Ракушка

РАКУШКА

Александр Широбоков


Из нашего ближайшего гастронома, что на углу Среднего проспекта* мы шли с мамой домой по своей 9 линии в сторону Малого проспекта.

     - Вон, смотри,- через дорогу тётя Катя ведёт своего  Эдика домой, - сказала мама,  махнув рукой  в противоположную сторону улицы, в сторону  8 линии.

Тётя Катя  была кассиршей  из нашего гастронома.  Сколько я её помнил, она всегда сидела в мясном отделе в своей кассе недалеко от стеклянного бассейна с живыми рыбами, напротив неё и слева был мясной отдел с любимой мною ветчиной, а справа в рыбном отделе стояли бочки с красной и чёрной икрой.

   Моя мама, ввиду своей невероятной общительности, давно уже  познакомилась в магазине с приветливой кассиршей, которая не только крутила ручку механического кассового аппарата, но  и успевала поддерживать беседу с  весёлой покупательницей.  Я, третьеклассник, стоящий около мамы значительно ниже окошечка кассы, мало что понимал из их разговоров. Помню только, что мама называла кассиршу по имени и на «вы».

Мальчик, который шёл с тётей Катей, был мне немного знаком. Когда пришло время учиться ребятам моего возраста в третьем классе, в СССР решили отказаться от чисто мужских и женских школ. Местом объединения школ для нас оказалась школа №30 на углу Среднего проспекта и 7 линии (сейчас напротив метро Василеостровская). Именно в эту школу собрали всю закончившую второй класс ребятню с соседних улиц – мальчиков и девочек. Эдик – сын тёти Кати, был один из этих мальчиков.  До этой встречи  в классе с Эдиком я не общался – за короткий срок совместного обучения контакты ещё не наладились. Я даже не знал, как его зовут. Помнил только фамилию – Суровцев.

       Со временем все в классе уже знали друг друга не только по фамилии. Среди одноклассников Эдик ничем не выделялся. К классу пятому он научился мастерски подражать мяуканью котов. У него получалось мартовское мяуканье: - мряу! Эдик этим гордился и часто мяукал. По  поводу и без повода… 
Я же со своей привычкой давать всем знакомым прозвища придумал Эдику рифму к фамилии: - Сурия – мяурия.
 
      В процессе обучения в школе мы подошли к изучению биологии. Учительница, рассказывая о разнообразии животного мира, упомянула морских ракушек. Среди них была названа и раковина каури. У меня тут же сложилось: - Сурия-мяурия, ракушка каурия. Со временем в школьном лексиконе всё сокращается: учительница  превращается в училку, физкультура - в физру. Можно было на переменке дурным голосом затянуть: - Сурия мяурия, ракушка каурия, но в повседневности – это было длинно. Поэтому, Эдик стал просто Ракушкой.  Эдуард или Эдик для наших ушей звучало слишком напыщенно- это тебе не Коля, Вова или Миша. В школе с таким именем он был один. Так мы его с приятелями за глаза и называли - Ракушкой. Обращались к Эдику, правда, по имени.

