Рица и Байкал

И зимней,и летней порою,
В дожди и в весенних лучах
Божественна Рица собою,
Но грусть постоянно в очах.

С вершины поднявшись над Рицей,
И словно застыв в вышине,
Сказал ей однажды царь-птица,
Под солнцем паря в синеве:

"О,Рица,-Кавказа царица,
Поведай печаль мне свою,
К кому твоё сердце стремится,
Кому же ты скажешь "люблю"?

Кавказ - твой отец охраняя,
Тебя среди гор поселил
И силами ада и рая
От многих навеки укрыл.

Лишь дивные рощи на склонах
Твои отражали б глаза,
В могучих развесистых кронах
Звенели бы птиц голоса.

Заслон водопадов и селей
Повсюду тревожно гремел,
Чтоб пропасти диких ущелий
Пройти бы никто не посмел.

Обманчивы пышные кроны,
Не каждый под ними пройдёт -
Там скальные встретят разломы,
С шипами лиан переплёт.

И только орлов - моих братьев,
Красивый и юный Севан
К тебе посылает,как сватов,
Сквозь ливни,снега и туман.

"Зачем ты ему отказала?
Он тяжко тоскует средь скал...".
Красавица Рица сказала:
"Люблю я далёкий...Байкал!"

Орёл удивился немало:
"Я молод был,ловок,силён,
Но силы моей не хватало
Летать там,где плещется он.

Зачем,сединой убелённый,
Гонца подослал он к тебе?
Пред ним ты,о Рица,ребёнок!
Другому в твоей быть судьбе".

"Умолкни,мой друг и хранитель,
Байкала вины в этом нет.
В любви и меня не корите,
Давно мой свершился обет.

Откроюсь:как ночь наступает,
Спускаются звёзды ко мне,
С темна до рассвета играют
На тёмно-зелёной волне.

Они-то однажды сказали,
Что там,где рассвет заблестит,
В таёжной и кряжистой дали
Байкал одинокий грустит.

Хоть стар,никому не подвластен,
Огромные силы таит,
А вспенится дикою страстью,
Дрожит перед ним и гранит.

Свинцовые тёмные волны
Бросает одну за другой
И,если ему не покорны,
Он рушит гряду за грядой.

Но,если никто не встревожит,
Могучею доброй рукой
Повсюду,как гений-художник,
Создаст красоту и покой.

Его берега покрывает
Ковёр из роскошных цветов,
А в волнах его обитает
Мир сказок и сказочных снов.

Прозрачной водой омывает
Под солнцем нагретый песок,
И влагой его выступает
На соснах искрящийся сок.

Медведь,росомаха,куница
И чайка,и стриж,и беркут -
Будь зверь,человек или птица -
Их всех его чары влекут.

Душой своей необъятен,
Умом несказанно глубок -
Теперь-то порыв мой понятен?
Любовь!Не ошибка!И рок!".

"О,Рица,Кавказа частица!
Как боль в твоём сердце унять?
С Байкалом никак не сродниться,
Его никогда не обнять!".

"Я знаю.Но верю в другое:
Велик океанов простор,
Покинув раздолье родное,
Там реки встречаются с гор.

И водам из озера Рица
Потоками Рицы-реки
Удастся с байкальскими слиться,
Хоть их родники далеки.

Байкал,величавый и гордый,
Пошлёт их с рекой Ангарой,
Я стану ей матерью доброй,
Я стану ей верной сестрой!".

"О,Рица,сокровище наше,
В твою я поверил любовь,
Но горькая доля тем чаще,
Кто бросит родительский кров.

Пока окружают долины
И нити родивших ручьёв,
Ты будешь красивой и сильной,
Бурлить будет счастье ключом.

С собой унести невозможно
Красоты родимых земель,
Чем дальше - трудней и тревожней
Твой путь,в это,Рица,поверь!".

Он смотрит на озера волны -
Из древних легенд малахит:
И небо родное,и склоны,
И каждый их стебель хранит.

Но только из озера пала,
Покинув свой дом навсегда,
Хотя и игриво бежала,
Но сразу поблекла вода!


Рецензии