Притча о черной неблагодарности

«Как лишенный естественного света не может идти нужной дорогой; так и неосвещенный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно грешить во многом, потому что бродит в глубокой тьме. От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия – и как нам спастись? Легко спастись с Писанием, а без него невозможно. Ныне ваши дети любят песни сатанинские и пляски, подражая поварам, пекарям и танцовщикам, псалма же никто ни одного не знает… Не от природы вещей происходит наше смущение душевное, а от немощи нашего духа… Бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа…». Святитель Иоанн Златоуст (347-407 г.)

Настал в Юдее праздник Кущей,
Христос пришел в Иерусалим
К купели Вифезда «Овечьими» вратами,
Местом целебным этот пруд Израиль чтил.

Вели к купальне пять притворов крытых,
В них набивалось тысячи больных:
Слепых, хромых, иссохших, одержимых...
С верою ждущих «трепетания» воды.

В «Дом милосердия» сходил чудесно Ангел,
Целебным свойством исполнялся водный лик,
И кто в купель бросался самым первым,
Тот исцелялся от болезни в тот же миг.

Там находился тридцать восемь лет болящий,
Христос, увидев, сжалился над ним,
Зная, что тот не первый год живет надеждой,
И говорит ему: - здоровым хочешь быть?

Расслабленный ответил:  - да, Господь мой;
Но друга нет, который опустил,
Первым по возмущение воды в купальню,
Меня убогого любой опередит.

Иисус сказал: - бери постель и шествуй к дому,
Встал исцеленный,  взял лежанку и ушел,
Была Суббота  и во след ему шипели:
- Нельзя нести любых вещей в Шабат святой!

Страшась прещенья, фарисеям тот ответил:
- Кто исцелил, Тот мне сказал - возьми ее.
Они спросили:  - Кто ж преступник сей отпетый,
Не чтущий день субботний и Закон?

Не знал он Имени Того, Кем исцелился,
Ибо Иисус скрылся в народе до того,
Бывшем на месте том в скоплении великом,
Чтоб видеть чудо исцеленья нового.

Потом его Господь в храме приветив,
Сказал: ты излечился больше не греши,
Чтобы не стряслось горшей беды с тобою…
Тот же юдеям доложил: Иисус меня в субботу соблазнил!

«И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то,
что Он делал такие дела в субботу.
Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
И еще более искали убить Его иудеи»  Иоанн (5:1-47)