      Жил Ракушка вместе с мамой – тётей Катей на 8 линии напротив моего дома. Окна их комнаты в коммунальной квартире выходили на шумные от трамваев 8 и 9 линии. Рос Ракушка без отца, зато  в соседней комнате квартиры проживал брат тёти Кати - дядя Коля Гришмановский, губами и профилем чем-то походивший на Маяковского. Не знаю, какие мужские качества прививал дядя Коля в процессе воспитания своему племяннику, но мальчик оказался чрезвычайно обидчивым при общении  со сверстниками. По любому поводу он мог обидеться,  как девочка и отойти в сторону. В школу Эдик ходил в тщательно отглаженной, как тогда говорили,  шерстяной форме и шёлковом, аккуратно повязанном пионерском галстуке. Ещё при этом он часто улыбался красивой белозубой улыбкой, напоминая потомка аристократа. Чувствовалась в нём какая-то порода. Это был не выходец из нищей семьи, одетый во фланелевую  форму в катышках и со скрученным сатиновым пионерским галстуком -  таких в нашем классе было несколько человек. Эдик выглядел как  наследный принц. Одно было плохо – по здоровью Ракушка был освобождён от физкультуры, что его сильно отдаляло от коллектива. Он не занимался с нами в секциях, не бегал и не прыгал, на физкультуре он одиноко сидел на скамейке, стоящей вдоль стены спортзала. Когда после урока все выходили из раздевалок, Ракушка приветствовал нас  своим мяуканьем. Особенно приветствовал он девочек… Позже я понял причину такого кошачьего поведения – Эдик давно и безответно любил Надю Абрамову. Своими мартовскими воплями он безуспешно привлекал внимание любимой.

В своей любви Ракушка был не одинок – Надю Абрамову  любил и я. О предмете своей любви мы с Ракушкой не говорили. Он, благодаря сложности своего характера, ни с кем в классе близко не сходился. В какой-то период времени, классе в шестом, с другом детства Лёшей, с которым мы родились в одном роддоме и учились в одном классе, приняли Эдика в свою компанию. Общих тем у нас с ним было мало: мы всё свободное время с Лёшей отдавали баскетболу, а Эдик, похоже, всё время тихо страдал по Абрамовой. Сошлись же мы на теме рыбалки.

Я, приученный к рыбалке со спиннингом на Волге, привёз в Ленинград свои снасти. Забрасывать блесну спиннингом мы договорились по очереди, а пойманную рыбу, как у нас было принято издавна с Лёшей, считать общей.  В тот день мы решили рыбачить со спиннингом с мостика через реку Ждановка. Это мостик соединял Ждановскую набережную и стадион им. Ленина. С мостика через перила можно было забрасывать блесну в разные стороны, - до воды было метра три. Стараясь не зацепить блесной прохожих, мы начали ловлю. Были десятки безуспешных забросов. Потом Ракушка забросил блесну  по течению под самый берег стадиона.  А вдоль берега колыхались зелёные водоросли. С высоты мостика было хорошо видно, как сверкающая  при вращении блесна шла вдоль водорослей и, как из водорослей выскочила полуметровая щука, и схватила блесну…  Спиннинг в руках начинающего рыбака согнулся:

                - Это я поймал! Это моя будет рыба! Я её маме отдам! - в голос заорал Ракушка, забыв обо всех договорённостях.

Мы с Лёшкой недоумённо переглянулись. В этот момент щука рванулась в сторону и сошла с тройника блесны.

  -   Вот видишь, Эдик, - назидательно сказал Лёша, - Щука-то была общая!

    Больше мы Ракушку на рыбалку не приглашали. Да он особенно и не рвался. Похоже, это занятие было не для него… Ему нравилось на физкультуре разглядывать, как предмет нашей с ним  любви в спортивных трусиках и футболке с длинными рукавами бегает и прыгает. Я же старался в прыжках достать рукой баскетбольный щит - пусть любимая увидит, какой я прыгучий. Ракушке оставалось только мяукать. Успеха, кстати, на этом любовном фронте не имел ни он, ни я.  Странная штука эта детская любовь. Больше полувека прошло, но не могу я понять -  что разрывало моё сердце:  - светлые редкие волосы с завитками на висках, сильно развитые икроножные мышцы, не делающие ноги стройными, приземистая фигура, некоторая пока ещё  слабо заметная склонность к будущей полноте – сейчас бы прошёл и не оглянулся!.. А ведь страдал тогда - только бы встретиться по дороге в школу, только бы поймать взгляд…

     Прошло несколько лет. Эдик после 7 класса поступил в техникум.  Я же  из 9 класса пошёл работать и учиться в ШРМ**. И полетели года…

   К тридцати годам мы с Лёшей были уже женаты ранними браками, имели квартиры: - я на севере города, а Лёша в центре, и мы  часто проводили время на совместных рыбалках и охотах.

