому методу just in time отказывается от складирования комплектующих частей и подвозит их к конвейеру каждый раз точно в момент сборки того или иного узла.

 Сознательная экономика хорошо организует коммуникацию не только в пространстве, но и во времени. Она помогает росту производства, расширяя ареал реализации товаров от городского до международного.

 Но вот оборот денежных средств при этом никак не удается удержать под контролем. Монеты, которые чеканили вольные города, дольше сохраняли свою покупательную способность чем единая государственная валюта.

 Почему же? Потому что меньшее по объему хозяйство компактнее большого, гибче в управлении и потому лучше способно согласовать обороты денег и товаров. При этом денежный знак медленнее теряет в своей качественной составляющей и дольше сохраняет покупательную способность.
 Единые денежные знаки облегчают экономическую коммуникацию, они же готовят ей масштабные кризисы. 

 Итак, на стадии сознательной экономики  денежные знаки стабильнее, но ещё периодически обесцениваются. А это как раз значит, что дальнейшему становлению такой экономической фазы Ничто ставит свой предел.
 Денежные знаки слишком быстро теряют качественное содержание
 Сознательной экономике требуется стать качественной.

5.Качественная экономика

  Чтобы экономика стала качественнее, время необходимо снова превратить в пространство. Конечно, при этом расходуется ранее накопленная энергия на создание новых пространственных связей.

 Качественная экономика знакома человеку давно, да и теперь о ней только и говорят.
 Это -  глобализация.
 Когда отдельные хозяйства группируются в более или менее тесный союз, созавая в нем единую систему управления, это позволяет приводить темпы развития производства с соответствие с ростом покупательной способности всех участников союза. Да еще пытаясь при этом приручить своенравные денежные потоки.
 
  Недостаток такого способа хозяйствовать - обесценивание труда.
 Качественная экономика ставит предел развитию сознания человека. Ведь централизация любит расширять пределы своей власти, а значит, в большей или меньшей степени угнетает инициативу составных хозяйств. А труд при этом лишается своего сознательного содержания, в нем все больше безинициативной, неэффективной, нетехнологичной работы.

 Угнетение личности в человеке, дающем обществу энергию социальных связей, то есть единство, грозит цельности самого коллектива.
 
 Обесценивание труда лишает заработную плату покупательной способности. Уровень жизни понижается, что гражданин очень хорошо чувствует на своей шкуре и всё активнее выражает обиду, недовольство, всё меньше доверяет экономике и рассчитывает на ее помощь. Труд человека дающий основу экономики теряет своё значение, при этом значительность теряет и человек труда.

 Индивидуальность личности противостоит глобализации.
 Но что имеет большее значение: общественное или всё же личное?
 Экономике необходимо обрести, наконец, своё значение


6.Значительная экономика

 На этой стадии экономики монополист теряет свою критическую массу, расставаясь с отдельными своими звеньями. Это помогает ему достичь оптимального уровня централизации в управлении своим производством.

 Пространство превращается во время и вновь обретает энергию. По мере того как мелкие хозяйства экономики обретают относительную самостоятельность, они способны поддерживать друг друга в разные периоды своего развития.

 Возникая в истории общества, ее экономические фазы продолжают оставаться и действовать, то здесь, то там затыкая "дыры" неравномерно развивающейся экономики.
 Больше всего это похоже на "тришкин кафтан", который трещит по швам по мере того как его пытаются натянуть на дефицитные участки тела.
 Пришла пора и нам делать выводы

7. Подлинная экономика

 Некогда политику назвали "концентрированным выражением экономики". Но при современной глобализации экономика всё более становится выражением политики.

                Немного о политике

 Если вернуться к идее цельного пространства, разница между политикой и экономикой, в сущности становится незначительной.
 "Что в лоб, что по лбу"- как говорят в русском народе.
 Политика предстает нам всего лишь экономикой целого государства.
 То есть политика и экономика взаимовыражают друг друга, обнаруживаясь единым целым, идет ли речь о внутреннем или внешнем пространстве государственного суверенитета, которому грозит глобализация. 

 Но экономика государства - всего лишь такое целое, которое состоит из меньших целых, своих звеньев.
 Что в экономике подлинное, что не будет постоянно терять своей ценности?
 
 Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо подвести итоги этой главы.
 Мы видим, что обществу никак не удается синхронизировать циклы воспроизводства своих ценностей.

Пространство и время в следующих друг за другом фазах экономики попеременно перетекают друг в друга, при этом энергия времени, аккумулированная в пространственных связях, то накапливается, то расходуется. Мы видим смену фаз:

- консолидации экономики общества, её укрепление, когда энергия расходуется на внутренние связи
- дробления экономики на звенья, при этом энергия высвобождается из разрушенных связей, структура становится гибкой, способна перестраиваться
 
 Причина кризисов в том, что опыт личности во времени и в пространстве экономики не удаётся полностью совместить, то есть сделать оба опыта одновременно познаваемыми в человеческой деятельности.
  Мы наблюдаем в анализе попеременную потерю ценностей: то денег, то труда. Когда труд обретает свое значение, деньги теряют ценность, а  стоит обрести ценность деньгам, как обесценивается труд.

 Два глубокие человеческие ценности в своем попеременном падении, познавая пределы друг друга, тем каждый раз спасают себя.

 Экономика выживает, но часто больна.
 Некая проблема в сознании человека мешает правильному видению мира. Эта проблема имеет прямое отношение к личности, ее морали.

 Подлиннной экономике предстоит выяснить, что такое труд и что происходит с деньгами. И  затем обрести свою истину: то есть стать экономикой личности, а не обезличенного социума.
 Ведь именно человек как личность обладает изначальной цельностью сознания и способен совместить оба измерения: время и пространство, личное и общественное.


Рецензии