Старая избушка

(Наташина сказка)

После полудня, основательно промокнув под проливным дождем, и находясь под впечатлением от огромных волн, бегущих из морской дали на пляж, я снова постучал в дом номер 13….
На этот раз дверь открыла не хозяйка, а моя знакомая Руслана. Впервые я увидел на ее лице добросердечную улыбку, без ледяного холода в глазах.
-Здравствуй, Руслана, Наташа дома? Или я не вовремя…
Девушка шагнула в сторону, пропуская меня в дом, и помогая скинуть промокшую куртку, довольно мило прощебетала:
- Ну, что вы! Наташа всегда рада добрым друзьям. Особенно в такие серые и скучные дни, как этот. Проходите….
Войдя неторопливыми шагами в комнату, я увидел Наташу с какой - то незнакомой женщиной. Они громко смеялись оживленно беседуя. Увидев меня, незнакомка умолкла и, заметив, что я в нерешительности остановился у порога, весело сказала:
- Проходите, проходите, молодой человек! Не стесняйтесь.
И, повернув голову к Наташе, добавила:
- Ну ладно, хозяюшка, спасибо тебе сердечное за хлеб, за соль, да за ласковое слово, но мне пора, мой Лурджа уже поди заждался.
Женщина поднялась и, бросив на меня веселый взгляд, прошла на кухню к заветной двери. В проеме она обернулась, и обратилась к хозяйке:
- Да, Наташенька, совсем забыла старая! Скажи Лешке, что бы непременно заглянул ко мне. Дело для него есть важное. Бывайте здоровы!
- До свидания, Ядвигочка! Как выберешь часок, забегай. Буду очень рада!
Попрощалась Наташа, обнимая и целуя гостью.
Забрав со стула, какое – то пальто, женщина исчезла в подвальчике. За эту пару минут, успев рассмотреть гостью, я немного обиделся на ее обращение «молодой человек». Если она и была старше, то не на много, скорее всего она была явно моложе меня. Темные волнистые волосы, падая пышными волнами на плечи, обрамляли ее строгое и очень красивое лицо, брови широковатые для наших дней имели удивительный изгиб, подчеркивая красоту бездонных зеленых глаз. Прямой нос, очень гармонично сочетался с не очень пухлыми, но красивыми губами. Портрет заканчивал подбородок с милой ямочкой. Лицо и фигура, исчезающей на кухне женщины говорили об ее молодости и изяществе, если бы не едва приметные морщинки в уголках глаз, да несколько серебристых нитей в ее волосах. Платье ее трудно было назвать модным, но оно очень шло ей и говорило о хорошем вкусе. Я почувствовал себя неловко от того, что женщина так намеренно - быстро оставила нас с Наташей вдвоем, словно сделала непристойный намек. Но хозяйка, как всегда все поняла:
- Не переживай. Особенно о том, что подумают обо мне. А твоя знакомая уже и так уже раза три собиралась уходить, да я не отпускала. Давно не виделись с ней, соскучилась.
Я оторопел от слов хозяйки:
- Моя знакомая? Наташа, ты шутишь так? Что-то нее припомню, что бы я с ней когда либо встречался…
В голубых глазах Наташи плясали озорные чертики:
- Может и не встречались вы с нею, верю, но о ней ты точно знаешь. При чем знаешь очень давно… Еще из сказок…
У меня в голове заворочались булыжники: «Кто же она? Василиса? Похожа.. Красивая… А может Марья – царевна? Тоже подходит… гордая походка… Но в сказках не все так просто. Может Кикимора?»
Как только я подумал о кикиморе, Наташа засмеялась уже в голос.
- Ну и фантазия у тебя, золотой мой! В сказке такого не придумать!
Я не знал, что и сказать, глядя на ее прищуренные от смеха глаза и широкую улыбку, прикрытую ладонями.
- Аленушка, Марья – Маревна, Хозяйка медной горы, Настенька, Варвара – краса…
Начал перечислять я всех сказочных красавиц, какие тлько приходили на ум, но с каждым названным именем Наташа смеялась еще громче. И что обиднее всего, вместе с ней смеялась, а вернее уже хохотала и Руслана.
- Ну, может хватит смеяться, девчата?
Слегка обиделся я.
- Сама скажи кто она…
Наташа немного успокоилась, хотя озорные огоньки плясали в ее синих глазах, усадила меня за стол, предложила чаю, и мягко заговорила:
- Сказать не скажу, золотце, а вот сказку тебе поведаю, а ты уже сам догадайся, кто же навестил меня нынче….


