Глава-книга 4. Освобождение труда

4 глава.
Освобождение труда

 Освобождение, в котором каждый раз нуждается труд – от знаний вчерашнего дня.

                Немного о причинах и цели труда

 Если говорить о цели труда, то это благосостояние человека. А причина – его желания.
 
 Труд начинается с желания. А вот продукты труда помогают удовлетворять потребности человека.
 Велика ли разница между желанием и потребностью, не занимаемся ли мы сейчас лишь игрой слов?
 У слова природа символа, то есть кроме слышимого есть свой глубинный смысл. Потому внимательно прислушаемся к словам.

 ПоТребность - то, что требуется человеку. Требуется хлеб, требуется самовыражение.
 Желание (ЖАЛание, как говорили прежде) - это то, что зовет тебя к деятельности добыть требуемое, как бы ЖАЛит тебя этим изнутри

 Девушка, срывая живые цветы, сплетает венок и пускает по воде к суженому. У нее желание счастья, а венок - попросту продукт ее труда. Потому веночек цветов нужно отдать текучему пространству реки. Не стоит удерживать при себе желания счастья, если хочешь его добиться. Лучше отдавать их деятельности.

Труд совершается тогда, когда человек следует своему желанию.
 "Эк хватили, - поморщится практик – а как быть с необходимостью?"

                Эгоизм и альтруизм

 Говоря о труде, выделяют две его побудительные причины:

- производство средств жизни для себя
- производство того же для других

 Первое в его крайней степени назовем эгоизмом, а второе альтруизмом.
 Обе ценности в разной мере проявляются в  деятельности человека. И каждый так или иначе выстраивает для себя систему приоритетов.
  Если в указанной выше схеме поменять приоритеты ценностей местами и начинать труд с желания помогать ближним, в сущности самого труда мало что изменится.
 Эгоизм и альтруизм равно порабощают личность и ее труд.

 Почему? Потому что труд - это не просто деятельность, возникшая на основе любого человеческого желания, а деятельность сознательная. Порабощая сознание, человек сковывает цепями и свой труд, чтобы не служило побудительной причиной.

 И мы теперь не делаем различия между внутренним и внешним, не говорим о том, что труд превращается в РАБоту потому что человек то ли сам себя поработил изнутри чрезмерностью или неуправляемостью своих желаний, то ли человека поработил извне жадный эксплуататор.
 В любом случае труду нужно освобождение. Иначе будет обесцениваться или оплата труда или сам труд.
 Но что же освободит труд?

 То, что порабощает, то и освобождает.
 А поскольку это не каждому очевидно, поговорим об истории человеческого труда.

1. Рождение труда

 Труд человека - это дитя желания и необходимости. И родился он, как все человеческое,  нелегко.

 Родовые общества, как оседлые, так и блуждавшие по земле в поисках пастбищ, питались от своей кормилицы.
 Присмотримся к слову "род". Что мы видим? Слово "огорождение". Род это то, что огрожено от внешней среды. У рода своя относительно замкнутая экономическая система, своя ограниченная членами рода нравственность.
 Родовые общества еще не очень зависели друга от друга, но находились в рабской зависимости от плодородной силы природы. Климатический баланс, геохимический, биологический,  - от всего этого профитирует родовое общество, а потому находится в его власти.
 Ограниченность ресурсов жизни - этот бич общества, мешающий роду выполнять свое предназначение. Каково же предназначение рода?   Прислушаемся к слову "род". Что слышно? Слово "рождать". Род должен расширяться.
 
 Чтобы восполнить недостающее, человек должен потрудиться - создать производство необходимых ему продуктов. Так родился труд. А вместе с трудом - первая профессия.
               
                Немного о профессии

 Прежде всего, подумаем, что же это такое.
 Профессии возникают на том этапе экономики, когда общество приобретает личностные черты, занимаясь производством товаров. Профессия служит переходным мостиком человеку от личного к общественному
 Профессия – это всё перечисленное ниже:

- роль человека в театре общественного обустройства
- его задача в экономической системе общества

 Первая профессия человека - земледелец.

 "Почему же не охотник или солдат?"- спросит школьник, изучающий историю.

 Охота не может кормить цивилизацию - ресурсы природы для этого слишком ограничены. А потому охоте не следует превращаться в производство, а охотнику  - в работника на своем технологическом участке.
 Солдат - это профессия, если он защищает свой дом. Но когда воины древних поселений грабили соседей, то становились скорее бандитами чем солдатами. В поисках военной добычи они нередко оставляли свои поселения с женщинами, стариками и детьми почти беззащитными, делая их добычей других соседей. Такой воитель не выполняет важной функции солдатской профессии - участие в создании общего продукта.
 Как же солдат участвует в этом? Он производит энергию мира, спокойствие в общей семье. Когда житель города знает, что его труд и результаты труда защищены от грабителя, это дает ему стимул свободно и продуктивно трудиться.
 А богатый город в свою очередь имеет средства вооружить и обучить своих защитников.
 Профессия требует профессионализма.
 Поэтому профессия солдата возникла уже на стадии вполне развитого производства, а до этого существовал скорее военный грабёж.

