Глава 7. Вдогонку за счастьем

К концу 80- х страна все более погружалась в экономический хаос. Отсутствие производительности труда и условий конкурентности создавало критическое состояние для промышленности и приводило социалистическое хозяйство в упадок.

Когда власти наконец осознали, что государственное плановое управление производством и бюджетное финансирование уже не давало результата, в стране начали срочно вводить реформы, основанные на хозрасчете и системном управлении в экономике.

Предприятия получили,наконец, законные права к развитию рыночных отношений. И хотя в действительности все это было пока относительно и решалось скорей в теории, чем на практике, но люди радовались происходящим переменам.

В среде руководящего состава НПО "Парма"( прежнее название - НИИУМС)то и дело обсуждались новые контракты, формы учета, заключались коллективные договора с объединениями, специализирующихся на отрасли машиностроения.

Чтобы поднять производственно- экономическое образование сотрудников, в институте началась всеобщая переаттестация служащих.

82- му отделу также были розданы аттестационные листы, где содержалась информация, раскрывающая принципы хозрасчета, самоокупаемости, производственной рентабельности и прочих мудреных словечек из области экономики.

Все работники техдокументации и архива волновались, как перед экзаменом. Тексты на предполагаемые вопросы комиссии, мы заучивали наизусть.

Лишь нормоконтролеры относились к событию спокойно: ведь проверяя отчетные работы разработчиков, они всегда оставались в теме и были в курсе происходящих в отделах производственных  процессов.

Аттестационная комиссия состояла из 4-х человек - специалистов высокого класса во главе с ведущим научным сотрудником и ученым секретарем института Виктором Александровичем Кислингом.

Это был привлекательный мужчина, лет сорока, стройный, чуть выше среднего роста, с темно- русыми волосами и правильными чертами лица. Его врожденная интеллигентность и живой ум выдавали в нем человека незаурядного и безусловно выделяющегося из толпы. Выходец из российских немцев, он был достойным представителем своего народа.

Иногда я заходила в его 13-й отдел системных исследований, чтобы показать списки поступивших в фонд техдокументации технических новинок. Он доброжелательно расспрашивал меня о работе в НИИУМСе, о выпусках моих новых литературных заметок, которые постоянно публиковались в стенной институтской газете "Импульс", под руководством редактора, кандидата технических наук Нины Гавриловны Кудрявцевой, заседавшей, к тому же, рядом с нами, сотрудниками, в комнате техдокументации. Все в этих стенах стимулировало к творчеству и счастью, создавая в жизни незабываемые мгновения.

Общаться с Виктором Александровичем было легко и интересно. И каждый раз я незримо ощущала его поддержку, если случались какие-либо затруднения. Однажды, он даже открыто высказал свое пожелание, что посодействует, если я захочу поступить на экономический факультет университета.

Конечно же, я чувствовала над своей головой довольно прочную "крышу", с помощью которой можно было бы легко сделать себе карьеру. Но я так и не воспользовалась его добротой: не хотелось становиться зависимой и идти по пути, выбранному за тебя другим человеком.

По итогам комиссии меня переаттестовали, как старшего техника, переведя в должность техника второй категории. Собственно, все девочки из комнаты техдокументации успешно справились с заданием и ответили на нужные вопросы собеседования.

И лишь в архиве для сотрудниц наступили горькие дни: из семи человек сокращали сразу четверых и в основном, женщин, чья профессия не подходила занятости в машиностроительном институте. Были уволены рабочие, имеющие диплом швеи, кулинара, строителя и воспитателя детского сада. Не помогли даже хорошие профессиональные характеристики, выданные начальником отдела.

Хозрасчетная "метла" расчищала путь только избранным. Нужны были кадры, имевшие понимание и научную зрелость в обработке нового механизма хозяйствования. И так как предприятие начинало трудиться в условиях полного хозрасчета и самофинансирования, то и от качества работы каждого сотрудника зависело материальное благополучие всего коллектива.

Это была уже серьезная заявка на повышение социального уровня развития, где участие принимали не только разработчики, но и младший обслуживающий персонал.

