Глава-книга 6. Любовь и семья

6 Глава
Любовь и семья

Содержание:
1. Происхождение брака и семьи
2. История и судьба
3. Семья и мораль

1. Происхождение брака и семьи

 Идея обратиться к исследованию брака и семьи для изучения общества не нова в познании человеком мира c тех пор как существуют социология и экономика. А сама по себе семья на основании богатого материала по истории общества и этнографии так и не исследована.

 Никакое изучение брака как формы общественных отношений с учетом взаимных интересов не поможет нам понять как возникает семья - союз сердец, где "семь Я" (семь личностей) соединены любовью и общеценным.
 С другой стороны, общие ценимости (а только на их основании экономика может быть здоровой, когда все ее звенья работают дружно) оказывают своё действие именно в той мере, в какой общество проявляется  семьей.

 Что объединяет людей в семье?
 Именно любовь с ее терпением и готовностью ждать, любовь, дающая испытания страстным и желающим достигнуть своего поскорее, соединяет людей и дает синтез их противоречиям.
 Где есть любовь, там судьбоносна и семья. Где есть семья, сообщество близких, там связующими нитями личностей выступает любовь, а с ней и готовность понять, невзирая и на различие во взглядах. Она, а не коллективные интересы и не коллективная истина, дает общность ценностям коллектива. И уже эти принятые людьми ценимости, ставшие им близкими, задевающие "за живое" до готовности защищать их от постороннего,  цементируют общество при всей противопоставленности индивидуальных интересов и мнений в его внутреннем пространстве
 Да, общие ценимости важны, но требуется время, чтобы они оказали свое действие на человека с его инертным и эгоцентричным сознанием, продуцирующим негативные эмоции, прежде чем важная для его жизни ценность будет понята и творчески принята, станет близкой, гармонической частью устойчивого мировоззрения.
 Вот почему пониманию людьми друг друга предшествует готовность к этому, терпение, любовь.

 История общества в самом деле дает интересный и сравнительно точный материал для понимания того, чем становился для людей брак - сперва, в древнем мире, лишь формой существования хозяйства, включая прежде всего такой важное его обстоятельство как продолжение самого человеческого рода. А уж потом общество с его нравами и обычаями вносило сюда свои коррективы, в виде норм, которые таким образом мы называем нравственными.
 Итак, в качестве материальной основы брака - экономика, в виде социальной - иерархия клана, а в качестве силы, формирующей нормы поведения - нравственность (как сумма нравов, вытекающих из особенностей существования людей, как исторических, так и географических)

 Все это справедливо и может до определенного времени устроить пытливую мысль, но вот незадача - если учитывать только биологическую "родословную" человека, неясно, как возникли такие феномены человеческой жизни как экономика и нравственность, не говоря уже о еще более тонких проявлениях разума - религиозном сознании и морали. Сами по себе, сами из себя? Но сама по себе, из ничего не вырастет и былинка.

 Иначе говоря, если считать человека животным, то кое-что в его жизни мы можем объяснить, но уже очень многое создает в нашем понимании пропасть между "биологией" и фактами цивилизации. И животные ведут стадный образ жизни (там, где одиночка просто не выживет) , и звери иногда создают союзы самки и самца, не только чтобы спариться, но вместе выращивая потомство.
 Все это нормы поведения особей в природе, конечно же, просматриваются в поведении человека, но можно уже заметить, что человеческое формируется на их фоне как результат вмешательства в натуральную эволюцию Homo Sapiens бытия иного рода, иной жизни, иных факторов

 Именно эти факторы не только позволили человеку стать сознательным существом, имеющим понятийность и с его помощью осознавать происходящее как имеющее  смысл, но дали ему также понятия о любви и морали. Дали в помощь, для того, чтобы выжить цивилизации выжить, не став на теле планеты раковой опухолью.