3.05.2018

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ

В четвертую неделю по Пасхе Св. Церковь вспоминает великое чудо исцеления расслабленного. Поэтому называется эта неделя - Неделей о расслабленном.
    Вы слышали Евангельское чтение об этом чуде. Но обратили ли вы внимание на то, как исцеленный Господом Иисусом Христом человек отнесся к своему исцелению и к своему Божественному Благодетелю? Он не знал, кто его исцелил, и на вопрос врагов Христа, книжников и фарисеев о том, кто его исцелил, ответил: "Не знаю". Но потом Господь встретил его в храме и сказал ему: "Вот ты и исцелился, смотри, впредь не греши" (Ин. 5:14).
    И что же сделал исцеленный?
    Он тотчас же пошел к первосвященникам и донес, что исцеливший его - Христос, а исцеление было совершено в субботу. За все дела Христа, творимые в субботу, жестокой злобой пылали против Него книжники и фарисеи. Они считали Его нарушителем закона Моисея и за это стремились погубить. И вот исцеленный оказал им содействие в этом намерении. Он проявил черную неблагодарность к великому своему Благодетелю.
    На каждом благодарственном молебне вы слышите Евангельское чтение о десяти прокаженных и видите, какую черную неблагодарность проявили девять из десяти. Только один самарянин пришел и пал в ноги Господу и благодарил Его. А Господь спросил: "Не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" (Лк. 17:17)
    Неблагодарность - это то, чем страдают очень многие. Неблагодарность - это свойство многих человеческих сердец.
    Св. пр. Исайя о неблагодарности народа Израильского к Богу, избравшему этот народ, говорит: "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет!" (Ис. 1:3). Вы видите, как тяжко осуждает этими словами св. пророк неблагодарность народа Израильского. Он ставит им в пример бессловесных животных, которые питают привязанность к своему хозяину.
В житии св. Герасима, жившего при Иордане, рассказана удивительная история. Он увидел однажды льва, лежавшего на песке и тяжело страдавшего. Лев лизал лапу, в которую попала заноза. Св. Герасим подошел к нему, взял его лапу и вынул занозу. И что же? Лев проникся с тех пор необычайной благодарностью к св. Герасиму, до самой смерти старца не отходил от него, а когда св. Герасим умер, на могиле его лег этот благодарный лев, тяжко грустил и в конце концов там и умер.
    Я знаю случай, когда один врач, увидев на дороге больную собаку, взял ее к себе и вылечил. Она была так же безмерно благодарна этому милостивому врачу, как лев св. Герасиму. Она всю жизнь ходила за ним и не раз приводила к нему больных собак и молча просила его и этих собак исцелить.
    Видите, как многому должны мы научиться у этих благодарных животных. А мы не таковы. Если девять из десяти исцеленных оказались неблагодарными, то это недаром показал нам Господь Иисус Христос. Разве вы думаете, что эти девять неблагодарных были особо дурными людьми? Нет. Господь хотел показать этим, что и среди нас тоже столько же неблагодарных.
    Почему люди неблагодарны? Почему так часто отвечают они черной неблагодарностью и нередко поносят благодетелей своих?
    В основе неблагодарности лежит человеческое себялюбие, эгоизм, ибо те, кто получают благодеяния, часто так настроены, что ничего в этом особенного не видят. Они так высоко о себе мнят, что мало думают и заботятся о других, считают, что все обязаны оказывать им внимание, и потому всякое деяние считают за ничто, принимают как должное. Есть среди таких людей даже еще более испорченные, гордые, которым неприятно получать благодеяния. Пока нуждаются они в нем, то ходят и кланяются, и просят о помощи, а когда получают помощь, то вместо благодарности раздражение и злоба закипают в сердцах их. Они не выносят того, что пришлось им просить, что нашелся человек благородный, который оказал им помощь. И не думают они совсем о том, чтобы поблагодарить его. Даже больше того, иногда сердца их ожесточаются, и это чувство оскорбленного самолюбия порождает ненависть к своему благодетелю.
    Премудрый Иисус, сын Сирахов, прекрасные слова сказал о людях неблагодарных. Вот его слова: "Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им. Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Если он будет в состоянии, то едва половину принесет - и это вменит ему в находку; а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем: он воздаст ему проклятиями и бранью, и вместо почтения воздаст бесчестием" (Сир. 29:4-9).
    Из всех видов неблагодарности человеческой самая тяжкая - это неблагодарность детей к родителям своим, которую мы так часто видим.
    Скажите, кого, как не родителей наших, должны мы считать своими первыми и главнейшими благодетелями? Они дали нам жизнь, терпели наши детские капризы, пороки и иногда даже оскорбления. Кто, как не родители, так долго заботившиеся о нас и душу за нас полагавшие, заслуживают благодарности? Но часто мы видим, что старых родителей, потерявших способность трудиться, злые дети гонят из дому, или если не гонят, то с проклятием и озлоблением подают им хлеб, так что кусок этот застревает в горле несчастного отца или матери их.
    Послушайте, что говорит премудрый Иисус, сын Сирахов, о почитании родителей: "Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания... Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою" (Сир. 3:8-9,16).
    В книге Второзакония читаем мы страшные слова: "Проклят злословящий отца своего или матерь свою" (Втор. 27:16). В книге Исход читаем еще более страшные слова: "Бьющего отца своего должно предать смерти" (Исх.21:15).
    Народ Израильский побивал камнями таких тяжких преступников. Нужно было, чтобы казнь их становилась страшным событием в жизни народа, чтобы народ видел и понимал, как наказывать тех, кто жестоко обращается со своими родителями, чтобы он почувствовал, как тяжек грех оскорбления отца своего.
    Так было в древние времена. Но не так теперь. Этот древний закон не исполняется. Бьющий отца своего, злословящий мать свою у нас часто остается ненаказанным. А если решаются умирающие от голода родители подать жалобу в суд, то существование их будет еще больше отравлено детьми их.
    Но Божий закон вечен, правда Божия непоколебима, и если не казнят теперь тех, кто бьет отца своего, то будут осуждены они от Бога на смертную казнь. И хотя никто не побивает их камнями теперь, но проклятие Божие, осуждение Божие будет вечно казнить их, ибо правда Божия никогда не отнимется и всегда будет исполняться, даже и тогда, когда люди перестанут следовать ей.
    Пусть подумают об этом те, кто оскорбляет родителей, те, кто гонит из дому своего старика отца или старуху мать, кто обрекает их на голод, лишая помощи своей. Пусть помнят они, что над ними исполнится этот древний закон. Пусть помнят, что Богом осуждены они на побиение камнями. И пусть трепещут.
    Господь Иисус Христос, когда исцелял десять прокаженных, знал, что девять из них окажутся неблагодарными, но тем не менее всех исцелил. Он изливал Свою милость безмерную на всех - и достойных, и недостойных. Он отдал жизнь Свою святую и за грешных, неблагодарных. Он страдал на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, и ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти.
    Неблагодарность человеческая - это капля в море милосердия Божия. И как нельзя замутить море, бросив в него горсть песку или чего-либо нечистого, так не может неблагодарность человеческая сколько-нибудь замутить безмерное милосердие Божие ко всем нам.
    Это мы должны помнить.
    Перед нашими глазами всегда должен стоять обагренный кровью Христос, на Кресте Голгофском умерший за нас, неблагодарных.
    Будем же помнить Крест Голгофский, будем всегда помнить безмерное Божие милосердие к нам, неблагодарным и грешным.
    И если будем мы помнить это, если будем брать пример с тех, кто благодарность считает своим нравственным долгом, и прежде всего по отношению к родителям своим, то милость Божия будет с нами.
27 мая 1945 г.


