Мофоня ч. 14

(Начало XX века, коллективное фото полицейских чинов губернского города Самара:
- чиновники: сидят, за исключением первого слева, а также второго и третьего справа (эти трое – околоточные надзиратели), при этом те, которые в двубортных мундирах при погонах, – из наружной полиции, а чиновник, который в штатском мундире (крайний справа), – из сыскного отделения. В центре в кресле – или полицмейстер (то есть начальник полиции города), или же частный пристав (то есть начальник одного из городских полицейских участков);
- околоточные надзиратели: это все, те, которые на полу, плюс – трое уже обозначенных из второго ряда;
- стоят же городовые, причём у всех на наплечных жгутах по три гомбочки, то есть это лучшие из профессионалов патрульной службы!) фотографии с Героико-Патриотического форума России


Утро началось с телефонного звонка.

- Ты что? Спишь что ли? – услышала я голос Татьяны.

- Я?! Кто сказал? – я пыталась проснуться.

- Да ты посмотри на телефон! Я тебе уже обзвонилась?

- Хм... Да что ты? Как интересно, - пробурчала я.

- Так чем ты занимаешься? – «докапывалась» до меня подруга.

- Чем-чем? Читаю.

- И все нормально?

- Абсолютно все нормально. Тихо. Краны не текут. Сижу дома и читаю. Голос хриплый, потому что уже несколько дней не говорила ни с кем. Скучища страшная!

- Ну и, слава богу! А то я не дозвонилась тебе и начала переживать. А скучища... Ну, ничего, поскучай еще немножко. Знаешь, иногда бывает полезно поскучать, - защебетала Татка, явно, успокоившись.

- Ну да, ну, да...

- Рада, что у тебя все хорошо! Пока-пока.

- Пока.

Я положила телефон на маленький столик у кровати.

Интересно, а сколько сейчас времени?

Опять схватила телефон. Ого! Почти шесть вечера!

Пять неотвеченных вызовов.

А я даже и не слышала, как телефон звонил.
Не знаю почему, но спится мне здесь замечательно.
Может я все-таки «сова»? Не знаю.
Я вообще странный птиц – ложусь спать за полночь, как сова, а встаю утром часов в пять-шесть, как жаворонок.
И только здесь, в этом странном доме, я сплю, как убитая, по десять-одиннадцать часов кряду.
Удивительно!
И причем, спится так сладко. Может чай виноват, в который Мофонька травки и цветочки разные подмешивает? Или колдует он в ночи, для сладкого и крепкого сна?

Я с удовольствием потянулась:

- Хорошо!

Надо бы вставать, а не хочется.

А что это такое стучит?
Ой, да это же дождик по стеклам барабанит. Вот поэтому и спится так хорошо! В дождик только и спать.

Я полежала еще немножко.
Интересно, чтобы мне такое приготовить сегодня, чтобы нам с Мофоней хватило на несколько дней? Я не лентяйка, но и стоять у плиты три раза в день, мне не хочется.
Сейчас позавтракаем и нужно посмотреть, что у нас в холодильнике есть из продуктов. Из чего что готовить-то будем?

Быстренько приведя себя в порядок, я озаботилась приготовлением завтрака.
Так... Кофе, бутерброды, йогурты, творожок, джем – этого всего для завтрака нам хватит, а вот мясо нужно достать и разморозить. Грибы, лук, сыр, масло и томатная паста есть.
Потом мне понадобится мука, соль, маргарин.

- Сегодня приготовим мясо в тесте. Хорошее самодостаточное сытное блюдо, к которому понадобится только салат и хватит этого нам на несколько дней точно, - бормотала я себе под нос, разыскивая муку на полках кухонных шкафов.

Кофе я сразу поставила варить двойную порцию.
Разливая по кружкам, даже не поворачиваясь, поняла, что Мофоня уже уселся на свой стульчик.

Мой любимый Домовой в смешной пижамке сложил ручки на столе и положил на них свою буйную головушку, которая сейчас была не столько буйной, сколько сонной.

- Привет! Спать хочешь? Не выспался? Досыпаешь? Как ты? – я потрепала его, по торчащим в разные стороны лохмушкам, и поставила перед ним, на стол, кружку с кофе. Добавила сливки и достала из тостера теплые кусочки румяного хлеба.

- Плохо. Танька твоя звонила и будила меня – это раз.
Значит, она собралась возвращаться – это два. А я не хочу, чтобы ты уходила – это три, а еще... идет дождик, а мне понравилось гулять по улицам – это четыре.