 Вся сумма этих фактов проявляется как вторая "родословная" человека, которую мы не без некоторых колебаний (уж больно затаскано это слово и широко используется для разнообразных целей) назовем духовной.
 Семья - в отличии от брака, этого общественного института, есть проявление духовной составляющей человека.
 И таким образом человеческое существо имеет как бы две "биографии", возникая в итоге их совместного действия, будучи плодом их соединения, на стыке этих противоположностей, на фронте волны в ее колебаниях. Человеческое проявляется синтезом противоречий двух глобальных тенденций мира, которые человек издавна окрестил мужеским и женским его началом.
 Но если биологически представитель Homo Sapiens  рождается, как и положено особи, от своих спарившихся родителей, то духовно человек создается, то есть он - результат иного чем коитус, а именно творческого акта двух мировых начал.
 Без второго особь вида Homo Sapiens так и не становится человеческой личностью.

 Брак необходим человеку для того чтобы выжить в обществе, этом порождении цивилизации. Выживать в природе человеку в природе тем легче, чем он полнее чувствуетсвое с ней биологическое родство. С животным миром человек "одной крови". А вот общество соплеменников оказывается для жизни человека как для сознательного существа намного сложнее, обнаруживая систему не только вертикальных (кровных, от родителей к детям), но и гораздо более сложных горизонтальных связей. Именно такой связью является брак, соединяя мужчину и женщину, не находящихся в кровном родстве.

 Таким образом, брак в истории человеческого общества выступает моделью соединения двух мировых начал. Не удивительно поэтому что он как атом общества, его системообразующая ячейка выкристаллизовался из всей структуры взаимоотношений между людьми, соединяемыми в общество совместной целью жизни.
 Такой целью всегда выступает некое производство общеценимого продукта. При обмене с другими обществами продукт становится товаром.
 Товаром может выступать как предмет, так информация, система услуг, культура или власть, а также поиски духовного начала, завершающие пирамиду ценностей.
 Брак имеет экономическую природу и основой его выступает расчет.

 "А любовь? - спросит нас нетерпеливый романтик - бывают конечно и браки по расчету, но к счастью, далеко не всегда"

 Брак как институт общественного устройства обнаруживает в себе товарную природу, а способом измерения товарности выступает именно расчет. Хотя критерии его в истории человечества выступали самые разнообразные, в зависимости от того что нам ценно на рынке, то есть в этом месте и в данное время.
 Институт брака формировала нравственность, так как именно нравы сохраняют и несут в себе необходимые для выживания общества ценности. Нравственность же, как и этика, рациональна.

 Критерием брачного расчета могут быть не только соображения материального достатка или иные меркантильные соображения, но иерархически-сословные, а также мировоззренческие, вплоть до идеализированных. Словом, все то, что имеет ценность для жизни в глазах человека, включая и романтические, в том числе саму любовь.
 Почему бы и нет? Вспомним, что только в XIX-XX веках достоянием широкого общества становится идея о том, что именно любовь может быть основой крепкого брака, а это значит, что мораль соеднила любовь смысловой связью с браком. От самого же брака человек издавно ждал вполне определенных жизненных результатов: продолжения рода, счастья, самореализации. Но прежде людей женили и выдавали замуж чаще всего по расчетам не возвышенного свойства, а экономического и кланового. Что же касается чувств и счастья...как говорилось, "стерпится-слюбится".
 И это насильственное соединение нередко в самом деле функционирует. Почему?

 Секрет в семье, без которой и сам брак как способ существования общества был бы невозможен. Ведь если сам брак - форма общественной связи, то семья выступает его содержанием.

  Поэтому семья с ее ценностями - основное звено в биографии человеческого, то есть духовной ее составляющей, предшествует браку с его товарной природой. Прежде чем продукт становится товаром, способным удовлетворить спрос блиижнего, он должен быть создан. Так и человек должен предшестовать животному, чтобы проявиться в нем. Семья предшествует браку, будучи историей человека от его рождения, когда он - так сказать, продукт семейных взаимоотношений до той поры, когда человек сам создает семью и таким образом продолжает сюжетную линию своей жизненной истории.

