Чтобы встреча была не последней!

Студенты и научная молодежь - о своем будущем на финише Года физики

О чем мы думаем порой, когда на глазах у нас очки, а в душе осень?
О том, что на елочных лапах загораются свечи и вот-вот наступит новый год?
О том, как под фонарями искрятся снежинки?

Удел избранных наукой (не избравших, заметьте, ее, а избранных ею) - не расставаться с мыслями о работе всю жизнь. Многие из них даже не заметили того, что уже завершается Международный год физики, связанный со столетием эпохального открытия Эйнштейна.

Вот такое неожиданное начало "нарисовалось", когда я перечитал фрагменты расшифрованной мною же фонограммы, представляющей собой некие монологи и диалоги за бокалом пива в "научном кафе". Скорее заводилой, чем классической ведущей, стала Любовь Стрельникова - главный редактор журнала "Химия и жизнь", участниками - дубненские студенты ("физики и лирики") и профессора. Изначальное настроение встречи создала проходившая в ДМС в эти дни выставка художников-графиков, посвященная Всемирному году физики, - "Все в мире относительно".

Все смешалось в этом "научном кафе": пространство и время, телепортация и путешествия во времени, множественные миры с различными константами, темная материя и темная энергия, свобода воли и квантовая механика... Строгие законы микромира, с одной стороны, и мистификации, а то и откровенные спекуляции, с другой. Постепенно разговорившись, участники встречи вполне квалифицированно высказывали свои мнения, и как-то не ощущалось заявленного ведущей деления на физиков-лириков. Кстати, последних оказалось всего трое, да и те студенты кафедры социологии.

- Я еще студент 2-го курса и как бы расту в университете, у меня складывается какая-то своя база знаний, которая мне позволяет существовать в этом моем мире. Чем хочу заниматься? В принципе еще не решил...

- А я бы хотел заниматься теорией струн, потому что это кандидат на окончательный закон, который описывает всю Вселенную...

- Я бы занялся машиной времени. Но мне кажется, пока нет достаточных знаний, чтобы этим заняться, но если бы появился какой-то прорыв, я, мне кажется, с удовольствием схватился бы за это... Вот, сейчас отучусь и потом уже выберу свою дорогу. Пока ориентируюсь на астрофизику, изучение космоса.

- Хью Эверетт в 1957 году защитил докторскую диссертацию, в которой изложил свою интерпретацию квантовой механики. Я бы хотел этим заняться, хотя математические основы еще не понимаю.

- Я еще толком не решил, но, наверное, стал бы заниматься все-таки экспериментальной физикой. Это в основном связано с нашим материальным миром, стоит изучать то, что мы видим, с чем мы взаимодействуем.

- Есть очень много интересных вопросов, но основная моя задача сейчас - учеба, есть старое выражение: чем больше узнаем, тем больше того, чего не знаем... Одна проблема - многого всего не успеешь за простую человеческую жизнь...

- Сейчас готовимся к тому, чтобы что-нибудь увидеть или не увидеть на коллайдере в ЦЕРН. С другой стороны, увидеть можно то, что ищешь, а куда смотреть - это вопрос к теоретикам. Они говорят, куда смотреть и что, в принципе, можно увидеть...

- Я занимаюсь ядерной физикой низких энергий, в частности, теорией реакций с тяжелыми ионами, и описываю, например, реакции с получением сверхтяжелых ядер...

- Я вычисляю радиационные поправки в процессах, связанных с нарушениями Стандартной модели.

- А я - занимаюсь исследованием космических лучей, природа которых нам неясна. Это проект "Нуклон" - детектор в космосе.

- Мы о чем говорим, о наших желаниях? Я немного постарше тех молодых людей, которые уже высказывались. В свое время, на втором-третьем курсе, у меня тоже были свои мечты. Перед отъездом из своего города, в далеком путешествии в Москву из Сибири... В то время было много публикаций в газетах о таких странных вещах, как телекинез, чтение мыслей на расстоянии, какие-то информационные поля, которые передаются от одного человека к другому... Мне хотелось понять, что это такое, на самом деле. Мне хотелось это измерить, в конце концов. Потому что, в принципе, все, что существует, может быть как-то объяснено. И я составил какую-то картину для себя, но неутешительную, неживучую. Но стал заниматься просто экспериментом. Теперь я делаю детекторы, детекторы для регистрации элементарных частиц... Если смотреть на науку в целом, сейчас как-то больше внимания требуют человек, науки о жизни. В противном случае будет лавинообразно нарастать количество безумных теорий, которые пытаются описать те слабые процессы, даже намеки на какие-то явления, на которых спекулируют люди, порой совершенно далекие от науки...

В этом месте в "презентационно-биографическую" часть не могла не вмешаться ведущая Любовь Стрельникова:

- Вопросы, связанные с телепортацией, телекинезом и прочими подобными явлениями возникали и будут возникать у людей. И если вы, физики, на них не будете давать ответы, найдутся тысячи людей, которые легко дадут любой ответ, и потом не удивляйтесь, что физика будет сидеть на задворках общественного сознания, потому что вы не хотите на эту тему рассуждать... Люди хотят это обсуждать. Говорите с народом-то! И давайте ответы.

- Нет, ответы даются, и по-моему вполне адекватные, обоснованные ответы. Может быть, проблема в том, что кто-то не хочет их понимать?

- А может быть, это так сложно, что не могут понять? Диалог необходим! Вот, давайте спросим у гуманитариев. На какие вопросы вы бы хотели от физиков получить ответы?..

- А если машина времени попадет к террористам?..

- Собственно говоря, у меня проблем и так хватает (смех в зале). Могу лишь добавить, что физики это тоже люди, значит, их интересуют те же вопросы, что и всех. И нас с вами... Человек по природе своей существо ищущее...

- ...Как измерить душу?...

- Не надо измерять душу, не пробуйте! - раздался негодующий возглас студентки-гуманитария. - Возможно, вас результаты не устроят. Мало ли, что вы там увидите? Вы сначала измерите, потом опишете, потом еще что-то. И может быть, вам не понравится она? Как вы с этим будете жить, если вам не нравится собственная душа?..

А потом в научном кафе выступили профессора и преподаватели А.Сорин, О.Теряев, А.Володько, В.Журавлев, поделился своим опытом общения с мэтрами науки Ю.Туманов, и напряженное внимание, так и хочется сказать, аудитории свидетельствовало о том, что научное кафе оставит свой след.

- Очень вдохновляющее общение, господа, - подвела итог встречи Л.Стрельникова.- Мы с вами сегодня провели такую легкую и неравноценную по соотношению сил репетицию в попытках построения некоего диалога. Лирики у нас в меньшинстве, физики в большинстве... И если мы с вами действительно хотим сообща разбираться в таком страшно сложном и, может быть, самом главном феномене, который называется человек, то усилия объединять нам неизбежно придется.

...И очень бы не хотелось, добавлю от себя, чтобы "научное кафе" так и осталось прецедентом, единственной попыткой перенести на нашу почву традицию московских встреч, проходящих по инициативе "Химии и жизни". Тем более, что подобные встречи в Дубне среднему поколению, облюбовавшему для своего молодежного клуба в 70-е кафе "Нейтрино", были не в новинку. Так что пусть этот материал будет рассмотрен в качестве новогоднего пожелания объединению молодых ученых и специалистов не замыкаться в узко профессиональных рамках.

Декабрь 2005


Рецензии