- Про возвращение она вообще ничего не говорила – это раз. Так что мы с тобой еще дня три вместе будем – это два. Я сегодня приготовлю мясо в тесте, а это очень вкусно – это три. То, что идет дождик – это замечательно, так как мы что-нибудь придумаем интересное – это четыре. Не грусти! – утешила я его.

- Правда? – он поднял голову и внимательно смотрел на меня.

- Конечно! Я тебе вообще не вру. Вот Татке, сегодня, даже и не знаю, почему соврала, что сижу и читаю. Но ведь я не могла ей объяснить, что мы с тобой перешли на ночной образ жизни и в пять-шесть вечера у нас только день начинается, – я намазала хлеб маслом, сверху накрыла кусочком сыра и положила бутерброд перед Мофоней.

- Спасибо! Значит, она не догадывается, что мы с тобой познакомились и подружились? – он откусил сразу пол бутерброда.

- Ну, конечно, нет! Мы же договорились, что ей ничего не говорим.

- Замечательно! – с вернувшимся хорошим настроением, к Домовому явно вернулся хороший аппетит. – А что же интересное, мы с тобой придумаем? – поинтересовался он.

- Ну, не знаю. Я буду готовить, а ты мне, наконец-то, расскажешь, кто такие – околоточные. Идет? – я допивала свой обязательный утренний кофе.

- Идет! А потом... А потом давай играть в карты? – вдруг воскликнул Мофоня и даже заерзал от восторга.

- А легко! И я у тебя выиграю! – засмеялась я.

- Ха! У меня никто и никогда не мог выиграть, - похвастался самонадеянно Домовой.
- Значит, я буду первой!

И мы оба хитро рассмеялись.
И он, и я были абсолютно уверены, что выиграем.

- А на что мы будем играть? – небрежно поинтересовался Домовой.

- Хм, на деньги. А у тебя денежки есть?

- А у тебя?

- У меня есть, а где ты денежки возьмешь?

- А у меня есть кое-что и интереснее денег, но я тебе покажу, только когда играть начнем, вот тогда и положу это интересное на кон. Идет?

- Идет! По рукам? – протянула я ему руку.

- По рукам! – и мне в руку сунулась его теплая ладошка.

Мы быстренько закончили завтрак и, поделив обязанности – он мыл посуду, а я убирала и вытирала со стола, освободили стол для готовки.

Мне нужно было приготовить тесто, пока размораживалось мясо.

- Значит так – масло или маргарин – сто двадцать грамм, триста пятьдесят грамм муки, чайная ложка соли без верха и пять столовых ложек воды, - я нашла все, что нужно для теста и поставила на стол.

- Рассказывать? – Мофоня уселся рядом со столом и с интересом наблюдал за моими приготовлениями.

- Начинай!

- Так что я тебе обещал? Ага, рассказать кто такие околоточные.
Ну, слушай... 
Околоточные надзиратели - это сегодняшние участковые милиционеры или полицейские, раньше были только в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др.
А все потому, что на участке - околотке, который был вверен околоточному надзирателю, должно было проживать три-четыре тысячи горожан.
Наш Аристарх Дмитриевич – околоточный, ну тот, который Маму Кошачью защищал, подчинялся участковому приставу, а у него самого в подчинении находились городовые.

- Это тот «японский городовой» про которого ты вспоминал, когда кипящий кофе на тебя чуть не пролился? – улыбнулась я, аккуратно замешивая тесто.

- Да ну тебя, - засмеялся Мофоня, - Слушай и не перебивай. А ты знаешь, что на службу в должности околоточного принимали только тех, кто ранее служил в армии или имел опыт гражданской работы? И возрастные ограничения у них тоже были – от двадцати одного года до сорока лет. Будущий страж порядка должен был иметь хорошее образование, как минимум городское (уездное) училище, быть физически развит и, только не смейся, должен был иметь приятную внешность.

- Круто!

- Что круто? – удивился Домовой.

- Тесто крутое получилось. Воды нужно добавить. А ты о чем подумал?  - засмеялась я. - А про приятную внешность, я, знаешь, что тебе скажу? Была я лет пять тому назад в Италии, так там полицейские и карабинеры такой красоты, что с ума сойти можно. Они там все как на подбор – невозможные красавцы. А форма!.. Обалдеть!

- Ага, значит, понимаешь теперь, что это тоже очень важно, чтобы у полицейского была приятная внешность?

