Ловец котов

Лицо Артема покраснело пуще репы. Мама, глядя на него, засмеялась:

— Ой, не могу! Мужчинка ты мой! Ха-ха-ха, — она вытерла с рук яблочный сок, подошла к столу, у которого так яростно пыхтел Артемка, посмотрела на банки, что уже стояли рядочком, — а вот эту почему до конца не зажал? У нее ж вон складки на крышке какие, в январе взорвется, останешься без аджики.

Артемка, уже обессиленный, посмотрел на маму, на банку, на небо, на облака, что замерли над миром, на пчел, круживших меж сочных яблок на дереве, сдул со лба прядку волос и взял в руки литровик с аджикой. Крышка и правда не плотно прилегала. Он, разозлившись, нахлобучил на банку машинку и хорошенько ее крутанул.

В сторонке тем временем сидел дед Леня, искоса наблюдая за внуком и дочкой, но больше всего его интересовал, конечно, кроссворд. Пять букв по горизонтали: «Не песок и не вода, а в руке не удержать».

— Артемка! — крикнул он, не поднимая головы.

Солнце пекло ему в голову, и он надел шляпу с полями, отчего его лицо выглядело как маленькая пипирка. Так сказала когда-то мама Артему, когда он сам примерил эту самую шляпу. И тогда же он понял, что никто кроме деда и мамы не знает, что такое та самая «пипирка».

— Что, деда?

— Подь сюды, а? Покажу кой-чего.

Артем еще немного поджал банку и поплелся к деду, вытирая рукой пот со лба.

— Что?

— Глянь туды, — дед кивнул вперед.

Артем посмотрел, но ничего кроме забора не увидел.

— Забор?

— Внимательней глянь. Внизу, вишь?

— А, — крикнул Артем, обрадовавшись, но его тут же заткнула рука деда.

— Тише ты, спугнешь еще.

Котенок, смотревший на людей выпученными глазами, клубком лежал у забора и трожал, хоть на улице и было жарко.

— Иди сюда, — шепотом позвал Артем, но котенок только вжался в забор еще сильнее.

— Не надо, — сказал дед, — боится он, видьмо. Я таких диких котов знаю. В жизни к нам не подойдет. Только сам к нему не подходи, а то поцарапает еще.

— Он же маленький, — сказал Артем.

— Маленький. Так ведь и ты еще не большой-то, а? Хочешь, расскажу тебе, как таких дикарей ловить?

— Как? — проснулось любопытство в сердце Артемки.

Дед Леня отложил газетку в сторону и пригласил внука в кресло. В этот миг он ощущал радость и твердо знал, что сделал все правильно, когда на старости лет бросил все свои дела: бизнесы, работы и прочие дурости, что нахватал по молодости, и переехал жить с дочкой и внуком.

— Было это, — начал дед Леня, и от его голоса у Артема сразу перехватило дух. Говорил он как мудрец, познавший тайны мира, — когда твоей маме исполнилось всего-то семь годков. Я тоды бедным был, все такими были. Вот этых ваших приблуд, гиджетов, никто и не знал. Правда, люди знали кой-чего другое, — дед многозначительно обвел взглядом весь двор.

— А с котами что? — не терпелось Артему узнать секретный способ, как ловить пушистиков.

— А, ну да. Экой ты шустрый, а? Я таким же был в твои годы, — дед Леня призадумался на секунду и добавил тише: — и потом тоже. Так вот, мамке твоей семь годков исполнилось, а у меня в кармане ни гроша, а надо же и подарок какой найти, да? Не гоже дочку без подарка оставлять на День рождения. Понятное дело, что куклу я не куплю ей никакую, а тогда как раз мода пошла на этих уродиц, которые говорить могут. У-ух, как вспомню эти ужасы, аж внутри все крутиться. И как тольки девочки тогда любили их? Не пойму я никогда. Ничего купить я ей тогда не смог, но тут мне соседка помогла. Выручила. И денег никаких не попросила. Притащила она вечером троих котят. Краси-и-ивые, — протянул дед, — тебе не рассказать. Один, значит, темненький, вон как этот, — он кивнул на дикаря под забором, — тока больше черноватый. Другой был в пятнах рыжих, а третий, самый крупный, значится, — дед посмотрел куда-то в небо, — серенький как мамино пальто.

