Встреча с Читой
не в солнечной Испании, а в столице Забайкальского края Чите. И нисколько об этом не жалею.
С одноклассником Александром мы учились вместе на Дальнем Востоке. Дослужившись до старшего офицерского
звания, он перешел на службу в МЧС края. Несколько лет назад классом встретились в Москве, где он пригласил меня в гости к себе.
Читу я помню с детства. В далеком 1968 г .отец получил по службе направление в Забайкалье. Помню еще тот ж/д вокзал в Чите. Вдалеке виднелись сопки. Пока отец получал распределение в штабе ЗабВО, мы прожили немного в гостинице. Получили направление в Даурию- там прожили пять лет. Отец служил в мотострелковой дивизии (коман-диром был генерал-майор Язов Д. Ф. – последний маршал Советского Союза). Как рассказывал отец, будучи дежурным по связи , он не раз общался лично с Дмитрием Федоровичем. Я успел побывать в Даурии спустя почти 50 лет и даже увидеться с одноклассниками. Но это уже другая история.
Прилетел я рейсом авиакомпании S7Airlines в столицу края около девяти утра. Александр уже ждал меня. Мы обнялись как старые друзья и поехали в город. По пути остановились на Титовской сопке (высота 780 м над уровнем моря). Отсюда открывается прекрасный вид на краевой центр.
К вечеру вышли прогуляться. Парк около стадиона Сибирского военного округа напомнил мне сосны, что были когда-то в моем пионерском детстве. Я отдыхал тогда в лагере «Салют» что располагался рядом с поселком Атамановка. Да, север Забайкалья красив! Хвойные леса, скалы и сопки вокруг создают неповторимый колорит. Имеются санатории. Успели с другом погулять возле одного из них – «Молоковка» и насладиться красотами окружающего леса. На юге, ближе к границе, расположены степи с растущим на них ковылем и многочисленными норами сусликов. Тамошняя даурская природа тоже красива по своему.
Мы поговорили о школе, вспомнили бывших одноклассников. Тезка посвятил меня в некоторые тайны своей биогр-афии. Например, как проходила его служба в Чите. Здесь он и встретил свою Екатерину.
На следующее утро Александр начал меня знакомить с городом.
Как человеку, исповедующего ислам, мне интересно было посетить мечеть - красивое здание из красного кирпича с устремленным ввысь золотистым полумесяцем. Бородатый молодой человек, таджик по национальности, подошел ко мне. Сообщил ему, что приехал из Башкирии и желаю осмотреть религиозный храм. После осмотра мечети мы зашли
в медресе (школа для будущих служителей культа). Я увидел комнаты для занятий и отдыха, столовую. Условия вполне хорошие как для учебы, так и для проведения свободного времени.
В Чите хватает каменных зданий начала ХХ века – это бывшие дома купцов-золотопромышленников. В этом столица напомнила мне наш второй по величине город в республике Стерлитамак. Среди увиденного: парк влюбленных, здание ФСБ и бывший штаб Сибирского ВО, площадь Ленина с неизменным памятником вождю российского пролетариата, храм Александра Невского. Зашли в пару магазинчиков. В магазине сувениров был большой выбор изделий местных мастеров: начиная от картин маслом, изделий из полотна и стекла, еще сувениры из дерева, металла и т.п.
Осмотрели парк Дома офицеров, где представлена техника нашей армии советского и современного периодов. Обратил внимание на скульптуру кота, сидящего на скамейке - забавно! В Доме офицеров шел обычный концерт, и на улице покуривали казаки и болтали о чем-то своем казачки. Конечно, это были участники художественной самодеятельности. Мужчины в своих шароварах с желтыми лампасами (помните фильм «Даурия»?), подпоясанные ремнем и в фуражках, а женщины в длинных цветных платьях, расписных блузках и с неизменными бусами - все, как полагается у казаков.
Посетили с другом музей «Церковь декабристов». В Читинский острог первые декабристы прибыли в январе 1827 года За своими мужьями последовали и их жены. Так, первой добровольно прибывшей в Читу была Елизавета Петровна – жена декабриста Нарышкина. Отстроив дом, она подала пример и другим женщинам, которые стали приезжать в Читу, чтобы быть рядом со своими мужьями.
Музей «Церковь декабристов» является одной из достопримечательностей Читы. Здание построено из местных пород дерева в 1776 году на пожертвования горожан и неплохо сохранилось. Здесь венчались со своими невестами декабристы И. А. Анненков и Д. И. Завалишин. Рядом с церковью похоронена дочь Волконских — Софья.