ГРЕХ РОЖДАЕТСЯ ОТ ГЛУПОСТИ...

Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова

Ин.5:39–40. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

1. Не должно читать Священного Писания урывками и легкомысленно. – 2. Иудеи будут иметь своим обвинителем самого Моисея. – 3. Опровержение предлогов и пустых извинений иудеев. – Их злоба и жестоковыйность. – Добродетель мать благоразумия. – Грех рождается от глупости. – Мудрость того, кто боится Бога, и неразумность того, кто не боится Его.

1. Много надлежит нам, возлюбленные, иметь попечения о делах духовных; и не будем думать, что для спасения достаточно заниматься ими как-нибудь. Если в делах житейских ничего великого достигнуть не может тот, кто исполняет их небрежно, и как случилось, то тем более так должно быть в делах духовных, потому что они и требуют наибольшей тщательности. Поэтому и Христос, отсылая иудеев к Писаниям, отсылал не для простого чтения, а для точного и обдуманного испытания их. Он не сказал: «читайте Писания», но: «исследуйте Писания», потому что сказанное о Нем в Писаниях требовало много внимания (как прикровенно сказанное для пользы людей того времени). Итак, Он повелевает им теперь со тщанием углубляться в Писания, чтобы они могли найти сокровенное в глубине их. Сказанное о Христе не поверхностно сказано и не на виду положено; но, как сокровище некое, положено в великой глубине. А кто, отыскивая положенное в глубине, с усердием и трудом не станет искать, тот и никогда не найдет искомого. Поэтому, сказав: «исследуйте Писания», Христос присовокупил: «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную». Не сказал: «имеете», но: «думаете иметь», показывая, что надеющиеся спастись одним чтением, без веры, не могут приобрести никакого великого и важного плода. Он как бы так говорит: не уважаете ли вы Писаний? Не почитаете ли их источниками жизни? На них и Я теперь утверждаюсь, потому что они свидетельствуют о Мне. «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Итак, справедливо Он говорил: «думаете», потому что они не хотели повиноваться Писаниям, а только хвалились одним чтением их.