 Мы воспитаны обществом - в широком смысле этого слова, семьей, то есть не только узким кругом родителей, братьев и сестер (а его может и не быть или он может иметь скорее второстепенное значение), но именно теми людьми, которые сыграли важную роль в нашей жизни, нашем мироощущении, образе жизни и способе мыслить.
 Таким образом,  продукт сознания, который создается в семье, воспитывающей нас от рождения - система жизненных ценностей, которую нельзя продать другому, но которой можно одарить

 Продукт - основа и содержание товара. А семья как основа брака обнаруживает его первоначальную духовную природу.
 Если материальная основа брака - товарный обмен с его расчетом, то материальной основой семьи выступает дарение ценного. Если в браке как и во всяком обществе, людей связывает учет взаимных интересов, то в семье людей объединяет любовь
  Содержание предшествует форме, и без содержания форма теряет свой жизненный смысл. Так брак без семьи может сохранять устойчивость и служить общественным целям, но он уже перестает быть союзом двоих. А взаимные интересы, когда в них теряется любовь, перестают быть взаимными. Что происходит в этом случае с людьми, заключившими жизненный союза? Каждый из них по-прежнему обладает своей историей, и сам союз остается историей. Но такой союз перестает быть судьбой. 

2. История и судьба

Человек давно заметил, что каждое общество обладает своей историей. Такова вообще особенность научного знания - выводить закономерности из суммы наблюдаемых явлений. Мы склонны видеть в мире причинно-следственные связи, а такая связь есть ни что иное как устойчивая повторяемость одного явления вслед за другим, из чего человек предполагает действие некоторого закона.

 Чем же в этом смысле является для нас история? Это конечно не просто перечисление событий, которые происходили и происходят в жизни некоторого устойчивого субъекта, но и взаимосвязь между ними, взаимообусловленность и закономерности.
 Эти закономерности становятся нам ясными по мере того как мы осмысливаем происходящие явления, интерпретируем их в рамках своего миропонимания. Никакой самый пунктуальный летописец, как бы он ни желал избежать субъективности и предвзятости (а такое желание и возникает не всегда) не может знать с абсолютной точностью, что же произошло, он всегда в определенной мере предполагает.
 
 История - всегда нечто большее чем описание происходящего, история - это воссоздание линий жизни, имеющая сюжет и, соответственно, смысл, который вытекает из взаимного со-бытия людей и обществ.
 Таким образом личность творит историю. И все, что мы знаем о событиях и людях прошлого есть, в сущности, система мифов, канонизированных для нравственных и поучительных целей.
 С другой стороны, и то наследие древних верований, которое мы называем мифологией, в своеобразно символической форме рассказывает о действительных событиях.
 
 Сказанное вовсе не означает что мы отрицаем значение науки истории и вообще ее способность сообщать о действительно происходившем. История как наука оперирует всей суммой доступных человеку сегодняшнего дня знаний о той или иной эпохе, включая также воспоминания современников и непосредственных участников событий, а также археологические данные, которые можно как хронологическом, так и в смысловом плане сопоставить с мемуарными и летописными.
 Но в чем он, этот смысл? Факт для человека всегда есть неразывное целое его наблюдений и размышлений, а история как наука о действительно происходившем и происходящим неотделима от своей сюжетно-нравоучительной составляющей.
Таким образом, история как факты жизни имеет свой смысл в глазах человека.

 Но не следует полагать, что этот смысл заключается в некоторых "объективных закономерностях", в нерушимых и неотвратимых законах, как это желается тем, кто ставит историю на службу социологии.
 Наоборот,  у каждого человека есть своя задача, причем не только в плоскости общего, дающего ей существование. Там единичное входит в иерархию других единичных при соблюдении взаимных интересов, человек играет необходимую обществу роль, выполняет обязанности своей профессии, и он полностью не принадлежит сам себе.
 Но цель человека есть и в его самости, в планах развития собственной личности и ее сознания. Это и есть личная стезя человека в истории.
 Благодаря этой второй составляющей своего бытия человек способен проявить себя в истории общества не только как ее звено, но и лицо.
 История человечна. Поэтому ее  творит не столько летописец, по своему толкующий и передающий для других поколений сведения о событиях, но тот, кто историю делает.
 
   Законы природы властны над особью, но человеческая личность выживает как раз там, где умеет преодолеть законы борьбы за существование. И как раз  в той мере, в какой она делает это осознанно.
 Осознанно поступить вопреки личной выгоде, чтобы помочь другим, близким тебе людям - вот проявление человеческого. Это и есть проявление любви, осознание себя в семье.
 Это и фактор судьбы - то есть такого поворота истории личности, который ведет ее к жизни там, где энтропия естественной среды ведет к смерти.