Музей представляет собой двухэтажное деревянное здание. Многие из декабристов находились на военной службе, поэтому можно увидеть армейскую форму ХIХ века, в том числе личное оружие - сабли и пистолеты. Имеются под стеклом архивные документы тех времен, а также личные вещи, как-то: подсвечники, книги, посуда для еды и т.п.
Как-то закончив дела на даче и собираясь домой, Александр объявил, что на обратном пути посетим интересное место. Недалеко от села Смоленка у дороги увидели бетонный знак в виде креста с ликом Христа и надписью «Мира всем». Повернули и заехали в лес. Понятней стало, когда оставив машину, пошли пешком и увидели много крестов вокруг. Кладбище?
В 1991 году здесь в сосновом лесу были найдено массовое захоронение. Обнаружено много могил и проведены исследования органами МВД. Установлено, что здесь погребено несколько тысяч людей, расстрелянных по ложному обвинению в 1937-38 годах. В братской могиле насчитали 51 труп с отверстием от пистолетной пули калибра 9,2 мм системы «Кольт» в затылочной части черепа. Всего таких могил было выявлено около пятидесяти, что составляет 2500 человек, замученных и убитых в застенках НКВД в Чите. По неофициальным данным в этом месте похоронено около восьми тысяч человек. Многие могилы ухожены, есть фамилии погибших и даты смерти, на крестах висят венки. Кругом зеленый лес и тишина.
В августа 1991 года при огромном стечении народа состоялось перезахоронение жертв террора. Через год над могилой появился полированный из черного камня крест с надписью «Жертвам репрессий» и памятный знак в виде трех сквозных полусфер. В 2008 году на территории мемориал случился пожар. Все деревья вокруг обгорели, кресты обуглились. В том же году прошли восстановительные работы, в которых приняли участия десятки читинцев. Ремонт и реконструкцию проводили здесь при помощи волонтёров, общественных объединений и при добровольном участии мэрии Читы. Были восстановлены просевшие от дождей плиты, убраны сгоревшие деревья, покрашены оградки и заменены обугленные кресты. Помнить об уроках истории – об этом напоминает мемориал под Читой. А сколько таких могил ухоженных или забытых по всей России!
В один из дней, возвращаясь с дачи в город, решили перекусить и заехать по пути в кафе. Называлось оно «Боян-Гол».
«Угощу тебя позами»,- сообщил друг детства. «Чем, чем?» - переспросил я. - «Узнаешь», - ответил он.
Заходим в небольшой зал, садимся за стол. Александр заказывает порции каких-то «позов» со сметаной, салат и зеленый чай с лимоном. Приносят на блюде все заказанное. Позы чем-то напоминают наши манты. Вверху каждого небольшое отверствие, в нем немного бульона.
Что сказать? Разве может быть невкусным сваренное свежее мясо в тесте? Это были «позы» или «бууза». По;зы — название на русском языке традиционного бурятского (буза) и монгольского (бууз) блюда. Считается, что бууза — один из вариантов китайского блюда баоцзы, откуда происходит и название кушанья, но в отличие от китайского начинка в буузах исключительно мясная.
Блюдо также родственно кавказским хинкали и тюркским мантам. Считается, что у позы должно быть 33 защипа. Едят позы традиционно руками, причём образовавшийся при приготовлении бульон внутри поз, надкусив у донышка, выпивают отдельно через образовавшееся отверстие.
Посетили мы и буддистский монастырь - дацан. Было любопытно взглянуть.
Монастырь снаружи обнесен невысоким кирпичным забором квадратом 108 на 108 метров. Это число неслучайно. Например, учение Будды составляет сто восемь томов, а в четках буддиста всегда ровно 108 бусин.
Раньше в Чите был свой дацан, но его снесли после революции. И в городе до конца ХХ века не было ни одного будди-стского храма! В мае 2001 года было освящено место для строительства дацана. Через год начались строительные работы, а 15 августа 2010 года состоялось освещение монастыря. Сейчас Читинский дацан считается самым современ-ным в мире, к нему подведены все коммуникации. Говорят, что черепица и плитка сделаны из переработанных старых пластиковых бутылок.
Если взглянуть на храм, то можно увидеть, что молитвенный храм - это четкий квадрат. Храм - это место прославления и проповедования учения Будды. Главный храм нужно обойти 3 раза. Три этажа храма символизируют три сущности Будды: ум, слово и тело. На первом этаже находится зал для служб и молитв. На второй и третий могут заходить только монахи.