Артем невольно представил мамино пальто, а потом и котенка такого же цвета. Словно кто-то выпустил дым из трубки, наделал из него нитей и потом сшил костюм для кота.

— Ближе к ночи, когда мама твоя пришла домой от подружек, я, значить, встречаю ее в коридоре. Ох, злая она была на меня. Думала, я забыл, не поздравлю ее. А я стою, помню, довольный фанфарон, держу за спиной коробку, а там шевелятся эти все красавцы. Ну, показываю ей, а она и визжит от радости. И этого схватит, и того, и третьего. Я ей говорю, что вот черный и серый — девочки, а рыжий — мальчик. Надо бы имена им дать. Уж не знаю почему, но мама твоя посмотрела на них, показала пальцем на черного и говорит: «Она самая маленькая, назову ее Секундой. А вот эту Минуткой, а рыжего — Часок». Так и назвала, представляешь? Только котята эти, как потом мы узнали, были совсем не домашние. Только они глаза открыли, так сразу и стали дикими. Ни подойти к ним, ни погладить. Только шаг в их сторону сделаешь, они сразу рассыпаются кто куда, деру дають, и хоть ты тресни. Я-то смекнул потом, сильно потом, что ловить самому этих шалопаев — идея так себе. Я тогда делал вот как: сяду где-нибудь, поставлю рядом миску с молоком, и сижу себе тихонько. Жду. А котята, им же интересно, сначала из-за угла смотрят. Потом голову высунут. Но не идут. Тогда я отошел в сторонку, раскрываю книгу иль газетку, или еще чего делаю, а сам боковым зрением вижу, значить, что они уже вышли из-за угла. Но не идут к миске. Наверно, замечают мои взгляды. Ну, думаю, ладно. Перестал смотреть. Своими делами занимаюсь. А они у меня за спиной тихонько крадутся к миске. Ну, а что им миска? Молока попили, видать, а самим же интересно, чего это я сижу так спокойно. Идут уже ко мне. Ну, чую, как сначала Секунда подошла, лбом в ногу мне уперлась, а за ней Минутка, значить, спиной уже трется. А потом и Часок подошел, чуть ли не на меня лезет.

— И это весь секрет?

— Ну, да, — хихикнул дед Леня, и в глазах у него пробежала хитринка.

Артем подумал-подумал, нахмурив лоб, слез с кресла и пошел обратно к маме.

— И весь секрет, — тихо повторил дед Леня.

Он посмотрел на котенка у забора и сказал:

— Гонишься за ним — не поймаешь, но придет, когда перестанешь и думать о нем.

Мама, ставя банку с малиновым вареньем на полотенце, увидела сына и спросила:

— Помог деду кроссворд решить?

— Не, он мне рассказывал про твоих котят.

— Про моих котят? — удивилась мама.

— Ну, про Секунду, Минутку и Часка. Как он их ловить научился.

— У нас не было никогда никаких котят, — улыбнулась мама.

Артем было раскрыл рот, но, ничего не понимая, решил не задавать вопросов и принялся дальше крутить банки. Осталось еще соус и огурцы закатать.

Дед Леня тем временем взял газету, прочитал еще разок вопрос и написал пять букв по горизонтали: «ВРЕМЯ».


Рецензии
Как всегда в Ваших произведениях, Денис, - в малозначительном, на первый взгляд, эпизоде кроются поистине глобальные выводы.)

Время... Оно не только струится сквозь пальцы, как вода или песок... Оно ИЗМЕНЯЕТ нас.
Каждого по-своему... И не только внешне...

Соль Земли   01.09.2019 21:29     Заявить о нарушении