 Почему же земледелие может кормить цивилизацию, а охота - нет?
 Потому что земля быстрее восстанавливает свою продуктивность и способна к более скорому воспроизводству чем та природная среда, которая выросла на ее основе, уходит в землю всеми своими корнями и пищевыми цепочками. Воспроизводство этой биосреды, таким образом, черпает свои силы из той же земли и является по отношению к воспроизводству плодородной силы земли вторичным циклом.

 Земледелец организует производство, которое непосредственно питается от земли. Он любит и чувствует землю, в опыте своем знает, как правильно выбирать ее для посева, как обрабатывать, как поить (орошать) и кормить (удобрять) Земледелец ощущает, что рождающая земля - живая, и как все живое нуждается ласке и заботе, а также  питании. Земледелец вырабатывает из диких культур  годные в пищу и на хозяйственные нужды
 Посмотрим, как же его труд становится профессией. И что впоследствии закабаляет труд земледельца, обесценивает его, лишая самого труженника творческих сил, любви к труду и почве, и делая его усилия РАБотой.

Мистерия труда

 Родовое общество - скорее еще не театр, изображающий человеческие чувства и отношения, а больше напоминает театрализованное действие, исторически предшествующее театру - то есть мистерию.
 
 Мистерия - это действо, в котором есть и сюжет и разделение ролей, а значит и заданность, приданная сценаристом, и есть руководство режисера (мистагога), но само действие без творческого участия каждого актера не имело бы никакого смысла.
 Мистерия - это ритуал плюс творчество, то есть контакт с источником.

 Мистерия древнего земледельца - его творческое отношение к своему труду. А творчество - и есть живое участие в том, что питает твои производительные силы вдохновением - то есть ЗНАНИЕМ, куда правильно положить мазок.
 И как художник знает где на его картине должно лежать световое пятно (возможно не совсем там, где этого требуют законы живописи), так и земледелец, чувствуя землю, знает, где и когда начинать ему свое действо по производству средств жизни.
 По дыханию земли, по ее температуре, по влажности почвы, по внешнему виду плодов земледелец определит, что требуется растению и когда снимать урожай.

 У мистерии есть, однако, некая особенность, которая на определенном этапе жизни человека, станет лишать ее практической пользы - здесь недостает сознательного отношения актера, к тому что он делает. Действо мистерии не отражает живых сторон человеческой жизни.
 
 Задача труда

 Профессия помогает человеку выразить то, что в нём есть. Это - его задача в обществе, которую, однако, мы сразу будем отличать от цели и, тем более, смысла.
 
 Земледелец не только производит продукт, но и прислушивается к своим внутренним желаниям, побуждающим его к этому виду деятельности. Если сердце его не лежит к земле, то из насильственного принуждению себя к труду по обработке почвы получится только унылая серость будней и суровая РАБота.
 Однако, далеко на всякая профессия, выбранная на основе своих желаний, в дальнейшем оказывается удачной - соответствующей интересам общества или внутреннему содержанию самого человека, который может изменить свои интересы и мировоззрения, или убедиться в бессмысленности своих усилий.
 Счастье, когда мы способны изменить профессию, если это позволяет нам жизнь. Потому что профессия - это задача человека на данном этапе его жизни

Технологический участок

 На технологическом участке производится изделие, необходимое для конечного продукта.
 Плоды земли, питающие и дающие двигательные силы - важнейшая составляющая  жизни родового общества, но они сами по себе лишь только звено в главном - благосостоянии.

 Ведь "не хлебом единым жив человек". Обществу нужна не только еда, не только иные предметы потребления, но необходимо благосостояние в целом, включающее в себя множество моментов быта, культуры, веры, любви, рождения новой жизни.
 Человек стремится к счастью, которого не достичь лишь потреблением жизненных благ.

 К тому моменту, когда производство начинает отнимать у человека слишком много сил, так что мало остается для остальной жизни, труд начинает обесцениваться.
 Ему не хватает производительности.
 Теряя свою ценность, он перестает и окупать себя. Деятельность человека теряет способность производить жизненные ценности. Произведенного уже не хватает человеку.
 Деятельность начинает повсеместно превращаться в работу, в ней мало теперь сознательного труда.

 Слабое место рожденного в родовом обществе труда, который кормит непосредственно своими продуктами - несовершенство его орудий. Но не само по себе, а на данный период времени, на новом этапе становления экономики.
 Род расширяется и его уже трудно прокормить прежним видом и  характером деятельности.