Ориентируясь на будущее, коллективу НПО "Парма" предстояло внести существенный вклад в техническое перевооружение народного хозяйства Западного Урала. Но жаль, что в годы развала СССР эту нужную стране программу пришлось все- таки свернуть.

Я искренне радовалась, что в свое время сделала правильный выбор - в пользу профессии библиотекаря, создавшей мне не только устойчивое положение, но и немыслимый творческий взлет, как бывшей провинциалке. Ведь о таком я не смела и мечтать.

Вскоре, однако, мой пьедестал зашатался. После переаттестации, комиссия заявила, что всем техникам, кто прошел в 82-м отделе собеседование, необходимо поступить на обучение в любой технический ВУЗ. В данном случае, выбирать приходилось в двух направлениях: либо идти в Пермский политехнический институт, либо в Пермский госуниверситет, где имелся факультет по экономике. Любые другие факультеты и ВУЗы  не засчитывались.

Конечно же, мне очень хотелось продолжать работу в НИИУМСе, и я вынуждена была вместе с девочками из отдела поступить на подготовительные годичные курсы в университет.

Наступил 1989 год. И снова мои планы претерпели изменения. На курсах, где также преподавали и литературу, декан быстро поняла, что этот предмет для меня более значим, чем точные науки. Меня стали уговаривать перейти на филологический факультет, даже без сдачи экзаменов. И цель, к которой я шла еще со школы, оказалась совсем рядом.

Страна по- прежнему выживала, задыхаясь в тисках кризиса и инфляции. Разрушительная волна катилась по всей экономике социализма.

В магазинах ежедневно толпились люди, создавая длиннющие очереди, заканчивающиеся где-то на улице.

Так как фабрики и заводы не работали, отечественная продукция постепенно сходила на нет. Но выход, как всегда, нашли в завозе импорта.

Особенно успешно разбирались вещи из ГДР, Югославии и других еще существующих соцстран. Женщины стояли часами, чтобы купить обувь, одежду или приобрести что-то нужное и ценное в быту. Порой сначала занимали очередь и лишь потом узнавали про наличие товара.

Еще больше терпения требовалось, если семье вдруг понадобился телевизор или мебельный гарнитур. Покупка габаритных вещей также совершалась в порядке живой очереди, но люди месяцами отмечались в списках, чтобы зафиксировать свое появление и подтвердить номер, написанный на собственной ладошке.

Но если отечественная промышленность затыкала экономические бреши импортом, то с продуктами становилось совсем худо.

Мясо, сливочное масло поступали в торговые точки редко. Люди дежурили долгие часы  у дверей магазинов, чтобы получить необходимые продукты.

Масло привозили в виде огромного куба, взгромождали на прилавок и, нарезая огромным ножом,  взвешивали кусками покупателям, в основном, не более одного килограмма на человека. Правда масло тогда было настоящее- желтоватое, ароматное и без всяких синтетических добавок. Стоил столь дорогой по вкусу продукт- всего лишь 3 руб.40 коп.

Заворачивали отрезанный кусок в серую оберточную бумагу, и в такой таре многие покупатели помещали затем масло в сетку- авоську, откуда выглядывали, порой, и бутылки с молоком,и буханка черствого хлеба и другие продукты.

Все, конечно, стоило копейки: булка белого - по 20 коп.,ржаного- 16 коп.,пол-литровая бутылка кефира- за 30 коп. А предварительно сдав пустую бутылку, возвращали еще 15 коп.

Овощи в магазинах продавались откровенно некачественные: грязные, гнилые, они неделями находились в лотках, пока их, наконец, не выбрасывали на помойку. Но и здесь появлялись желающие, чтобы отовариться мелкой, мерзлой картошкой или взять несколько штук морковки и свеклы.

Картошка была в цене по 12 коп. за кг, капуста- по 8 коп. за кг, лук- по 10 коп. и все остальное- в пределах существующих цен.

