Покров Богородицы над Россией ч. 3

Едва произнёс эти слова, как услышал голос: «Пречистая грядет». Он поспешил из кельи в сени, и его осиял великий свет, ярче солнечного. Он увидел Богоматерь, сопровождаемую Апостолами Иоанном и Петром… Сергий упал на землю. Благая матерь коснулась его и сказала: «Не бойся, избранник мой! Молитва твоя о учениках твоих и о месте сём услышана; при тебе и после тебя Я неотступна буду от обители твоей и буду покрывать её». Сказав это стала невидимою. Святой, прийдя в себя, нашёл своего ученика полумёртвым от страха, и поднял его. «Скажи, отче (спрашивал несколько пришедший в себя Михей), что это за чудное видение? Душа моя едва не разрешилась от тела». Но Сергий не мог ещё говорить, только лицо его сияло радостью. Спустя несколько минут велел он призвать двух благоговейных братий и рассказал им, что было. Все вместе совершили молебное пение Богоматери. Святой же всю ночь пробыл без сна, размышляя о милости небесной. Это было в пост Рождества Христова, в пятницу 25 сентября. В 1388 г. благоговейный племянник Св. Сергия, святитель Фёдор ростовский, на молитве удостоен был таинственного видения, вследствие которого основал в Ростове обитель в честь Рождества Богородицы и написал икону Её, в память видения 28 ноября. Около 1394 г. препод. Кирилл просил Богоматерь указать ему место, полезное для его спасения. Как-то раз, по обычаю, читал он ночью акафист Богоматери перед Её иконою и услышал голос: Иди на Белоозеро – там уготовано Мною тебе место. Вместе с тем заблистал свет, и из оконца Кирилл увидел на дальнем севере озарённое место.

Он с тою же иконою Богоматери отправился на Белое озеро и увидел то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарною душою пред Пречистою; В 1397 г. он построил храм в честь Успения Богоматери. И до ныне цела та Смоленская икона Богоматери, с которой пришёл преподобный на Белоозеро 9 июня. В 1395 г. Тамерлан вступил в пределы России, привёл её в смятение и ужас. Направляясь к Москве, он вошёл в Рязанское княжество и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии россиян, ожидавших возвращения времён Батыя, великий князь Василий Димитриевич повёл свои войска для отражения сильного неприятеля и остановился за Коломною, на берегу Оки. Между тем московитяне, устрашённые слухом о несметных силах и свирепости Тамерлана, усердно молились об избавлении их от нашествия иноплеменников, проливали слёзы перед алтарями и постились. В храмах непрестанно совершались молитвы о князе и воинстве; митрополит почти не выходил из церкви: то поучал оставшихся в Москве, то молебствовал за идущих пролить кровь свою за веру и отечество. И великий князь, не надеясь на свои силы, прибег к всесильной помощи Пресвятой Богородицы, и писал из Коломны к митрополиту Киприану, чтобы он послал во Владимир за иконою Богоматери, принесённою туда из Киева Андреем Боголюбским. Отправленное митрополитом во Владимир духовенство, 15 августа, приняло в свои руки драгоценную святыню. Перенесение этой чудотворной иконы из Владимира в Москву было трогательным и умилительным зрелищем.

Толпы людей, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывали: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую». В этом бесчисленном множестве народа нельзя было видеть человека – говорит летописец – который бы не плакал и не воссылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и всё духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении великокняжеского семейства и бояр, торжественно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшего им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божия спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встретили икону Богоматери, Тамерлан оставил своё намерение идти на Москву. Он увидел во сне – пишут летописцы – великую гору и с вершины её идущих многих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов. Все устремились на завоевателя Тамерлана. Он затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. «Величественная Жена, - отвечали мудрейшие из них, - есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан». «Итак, мы не одолеем их», - сказал монгольский хан и отдал приказ своим полкам отступить за пределы России. С огромной радостью приняли в Москве известие об отходе войск Тамерлана. Исповедуя милость Божию, все восклицали: «Не воеводы наши прогнали его, не воинства наши устрашили его; но сила невидимая послала на него страх и трепет.

Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской». В память чудесного заступления Богоматери сооружён каменный храм в честь Её и монастырь Сретенский, и учреждено празднество 26 августа, с крестным ходом из Успенского собора, через Спасские ворота в Сретенский монастырь. В 1408 г. Москву осадил Едигей. Угрожаемый великими бедствиями, народ со слезами прибегал к чудотворной иконе Богоматери, вопия к ней: «Милосердная Госпоже Дево Богородице! Пресвятая наша Владычица и Заступница всегдашняя! Не предай нас в руки врагам нашим, но избави нас, на тебя надеющихся». В Москве митрополита в Москве тогда ещё не было, потому как бывший Киприан незадолго перед тем отошёл к блаженной вечности. Но в стенах кремлёвских был тогда святой муж Иоанн, архиепископ Суздальский; и в то время, как в отверстых храмах священники пели молебны, он в приделе храма Успения молился перед иконою Богоматери. Усердные молитвы спасли город: к Едигею пришла весть о возмущении в Орде. Взяв окуп с города, он поспешно удалился в свои пределы. Около 1420 г. основатель обители Коневской препод. Арсений отправился на Афонскую гору – испросить молитв и благословения для новой своей обители. Без него братия терпели во всём недостаток и готовы были уже покинуть обитель, но старец обители Иоаким крепко молился за них. Ему во сне явилась Богоматерь, которая молвила: скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие. И точно препод. Арсений, 12 июня вернулся и привёз с собою на двух судах богатые запасы всего необходимого.

В 1451 г. к Москве подступил ногайский царевич Мазовша, с войсками отца своего Сеид-Ахмета. Великий князь выехал из стольного града и главным защитником в нём остался святитель Иона. Подойдя к Москве 2 июня, татары зажгли посад и начали штурм. Погода стояла сухая и жаркая; ветер нёс густые облака дыма прямо на Кремль, где воины, осыпаемые искрами и пылающими головнями, задыхались. Под зноем этого страшного пожара, в облаках дыма, святитель Иона совершал крестный ход по стенам Кремля. Между тем, татарские стрелы уже находили своих жертв. Один инок Чудова монастыря Антоний, уважаемый святителем за святость своей жизни, пал перед его глазами, успев только сказать, что Господь, ради молитв святительских, спасёт Свой город. Вечером москвитяне сделали вылазку и бились с татарами до ночи, несмотря на усталость, никто в Кремле не думал отдыхать; ждали нового приступа; готовили на стенах пушки, самострелы, пищали. Но взошло солнце, и защитники города не увидели врагов; всё вокруг было спокойно. Решили выслать лазутчиков, но на месте вражеского стана никого не осталось. Стояли только брошенные телеги, наполненные различными изделиями из металла; везде по полю валялось оружие и товары. Неприятель спешно отступил ночью, взяв с собою только лёгкие повозки, а всё тяжёлое оставил в добычу осаждённым. Татары – по сказанию летописца – услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что на них идёт с большим войском великий князь, и в смятении подались в бегство.

Великий князь поспешил вернуться в спасённую Москву и, прямо проследовал в храм Богоматери, к Её чудотворной иконе Владимирской, и с умилением славил Заступницу. Затем выступил перед всем народом и указал на Взбравную Воеводу прогнавшую татарскую орду. Около 1480 г. на р. Яхроме преподобному Козьме явилась на дереве икона Успения Богоматери; он услышал от неё глас, повелевающий ему стать иноком и устроить монастырь. Козьма вначале поступил в Киево-Печерскую обитель, а затем, следуя воле Богоматери, отправился с явившейся ему иконой на р. Яхрому, где и соорудил храм в честь Успения Богоматери. Икона, ознаменованная чудесами, существует и поныне и празднуется 18 февраля. В 1480 г. на Россию двинулся татарский хан Ахмат. Великий князь Иоанн III решился дать ему отпор в открытом сражении. Русские войска расположились против татарских полчищ на противоположном берегу р. Угра. Водную преграду русские называли «поясом Богоматери», охраняющим их границы. Иоанн медлил вступать в битву и, противники простояли на исходных позициях 2 недели. С наступлением морозов Угра покрылась льдом и в этой связи русским воинам надо было отойти. Думая, что Иоанн страшится битвы, воинство побежало от неприятеля, который в это время мог ударить им с тылу. Но свершилось чудо: татары, видя левый берег Угры оставленным русскими, решили, что их заманивают в ловушку. Объятый странным ужасом, хан поспешил удалиться, не причинив никакого вреда и разорения русской земле. Летописцы славят милость Божию и отмечают: «Да не похвалятся легкомысленные страхом от оружия!

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2020/08/09/2176


Рецензии
Очень убедительно и аргументированно Николай Филиппович спаси Бог
с уважением Дима

Димитрий Крылов   23.03.2019 14:12     Заявить о нарушении