Далеко, далеко, в лесной глуши алтайских гор стоит изба. Она очень ветхая и заросла мхом до самого конька. Но никогда эта изба не развалится и не пропадет. Очень давно, когда древние боги создавали наш волшебный сказочный мир, жили по всей земле разные люди, добрые и злые, честные и лживые. И в этой маленькой новенькой избе, построенной отцом, жила девица красы неописуемой. Отец вырастил дочку один, так как мать умерла, когда девочке не было и пяти лет от роду. Многие парни хотели взять ее в жены, да не люб ей был никто. Однажды, когда она помогала отцу удить рыбу на реке, подъехали к ним люди из черного племени колдунов-чернокнижников. Люди не люди, медведи не медведи… Да и ездили не на конях, а на рогатых чудищах с шестью ногами. Старший, из чернокнижников крикнул отцу девушки:
- Прощайся, старик, с дочкой, беру я ее в жены теперь же!
Но отец заступил дорогу колдуну перед дочкой и ответил:
- Моя дочь за того пойдет, кого любым назовет. Не отдам ее колдовскому отродью, как ты, а за нашего рода мужчину выдам ее! Она моя дочь, а значит и род мой продолжит!
Взъярился незваный пришелец:
- Как ты посмел рыбак отказать мне! Я хозяин земель этих, и  возьму сам то, что назвал сегодня своим!
Он хотел схватить девушку, но рыбак сильной рукой выбил его из седла. Крикнув дочери: - «Беги до дому!» вступил рыбак в схватку с пришлыми нелюдями, а девушка помчалась к избе быстрее ветра. Скоро услышала она за спиной звуки погони, еще не ведая, что убили нелюди отца ее смелого. Быстрее лани лесной бежала красавица, спасаясь от погони и петляя меж деревьями. На бегу молилась несчастная, прося богов защитить ее от лиха черного. Уже изба рядом, уже и частокол близок, да и погоня обжигает спину дыханием чудищ. Пуще прежнего взмолилась девица богам своего народа:
- Молю вас защитники рода нашего, защитите – спасите меня, пока нет рядом отца-батюшки. Неможно мне неволей за чуждого мужа-колдуна хаживать. Защитите меня бессильную…
Сжалился над ней Перун, и ударил молнией в землю, аки плетью огненной, разделив ее на две части в аккурат прямо по избушке. И появилось тогда два мира: - Явь и Новь… И как только девушка вбежала в дверь своей избы, та повернулась входом в мир Явь, а глухой стеной в мир Новь…. С того дня никто из мира Новь не может перейти в мир Явь, ибо Перун решил в наказание за первую отнятую жизнь человека, сделать мир Новь – миром мертвых, а все живые оставались в другом мире, покуда жизнь не покинет их…. И лишь хозяйке избушки, дана была власть появляться в обоих мирах.  Много дней и много раз ходила девица к реке, искала отца, кликая его на разные лады по имени Йогин.. Йогин… Но так и не нашла она батюшку родного… А люди стали звать красавицу Йогиней, или Ядвигой…
Горько плакала девушка, но никто не мог помочь ее горю. Лес вокруг избушки сгустился, и стал непроходимым, а тучи, висящие непрерывно над домом Ядвиги погрузили всю округу в серый сумрак. И неудивительно, не может ярко светить солнце над перекрестком мира живых и мира мертвых… Так, по воле Богов, стала Ядвига хранителем этого горестного перекрестка. Года шли и много душ людских отправились в мир Новь через избушку красавицы. И каждый раз, провожая слезами уходящего, она поворачивала избу к лесу, за которым лежал мир умерших, передом. Не звучал больше в округе смех, ибо грехом было смеяться над смертью. Люди жившие неподалеку уходили от угрюмой избы все дальше и дальше, покуда не осталась Ядвига совсем одна… Только лешие и кикиморы помогали ей. Построили частокол округ избы, на жерди надели черепа коней и медведей, но им было безразлично: умрут люди или нет… Совсем трудно стало девушке, и тогда сам Сварог прислал ей в помощь друга. С его помощью могла она летать над лесами, морями и горами, забирая души ушедших людей и провожая их в свою избушку.
Но сердце у Ядвиги не зачерствело и оставалось добрым. Очень часто, вместе с душами умерших людей, она забирала детей, которым грозила смерть от голода и холода. Она привозила их на своем крылатом друге к избе и, желая избавить их от горя, предавала их память огню.

Наташа остановилась и, подойдя к окну, нешироко открыла его. В комнату ворвался морской холодный воздух и тихий, почти плачущий шорох дождя. Мне показалось, что я чудесным образом оказался около сказочной избушки на границе двух миров. Мне слышался шум ветра в листве вековых дубов и сосен, слышались и вой волков в ночном сумраке, и уханье филина, и хлопанье крыльев черных воронов, сидящих на жердях частокола…
Наташа продолжила рассказ….

