Эскапизм и ролевики

Вот сколько лет существует ролевое движение, столько его пытаются обвинить во всех смертных грехах. Но любимое обвинение - эскапизм. Но одно дело, если это слышно от очередного либерального мыслителя, другое - от постоянного автора Проханова, который вот как бы сам конструирует новую реальность. И вот это странно: если они желают новую реальность, то почему этого нельзя другим? А вот Татьяна Воеводина считает нас признаком деградации. То есть мы не нравимся всем, хотя вроде бы не гопники и к прохожим не пристаём, не воруем, не выманиваем квартиры, не наркоманы, пьём обычно весьма умеренно. Обычно нас не видно.  Так в чём тогда проблема. что ролевое движение не устраивает ВЕСЬ спектр современных владетелей дум?  Вот смотрим на нашу леди:

"Чем дальше, тем их больше. Они разыгрывают исторические ристалища, для которых изготовляют, порой преискусно, старинные костюмы. Иногда играют в многодневные ролевые игры по каким-то легендам, иногда – творя сюжет по ходу дела. Так играли древнерусские скоморохи или актёры итальянской комедии масок. Случается, выезжают «на игру»  на несколько дней, живут в палатках, полностью погружённые в сюжет. Кто они по профессии? Сколько им лет?  От школьников до вполне зрелых лет дяденек и тётенек. И профессии разные: учителя, программисты, работники музеев, чаще – офисные сидельцы. Одна игра собирает сотни, а то и тысячи участников, а игр таких – немало. Придёт лето, раскинут игруны свои шатры по лесным полянам."

Ну в общем то описание контингента верное: да, ролевики разные, охватывает весь спектр общества. По сути мы ни чем не отличаемся от охотников, рыбаков, туристов, спелеологов, автолюбителей и ещё массы разного организованного способа досуга. При этом мы оказываемся признаком деградации, а не рыбаки или туристы. Почему? Не ведаю. При этом мы не просто деграданты, мы деграданты хитрые, маскируемся:


"На первый взгляд, дело полезное. Изучают историю, интересуясь её «матчастью», сбрасывают стресс большого города, да и вообще – не водку пьют (хотя и это случается), а заняты интересным делом, самодеятельностью какой-никакой.  Могут себе позволить потратить деньги на амуницию и костюмы, а время – на изготовление того и другого, на обдумывание ролей, чтение по предмету и пр."

Вот действительно почему когда я удовлетворяю собственное любопытство за общественный счёт, то я занимаюсь  крайне уважаемым делом - наукой. А вот когда я тоже самое делаю за свой собственный - я деградирую. Почему? Вот именно это я и пытаюсь понять. Причём это не частное мнение. а достаточно широкая общественная установка.

Автор тоже признаёт, что это занятие не плохое, но вот что то там её смущает:

"Но что-то в этом недурном и даже многими уважаемом занятии есть такое, что меня всегда смущало и отталкивало. Что же?

Мне кажется, во всём этом есть что-то наркотическое, отвлекающее от реальности, подменяющее собой реальность, которая отвратительна, и нет сил сделать её лучше. Эти люди не имеют сил и возможностей реализовать себя в работе. Работа для них чаще всего просто средство заработать некий минимум, позволяющий скромно прожить и что-то потратить на игру. Их мысли – в игре. Не случайно все они – какие-то недовзрослые, то что американцы называют kidult – помесь kid-ребёнок  и adult-взрослый.  У моей дочки есть такая подруга, с которой они дружат на равных, хотя та практически в два раза старше дочки."

Вот оно, именно в том, что мы ушли в игру нас обвиняют все от либералов до коммунистов. Мы - эскаписты. Так что же такое эскапизм то и чем он так плох?

Эскапи;зм, эскепизм, эскейпизм (англ. escape — убежать, спастись) — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие; бегство от действительности.

Понятие «эскапизм» используется в при описании явлений в культуре, социологии, литературе, психологии и психиатрии. В каждой из этих дисциплин его определяют по-своему, но в целом оно рассматривается как уход или бегство, независимо от уточнений куда и откуда.

Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, видеоигры, опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.[источник не указан 40 дней]


Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина
Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД)[источник?]. В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии[9]. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.

Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «бегству» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев[10]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Толкин писал:
«Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем её функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово “эскейпизм” часто произносят… Мысль о том, что автомобили “более живые”, чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна. А представление, что они “более реальны”, чем, например, лошади, настолько абсурдно, что вызывает сожаление. Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом — жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний “эскейписта”!»

Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.

В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир.