Но чтобы обеспечить население даже такой некондицией, городские власти посылали сотрудников предприятий в помощь колхозникам по уборке овощей.

Наш отдел не один раз выезжал на совхозное поле, помогая селянам  в сборе остатков урожая.

В октябре, когда уже начинались заморозки, нас усаживали в специальный автобус и привозили в ближайшую деревню. Целый день, в наклон, мы продвигались по полю, выбирая оставшиеся клубни из мерзлой земли.

Работа была тяжелая, но находясь с утра и до вечера на свежем воздухе, мы, словно в награду, получали необыкновенный заряд энергии и здоровье.

Грустное лишь в том, что мерзлую картошку увозили в магазин и затем выбрасывали за ненадобностью. Ее не ел даже скот. И наш труд пропадал впустую. Таковы были издержки времени, в котором приходилось жить и работать.

Новые веяния коснулись и Пермского книжного издательства. Почувствовав послабления властей, типографии начали, наконец, выпускать книги, великолепно оформленные, в твердых обложках, которые напрямую поступали в магазины, а не уходили по тематическим планам или разным каналам на сторону.

Это были произведения известных советских и зарубежных авторов, фантастика, приключенческая литература- книги, которые всегда пользовались спросом у читателей. И так как читать в те годы люди еще не разучились и книга пользовалась спросом, то в книжных магазинах каждый раз собиралась порядочная очередь, чтобы достать заветное издание.

До сих пор, с тех времен, у меня сохранилась книга М. Булгакова "Мастер и Маргарита", выпуск 1988г., стоимость 3 руб.50 коп. Но это приобретение казалось самым радостным и желанным. За считанные месяцы я сумела собрать шикарную библиотеку произведений.

На работе, выполняя общественную нагрузку, я входила в культмассовый сектор. Обязанности состояли в том, чтобы доставать билеты для сотрудников на культурные мероприятия.

Занятие, конечно, было приятным. Сколько же звездных выступлений нам довелось увидеть в тот противоречивый, но по- своему интересный год.

Помнится, как на стадионе им. Ленинского комсомола выступала известная эстрадная знаменитость Алла Пугачева. У арены, плотным кольцом, стояли сотрудники милиции, сдерживая ошалевших от радости зрителей, пытавшихся пробраться поближе к любимой певице. Люди сидели даже на балконах, на крышах соседних домов.

Алла грациозно передвигалась по дорожкам стадиона и сильным, поставленным голосом пела под микрофон, как нынче говорят, "без фанеры".

Исполняя песню "Пригласите танцевать", она выбрала в партнеры мужчину, сидящего где-то в первых рядах. Его лицо, буквально, светилось от счастья, когда он кружился в вальсе с Примадонной. Только наяву можно оценить по- настоящему гениальный талант этой великой певицы.

Позднее, на этом же стадионе, менеджеры и райтеры концерта решили показать зрителям, неизвестную еще широкой публике артистку. Долго говорили про ее необыкновенный голос, певческое умение, словом расхваливали начинающее дарование со всех сторон.

Зрители терпеливо ждали. Наконец, вышла девушка в ярком платье- мини и запела, кривляясь телом в такт музыкальным аккордам.

После окончания, раздались лишь редкие хлопки. Видимо, предполагая подобную ситуацию, организаторы гастролей решили несколько взбодрить публику. И на стадион неожиданно вышел, не заявленный в концертной афише, Юрий Лоза.

Начал он выступление с известного хита "Плот". "На маленьком плоту сквозь бури, дождь и грозы..."- трогательно взметнулось вдруг над головами притихших зрителей...Аккомпанируя себе на гитаре, он пел мелодичным бархатным тенором, и душа невольно испытывала неземной восторг от подаренного в эти мгновения песенного чуда.

Обрадованные люди без конца вызывали артиста, и в конце концов, концерт превратился в сольное выступление Юрия Лозы. А бездарная исполнительница больше не показалась на сцене, впрочем, про нее никто уже и не вспоминал.