Внутри, в центре храма находится 2-х метровая статуя Будды. Вес- 200 килограммов. Будда ШАКЬЯМУНИ восседает в позе лотоса на троне из кедра. Рядом висят портреты видных деятелей буддизма. Много лоскутных навесных украше-ний, половиков. Они придают храму яркость, праздничность, а выполнены эти украшения местными бабушками. В углу находится ящик для денежных сборов в пользу храма. Недалече висит знак Солнца (движения, благополучия) - «свастика». В переводе с санкрита, не удивляйтесь, «добру быть» (другое название – «мандзи»). Выполнен в виде креста с загнутыми концами. Они бывают повернуты как по часовой, так и против часовой стрелки. Это один из древних символов нашей планеты. Именно этот знак использовали фашисты и Гитлер в символике третьего рейха.
Наше посещение дацана закончилось. На улице все также моросил дождь. А мой кругозор пополнился сведениями
о третьей мировой религии (после православия и мусульманства). Глядишь, доберемся и до католиков с протестантами!
Увидел я и мемориальный комплекс в честь победы советских войск на реке Халхин-Гол в 1939 году. Сражения с японцами продолжались четыре месяца и унесли жизни около 10 тысяч советских солдат. Поражение Японии серьёзно повлияло на внешнеполитические позиции её правительства и удержало её от выступления против СССР в войне 1941-1945 годов.
Реконструкция памятника воинам и создание мемориального комплекса продолжались два года. Средства на возведение мемориала поступали от жителей Забайкальского края, предприятий и банков, государственных учреждений, от Читинской и Забайкальской Епархии. Была проведена большая работа по поиску забайкальцев, погибших в ходе боев, и их родственников. В списке погибших на мраморной плите увековечены имена 587 человек.
Посетили мы с другом и одно из захоронений японских военнопленных (в/п) в Чите. Найти его оказалось не так просто. Оно укрылось за деревьями и вокруг была густая трава. В центре на постаменте современные японцы соорудили некий знак. Есть и пояснительная плита с текстом на русском языке. Но сначала немного истории.
После победы над Германией Советский Союз выполнил свой союзнический долг и разгромил Квантунскую армию на Дальнем Востоке. В итоговой сводке Совинформбюро от 12 сентября 1945 г. было сообщено, что пленено 594 тысяч японских военнослужащих. Значительная их часть была направлена в лагеря Читинской области.
Эшелоны с в/п начали прибывать в сентябре 1945 г. Через четыре года последний японский в/п покинул Читинскую область. На ее территории был похоронен 7831 человек. В крае существует шесть охраняемых кладбищ японских военнопленных: два в Чите в районе гражданского кладбища и в Сухой пади, в Петровск-Забайкальске и три в Кадале (кладбища №№ 1-3).
На плите надпись: «Мемориальный комплекс «Россия-Япония – ХХI век – век мира и сотрудничества». За упокой души японских граждан, умерших во время интернирования в СССР после второй мировой войны. Мы соорудили мемориальный комплекс с клятвой о недопущении трагедии войн и с мольбой о мире и сотрудничестве в отношениях между Россией и Японией. Завершение постройки 30 августа 1996 г. Общество «Ягода-Кай» Токио». «Кай» – японское слово. Но почему «ягода»? На войне в тылу жилось несладко - люди голодали. Что тут о пленных говорить! Чтобы выжить, они готовили себе настои из местных трав и кореньев. И еще были ягоды, которых в области растет множество. Так ягоды и травы помогали японцам дожить до возвращения на родину.
Кстати, ушедший 2018-й год считался годом Японии в России. Такое решение было принято в декабре предыдущего года во время визита Владимира Путина в страну Восходящего солнца.
Пришло время возвращаться домой. Александр отвез меня в аэропорт. Мы обнялись на прощание, и я пошел на регистрацию. Но улететь вовремя не вышло. Когда я прилетел в Читу, здесь уже начинались военные учения «Восток». Будучи в самом городе или на даче, не раз замечал пролеты над головой сверзвуковых машин или вертолетов. Иногда даже уши закладывало – такая мощь! В аэропорту услышал от людей, что ожидают прилета министра обороны Шойгу.
Из-за Сергея Кужегетовича мой аэробус вылетел из Читы с опозданием. В Уфу прилетел поздно вечером и уже за полночь был дома. Мое путешествие в далекую и ставшую теперь ближе и понятней современную Сибирь завершилось.
Свидетельство о публикации №219032401059