Далее, чтобы, ради великого попечения Его об них, не стали они подозревать Его в любочестии, и чтобы не подумали, будто, желая от них веры Себе, Он наблюдает Свою выгоду (а Он упоминал и о голосе Иоанна, и о свидетельстве Бога Отца, и о Своих делах, и обещал жизнь, и употреблял все, чтобы привлечь их к Себе), – так как, говорю, многие, вероятно, подозревали, что Он говорил такие слова из любви к славе, то вот послушай, что Он прибавляет: «не принимаю славы от человеков» (Ин.5:41), т.е., не имею в ней нужды. Не такова, говорит, Моя природа, чтобы Мне нуждаться в человеческой славе. Если солнце от светильника не получает приращения света, тем более Я далек от того, чтобы иметь нужду в человеческой славе. А для чего говоришь это, могли сказать Ему, если не нуждаешься в славе? «Для того, чтобы вы спаслись» (Ин.5:34); это Он сказал еще прежде. Но то же самое выражает и здесь словами: «чтобы иметь жизнь» (Ин.5:40). Но Он выставляет и другую причину; какую? «Знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» (Ин.5:42). Иудеи часто гнали Его, будто бы из любви к Богу, – за то, что Он делал Себя равным Богу (Ин.5:18); с другой стороны Он знал, что они не хотели веровать в Него.

Итак, если бы кто спросил: для чего же Ты говоришь это? – Он и отвечает: для того, чтобы обличить вас в том, что вы преследуете Меня не из любви к Богу. И сам Он свидетельствует обо Мне и делами и Писаниями. Как прежде вы Меня гнали, считая Меня богопротивником, так теперь, когда Я показал это, вам следовало бы обратиться ко Мне, если бы вы любили Бога. Но вы не любите Его: поэтому-то Я и сказал это, чтобы показать, что вы слишком надменны и напрасно хвалитесь, прикрывая только свою зависть. Но это доказывает Он не только из настоящих обстоятельств, но и последующих. «Я пришел, – говорит, – во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин.5:43). Видишь ли, как Он и там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать сам от Себя, именно для того, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: «придет во имя свое»? Здесь Христос намекает на антихриста, и вместе представляет неопровержимое доказательство их неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть, что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее, и называть себя богом над всем, как и Павел пишет: «выше всего, называемого Богом или святынею,.. выдавая себя за Бога» (2Фес.2:4). Это именно и значит, что он «придет во имя свое». Но Я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого для доказательства, что они не любят Бога, так как не приняли того, кто говорил им о себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны – из того, что они готовы принять антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за бога над всеми, то ясно, что гонение (на Христа) было делом зависти, а не любви к Богу. Таким образом, Христос представляет две причины на то, что сказал о Себе: сперва более снисходительную, сказав: «для того, чтобы вы спаслись», и: «чтобы иметь жизнь»; потом, – так как они намеревались осмеять Его, – представляет и более поразительную причину, показывая, что, хотя бы слушающие и не веровали Ему, Бог во всяком случае сделает Ему угодное.