Запомнилась своим выступлением Лия Ахеджакова. Она приехала в Пермь лишь по той причине, чтобы побывать в художественной галерее и увидеть знаменитую выставку "Пермских деревянных богов". Ведь имеющаяся в городе уникальная коллекция образцов религиозного народного творчества 17- 19 веков, считается единственной не только в России, но и в мире.

Но, понятное дело, что как артистка, Лия Ахеджакова захотела выступить и перед зрителями, рассказать о своем творчестве в кино и о ее работах с известным кинорежиссером Эльдаром  Рязановым. По окончании встречи был обещан также показ фильма "Гараж", где участвовала в съемках знаменитая актриса второго плана.

На раннее время выступления артистки я не успевала и купила билеты сотрудникам на 9 часов вечера. Хотя бы, около 12 ночи женщины мечтали уже попасть домой.

Но обаятельная, жизнерадостная по натуре, Лия настолько увлеклась рассказом о съемках комедии, о рабочих моментах совместной игры с популярными артистами- Валентином Гафтом, Ией Саввиной, Андреем Мягковым и другими знаменитостями, что зал то и дело взрывался от хохота, не замечая прошедшего времени.

Фильм начался уже далеко за полночь. И вот, по сюжету, наступил тот самый час ночи, когда герои фильма- пайщики гаражно- строительного кооператива все никак не могут выбраться из тесной комнаты и попасть домой.

И в час ночи сидим и мы, так же ощущая себя невольными пленниками в кинотеатре. Уйти никто не может, так как двери на время сеанса контролеры закрывают.

Так и осталось в памяти это забавное приключение, которое пришлось испытать, благодаря творческому дару и таланту замечательной актрисы.

Культурные мероприятия скрашивали бытовые трудности и жизнь в Перми все же наполнялась светом, радостью...А где- то грохотали еще последние залпы войны.

В 1989 г. правительство, наконец, решило в политическом вопросе поставить точку и закончить освободительные бои наших солдат в Афганистане. Уже было ясно, что войну мы проиграли, и Советский Союз начал постепенный отход и возвращение воинов- интернационалистов домой. За 10 лет бессмысленных сражений погибли тысячи молодых ребят и даже в последний год войны, они продолжали умирать под шальными пулями моджахедов. Возвращали их в отчий дом, как обычно, в цинковом гробу, где родственники уже готовились к похоронам.

Подобное горе случилось и в нашем доме, в соседнем подъезде. На улице с венками у гроба стояли родители погибшего сына и толпа из близких людей, готовящихся проводить парня в последний путь.

И лишь заглядывая в маленькое, застекленное окошечко домовины, то и дело роняя слезы, неотлучно  стояла невеста бойца. Она была на последних месяцах беременности. Приезжая на побывку, парень чудом оставил после себя наследника.

Так было в те годы - и это тоже невольно осталось в моей памяти.

Папа снова отколол номер в нашей семейной жизни. После развода с мамой, он решил жениться. И начался отбор нужной ему претендентки.

Чуть ли не ежедневно, в квартире появлялись все новые женщины. Многие тут же проявляли властность характера, пытаясь стать полновластной хозяйкой. Отцу и бабушке это не нравилось и им указывали на порог.

Знакомиться же мне с мужчиной, отец не разрешал. Жилплощадь уже не позволяла, а разменивать квартиру он не хотел.

Но самодурство отца крепчало все дальше. Он с отвращением относился к сексу и то и дело грязно выражался об интимных отношениях. Себя он почему-то к числу озабоченных влечением не относил.

Для постороннего  человека невольно бы складывалось предубеждение, что я была гулящей девкой, а мужики ходили за мной табунами. Но год за годом я оставалась одна, не имея возможности даже познакомиться: и звонки и письма дотошно проверялись отцом.

Бабушка тоже поддерживала его, каждый раз заявляя, что если принесу в "подоле", меня выгонят из дома.

Собственно, я бы и сама ушла, но по месту работы, в институте, даже комнату  в общежитии предоставлялось лишь самым неимущим, а квартиру люди ждали десятилетиями.