    Однажды позвонил мне Лёша и сообщил, что объявился Ракушка с новостью: - тому удалось созвониться с Надей Абрамовой. Было решено встретиться втроём в пустующей летом лёшиной двухкомнатной квартире. Дома я предупредил, что останусь у Лёши ночевать.

    Ранним вечером я на своём Москвиче въехал к Лёше в закрытый двор, образованный домом по проспекту Майорова(сейчас Вознесенский пр.) и угловым домом по ул. Римского Корсакого.   Машину поставил под окнами квартиры, что была на первом этаже. С портфелем, в котором была оговорённая бутылка водки и какой-то лимонад, я позвонил в звонок на двери. Компания была уже в сборе и сидела за столом на кухне – ждали меня. На столе стояли овощные закуски и какая-то мясная нарезка – Лёша постарался. Над всем этим возвышалась нераскрытая  запотевшая бутылка водки. Начались тосты за встречу, за одноклассников, за воспоминания. Рассказы о себе были достаточно сумбурные, что характерно при обильной выпивке: - мы с другом детства окончили разные технические ВУЗы, что закончила Надежда – я уже не помню, Эдик после техникума то ли служил в армии, то ли закончил непонятный нам физкультурный факультет в Пед.Институте, а потом уже отслужил в армии – меня это мало интересовало.  Мы же с Лёшкой работали в оборонке, а тут учитель физкультуры или анатомии, господи, прости! Меня Ракушка интересовал мало. Надежда же  изменилась не очень сильно – была, по крайней мере, узнаваема.  Не худенькая. За столом фигуру было не рассмотреть.  Черты лица не сильно отличались от школьных годов, те же довольно редкие светлые волосы. Иногда упоминала какого-то Мишу… Подходила к концу вторая бутылка. Лёша успокоил, что она не последняя.

     Так получилось, что мы втроём стали потихоньку, исподволь, добродушно подшучивать над Эдиком. Физкультурник для нас с Лёшей – это было что-то несерьёзное.  В ответ на наши шутки  Ракушка улыбался. Но мне показалось, что улыбка у него становилась натянутой. А застолье продолжалось! В мужской среде иногда говорят, что не бывает некрасивых женщин, а бывает мало водки. Водки у нас хватало, но на какую почву попадала у меня выпитая водка! Я, вроде, снова в шестом классе, рядом сидит божественная  Надя. Я могу с ней разговаривать и даже дотронуться до её ладони, лежащей на скатерти.  Воспользовавшись какой-то шумной заминкой за столом, связанной с доставанием из холодильника очередных закусок, я предложил Наде выйти во двор и посмотреть мою машину. Во дворе я молча открыл пассажирскую дверь машины,  и Надежда без всяких вопросов устроилась на переднем  сидении. Я сел на своё место:

                - Прокатимся?- спросил я Надю.
     -Давай, - тихим голосом ответила она.

     Двор у Лёши представлял собой замкнутое пространство с двумя арками: - выезд на улицу Римского-Корсакого и выезд на проспект Майорова.  Мы выехали через арку на улицу, объехали угол дома, потом повернули направо на проспект и заехали во двор уже через другую арку. На улице к этому времени  немного стемнело.  Во дворе я остановил машину у сухого фонтана - там было самое тёмное место во дворе. Выключив мотор, я, уже не сдерживая себя, обнял и припал к своей бывшей однокласснице. Никакого сопротивления я не ощутил. Более того, через какое-то время я почувствовал, что Надежде процесс нравится… Тут я совсем потерял голову.

                -Давай, вернёмся к Лёшке, и останемся до завтрашнего утра?

Возражений не последовало…

Мы зашли в квартиру, Лёша был один:

      - А где Ракушка?
     - Он после вас ушёл какой-то расстроенный.