2. Павел, беседуя об антихристе, пророчески сказал: «пошлет им Бог действие заблуждения,... да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Сол.2:11–12). Но Христос не сказал, что антихрист придет, но: «если придет», щадя слушателей, потому что их нечестие тогда еще не вполне открылось. Вот почему Он умолчал о причине пришествия антихриста; а Павел с точностью означил эту причину для людей, могущих разуметь, и тем лишил иудеев всякого извинения. Но далее Христос показывает и причину их неверия, продолжая: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5:44); таким образом, опять дает видеть, что они действительно не заботились о славе Божией, а под таким предлогом хотели только оправдать свою страсть. В таких поступках они так далеки были от желания славы Божией, что сами искали более славы человеческой, нежели Божией. Как же они могли возыметь такую неприязнь из-за славы Божией, которою столько пренебрегали, что даже предпочитали ей славу человеческую? Сказав же, что они не имеют любви к Богу, и доказав это двумя причинами – их поступками в отношении к Нему и будущими отношениями к антихристу, изъяснив притом, что они не заслуживают никакого прощения, Христос приводит на обличение их и Моисея, и так поражает их: «не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин.5:45–47). Он как бы так говорит: своими действиями против Меня вы прежде Меня оскорбляете Моисея, потому что вы не веруете еще более Моисею, нежели Мне. Смотри, как Он со всех сторон лишает их всякого оправдания. Вы говорите, что гонением на Меня доказываете свою любовь к Богу? Но Я показал, что вы делаете это по нелюбви к Нему. Вы говорите, что Я нарушаю субботу и преступаю закон? Я отверг и это обвинение. Вы утверждаете, что по вере в Моисея дозволяете себе такие поступки против Меня? Я опять вам объясняю, что этим-то в особенности вы и доказываете свое неверие Моисею. Я столь далек от намерения идти против закона, что и обвинителем вашим будет не другой кто, а сам тот, кто дал вам закон.

Как о Писаниях Христос говорил: «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную», – подобным образом и о Моисее говорит: «на которого вы уповаете», связывая иудеев во всяком случае их собственными словами. Откуда же видно, сказали бы, что Моисей будет обвинять нас, и что Ты этим не напрасно хвалишься? Что общего у Тебя с Моисеем? Ты нарушаешь субботу, которую Моисей законоположил сохранять: каким же образом он может обвинять нас? Да откуда видно и то, что мы уверуем в другого, который придет в свое имя? Все это Ты говоришь без доказательств. Но все это (отвечает им Христос) выходит уже из предыдущего. Как скоро Моими делами, голосом Иоанна, свидетельством Отца подтверждено, что Я пришел от Бога, то ясно, что Моисей будет обвинять вас. Что он сказал? Не то ли, что, если явится муж, творящий чудеса, приводящий людей к Богу и верно предрекающий будущее, – такому с полною доверенностью надобно повиноваться? Христос не сделал ли всего этого? Он и чудеса совершал несомненно истинные, и к Богу всех привлекал, и Свои предсказания оправдывал исполнением их. Но откуда видно, что они уверуют в другого? Из самой ненависти их ко Христу. Отвергающие того, кто приходит по воле Божией, без сомнения, примут богопротивника. Если же Он указывает теперь на Моисея, а прежде говорил: «Я не от человека принимаю свидетельство» (Ин.5:34), – ты этому не удивляйся: Он не к Моисею их отсылает, а к божественным Писаниям. Но так как Писания мало устрашали их, то Он обращает слово к лицу Моисея, представляя им обвинителя в самом законодателе, и таким образом производит в них гораздо сильнейший страх и опровергает все, что ни было сказано ими. Замечай же: они говорили, что преследуют Его из любви к Богу, – Он показывает, что они делают это по нелюбви к Богу. Они говорили, что держатся Моисея, – Он показывает, что они поступают так по недоверию к Моисею. Если они ревновали о законе, то им следовало принять исполнявшего закон. Если любили Бога, то им надлежало повиноваться привлекавшему их к Богу. Если верили Моисею, то им следовало поклониться Тому, о ком Моисей пророчествовал. А если ему не верили еще прежде, чем Мне, то нет ничего удивительного, что гоните и Меня, проповеданного им. И тогда, как иудеи благоговели к Иоанну, Христос доказывает их неверие, и таким образом все, чем они мечтали оправдать себя, Он постоянно обращает на их же голову. Я, говорит Он, столько далек от мысли – отвлекать вас от закона, что к обвинению вашему призываю и самого законодателя. Впрочем, хотя Он сказал, что Писания свидетельствуют о Нем, но где они свидетельствуют, этого не присовокупил, желая навести на них тем больший страх, обратить к испытанию Писаний и поставить в необходимость спрашивать Его самого об этом. А если бы Он предупредил их и объяснил это без вопросов с их стороны, то они отвергли бы и свидетельства Писаний. Теперь же, если они были внимательны к Его словам, – им следовало прежде всего спросить об этом и узнать от Него. Для этого-то Он особенно и распространяет не только Свои доказательства против них, но и прещения и угрозы, чтобы по крайней мере страхом изрекаемых на них слов вразумить их. Но, и несмотря на это, они молчат. Такова злоба! Что бы ни говорили, что бы ни делали, она не трогается, но упорствует, сохраняя в себе свой яд.