 Слаботехнологичный на данный момент времени и в данном месте пространства труд - это деятельность, в котором труд лишается своей основы, то есть сознанию человека поставлен предел.
И если орудия труда поработили человека, что же его освободит? Также орудия труда, включая уже и технологии.
 
2.Труд собственника

 Род, который из-за своей громоздкой структуры и несовершенства орудий труда уже не может себя обеспечить средствами жизни, распадается на племена.
 Эти сравнительно мелкие хозяйства более гибки и универсальны, здесь занимаются и земледелием и животноводством, а также сопутствующим обоим видам деятельности ремесленничеством - например, выделкой шкур и производством из них разнообразных продуктов.
 Животноводство становится профессией именно у оседлых племен, где развита экономическая структура.

 Ремесленничество способствует совершенствованию орудий труда и его средств. Например, поля можно обрабатывать теперь силой волов.
 Но главное изобретение племенного хозяйства, которое ускоривает развитие экономики и делает ее куда более эффективной чем раньше - производство таких продуктов, которые могут быть товарами для обмена с соседями.
 Внутриродовой обмен заменяется межплеменным, а это требует единого для разных племен эквивалента ценности. Так рождается денежный эквивалент.

                Всерьез о деньгах

 И прежде о деньгах человек говорил очень серьезно. Да и понятно - ведь очень многие связывают с денежными средствами свои надежды на жизненное благополучие. Но человек также нередко иронизирует по адресу денег, не без некоторых оснований полагая, что настоящее счастье и благосостояние человека трудно измерить деньгами, которые напрасно считают мерилом настоящей ценности

 А между тем, деньги - настоящая ценность. Но, конечно, если их правильно использовать - а таково вообще свойство любой человеческой ценности. Иначе она просто перестает быть собой.
 Например, питьевая вода - подлинная натуральная ценность для жизни. Но если ее загрязнять, она постепенно перестает быть способом утоления жажды, а потому отчасти теряет и свою ценность.

 Тоже самое можно сказать и о деньгах - их польза в ясном соответствии денежного атрибута (то есть материального носителя, будь это менное ожерелье дикаря, служащее эквивалентом в торговле, купюра или другая ценная бумага современного общества) той ценности, которую он представляет для каждого своего пользователя.

 "Труд" - это значит трудно. Да, нелегко все то, что добывается с трудом. Зато так называемые "легкие деньги"  легко и обесцениваются.

 "Чем же так важны деньги по сравнению с натуральным продуктом? - заинтересуется школьник, которому начали преподавать обществоведение.
 Не только тем, что они служат удобным эквивалентом, делающим возможным торговлю и тем оживляющие экономику. Главное всё же в другом:
 Рождение денег - это рождение собственности. Человек может быть собственником денег.

 А труд собственника получает новое дыхание, необходимую человеку энергию. Денежные средства становятся силой, которую можно направить в нужное русло, сконцентрировать на определенном производстве. Обеспечить его всем необходимым, включая технические средства, затем расширить, привлекая других людей, работу которых есть чем оплатить.
 Сильное производство дает энергию и торговле. Да и сама торговля - тоже своего рода производство, которое нуждается в инвестициях.
 Денежные средства можно инвестировать, в том числе направить на совершенствование орудий труда. Именно это делает труд периода собственничества куда эффективнее и производительнее прежнего.

                Собственник и владелец

 Человек может быть собственником денег, но не продуктов труда.
 Это утверждение не выглядит само собой разумеющимся. Если на собственные деньги или своими силами я произвел продукт, то я - и его собственник, полагают многие.
 Человек является владельцем продуктов своего труда. В чем же разница между первым и вторым?
 ВЛАделец продукта осуществляет над ним свою ВЛАсть. Если он обратит продукты в товар и продаст, выручив деньги, то отчасти становится их собственником. Но сам продукт - не собственность. Почему?

 Ответ мы находим в самом характере собственности.
  Кувшин не содержит в себе ничего самоценного - то есть ничего такого, чья ценность не вытекала бы из внешних обстоятельств, а ими является востребованность продукта человеком. То есть в кувшине как продукте труда нет ничего СОБственно неотъемлемого от человека.
  Когда кувшинов уже очень много, их мало приобретают, затем могут  вовсе не приобретать: ценимость такого продукта способна обратиться в ничто. Когда самому человеку не нужен его кувшин, тот перестает быть для него ценностью.
 Кувшин как ценность, таким образом, принадлежит не своему изготовителю и своему владельцу, но потребителю (ему самому или другому)

 И лишь две ценности не теряют ничего в себе - если их использовать по назначению. Это труд и деньги. Человек является собственником своего труда и своих денег.
 Правда, деньги как ценность являются собственностью каждого человека только в той мере, в какой они для него действительно содержатся в общественно-признанных эквивалентах ценного. Заметим это важное обстоятельство на будущее.

