Пабло Пикассо. Путь гения. Часть 8

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ХРАМ МИРА В Г. ВАЛЛОРИС (ЮГ ФРАНЦИИ). В начале 50-х годов Пикассо создает еще несколько удивительных работ; к ним относятся, прежде всего, два огромных панно, сделанных для капеллы в Валлорисе (на юге Франции) – панно «ВОЙНА» и панно «МИР».
Образы «ВОЙНЫ» И «МИРА», как это свойственно Пикассо, условны и фантастичны.
Так аллегорическая фигура Войны на похоронных дрогах представлена с окровавленным мечом в руках и чашей со смертоносными бактериями; черные кони Войны топчут книгу, к тому же горящую на костре. Олицетворяющий Мир рыцарь прикрыт щитом с голубем, он преграждает дорогу Войне, копье в руке Мира украшено весами, знаком правосудия и справедливости. Зловещая, напряженная атмосфера создается, прежде всего, контрастами ярких цветовых пятен, экспрессией ломаных линий, а особенно фон – мечущиеся черные тени с занесенными топорами, копьями, ножами – это сама безумная ярость, готовая стереть с лица земли всё живое.
Панно «МИР» проникнуто иным настроением – праздничным, безоблачно радостным, идиллическим. Но, прославляя труд, искусство, семейное счастье и другие радости жизни, Пикассо сумел избежать слащавого умиления, морализаторства. Картина безыскусна, наивна, и по-детски непосредственна: крылатый конь пашет землю; солнечный глаз, опушенный ресницами – колосьями; трогательны смешные человечки. Это панно насыщено нотами теплого, жизнерадостного юмора и переводит нас в сферу интимно-лирическую, близкую сердцу каждого человека, жаждущего мира.
Крипта Храма мира (фото), где расположены панно. Капелла была старой, разрушенной, давно не действующей. Пикассо способствовал ее восстановлению, как «Храма мира». Художник расписал стены крипты – небольшого сводчатого коридора часовни под алтарем– места захоронения мертвых. Сам художник хотел, чтобы люди входили сюда со свечами, постепенно высвечивали из темноты фрагменты росписи.
«ФРАНСУАЗА ЖИЛЛО», 1946, част. колл.; «ФРАНСУАЗА, КЛОД И ПАЛОМА».,
2 работы (1951 и 1954 гг.) В 1944 г. Пикассо познакомился с 20-летней молодой художницей Франсуазой Жилло. Пикассо нисколько не скрывал, что в его жизнь вошло новое чувство.
Он был настолько польщен и горд своим мужским счастьем, что выставлял его напоказ.
«Пикассо был покорен маленьким ртом Франсуазы, густыми волосами, обрамляющими её лицо, огромными и чуть ассиметричными зелеными глазами, тонкой талией подростка и округлыми очертаниями форм... Он любил её так, словно чувство впервые пришло к нему», - так описал Франсуазу друг Пикассо, известный фотохудожник Брассай.
Франсуаза родила Пикассо сына Клода в 1947 г. и дочку Палому («Голубку») в 1949 г.
После 1945 г. манера живописи Пикассо как бы установилась. Её стали называть «Стиль Пикассо». Представленные портреты Франсуазы с детьми выполнены именно в этой манере. Отношения Пикассо с Франсуазой длились до 1953 г.
«Бык», 1945-46, 8 литографий из цикла. Мысли Пикассо обычно направлены на выявление сущностей тех вещей, которые он изображает. Наиболее просто и наглядно это может быть проиллюстрировано циклом литографий, изображающих быка. Эта работа – не более как остроумный эксперимент художника. Однако развернутая здесь творческая история одного образа в популярной форме воспроизводит процессы, характерные в целом для его метода.
«Бык», 1945-46. 8 литографий из цикла (В ДВИЖЕНИИ).
В начале перед нами реальное обличие быка, однако, как всегда у Пикассо с дозой условности и утрировки.
Далее перед нами уже не зарисовка с натуры, а образ суммарно обобщенный, раскрывающий понятие быка вообще. Концентрируя какие-то черты, автор стремится передать огромную силу быка.
Затем силовые линии бычьей туши прочерчиваются более резко. Внутренний остов животного передан в виде геометрической схемы его тела.
Затем схема упрощается, образ постепенно теряет внешнее сходство, приближаясь к диаграмме.
В последнем рисунке – самое скупое представление о быке. Перед нами наиболее общая и лаконичная графическая формула последовательного абстрагирования реального облика от всех «частностей».
«ГОЛУБЬ», 1945, рис. тушью; „ЛИК ВСЕОБЩЕГО МИРА», 1950, литографии для книги стихов Поля Элюара.
С 1947 года – Пикассо участник движения за мир. Художник создает плакаты с изображением голубей для Всемирных конгрессов сторонников мира в Париже, Варшаве, Вене.
Сотни миллионов людей узнали и полюбили Пикассо только по его голубкам.
Конечно, голубка – крупица в богатстве, созданном художником; но ведь, сколько миллионов людей знали и почитали Рафаэля по репродукции одной его «Сикстинской мадонны».
По одной голубке узнать Пикассо нельзя, но нужно быть Пикассо, чтобы сделать такую голубку. Образ голубки Пикассо использовал неоднократно, в т ч. и иллюстрируя стихи Поля Элюара.
ДВА ПОРТРЕТА ЖАКЛИН РОК, 1954, МПП; Жаклин Рок и Пабло Пикассо на корриде в Ниме (юг Франции).
В 1954г. – Пикассо знакомится с Жаклин Рок. Она кузина мастеров гончарного дела, у которых Пикассо расписывал свою керамику. Жаклин обладала изящным профилем, напоминающим сфинкса, в чем можно убедиться, глядя на её портреты, работы Пикассо, и на фото. В марте 1961г. почти 80–летний художник тайно женится на 34–летней Жаклин.
Став женой мэтра, Жаклин взяла на себя всё управление в доме Пикассо. Она запретила всем его детям и его бывшим женщинам видеться с ним. Жаклин была с Пикассо до конца.
Когда он был болен, и уже не слышал и не видел, Жаклин мыла и кормила его.
Продолжение следует...


Рецензии