- Еще как! – поддакнула я, добавив водички и меся тесто изо всех своих сил.
- Подходящие по всем требованиям кандидаты проходили специальную подготовку и по ее окончании сдавали экзамен. А успешно сдавшие экзамен и прошедшие комиссию околоточные надзиратели получали поднадзорную территорию – околоток (полицейскую единицу в составе участка).
И если, находясь в резерве, жалование было двадцать рублей на всем своем содержании, то при переходе в полицейский участок годовой доход составлял от шестисот до семисот двадцати рублей.
А если посчитать на сегодняшние деньги, то ежемесячный заработок был примерно тысяч семьдесят, а может и еще больше.
Да, деньги хорошие, но обязанностей было столько, что... - Мофоня обреченно махнул рукой.

- Одна только подробная инструкция, разработанная столичными властями, насчитывала более 300 страниц напечатанных мелким шрифтом.
Аристарх Дмитриевич о своем околотке знал все! Свой околоток он должен был обходить ежедневно и следить за всем днем и ночью. Мало того, выявлять на своей территории «чужих граждан», составлять протоколы, если совершались какие-то правонарушения.

Нашему околоточному предъявляли претензии все, кому не лень – дворник плохо убрал снег – виноват Аристарх Дмитриевич, домовладелец снег со двора не вывозит – опять же он виноват, у кого-то выгребные ямы не в порядке - и опять же Аристарх Дмитриевич получает пинки и шишки.
А еще «чей-то сенбернар, ни с того ни с сего вдруг вскочил в сани, и укусил барышню», и снова околоточному работа. Производи, стало быть, дознание: чья собака и не бешеная ли, и первый ли это случай нападения на прохожих?
А вот здесь понукай дворников, чтобы в гололедицу панели посыпали, да не солью, от которой, говорят, портятся калоши, а песком.

- Вот представь, он обходил и проверял посты дежурных городовых, следил за чистотой и порядком на улице, следил за санитарным состоянием дворов, торговых помещений, рынков, проверял соблюдение паспортного режима, присматривал за ненадежными лицами, как в уголовном, так и в политическом отношении, и много-много других дел и обязанностей было на нем.
Когда наш Аристарх Дмитриевич проходил по своему участку, все дворники были начеку. А если у ворот дворника не оказывалось, звонил в дворницкую, да так звонил, что дворник пулей летел к воротам, — знай, мол, что у ворот начальство ждет.

- Господи, да это ж не работа, а каторга какая-то, - возмутилась я и стукнула кулаком по тесту.

- Это ты сейчас о чем? Опять о своем тесте? – поинтересовался Мофоня.

- Нет, это я о работе околоточных!

- Хм, это не работа была, а служба Отечеству! И шли туда фанаты своего дела. Давай помогу месить, - предложил мне Домовой.

- Да с тестом я уже управилась. Его теперь в холодильник нужно положить. А вот лук порезать для начинки и сыр потереть, помоги, - попросила я его.

- Давай твой лук и сыр. Как лук резать? Крупно или мелко? Кружочками?

- Все равно как, но лучше не мельчить, - обрадовалась я его предложению.
Страшное дело – нарезка лука!
Все время, пока режу лук, не просто плачу, а рыдаю.
Но говорят, что это полезно.
Вот пусть Мофонька и оздоровится нарезая лук.

Я нашла разделочную доску, нож, сыр, лук, терку, тарелку и отдала Мофоне.
Он снял курточку пижамки, аккуратно повесил на спинку стула и с удовольствием взялся за дело, продолжив рассказ:

- Вот это ты точно сказала, что каторга какая-то. Аристарх Дмитриевич был прикован инструкцией к своей территории, как каторжник цепью к веслу галеры. Покинуть свой околоток он мог только с разрешения своего начальства – пристава. И каждый раз, выходя из квартиры, Аристарх Дмитриевич был обязан, сообщить ближайшему городовому куда отправляется, чтобы в случае необходимости его удалось легко найти.
Ближайшим городовым и впоследствии хорошим другом, несмотря на разницу в чинах, оказался для нашего околоточного, городовой - Иван Демьянович, но о нем я тебе чуть позже расскажу.
Тоже фантастическая личность. Герой!


продолжение   http://www.proza.ru/2019/03/25/1913


Рецензии
Спасибо, Наталья. Вы вернулись к Мофоне, и я к нему вернулась.
Спасибо за фотографию - очень интересная и, конечно, за рассказ об околоточных. Служба была нелегкая. Но не ожидала, что ваш Мофоня такой знаток этой стороны жизни... Всего вам доброго. И успехов во всем.

Мария Купчинова   27.03.2019 09:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария!
Мофонька - мое все!)))
И я Вас очень люблю!
СПАСИБО!
С радостью и теплом к Вам,

Наталья Важенкова   27.03.2019 12:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.