 Труд собственника  - и есть творческий труд нового организатора производства на данном этапе становления экономики.

 "Так-так, - заметит сторонник общественых ценностей - а нанятые организатором производства работники - разве не трудятся?"

 Конечно, трудится на своем участке каждый. Именно потому что у каждого труженника, кем бы он ни был, есть свое собственное производство на его рабочем месте, которое он организует. Каждый  - собственник своего труда.
 Именно в меру своего труда каждый является и собственником полученной им оплаты.

 Деньги являются движительной силой труда для собственника. Однако когда все, казалось бы, уже идет на лад, труд снова оказывается порабощенным. И трудящийся постепенно превращается в малоэффективного РАБотника.
 Деньги как эквивалент труда начинают терять свою ценность и работник уже едва может прокормить себя и свою семью за получаемую оплату.

 "Виной этому эксплуатация, - заметит с видом знатока опытный читатель - ведь именно собственник производства получает деньги за вырученный товар и платит тому, кого он нанял"

 Но почему возникает это вредное явление? Ведет ли сама собственность к потере человеком сознательности?
 Оставим мысли о том что собственность средства производства автоматически ведет человека к жадности или бессердечию или наплевательскому отношению к ближним, когда уже ничего не видишь кроме прибыли.
 Если организатором производства выступит государственный чиновник, труд обесценивается не менее быстро.

 Причина обесценивания труда и денег, которые способны обратиться в ничто без своего взаимо-обеспечения, кроется в самом характере прибыли, а не способе ее распределения между участниками производства.
 Прибыль выручают за товар, стоимость которого рождается не из природы товара и заключенного в нем труда, а из ситуации на рынке потребителей в процессе торговли. Здесь не поможет и планирование, ведь ничто так непредсказуемо как спрос.
 Обесценивание денег ведет и к потере покупательной способности потребителей, а тут уж не до прибыли, окупить бы производство. Убыточность производства не позволяет поддерживать уровень зарплат, что еще ускоривает  потерю способности людей покупать товары. Кризис охватывает общество.
 
 Труд собственника закабаляют деньги. Кто же освободит труд? Деньги, но в несколько ином своем качестве.

3. Добросовестный труд

 Обеценивающийся труд всё более становится работой - то есть рабским.

О рабском труде

 Это явление всю историю человечества служит мощным экономическим рычагом и фактором развития общества – в те эпохи, когда было явлением скорее сословным, но также и в наши дни, став из сословного скорее экономическим.
 Однако нас теперь интересует не сословное рабство, а именно его экономическая основа, служащая причиной как закабаления труда, так и его последующего освобождения.
 По мере того как труд обесценивается, человек теряет стимулы трудиться, его отношение к труду меняется не в лучшую сторону.

 Причина рабского труда - его недобросовестность.

 "Причина или следствие? - с иронией спросит читатель – какой смысл рабу добросовестно трудиться, если его никак к этому не поощряют?»
 
 В этом и сложность рабского труда: замкнутый круг обстоятельств, из которого не видно выхода.
Тебя побуждают к деятельности унылой, тяжкой или невероятно скучной, себя не окупающей, приносящей не радость творчества, а сплошь только разочарования. Злые люди или злые обстоятельства ограничивают свободу твоих возможностей, и нет ни стимула, ни сил трудиться. Тебя заставляют и ты словно отбываешь наказание. Порабощенный труд, работа.
 Но существует и обратная связь в ясной цепочке причин и следствий. Труд именно потому и рабский, что совершается недобросовестно.
Неправильное отношение к труду только усугубляет его порабощение. Как быть?
 
 Порабощение человека возникает в результате его неправильного отношения к ценностям

 Утверждение может показаться неожиданным для сторонника социальной справедливости.
 Но вспомним как возникало историческое рабство - в результате военных набегов и взятия пленных. И это имело свой позитивный аспект, так как позволяло сохранить жизнь обращенным в плен. Конечно, в рабской жизни мало хорошего. Но пока ты жив, у тебя сохраняется и шанс на свободу. 
 Почему же люди целенаправлено стали заниматься обращением других в рабство? Причина в слишком быстром преуспевании рабовладельческих хозяйств.
 
Быстрый экономический успех всегда приводит человека к тому заблуждению, что денежные знаки и рабочая сила ценны сами по себе, а потому их, вместо того чтобы утруждаться и тратиться, эффективнее и проще отнять у другого.

 Отнимая труд у другого, то есть порабощая людей, человек обнаруживает, что это может быть вполне выгодным. Вот почему рабский труд процветает в обществе. Он же и постоянно приводит деятельность в тупик, делая её каждый раз менее продуктивной, чем требуется. Потому что нельзя ни купить, ни отнять у другого его труд. Труд - есть творческое достижение свободной личности. Можно купить или отнять РАБоту. А деятельность раба теряет ценность со временем.
 