 Сейчас мы говорим не о науке истории, то есть о прошлом человека, а той истории, которая творится нами в настоящем. В этом смысле каждый человек - историк своей жизни. И как общество в наиболее важных, существенных и судьбоносных своих чертах есть проявление человеческой личности, так история общества является лишь продолжением истории человека среди других людей.

 Событие - цельный атом истории, будь это история одного человека или целого коллектива, есть со-бытие индивидуальностей, лежащих в разных плоскостях собственного, присущего только им бытия.
 Событие это всегда отношение человека к тому внутреннему измерению, в котором он оказывается личностью. Таким образом, история людей -  взаимное влияние личностей друг на друга. История каждого человека – со-в-ме-щение нескольких планов бытия.
 Общее знание - одно для всех, но свой смысл раскрывает каждому по-своему, в интимном откровении. Это еще один довод к тому, что общественную ценимость недостаточно взять в её уже готовом виде.  Ее еще нужно сотворить для себя самого заново. Дать ей второе рождение.

 У истории кроме естественного, есть и внутренне-поучительный смысл, она дает человеку урок, где педагогом выступает личность. Поэтому история напоминает литературный сюжет (архетип). Здесь каждый персонаж несет свой собственный мир личных представлений о жизни и ее ценностях. Свои взгляды он защищает от посторонних, и в этом неизбежный конфликт между свойственным только тебе и влиянием чужого.
 Но это чужое дает персонажу шанс понять самого себя и действительную ценность того, что он защищает так упорно.
 Умозрительные ценности проверяются действительностью, как теория практикой.

  Взаимоотношение любви и ее конрагента смерти, место брака в сословной иерархии - вот сюжетность (а основное назначение сюжета - нести смысл), которая проявляется в сценических приключениях Ромео и Джульетты, но также и жизни уже не персонажей, а живущих на Земле людей, тысяч «Ромео» и «Джульетт».

  Правда, человеческая жизнь в отличие от более или менее ясно выраженной логики, заключенной в пьесе, сменой своих "декораций" чаще напоминает сон с его символическим содержанием. Ведь человек - как мы уже упоминали, существо нецельное, составное.  Этот факт крайне затрудняет ему поиски так называемого "смысла жизни", вопрос о котором становится на пути всякого, кто хочет осознать свое место под солнцем, чувствуя важную подоплеку в пестрой череде мелькающих дней.

 Как мы уже замечали, каждая личность (отдельного человека или личность, проявляющаяся в обществе) имеет свой организм, который вырабатывает ценности в определенном ритме.  Такой ритм имеет две коренные особенности: последовательность и длительность проявлений жизни. Это и есть главные характеристики события: каждое из них длится определенное время и находится в определенной смысловой связи с другими событиями.

 Человеческие общества взаимозависимы и влияют друг на друга своими историями.
 Точка встреч и разлук для человеческих историй - есть судьба. Например, умирает один из близких друзей, деливших радости и беды, имевших важный обоим опыт совместной жизни, а другой остается жить. Или, наоборот, встречаются два человека, чьи личные истории в результате обрели общий смысл. Такое расхождение или схождение личных историй мы и назовем судьбой.

 И если говорить об истории и судьбе, то историю человека мы сравним с мелодией, богатой разнообразием тем, а судьбу - с контрапунктом.

 Рационализирующая мысль привыкла наклеивать на понятие судьбы ярлык мистики, указывая на то, что если у человека есть судьба, то она детерминирует жизнь, как предзаданная сюжетность лишает человека самостоятельности и воли.
 Взаимовлияние историй (например, истории страны на жизнь ее граждан) носит характер не столько детерминизма, сколько заданности обстоятельств. Так свободное течение реки зависимо от рельефа местности, если впереди ущелье или гора - траектория пути и характер меняются, что не мешает реке течь к своей цели.
 Даже в узких обстоятельствах мы способны осуществить потенциал свой личности. И следовать собственным путем.