3. Поэтому надлежит извергать из души всякую злобу и никогда не сплетать никаких козней. «Превратен, – сказано, – путь человека развращенного» (Притч.21:8), и: «святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований» (Прем.1:5). Ничто так не делает людей глупыми, как злоба. В самом деле, когда человек бывает коварен, неблагонамерен, непризнателен (а это виды злобы), когда раздражается ничем не обиженный, строит ковы, то не представляет ли в этом доказательство крайнего своего безумия? С другой стороны, ничто так не делает людей разумными, как добродетель: она делает их признательными, благонамеренными, человеколюбивыми, тихими, кроткими, смиренными; она обыкновенно рождает и все другие совершенства. Кто же может быть мудрее человека с такими расположениями? Поистине, добродетель есть источник и корень мудрости, как всякий порок берет начало от неразумия. И надменный и гневливый человек увлекается этими страстями по недостатку благоразумия. Поэтому и пророк говорил: «смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс.37:6), показывая, что всякий грех получает свое начало от неразумия. Напротив, человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: «начало мудрости – страх Господень» (Притч.1:7). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости; а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех. Хотя многие удивляются людям порочным потому, что они могут делать другим обиды и вред, но они не понимают, что таких людей должно считать несчастнейшими из всех, потому что, думая вредить другим, они вонзают меч в себя самих; а это и есть признак крайнего безумия, когда кто, поражая самого себя, не сознает того, но думает, что он вредит другому, между тем как закалает сам себя. Потому и Павел, зная, что, поражая других, мы убиваем себя самих, говорит: «для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6:7).

Чтобы не быть обидимым, не надобно обижать; чтобы не терпеть зла, не надобно делать зла, – хотя это может показаться загадкой людям обыкновенным и не желающим любомудрствовать. Итак, зная это, будем считать несчастными и оплакивать не обижаемых и оскорбляемых, а делающих другим обиды и оскорбления. Эти-то люди наиболее страдают, потому что они вооружают против себя Бога, отверзают уста тысяче обвинителей, приобретают худую славу в этой жизни и навлекают на себя великую казнь в будущем веке. Напротив, обижаемые и все великодушно переносящие преклоняют и Бога к милосердию и всех людей к состраданию им, к похвалам и благорасположению. Такие люди, представляя величайшее доказательство своего любомудрия, и в этой жизни приобретают великую славу, и в будущей получат вечные блага, которых да сможем достигнуть и все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст




Иоанн Златоуст о чтении Святого Писания.

Будем внимать Писаниям. И если не другое что, то, по крайней мере, Евангелие да будет для нас предметом особенного внимания, да будет всегда в наших руках. Ведь только что откроешь эту книгу, тотчас видишь перед глазами имя Христово и тотчас услышишь слова: «Рождество Христово было так…» (Мф.1, 18). А кто услышит это, тотчас пожелает девства, подивится рождению, отрешится от земли… Если же ты продолжишь чтение до конца, то тотчас отвергнешь и все житейское и будешь смеяться над всем земным. Если ты богат – за ничто почтешь богатство, когда услышишь, что Она, обрученная плотнику и происшедшая из смиренного дома, соделалась Матерью твоего Владыки. Если ты беден, не будешь стыдиться своей бедности, когда узнаешь, что Творец мира не устыдился беднейшего дома. Помышляя об этом, ты не станешь похищать, не будешь лихоимствовать, не станешь брать того, что принадлежит другим; напротив, скорее сам сделаешься любителем бедности и будешь презирать богатство. А достигнув этого, ты избежишь всякого зла.