 Каким же образом правильное отношение к ценности помогают угнетенному, ставшему работой, труду снова обрести свою продуктивность? Из сказанного выше так и хочется сделать вывод: рабству поможет добросовестное отношение человека к тому что он делает, а к этому можно побудить увещаниями, средствaми идеологии или с помощью социокультурных ценностей.
 Но такой вывод был бы слишком поспешным, поскольку в нем не учитывается эмоциональная природа человека.
 Ведь рабству самому по себе сознательность не вполне свойственна. Рабству скорее свойственны страдания, угнетенность духа или гневный протест.

 Однако, как бы ни отвечал негативно человек на свое рабское положение: с гневом и протестом или покорно смирившись со своим рабством, эти два разных поступки есть следствия одной причины.
 Подлинная причина рабства - непринятие тех обстоятельств места и времени, в которые тебя поставили и которые ты не можешь изменить.

 Что же освободит труд? То, что порабощает, то и освобождает. Именно ограниченность обстоятельств изощряет человеческую изобретательность так, как на то не способно изобилие. «Голь на выдумки хитра»- говорят об этом в русском народе.
 У тех страданий, которые приносит свободному и творческому духу человека рабство есть неожиданая сторона: после необходимого человеку выброса эмоций они способны отрезвлять. А это поможет лучше рассмотреть те обстоятельства, в которые тебя поставила жизнь.

 Ярость, гнев, протест и желание освободиться от угнетения всегда были присущи гордому уму человека от древности и до нынешних дней.
 Беда в том, что беспокойный ум лишь мечется в кругу взаимозависимых обстоятельств, но не способен найти творческое решение. То есть новое.
 «Юпитер, ты сердишься - значит, ты не прав»- говорили древние.
 Но стоит лишь откипев, уняв волну замутняющих ясность ума эмоций, внутренне принять сложившуюся ситуацию спокойно, как выяснится что человек способен к творчеству в самых узких обстоятельствах, в самое короткое время и самыми ограниченными средствами.
 Не пытайся изменить обстоятельства, которые от тебя не зависят, но ищи именно в них приемлемое решение. В той мере, в которой ты на это способен.

 И освобождение приходит. В чем же дело?
 Человек метался в кругу замкнутых обстоятельств потому что искал в ситуации того, чего там заведомо не было: как можно более быстрого освобождения. Между тем, сама ограниченность обстоятельств человеку дается с целью обнаружить свои возможности.
 Излишество же, так поощряющее потребительство, не дающее человеку избавиться от негативных эмоций, своими возможностями удовлетворять любые желания, способно дать  человеку только иллюзию самореализации и творчества. На самом же деле он в этом случае не создает нового, а лишь занимается повторение того, что давно уже открыто: способами  извлекать удовольствия из явлений жизни, убаюкивая свое сознание.
 Труд, дитя желания и ограничивающей желания необходимости, лишается в этом случае своего второго источника. А ведь только в труде создается знание, ценность, жизнь
 Это и отбрасывает миропонимание человека назад, к темному прошлому.

 Не ищите того, чего нет, и то что есть, найдется само.

 Освобожденный от нетворческого содержания и ставший добросовестным труд помогает обнаружить новое качество денег.
 Это не золото, не монета, не купюра или другая бумага, которую общество считает ценной, и не работа как таковая. Подлинная ценность в экономике - это свойства натурального продукта служить человеческим желаниям и удовлетворять его потребности.
 Труд постепенно обретает свою ценность, находя себе основу не в деньгах, которые обесцениваются вместе с ним, а в натуральном продукте, ценность которого теперь только обнаруживается яснее.
 И это не возврат к прошлому, а его новое осознание.

 Большое число оборачивающихся вторичных ценностей, таких как денежные знаки или рабочая сила приводит к дефициту натурального продукта, которого малоэффективный труд производит все меньше для растущего общества.
 Конечно, сильное государство может отнять такой продукт у других. Но это не поможет сознанию, развращенному слишком легким добыванием ценностей: потреблять станут гораздо больше чем притекает извне. Возникает кризис. Что быстро и легко дается, так же быстро и без труда уходит.

 Общество, возникшее на основе неправильного отношения к ценностям, разрушает свою основу, но после кризисного периода способно обрести новое дыхание. Труд человека обращается к производству продукта, получив новые силы, человек относится к труду и порученному делу куда добросовестнее прежнего. Растет сознание того факта, кто ценимое тобой дается именно трудом.

 Труд –  значит, человеку трудно. Но почему это необходимо и в чем заключается трудность? Дело ведь не в том, сколько ты пролил пота. Инженер на производстве тратит меньше физических усилий чем плотник и это не значит, что первый меньше трудится. Нападая на мирных жителей, чтобы ограбить их до нитки, кочевники отдавали при этом немало сил.
Эффективность работы зависит не только от того, сколько ты ей отдал энергии. Важно, какую часть потраченного на свои усилия времени времени человек делает это сознательно.