 Если история как и мелодия необыкновенно разнообразнa, то у судьбы есть два существенных направления: жизнь и смерть.
 Если музыка - жизнь мелодии, то наложение ритмов может быть как диссонансом, движение мелодии к смерти, так и ее перерождением в новую мелодию. Первое обнруживает несовместимость, а второе - взаимное обогащение и обоюдный смысл.
 Во взаимной ценности жизнь и смерть не противоречат друг другу, как белое не противоречит черному, но служит ему фоном.
 Здесь смерть - естественный финал, свойственный материальному миру с его энтропией, изнашиваемостью материала.
 А жизнь - проявление мира другого рода, его вмешательства в смерть. Именно того мира, который и создал жизнь. Это проявление любви, несущей жизнь и дающей возрождение всему, что смертно.

 Проявлению любви даёт место семья. То есть саму жизнь.
 Некогда древние племена во враждебном окружении выжили, сумев сомкнуть плечи. Этому помогло ощущение каждого членом одной семьи. Сегодня даже огромный международный концерн выживает именно в меру того, насколько его работники ощущают себя семьей, не просто участниками формального объединения.
 Семья - такое объединение, когда всякая товарность в отношениях сведена к минимуму. Это дает возможность человеку проявить свои ценности в их максимальной полноте, то есть как дар. Лишь товар можно обменять на нечто равное ему по стоимости, а ценность дарится - просто потому что она сама не следует не из какого товара, и создана не только для чего-то (для жизни), но еще из внутренней потребности (из жизни). А что без платы получили, так же следует и отдавать.

3. Семья и мораль

 Семье свойственна мораль, помогающая ей выжить, также как и браку - форме общественных отношений свойственна нравственность.   Логика общественной иерархии определяется теми задачами, которые выполняют по отношению друг к другу взаимозависимые личности. Поэтому нравы и обычаи, закрепляясь в сознании человека, создают нормы, готовые формы и решения, поддерживающие иерархию и помогающие людям действовать ее условиях. Это - стержень общества, без которого не функционирует порядок, необходимый в условиях столкновения интересов в со-бытии людей,со-существовании индивидуальностей.
 Всегда довлеющая над человеком норма, унификация решения, стандарт, бессознательно срабатывающий механизм подчинения необходимому - есть то, чем снабдила нас в помощь матушка-природа, вооружившая этим особи, выполняющие задачи популяции.
 Но в природе одна популяция корректирует другую и одна сменяет другую. И особи не обладают сознанием. А человек обладает, благодаря чему выживет там, где жизни зверя приходит естественный конец. Потому что человеческому началу дает дыхание иное бытие, суть которого - жизнь, а не смерть.

 Жизнь человека в условиях цивилизации обнаруживает несколько иные принципы выживаемости. Закон когтя и клыка, закон борьбы за место под солнцем и за нишу в условиях рынка то тут то там приводит человека в тупик.
"За что боролись, на то и напоролись"- говорит об этом пословица русского народа.
 Законы нравственности содержат в себе вполне определенные нормы, но мы видим то здесь, то там, как в них вносят обстоятельства места и времени свои коррективы.
 Например, в общественных местах не принято обнажаться, но на пляже и воообще в курортной зоне, а также на съемках или некоторых других акциях это правило постепенно теряет свою силу и уже одетый человек выглядит там нелепо. Норма - есть всегда абстракция. Сознание же человека дает ему возможность поступить правильно в конкретных обстоятельствах.

 Эти обстоятельства места и времени даны нам извне. Дан нам и стереотип, норма, всегда готовый к услугам, способный подсказать, что верно, что хорошо. Но как этот норматив, влияет на нас, насколько определяет наше поведение, насколько лишает возможности разглядеть,что же в действительности происходит перед нами и в чем заключается наш долг? Давление обстоятельств на человека бывает так сильно, в том числе влияние унификации и конформизма (путь наименьшего сопротивления) бывает порой так глубоко, что лишь редкие личности способны ему противостоять. И все же выбор человек имеет. Это есть внутренний моральный выбор

 Если готовое решение по стереотипу - это задача человека, даваемый ему громкий императив, то мораль выступает в нашей жизни скорее сверхзадачей. Она скорее во внутреннем и порой довольно тихом голосе совести. Ведь совесть, как и мораль, всегда конкретна, она обращает человека к его подлинным ценностям. А подлинные ценности создаются в семье

 Когда говорят, что мораль содержится в законах, как государственных, так и религиозных, это верно. Но эти нормы абстрактны. Закон определяет, как следует поступить в некоторых обстоятельствах, давая нам норму, а сама жизнь решает, какие в действительности обстоятельства сложились и сам человек решает, какой выбор сделать в эту минуту на данном месте.
 Поэтому не закон судит, а судья с его видением совершенно конкретной ситуации.
 Судья увидит ситуацию верно в той мере, насколько он - личность.
 Принять правильное решение - а именно от него чаще всего зависит судьба – нам помогает мораль с ее внутренним содержанием, любовью.

