О Толстом и Достоевском..

Несколько лет назад я прочел о воспоминании Горького от встречи с Львом Толстым в 1902(?!) году..Горький перед Толстым преклонялся(и не он один).И вот он пришел к живому классику ,к Учителю,к Совести русской,да чего там,на тот момент и Мировой Культуры.И пошла у них беседа.Толстой человек простой,Горький это почувствовал,напряжение спало.И тут Толстой у него спрашивает:"Ну а как,вы по женщинам?!".Горький тушуется,что-то там вроде даже отвечает,а Толстой ему доверительно и по простому :"А ведь я, признаться вам,в молодости был большой.." И тут следует крепкое,грубое матерное и абсолютно непечатное слово,которое в переводе на литературный язык звучит как "большой и ненасытный ходок по женщинам без разбору".Горький так и обомлел.Услышать такое от Учителя,от Совести,почти от Иконы,видно даже для Горького было слишком, и по моему этой историей он уже тогда поспешил поделиться с Чеховым,настолько видно оказался сражен крепким словом.

Но впрочем утверждать все это как правду не буду.Возможно что-то Горький приукрасил.А возможно я по своему беспамятству все переврал.

Но меня эта история зацепила.И то крепкое слово Толстого на излете его лет,порядком резануло.В отличии,опять же от многих,я отношусь к Толстому со всем Уважением.Причем не столько за его художественные произведения,хотя я тот самый человек,что " Войну и мир" прочел на 2 раза все 4 тома и искренне надеюсь,что прочту ее хотя бы еще раз,сколько за саму личность Толстого,за его внутреннее горение и борение,за его настоящность и духовную силу.

Я всегда говорю,что живу в мире Достоевского.А Толстого и Достоевского считают некими антиподами друг другу по истории жизни,по личности,по характеру их произведений.И любят выводить из этих сравнений противоположность их личностей и их творчества.В одной из групп в контакте,по моему даже есть тема в обсуждениях "Почему те кто любит Достоевского,те не любят Толстого и наоборот?!"..

Но я не могу их разделить.Да,они разные.Но не о разном.И они даже и не разные.Раньше,до чтения их биографий,Достоевский для меня был вихрь,огонь,страсть,нечто такое не от мира сего ,что и ввысь и в бездну,свобода от земной полуправды и стремление к абсолютной истине.Достоевский-максималист,это дух..А Толстой это такое всеобъемлюще земное,такая вода,океан,размеренное и что очень даже со всем земным примиряется,соглашается,пробует на вкус и только за то,чтоб плоть торжествовала над духом..Но стоило мне почитать их биографии,мысли из дневников,публицистику..И я,нет,не круто изменил свое мнение,но теперь именно в Толстом вижу пожалуй самого непримиримого борца за Дух в человеке во всей мировой литературе.Мне кажется,что Толстого страшно не понимают.Считают очень плотским человеком,мастером тайных порнографических рассказов,сибаритом,сластолюбцем,моралистом,лицемером.который проповедовал одно,а жил совершенно иначе,женоненавистником..

И возможно всё,или многое в этих упреках правда(правда за порнографические рассказы не уверен,молва у нас недобрая и на сплетни и вымыслы горазда).И в тоже время вот всё неправда.И неправды больше ,чем правды.