 Мы ведь далеко не всегда думаем своими мыслями, испытываем свои личные чувства, принимаем именно свои решения. Нередко в нас пробуждают эмоции и репродуцируют определенные мысли общественно ценимое, которое лишают нас собственного взгляда на мир, если мы не относится к нему правильно. То есть считаем, что они ценны сами по себе, вообще и при любых обстоятельствах, что их без труда можно применить в своей жизни.
 Труд – это не трудность работы как суммы усилий, объема потребной для производства энергии.
 Труд – это трудности творчества: нелегко преодолеть инерцию ума, готовность во всем следовать знакомым тебе схемам.

 Человек нуждается в ценимостях общества, потому и стремится к ним, потому ценимость и способна быть общей. Но для каждого такая общественная ценимость - лишь материал для его собственного творчества. Её еще предстоит сделать своей, а это и есть творческая задача. Иначе общественная ценность превратит твой труд в рабский.

 Сознание, позволяющее обрести необходимый человеку в его жизни и деятельности смысл, свойственно именно личности.
 В этом ведь и задача ценного - помочь человеку познать себя и свое собственное место в жизни .
 
 Сознательность личности обеспечивает рост культуры и нравственности народа. Потому что человеческое общество к такому моменту из более или менее разрозненных племен, в разной степени осознающих свое кровное родство, уже становится единым народом и образует цельное государство.

 Государство уже не только воюет, как прежние общества, но и способно сознательно стремиться к миру. Не только забирает у соседних народов ценности, но и в завоеваниях само способно многое дать покоренным народам: свою культуру и методы управления, свои верования, организацию производства и денежный эквивалент, свои обычаи, то есть нравственность, свою правовую систему.
 А это уже не столько грабеж, сколько натуральный обмен.

 Слабая сторона такого общества - рабская составляющая труда, которая лишает его добросовестности и производительности. Труд в рамках сильного государства уже более сознательный чем прежде, здесь есть широкая прослойка свободных ремесленников, да и раб может получить свободу и принести обществу больше пользы.
Убыточность РАБоты, ее неспособность обеспечить экономику ослабляет государство и тем дает шанс труду на свое освобождение.

 4. Сознательный труд

 Постепенно рабовладение в своем большинстве сменяется новой организацией производства, где работают куда добросовестнее прежнего, поскольку работник получает возможность производить нечто и для себя. Это поощряет его инициативу, творческую энергию, изобретательность.
На этом этапе общество децентрируется. Государство ослаблено, в нем отчетливо обозначены зоны влияния поместных владык. Распад общества высвобождает энергию связей. Особожденная личность получает простор для своего творчества.
 Производитель инвестирует средства в науку, постепенно растет технологичность труда. Работа все более становится сознательным трудом, совершенствуется и организация производства. Возникают цеха – необходимые развитому обществу с его товарным производством профессиональные объединения.

 Казалось бы, все уже идет неплохо, города и латифунции богатеют, людей в них становится все больше, активнее и оборот денежных средств. Но вскоре денежные знаки начинают обесцениваться, поскольку имеют свойство обращаться куда быстрее других ценностей. А к чему это ведет, мы уже знаем: вслед за деньгами и труд начинает обесцениваться и порабощаться.
 И это уже рабство более экономическое, чем сословное. Человек опять едва может обеспечить себя средствами к жизни
 Чем же теперь порабощается труд? Непроизводительностью прежних орудий труда и технологий, в результате чего деньги оборачиваются быстрее чем производится продукт. Рост технологий и совершенствование орудий труда происходит, но слишком медленно.
 Такой труд может освободить только ускорение технологичности производства.

5. Сильный труд

 Необходимость технического вооружения труда вызывает к жизни нового организатора производства, который аккумулирует в своих руках значительные денежные средства. Именно его создатели трудовой теории стоимости называют капиталистом.
 Сказать, однако, что движительной силой капиталиста является стремление к прибыли, значит не сказать ничего, что вскрывало бы порочность капиталистической практики
Потому что без прибыли производство попросту станет убыточным, ведь она необходима для расширения, перевооружения и реорганизации всех производственных звеньев

 Более того. Капиталист не собственник средств производства, а скорее их владелец. Для того чтобы иметь экономический успех, он должен использовать средства труда не столько для своего частного блага, сколько для блага производства, осуществляя над ним власть.

 Капиталист также все менее становится собственником вырученных из прибыли денег, и все больше - их владельцем. Из прибыли он все меньший процент должен тратить на собственные нужды, и все больше пускать в оборот на нужды производства. В частности, вооружать его новыми технологиями.
 Прибыль капиталиста заключает в себе целевое назначение.
 По мере того, как владелец производства накапливает "мертвый капитал" (то есть с недостаточно быстрым оборотом), он начинает разоряться.