 Мораль спасёт, когда человек совершает поступок, служащий выражению ценностей личности, еще до того, как нужно оценить действие по общественно-релевантным нормам, которые в ряде случаев могут отличаться от необходимых здесь и сейчас.
 Но прежде эти нормы нужно знать. Мало того, для правильной оценки обстоятельств этим нормам неоходимо быть краеугольным камнем иерархии ценностей. Только тогда возможно и знание исключений.

 Без них, формул морали, внутренние  устремления человека не будут иметь нужной области применения.
 Ограничивая человека в размахе его свободного стремления к будущему и тем приближая к настоящему, норма морали создает человеку необходимую форму и для его любви. Это формула, в которой заключено прошлое, способное однако вновь стать настоящим.
 Общественные нормы морали дают человеку потребные ему материалы для творческого осознания реальности, без чего не принять правильного решения.
 Мораль - когда твоя личность выступает судьей тебе самому.

Судья видит ситуацию верно в той мере, насколько он - личность. Но что же такое личность?
И зверь индивидуален, и одна особь в ее неповторимости, в том как решает свои жизненные задачи, отличается от другой, имеет ярко выраженный характер.
 Но личность  сознательно проявляет себя. Поэтому она умеет и сопротивляться унификации, уравнивающему и стандартизирующему влиянию массы, и если необходимо, подчиниться ему, хотя бы то и другое было ей весьма болезненно.
 Личность видит, что ей хорошо и что плохо, ей не нужно для этого исходить из общих соображений.
 Как же этой ей удается так зорко все подмечать? Секрет прост и всё-же не так-то прост. Личность умеет разумно любить.
 Да, разум и любовь вовсе не противоположны друг другу.

  Мир природы создан любовью. Она рождает в мире жизнь, создавая разумную гармонию в сосущестовании популяций и человеческих сообществ.
 Однако человеческая цивилизация - проявление не только эволюции, но и сознания. Здесь любовь обнаруживает свой иной аспект и, заметим, аспект первоначальный. Любовь свойственна личности. Именно личность творит мир, в этом ее особенность и неповторимая задача.

  Мораль сперва проявляется в нравственности, свойственной обществу, делая нравственность больше чем просто суммой нравов и обычаев (будь это народ или производственный коллектив), делая нравственность ориентиром для поведения, той чертой, за гранью которой уже начинается дисгармония, дестабилизация, разрушение, кризис.

  Личности свойственна цельность, та определенная линия, которая проявляется ею в различных жизненных обстоятельствах.
 Личности свойственно творчество, проявление силы, создающей мир. Таким образом, любовь всегда проявляется вовне. И для творчества и для любви окружающий мир - место приложения усилий, пространство деятельности.
 
 Но Личность - не абстракция, не сумма приведенных нами свойств. Абстракция не может творить, не обладает сознанием. Личность - это существо.

  Так  кто же она сама по себе такая – Личность?


Рецензии
Как приятно написать отклик-рецензию на Ваше произведение.
С самого нашего рождения родители учат нас тому, что мы должны быть добрыми ко всем остальным. Этому же учат нас и учителя в школах. Но что, же такое добро?
Думаю, быть добрым – это видя, что кому-нибудь нужна помощь, не проходить мимо, а попытаться помочь. Даже маленькая, незначительная на первый взгляд, помощь, может спасти жизнь человека. А многие из нас, к сожалению, не осознают этого и проходят мимо. Они думают, что это не их проблемы и это их не касается, но рано или поздно нам и самим может понадобиться эта помощь. Но нам тоже никто не поможет, если не будем помогать мы.

Александр Псковский   31.07.2019 12:55     Заявить о нарушении
Бог-то всегда помогает, но Он ждёт от человека в добре активности и самостоятельности

Дмитриев   31.07.2019 13:01   Заявить о нарушении