Жилье мамы, к тому времени, сестра Валя продала и забрала мать к себе. Все шло к тому, что я оказывалась в нашей семье лишней. В 1989 г. мне исполнилось уже 34 года.

Однажды я проходила профилактический осмотр гинеколога. И врач искренне возмутилась, что в таком возрасте я еще не замужем. "Да вы хоть ребеночка для себя родите, чтоб в старости одинокой не оставаться",- участливо посоветовала она мне. И совет здравомыслящего человека запал в душу.

Вскоре представился случай, когда знакомый пригласил к себе в гости. И вспомнив наказ врача, я вдруг согласилась.

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Случилось то, что должно было случиться.

В какое- то мгновение мое сознание отключилось, и тело стало сотрясать от плача. Но наверное так радовалась душа, когда, наконец, познала неземное наслаждение, то, которое ей положено по закону природы.

Когда я бросила взгляд на часы, внутри все похолодело. Стрелки показывали почти 12 ночи. Даже на последний автобус я уже не успевала. Пришлось просить подружку, чтобы она позвонила отцу домой и предупредила, что я заночую у нее.

Но дома мне, конечно, не поверили. Отец снова начал выбивать из меня дурь, чтобы я не шлялась по мужикам.

Жить далее с тираном и постоянно подвергаться унижениям и насилию, становилось все более невозможно. Садист и психопат по натуре, он словно наслаждался моими муками и стонами и не знал пощады в физических истязаниях.

Конечно, со временем я поняла, что этот человек был просто болен, но до сих пор моя раненая душа не может сбросить оцепенение тех лет, забыть пролитые слезы из- за бессмысленных издевательств отца.

Я снова искала выход, чтобы уйти из дома.

Однажды подружка Светка из архива нашего отдела позвала меня посекретничать. Зная о моей незавидной доле, Светка решила помочь и принесла с собой газету "Советская культура", где было напечатано объявление службы знакомств с романтическим названием "Юта". В те годы, возникавшие по всей стране, они пользовались большой популярностью среди одиноких людей.

"Юта" находилась в Ленинграде. И Светка, добрая душа, предложила, чтобы письма от мужчин приходили на ее адрес, а она будет передавать их мне. Таким образом, отец ничего не узнает, а я спокойно выберу подходящую кандидатуру будущего мужа.

Я согласилась. Приходилось заочно устраивать себе судьбу.

Вскоре, действительно, письма пошли пачками со всех концов Союза. Целые послания присылали, порой, разведенные и вдовцы, пытающиеся найти своим детям мать. Но все было не то...

Однажды пришло письмо, которое меня заинтересовало. Мужчина очень серьезно и откровенно  рассказывал о своей жизни и судьбе. Он тоже оказался разведенным, но проживал в коммунальной комнате один. Звали его Виктор.

Но вот, возрастом он был меня намно-о-ого старше, аж на 17,5 лет.

Светка жалостливо ахала и просчитывала уже новые варианты. И все же я согласилась с ним увидеться в июне, приехав в Новороссийск, где он обещал меня встретить, а потом отправиться вдвоем на отдых в Геленджик.

Я, конечно, рисковала и, на всякий случай, рассказала женщинам- нормоконтролерам, куда я поеду в отпуск, назвав даже номер гостиницы, где я должна была остановиться. Когда я показала фотографию Виктора, старший нормоконтролер Рита Яковлевна, тут же подметила в знакомом главную черту:"Солидный мужчина." Я получила одобрение и могла отправляться на встречу.

Ни о какой учебе в университете уже не было речи. Когда я забрала документы и возвращалась в институт, на обратном пути мне неожиданно встретился Виктор Александрович Кислинг.

Я в двух словах сказала ему о причине ухода. А он смотрел на меня, не понимая, что видит в последний раз.

Но в будущем, судьба все же вновь столкнет нас, только уже совсем в других краях и городах. И этот удивительный человек станет для меня настолько близким и родным, что назовет меня названной сестрой.

А пока я отправлялась в путь за своим далеким, но реальным счастьем.


 


Рецензии