 Вооруженный техникой труд становится сильным, а производство скоростным. Именно это готовит экономике очередной подвох, потому что оборот производства товаров превышает оборот денежных средств. Возникает кризис перепроизводства, обесценивается и труд и деньги, что снижает покупательную способность рынка. Болезнь сильного труда - безработица, так как темпы производства падают, а совершенство технических средства сокращает рабочие места.
 Труд опять оказывается порабощенным деньгами. Но как мы теперь начинаем понимать, не деньгами, а не совсем правильным отношением к ним человека труда.

 А человек труда - это и сам работающий капиталист, и тот, кто работает у него на производстве.
 Труд содержит в себе немало работы, покольку самому труду периодически недостает сознательности.
 Накапливает мертвый капитал организатор производства, той же болезнью страдает и рядовой организатор собственного рабочего места, только в масштабах личного хозяйства. Ведь именно он покупает товары и создает спрос. Это и есть подлинное лицо кризиса - мы стараемся тем или иным образом сохранить и накопить ценности чтобы обеспечить свой завтрашний день - тем лишаем энергии жизни день сегодняшний

  Деньги в своем материальном выражении порабощают труд в очередной раз. Освободить его может только новое качество денег.

6.Осознающий труд

 Экономика не была бы собой, не уходя корнями в глубину научных, философских и религиозных воззрений человека. Ведь экономика - одна из сторон жизни, помогающая раскрытию ее многогранности. Человек эпохи ко-ммуникации и контра-цепции, то есть того, что соединяет и того, что разъединяет, все более начинает понимать качество денег, а ведь прежде ценность денег усматривали лишь в их количестве, в оценке их объема.

  Именно  углубленное отношение к деньгам помогает освободиться и труду в производстве.

"Ах, опять это производство, - нахмурится романтик - как будто в жизни ничего нет кроме этого!"

 Да, можно сказать, что самое главное в жизни не связано с производством. Например, любовь - не есть энергия. Но человеческие чувства оседлали энергичного коня эмоций.
 Всё в деятельности человека обнаруживает себя малым и большим производством. Разве иной характер имеет и само творчество? Творя, мы производим то, чего не было прежде.

 Труд человека, открывающего, что от его сознания многое зависит в благосостоянии, способен найти утраченную было ценность. И это касается всех звеньев личной экономики человека, в том числе экономии

 Торговля

 Здесь явно сталкиваются две концепции нынешнего дня.
 С одной стороны, производство старается привить потребителю не просто культуру того, что на американский лад называют "шоппингом", но и одержимо манией стимуляции спроса.
 С другой стороны, литература, публицистика и средства массовой информации усиленно раскрывают людям "страшные тайны" того, как навязываются извне чуждые вкусы и стиль потребления, принуждая к покупке все новых товаров.
И эти две стороны экономики рекламы и брэнда ничуть не конфликтуют друг с другом, более того - они есть проявление одних и тех же представлений человека о труде и деньгах.

 Ведь тот, кто творит рекламу и сочиняет брэнды, также как и простые смертные, ходит в магазин совершать "шоппинг" и убеждает себя (а потом начинает своей деятельностью убеждать в этом других) что там ему из эгоистических соображений "впаривают" что-то ему вовсе ненужное, стараясь усилить его потребление, тем оболванивая, а заодно и разоряя.
 А тот, кто твердит об опасности зомбирования потребителя жадной до прибыли торговлей, сам зачастую пишет свои статьи не без надежды на этом что-то заработать: имиджем или деньгами.

 Но вот у человека возникает конфликт. Есть сильное желание приобрести ту или иную ценность и есть опасение что это "не твоё". Человек долго ходит по магазинам в ситуации мучительного выбора. И не только потому что там слишком много товаров или же недостаточно на его вкус, но и потому, что теряет уверенность в своих желаниях.

 И вовремя. Потому что развитию осознанности пора поставить предел. Мы слишком хорошо знаем о том, что нам с некоторыми целями навязывают - не только, впрочем, торговля, но и другие сферы жизни, дающие человеку ценности: политика, культура, наука, религия.

 Мировоззрению и потреблению "по правилам" спонтанность поможет найти истинное и в труде и в деньгах.

 От покупок "по законам шоппинга", от треннинга менеджеров и продавцов, которых учат очаровывать клиента, искренне вникая в его нужды, в лицо уже веет холодный  ветер искусственности.
 И если человек, устав от рационализма и постоянного анализа событий, просто становится спонтанным, его труд обретает былую ценность. Обществу времен научного прогресса  в обольщении человека чуждым ему способом потребления, не хватает искренности. Быть собой. Таким образом личность разрушает не полезную для нее магию иного мироощущения.
 Осознанное человеком и сознательное (продукт знания) – не одно и тоже и скорее это противоположности. Так мало человек осознает из того, что ему следует знать о мире.