Итак, понятие эскапизма по факту означает ЛЮБОЕ потребление или создание продукта вторичной среды обитания. По сути ВСЯ культура человечества - эскапизм, бегство от реальной среды и её замена на иную. Самый грандиозный  пример эскапизма - это бегство от реальности СССР, который разрушил эту самую реальность, заменил её другой, а теперь у многих наблюдаем попытки вернутся в несуществующую среду. Вот это действительно клинический случай эскапизма. Чем же занимаются ролевики и реконтрукторы? Они создают временный симулякр некой реальности и едут туда примерно так же, как многие ездят в тур по городам Европы или на того же Ричарда III  или Гамлета. Или посмотреть на страдания Ромки с Юлькой. Хотят ли ролевики в то же Средневековье? Нет, за всё время общения в этой среде я не виде  ни одного человека, желающего переселится в Средневековье на совсем, но почему же не съездить туда в рекламный тур? Точно так же как сходить в турпоход не значит желание переселится в неолит. Болезненно погружённые в иную реальность люди там есть, но городские сумасшедшие есть везде, при этом именно среди ролевиков самое благожелательное отношение к таким личностям. Обидеть юродиевого - грех. Так что единственным нашим отличием от посетителей театра в том, что мы сами активно воздействуем на вторичную среду. И Воеводина это осознаёт: 

"Вы скажете: самодеятельность была всегда. Это верно. Но, во-первых, она не охватывала таких огромных масс, а главное, она не подменяла собою жизнь и работу. А если подменяла – человек становился профессионалом: актёром, певцом, художником. Есть симпатичная песня 1956 г. на слова М.Матусовского про молодого рабочего, который сначала пел в заводской самодеятельности, а теперь «уже в столичной опере он Ленского поёт»."

И тут у меня возникает очередное противоречие: если я не могу в столичной опере петь, то  мне нельзя петь вообще? Помнится Цветаева жаловалась, что в эмиграции она вообще не писала стихи - ими нельзя было заработать ни гроша. То есть нам надо вывести Цветаеву из категории поэтов? Не слишком ли лихо? По сути Воеводина требует нам разделится на две касты: потребителей культуры и её творцов. Но человек, который не может творить даже самые примитивные образцы культуры, не в состоянии потреблять эту  самую культуру. По сути творцы культуры в такой парадигме и сами не нужны  - как они сами то жить собираются? Не понятно. Видимо логика не для творцов.   

"Игры на поляне ни к какому результату никого не ведут – это просто способ «забыться сном жизни», по выражению Л.Толстого.  Они приучают своих участников жить в мире иллюзии, мечты, вымысла. Это их спасает от отвращения подлинной жизни (как всякий алкоголь), и одновременно обесценивает эту реальную жизнь: всё это, так сказать, прах и суета, а настоящее – там, на поляне."

Здесь нельзя всерьёз проиграть (впрочем, и выиграть) – значит, игрун защищён от разочарования и боли поражения. Ведь это не всерьёз! И работа, куда он ходит ради заработка – тоже не всерьёз, потому что главное – там, в игре. Следовательно, и с этой стороны они защищены от неуспеха и разочарования.

Эти люди ничему толком не научаются и ничего не достигают. В перспективе, и не слишком дальней, они становятся пожилыми девочками и мальчиками без выраженной профессии. Почему не научаются? Да потому что игра – это такая штука, из которой можно выйти в любой момент. Именно этим игра отличается от работы."

Собственно что мешает выйти из работы в любой момент? Вот упал на улице и оказался в гипсе на полгода, с переломом бедра. И что собственно можно проиграть на работе? Надоело? Уйди на другую. Всерьёз можно проиграть только в дух случаях: когда ты помер - вот это да, проиграл так проиграл, но я что то не хочу такую работу, и когда ты в ЭЛИТЕ. Вот там можно проиграть всё. И это действительно почти всегда геймово. Причём элита не только политическая, но и культурная. По сути проиграть может только тот, кто не сам создаёт а распоряжается  ЧУЖИМ. А все остальные могут только умереть. Так что у нас нет такой возможности как проиграть глобально. Тогда почему представитель культурной элиты так возмущается тем, что мы не создаём ей конкуренции? 

"Прошу понять правильно: я не говорю, что это дурно и вредно. Надо только, что называется, не заиграться. В романе «Обломов» сказано про его героя Штольца: «Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил, как входят в грот с надписью: ma solitude, mon hermitage, mon repos (моё уединение, моё убежище, мой отдых – Т.В.), зная час и минуту, когда выйдешь оттуда». Не всем, к несчастью, удаётся…"

Более того, она даже признаёт некоторую пользу от нас. Так почему? И почему же нас не любят все остальные? Причём даже те, у кого вроде бы нет ни чего общего с Воеводиной. Хотя если поискать, то выясняется, что Воеволдина не только профессор, но и бизнесмен. Так что не всё так просто. Так чего творцу культуры не нравится в обычных представителях художественной самодеятельности? Мы же ни чем не мешаем ей? Разве что создаём некий пласт культуры, на который она, именно как представитель культурной элиты не имеет ни какого влияния. По сути дела ролевики лишают её влияния на этот контингент, лишая её положения абсолютной культурной доминанты. Боюсь оголтелый атеистический крестовый поход против той же церкви имеет ту же природу:церковь предлагает альтернативный взгляд на мир. За что её и ненавидят. 


Рецензии