      Около избы у Ядвиги был устроен алтарь для детей. Девушка клала спящее дитя вовнутрь, а перед ним накладывала хворост. Как только она поджигала его, помощник Леший вынимал дитя с обратной стороны, а вся боль и грусть ребенка сгорали в алтаре. Из памяти ребенка уходила горечь утраты и боль разлуки с родными, и он забывал про все плохое. Ребенка, прошедшего обряд огня, слуги Ядвиги подбрасывали в селения людей уже другим родителям. Обычно это делали Лебеди, чудесные существа, которым подвластна жизнь в мире живых и мире мертвых. Много, очень много добрых дел было сделано Ядвигой, но самое трудное и важное, это то, что она долгие века не пускает в мир Явь пришельцев из чужого и враждебного Мира. Тяжела судьба девушки, да и не любят Ядвигу люди… Неведома им тягостная служба избранницы Богов. А, как ты сам знаешь: того, кого не любят люди, языкастая молва превращает в ужасное создание, делая его злым, жестоким и уродливым….

     - Ты хочешь сказать, что твоя гостья, Ядвига – это Баба Яга???? Ты издеваешься?
     С подозрением спросил я, не скрывая своих сомнений:
    - А друг, подаренный Сварогом, на котором она летает над землей в ночном небе, это ступа?
    Наташа опять заразительно засмеялась:
    - Смотри кА, молодец! Признал бабушку! Точно, она и есть Яга! И это без шуток. Вот только, золотой мой, со ступой промашка…. Ступа – это такое специальное седло, в котором удобно сидеть девушке не любящей мужскую одежду. Его изготовил для Ядвиги Никита – кожемяка! Помнишь о таком? Она помогла богатырю мудрым советом, открыла двери в мир мертвых и дала меч. Ведь богатырь Никита бился со Змеем в мире Новь, а попасть он смог туда только с помощью Ядвиги. Вот в благодарность, он и соорудил ей из прочной змеиной кожи такое седло, что бы девушке было удобно летать на своем крылатом коне. На Кавказе его прозвали Конь – Лурджа! В Греции – это Пегас… Только обычные люди не видят его, и от этого им кажется, что летит Ядвига над землей и над лесом в ступе!!!!!
     - Да, да… И пестом погоняет, и метлой след заметает… Болваны эти люди…
     Я повернулся в сторону кресла, откуда прогнусавил странный голос. В нем, свернувшись клубком лежал огромный черный кот, таращивший на меня желтые глазища!
    - Ну почему же «болваны»?
    Мягко возразила Наташа:
    - Просто людям непонятно, как может летать ступа, да и седла такого никто больше не делал, вот и все….
    Я протер глаза, но этот наглый кот не исчез. Заметив мою растерянность, хозяйка пояснила:
   - Это друг и помощник Ядвиги. Помнишь про дуб зеленый у Лукоморья? Так этот тот самый… Он обычно рыщет по миру мертвых и предупреждает хозяйку обо всем, что там происходит. А сейчас он дожидается Алексея. У Ядвиги к лешему дело важное есть.
    - Я, «переваривая» услышанное, старался поверить, но никак не мог. Перед глазами стояла женщина настолько красивая и элегантная, что сравнить ее с образом древней злобной старухи одетой в грязную рвань, у меня ну никак не получалось….
    - Подожди, подожди… А как же сестрица Аленушка и ее братец Иванушка?
    Наглый котяра опередил Наташу с ответом:
    - Чего тебе непонятно? Ну, ошиблись Гуси-Лебеди. С кем не бывает. Ну не прознали пернатые сразу, что у мальчишки сестра старшая имеется, вот и привезли его к нам. А Ядвига умница! Едва глянула на Ивашку, сразу поняла: не можно его отдавать в чужие руки, и дождалась, покуда Аленка не прибежит за братцем. Сам провожал ее к избе через леса темные, не позволяя зверю или нашим лесовикам-оболтусам обидеть девчонку. А когда пришла Аленушка, Ядвига ушла в лес и ждала там, покуда та не забрав братца своего бегом домой направилась… Знаешь, Наташа, они так шустро бежали, что я едва поспевал за ними… Пока проводил до дому этих двоих, весь умаялся. А селяне, как ты говоришь не болваны, ни о чем не ведая раструбили, что дескать Яга пошла печь топить, тут то Аленка ее и перехитрила… Тошнит от людского вранья!
     Закончил речь Кот и, спрыгнув с кресла, уткнулся мордой в миску с молоком.
Наташа продолжала улыбаться, глядя на меня, видимо на лице моем было написано выражение полной глупости.
     - Вот видишь, гость дорогой, я была права, ты на самом деле много слышал о моей подружке, да только все не то, что можно назвать правдой….
   

    Я шел домой к друзьям изрядно промокший, не замечая дождя, и вспоминал веселый взгляд Наташи, почему – то сочувствующий взгляд Русланы, подозрительно суровый взгляд пришедшего Алексея, и особенно довольное урчание огромного, как овчарка черного кота, лакающего молоко. Все это было одновременно и сном и Явью. Шлепая по лужам в плохо освещенном Кривом переулке, я для себя решил: «Не уеду из поселка Большая Бгужда, пока не услышу все Наташины сказки, до последней…..»

24,03,2019 год


Рецензии