 Сознательная экономика характерна тем, что в ней возрастает роль личности. А сила общественных связей слабеет и общество склонно к децентрализации.

 Но то, что освобождает, то и порабощает. Когда человек становятся более или менее гармоничным и не накапливает лишних запасов, слишком бурное развитие экономики ставит его благосостоянию одну из самых коварных подножек.
 Деньги - как организатора производства, так и рядового потребителя - оборачиваются в темпе с оборотом товаров. Люди, хорошо информированные о законах экономики, боятся "мертвого капитала".

 Но вот начинают обесцениваться деньги. Причина - истощается то состояние, которое обеспечивало надежность денежного оборота. Тебе не дают в банке кредита, потому что твоя платежеспособность внушает сомнения. Государственный банк не дает поддержки частному по той же причине.
 Деньги должны быть обеспечены некими натуральными ценностями, иначе их "виртуальный характер" становится слишом явным.

 Обесцениваение денежных знаков сопровождается дальнейшим порабощением труда. Ведь его недостаточная для жизни оплата, его низкая эффективность, позволяющая что-то заработать только когда ты уже на пределе своих возможностей - и есть порабощенный труд
  Труду неободимо быть подлинным.

 7. Подлинный труд

 Поскольку в обществе проявляется личность, труд каждого человека носит не социальный характер, а личностный
   
 Ясно, что скрипка, которая не хочет звучать в согласиии с остальным оркестром, испортит симфонию. Но ведь она - не сумма звучаний инструментов оркестра, а создание композитора, проявившего свою личность. Поэтому и музыкант, не проявляющий собственную личность, лишь воспроизводящий ноты, формулу музыки, даст оркестру обезличенный, плоский звук.
 
 Истоки труда как такового, отличающие его от монотонной работы, то есть истоки сознательности лежат в личности человека, а не абстрактном социуме.

 И теоретики, начиная от классиков менеджмента, и практики в своем опыте замечают, что мотивировать человека к труду можно разными способами, но суть их одна - это  метод "кнута и пряника"

 Эпоха осознанной экономики в совершенстве освоила "метод пряника", предлагающий вникнуть в двигательные причины и желания того человека, которого мы хотим мотивировать.
 Но проблема "пряника " в том, что ему, как правило, недостает морали: потребность мотивировать у человека бывает слишком сильна, слишком эгоистична, превышая его желание в самом деле понять контрагента. Продавец в бутике, получающий премию за каждый проданный товар класса «люкс», стартельно вникает в желания клиента, как этому его и учили, но при этом слишком заметно: на самом деле интересы клиентуры ему глубоко безразличны. Его беспокоит только личный интерес.

 Начальник, который стремится побудить к работе слишком ленивого, на его взгляд, подчиненного, нередко прибегает к жестким мерам. Но и "кнут" не всегда поможет
 "Кнут и пряник" чаще всего дают осечку потому, что оба - и начальник и подчиненный страдают общей болезнью: неправильным отношением к труду и деньгам.

 Труд человека - это составляющая его личной экономики.
 Главное орудие такого труда - не микроскоп и не телескоп, не компьютер и не самый замечательный инструмент. Основное орудие личного труда человека - его тело с его набором навыков, с его чуткостью, способностью воспринимать внешний мир непосредственно органами чувств

 "Разве что для ремесленника, - заметит романтик - а у творческого человека работают не только руки или мозг, но и душа, но и дух"

 Однако профессионал вряд-ли с этим согласится, зная, что мастерство начинается с ремесла и заканчивается способностью наблюдать, слышать, чувствовать окружающий мир.
 Так тело становится «альфа и омегой» труда в производстве.
 Душе не нужны орудия, а вот производству необходимы. Между тем, и политика, и театр, и научные изыскания, и банковский бизнес, и торговля, и конвейер автомобильного гиганта - всё это различные производства.

 У тела есть своя экономика. Так же как и приРОДная среда, откуда наше тело РОДом, тело имеет биологические циклы, то есть периоды спада и восстановления производительности. У тела, так же как и биосферы, свои энергетические зоны, более тонкие и более плотные с различными  по частоте циклами

 Искусство личной экономики в том чтобы согласовать биологические ритмы тела с оборотами жизненных ценностей человека: например, труда и отдыха, семьи и культуры
 Все нужно делать в свой, удобный для этого момент.
 Итак, каждому, хотя и в разной стемени, полезно чувствовать свое тело, понимать и уважать его желания.

 Но и труд каждого имеет предел своей эффективности. Дело в том, что тело можно соблазнить ложными ценимостями, в том числе и денежных знаков
 Ведь тело человека не обладает сознанием. Читателю необходимо узнать, что же такое деньги сами по себе


Рецензии