Кто знает Священное Писание, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому домостроительству Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писании. Ибо не исследовать всего и не домогаться познания всего – это ясный признак знания…

Постоянное духовное песнопение и чтение Писания – это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания – для души голод и пагуба.

2О том, как полезно для детей слышание слова Божия

3-я беседа на Евангелие от Иоанна

…Когда вы водите детей на зрелища, то не находите препятствия к этому ни в науках, ни в другом чем-нибудь. А когда надобно собрать и получить какую-нибудь духовную пользу, вы это дело называете бездельным. Как же вы не прогневаете Бога, когда во всем другом упражняете своих детей и на то находите время, а занимать их делом Божиим считаете тягостным и неблаговременным для детей? Нет, не так, братие! Этот-то возраст преимущественно и нуждается в таких условиях. Возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Посему, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так легко по своему произволу будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым…

И диавол, как скоро увидит, что в душе человека написан закон Божий, а сердце сделалось скрижалями этого закона, уже не будет более приступать. …Для него и для помыслов, им влагаемых, ничто так не страшно, как мысль, занятая предметами Божественными, душа, постоянно прилежащая к сему источнику. Такую-то душу не может ни опечалить что-либо в настоящем, хотя бы было что-нибудь и неприятное, ни возгордить и надмить что-либо благоприятное – но среди бурь и волнений она будет наслаждаться тишиною. Да и не от природы вещей происходит наше смущение душевное, а от немощи нашего духа… Бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа. Следовательно, если мы настроим душу так, чтобы она все легко переносила, то не будет для нас ни бури, ни потопления, а будет всегда благоприятная тишина.

9-я беседа на Послание к Колоссянам

Важность-любви-для-ребенкаПослушайте все вы, люди мирские и пекущиеся о жене и детях, как и вам внушает апостол больше читать Писание, и не просто, как случится, а с великим старанием: слово Христово, говорит он, да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господа (Кол.3, 16). Ибо как богатый деньгами может переносить убыток и неудачу, так и имеющий достаточные познания о догматах любомудрия легко перенесет не только бедность, но и все несчастия. …Ибо когда нам случается переносить, чего бы мы и не хотели, мы не теряем здравого рассудка, но сохраняем его постоянно…

Нет ничего мудрее подвижника добродетели. …Зная, какие дела Божии и какие – человеческие, он от одних воздерживается, а другие совершает. Знает он это и за все благодарит Бога: настоящую жизнь он вменяет ни во что и потому как не радуется в счастии, так не скорбит и в несчастии…

Послушайте, прошу вас, все привязанные к сей жизни: приобретайте книги – врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния апостолов и Евангелие – постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь – приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случится ли утрата, смерть, потеря ближних – оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше: не приникай только к ним, но принимай их внутрь и храни в своем уме.

Н М (2)От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия – и как нам спастись? Легко спастись с Писанием, а без него невозможно.

Смотри, как снисходителен Павел. Так как чтение утомительно и может наскучить, он располагает не к повествованиям, а к псалмам, чтобы ты вместе и увеселял душу пением и не замечал трудов. Псалмами, говорит, и духовными песнями. А ныне ваши дети любят песни сатанинские и пляски, подражая поварам, пекарям и танцовщикам, псалма же никто ни одного не знает: ныне такое знание кажется неприличным, унизительным и смешным (!). В этом-то и все зло, ибо на какой земле стоит растение, такой приносит и плод: на песчаной и сланцеватой – такой, на доброй и тучной – другой.

