Трагедия Гоголя
Высокой раною болея...
В. Хлебников.
... Любой истинный Ге-ни-й всегда трагичен, будь то Лермонтов, Пушкин,Достоевский, Ван Гог или Жерар де Нерваль...
Мне хочется поделиться с Вами своими мыслями о Гении Николая Васильевича Гоголя, который представляется наиболее трагичной фигурой в русской литературе. Написаны десятки исследований профессионалов на эту тему,я их практически не читал, поэтому нижеприведённые слова возникли благодаря собственному пониманию этой трагедии писателя.
1. Отсутствие рядом истинного друга, в частности женщины (что было характерно и для Лермонтова,Пушкина, Толстого; сей участи избежал лишь Достоевский, благодаря Анне Григорьевне Сниткиной-Достоевской, что продлило больному писателю и жизнь и творчество).
2. Непонимание Гоголя его окружением, которое резко усилилось после опубликования "Выбранных мест..." В чём только его не обвиняли современники, от непонимания "реальной" жизни до впадения в "реакционизм" (Белинский), это общеизвестный факт.
3.Трагедия написания "Мёртвых душ" и незавершённости этой поэмы. На этом пункте мне хотелось бы остановиться более подробней, поскольку он представляется ключевым. Как и "Ревизора", "Мёртвые души" многими в то время воспринимались как карикатура на действительную жизнь, "реальность", пусть и с похожими на истинные эпизоды помещичьей жизни. Но что хотел в показать нам Гоголь от своего главного героя, Чичикова? То, что он пройдоха, плут, проныра, который хочет быть значительным и "окончательно" "устроенным" в жизни?
Но это всего лишь ПЕРВЫЙ, ПОВЕРХНОСТНЫЙ взгляд на главного героя ПОЭМЫ ГОГОЛЯ.
Почему же это произведение так и не было завершено писателем, а варианты завершения несколько раз предавались огню и мусорной корзине?
Об этом поговорим чуть подробнее...
В последние годы жизни Гоголь, как известно, подпал под сильное влияние своего, так называемого духовника – отца Матфея, который всячески отвращал его от занятий литературой,призывал принять монашество, особенно после общественного «провала» «Выбранных мест из переписки с друзьями».
… По замыслу же Гоголя, в третьем томе «Мёртвых душ» Чичиков должен полностью преобразиться и в действительности послужить Отечеству (варианты этого развития событий были написаны Гоголем, но позже сожжены), то есть данный персонаж обязан стать полностью своим антиподом, стать человеком с совестью.
… Признавшись как то отцу Матфею, в том, что ему трудно удаётся сделать из Чичикова «человека-душеньку, образец для нового молодого поколения», Гоголь получил суровую отповедь духовного наставника:
«Сие никак невозможно. Нельзя из говна конфетку сделать. Так не бывает. Ваш Чичиков просто не способен к покаянию, а без Бога никакое преобразование сути личности невозможно…»
Таким образом, духовник писателя был посвящён в эти планы и был против публикации продолжения поэмы, аргументируя ещё проще:
«Засмеют… Вам, что же мало было смеха публики после «Выбранных мест..?»
Однако, видимо, духовник сам плохо знал те же "Мёртвые души" Гоголя, а, возможно и вообще их не читал. Ведь автор так надеялся на воскрешение своего героя, как и на воскрешение России:
"...может быть, в сей же самой повести почуются иные, ещё доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдёт муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, которой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мёртвыми покажутся перед ними все добродетельные люди иных племён, как мертва книга перед живым словом!"
Однако, Гоголь тогда видимо, прислушался не к Себе, а к советчику. Увы, мнительность Гоголя была тогда общеизвестной, а в последние годы жизни стала просто маниакальной, поэтому последние варианты поэмы также были преданы огню за несколько дней до смерти Гения им же самим.
4. И тут мы плавно переходим к четвёртому пункту: мистичности самого Гоголя. Почти все его произведения пронизаны ей, в них также просматривается зависимость самого Гения от этой мистики.
О Гоголе написано очень много и не хотелось бы повторять чужие мысли… Кто то его считает Ангелом, кто то чёртом, а кто-то даже йогом… Весьма обычное явление: «Сколько людей, столько и мнений». А мнения формируют опять же писатели и, в первую очередь, критики. Однако, как мне представляется, это примитивный, упрощённый подход.
Как обычно бывает, в душе этого человека схлестнулись две земные Силы: Добро и Зло.
Вий (собирательный образ) олицетворял Зло, Христос, разумеется, - добро. И Николай Васильевич, как и все смертные, не избежал в своей жизни известной дилеммы Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то, значит, всё дозволено?».
Силы Добра ещё у него олицетворялись о. Матфеем, силы зла – видения самим Гоголем нижнеастральных природных сущностей, «разорванность» души писателя.
Эти две силы в конце жизни боролись в душе Гения, а какая из них одержала победу, пусть пока временную, судить не мне, да и никому вообще.
... От себя могу лишь только предположить, что одной из причин трагедии Гоголя была невозможность выразительными средствами (в данном случае - художественным Словом) выразить Невыразимое, то есть истинно Божественное.
Свидетельство о публикации №219032300956
Алёна Кор 17.05.2019 07:42 Заявить о нарушении
Валерий Василёв 17.05.2019 09:26 Заявить о нарушении
Валерий Василёв 25.11.2022 10:37 Заявить о нарушении