    Я прошёл сразу в «свою» комнату. В полумраке белела заботливо постеленная для меня другом детства кровать. Надежда зашла на кухню, где стоял наш стол. Я же скинув пиджак, отправился в ванную. Дверь в ванную была через коридор, напротив входной двери. Выйдя через несколько минут из ванной, я увидел Надежду, стремительно покидающую квартиру.

  - Что случилось? – успел только крикнуть я.

 И дверь захлопнулась.

   - Позвонил Ракушка, - пояснил Лёша, - И сказал, что он из надиной сумочки вытащил паспорт и ключи от дома. Сейчас сидит у неё дома и ждёт ёё. Если Надя срочно не приедет, - он устроит скандал с соседями. Вот такой у нас Ракушка, - подытожил Лёша.

           - Не Ракушка, а сволочь, - уточнил я, - Жаль я не успел. Надо было бы в милицию позвонить, чтобы они его из чужой квартиры вытащили тёпленького…

     Мы снова сели за стол на кухне. Лёша налил по рюмке:

      - Давай,  за нас! Мы на такие подлые поступки не способны!

Мы выпили и забыли про Ракушку на несколько десятков лет.

 Лет через тридцать пять я, вспомнив былое, набрал в поисковике фамилию Ракушки с инициалами и  год его рождения, с удивлением обнаружил похожую фотографию гражданина Венгрии. Набрал по прилагаемому е-мейлу вопрос - он ли это, я получил положительный ответ. Оказалось что Ракушка здесь, на Родине,  познакомился с венгеркой, женился и убыл на п.м.ж.  в Венгрию. А что его, собственно, в России удерживало?- ни друзей, ни близких. Какие могут  быть друзья при такой натуре? Женщины таких, как Сурия – мяурия не любят, быстро бросают и,  как правило, презирают!
 
     В письме Ракушка сообщил, что женат в первый и последний раз, работает гидом, обожает город Вену, в России не появляется. Прислал к тому же несколько сотен фотографий: - он с дочкой, он с собакой, какие-то венгерские красоты. Короче, Венгрия меня не заинтересовала. Кстати, фотография жены «в первом и последнем браке»  была только одна…

     Профессия для мужика – гид!? В моей команде в командировке в Португалию был коллега, при обмене валюты достававший пухлую пачку долларов. При ближайшем рассмотрении все банкноты были достоинством в 1 доллар. Жена у него работала гидом… Рассказывать выходцу из России туристам про всяких эрцгерцогов, Габсбургов,  Францев- Иосифов   и их дворцах в Вене и Будапеште, по моему, это как «лиловому негру» из Сан-Франциско водить туристов по ленинским местам в Питере.
 
Я не упустил возможности спросить - зачем Ракушка полез к Надежде в сумочку, вытащил ключи и так далее? Ответ был сногсшибательный:

   - Ты безобразно вёл себя в машине!

- А ты, Ракушка каурия, видел? Ты в это время, как паук караулил свою жертву, свив липкую паутину  в чужой квартире!

    Послал я ещё ему наши с Лёшей фотографии: в одной и той же позе вдвоём в 4 классе, в 14 лет и через 50 лет. И замолчал Ракушка… Наверно, позавидовал и обиделся. Из друзей у него, скорее всего, только собака в «прекрасной своими дворцами» Венгрии!

*Рассказ «Те годы, пятидесятые»               
**Рассказ» Первая  стипендия»


Рецензии
Здравствуйте, Александр.
Ощутимо передали то время, тех подростков.
Менялись, приспосабливались позже многие..
Интересно.
Спасибо.
С добром,

Дина Иванова 2   23.03.2019 17:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Дина, за отзыв.
Сначала не хотел публиковать- жене не понравилось...
Отправил в Венгрию. Ответа нет!
С уважением

Александр Широбоков 3   23.03.2019 20:01   Заявить о нарушении