Учение есть как бы благотворный источник. Научи сына петь те преисполненные любомудрия псалмы, …прежде всего о несообщении с нечестивыми, то есть псалом в самом начале книги; ибо с сею-то целью и пророк начал с этого, говоря: блажен муж, который не идет на совет нечестивых (Пс.1, 1); и опять: не сидел я с людьми лживыми (Пс.25, 4)…

Если научишь его этому с детства, то постепенно возведешь его и выше…

Чтобы дети были воздержаны, пусть послушают, что говорит пророк: Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс.72, 27).

Также, чтобы они не были сластолюбивы, пусть опять послушают: убил, говорит, тучных их… еще пища была в устах их (Пс.77, 30-31).

Равным образом, чтобы они не были побеждаемы дарами, пусть научатся из следующего: когда богатство, говорит, умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс.61, 11);

найдут они и то, что надобно стоять выше славы: не пойдет за ним слава его (Пс.48, 18);

что не должно завидовать лукавым: не ревнуй злодеям (Пс.36, 1);

что властвование надобно вменять ни во что: видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его (Пс.36, 35-36);

что настоящее должно почитать ничтожным: блажен народ, у которого Господь есть Бог (Пс.143, 15);

что не безнаказанно грешим мы, но будет воздаяние: Ты воздашь каждому по делам его (Пс.61, 13);

почему же не воздает ежедневно? – потому, говорит, что Бог Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив (Пс.7, 12);

что смиренномудрие есть благо: Господи, говорит, не надмевалось сердце мое (Пс.130, 1);

а высокомерие – зло: оттого, говорит, гордость, как ожерелье обложила их (Пс.72, 6); …и опять: выкатились от жира глаза их (Пс.72, 7);

что милостыня есть благо: расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки (Пс.111, 9);

что милосердие похвально: добрый человек милует и взаймы дает (Пс.111, 5).

Найдешь там много догматов любомудрия – больше, чем сколько указано, например, что злословить не должно: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс.100, 5).

Верные знают песнь вышних сил, что говорят херувимы, что говорили ангелы на земле: слава в вышних Богу…

Итак, будем всегда поучаться псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах наших Господа.

29-я беседа на Книгу Бытия

25…Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одной болезни, ни душевной, ни телесной, которая не могла бы получить врачевства из Писания. Так, например, приходит ли кто сюда (в церковь) удручаемый печальными обстоятельствами житейскими, от которых он предается унынию, — пришедши и тотчас услышав слова псалмопевца: Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего (Пс.41, 6), он получает достаточное утешение и уходит отсюда совершенно свободный от уныния. Другой скорбит и печалится, будучи обременяем крайнею бедностью и видя, как другие окружены богатством, пышностью и великолепием; но и он слышит опять слова того же пророка: Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя (Пс.54, 23); и в другом месте: Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая, не возьмет ничего (Пс.48, 17-18). Иной унывает, претерпевая от других оскорбления и клеветы, и считает жизнь свою невыносимою, потому что не может ниоткуда получить человеческой помощи; но и этот научается тем же блаженным пророком не прибегать в подобных обстоятельствах к человеческой помощи, ибо слышит слова сего пророка: Они враждуют на меня, а я молюсь (Пс.108, 4). Видишь, где он ищет помощи? Другие, говорит, строят козни, клеветы и наветы, а я прибегаю к несокрушимой стене, к благонадежному якорю, к безмятежной пристани – к молитве, посредством которой все трудное для меня делается легким и удобным…

Прошу вас, чаще приходите сюда, внимательно слушайте чтение Божественного Писания и не только когда бываете здесь, но и дома берите в руки священные книги и с усердием извлекайте из них пользу для себя. Ибо великая происходит от них польза: во-первых, от чтения их образуется язык, потом и душа окрыляется и делается возвышенною, будучи озаряема светом Солнца правды, освобождаясь в это время от нечистоты порочных помыслов и наслаждаясь великим миром и спокойствием. Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями – напротив, еще облегчает полет ее и возносит ее, так сказать, на самое небо…

По книге: «Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста


Рецензии