Толстой он весь о плоти,о земном..Читая его книги так и хочется обмирщиться,слиться с миром какой он есть,растечься в его удовольствиях,тяготах,заботах и все принять как данность и совсем не роковую,а очень даже самоценную,с правом Быть,греть собою и тело и душу всеми земными радостями.Поэтому многие просто не приняли и не поняли его переворот,даже Достоевский записал,что "говорят,что Толстой с ума сошел."Но это скорее наоборот. Толстой как раз пришел в ум.И этот момент меня потрясает.Конечно поворот от Толстого писателя к Толстому-философу,к Учителю был не вдруг,не на пустом месте,не так,чтоб и резко.Но он все-таки был.Когда Толстой зачеркнул все свои книги,своих героев,не отрёкшись от них,а просто считая их отныне не суть как важными,не тем,чем стоило бы и гордиться.И развернулся и пошел совсем в другую сторону и отныне мысли о Боге и о Правде Божьей на Земле стали занимать его всего и стоять в центре его мировоззрения,отношения к себе,к людям,к миру,к вещам. Это настолько революция духа в отдельно взятом человеке,или как минимум,попытка такой революции духа,что равнозначным сравнением этому я могу счесть только,как если бы Волк,да не просто волк,а такой здоровый,матерый,вожак,в самой силе,самой жажде рвать,грызть,жить,вдруг бы сам по себе лег на пригорок,задумался,еще раз задумался,посмотрел на зайцев,коров,бабочек и вдруг сказал,что всё,что отныне он больше никакой не волк,не хищник,и вообще в этом мире лучше,славнее,сильнее,честнее быть зайцем,коровой,бабочкой,дятлом,оленем.Но только не волком.И решил,что каких бы ему это усилий не стоило,но перестать быть хищником и пошел бы другим волкам проповедовать,что "давайте жить дружно,по "не убий".Вы представляете такого волка?!Вот и я почти не представляю.Ну там или в сказке.или в раю..Но только не здесь,не среди нас.Такое перерождение,сознательное,осознанное,изнутри,оно настолько невероятно,невозможно.немыслимо.А в Толстом оно случилось..У него Волк внутри сильно заболел.И захотел стать ягненком и возлюбил сердцем ягненка.Да Толстой сам Пример неземного..Его просто выбило из этого мира.Дальше он уже был не от мира Сего.И не будь он Толстым.то его не только до отлучения от церкви довели,но и упрятали в "палату №6".Простым смертным такое бы с рук не сошло.А на Толстого рука не поднялась,хотя он -то как раз мечтал,если не о палате,то о камере и каторге,ради и во имя Правды Божьей.И когда мы беремся судить Толстого,то я всегда хочу сказать,что "а вы так сможете?!" И ведь почти не было шанса,что этот переворот внутри удастся..ведь натура,природа,кровь рода,плоть берет свое..Мало чего там дух хочет,если плоть жаждет.И плоть брала свое,и волк себя помнил..И пришлось Толстому до последнего дня вести битву с самим собою..Рваться,путаться из сетей своих страстных инстинктов.Вот это была битва.На которую отважится может действительно очень сильный в духе человек,который от природы слаб в плоти.

Достоевский и близко не вел таких битв с самим собою..По крайней мере история умалчивает.Разве что,в рулетке,в игре.Тут да,та еще страсть.Но и тут он проигрывал и проигрывал,пока само не умерло.Вроде как "и оставил дьявол его".А где не оставил,там Достоевский и не боролся,а был такой какой есть,во всей своей страстности и совсем земным не тяготился,бунты не поднимал,аскетизмом не страдал,вегетарианцем не был и жизнь до последнего дня любил во всех ее проявлениях,жадно и ненасытно.

А Толстому пришлось за себя с дьяволом внутри бороться до последнего вздоха,ибо его дьявол нигде,ни в чем не оставил..А испытывал,искушал,сжигал страстями снова и снова..И Толстого это разрывало,надрывало и он ни дня,ни часа не чувствовал себя сильнее.что де я дьявола сильнее..Он то уж как-никто переживал свое бессилие..причем не нынешнее.а всегдашнее..ведь ,если я не путаю,он помнил себя с 70-го дня своей жизни,а значит многое о себе он что мог помнить и запомнить..бежать и не убежать..

И эти слова Горькому ,после всех философских книг,после всего-всего,что он в них написал хорошего,чистого ,светлого от чего люди,которые и" Войну и мир",не читали,а признали именно в Толстом Пророка Правды на Земле,были свидетельством тому,что нет,не убежал..ни на шаг не убежал..И в то же время кто знает?! Толстой был умный и понимал,что и как и кому говорить.Значит Горький должен был услышать от Толстого эти слова,чтоб не сотворить себе кумира и в свой час не стать кумиром,когда придет его время для искушений.Понял-ли это Горький?! Или понял лишь,что "а старик-то слаб,что се человек.."?! А о Толстом под его старость пишут,как об очень мягком человеке,сердцеведе человеческих душ,который избегал отвечать даже,когда его хулили.Кто правда старался ненасилием побеждать силу и грубость над собою.Но такой Толстой был неинтересен,который ,как ягненок..Миру нужны титаны,иконоборцы,чтоб искры высекали,а не те, кто "не суди ,да не судим будешь."

Достоевский высекал искры Духа в своих романах.И,как не странно, жаждал быть Марфой,водою, там,где Толстой хотел быть Марией в жизни и высекать искры Духа именно жизнью своею.И в тоже время каждый из них был Марфой и Марией одновременно. Толстой был Марфой в своих романах,а в жизни,под конец ее,алкал быть Марией,а Достоевский был Марией в романах,но в жизни он любил быть Марфой.И поэтому они сочетались и сходились незримо через судьбы и мысли,даже расходясь по книгам,мыслям,судьбам..Поэтому они так сильно тянулись к друг другу и считали друга друга,даже не глядя самыми близкими людьми..и так и не встретились,хотя однажды были в одном здании.в каких-то метрах друг от друга..И каждый страшно жалел,что был так близко,и не увиделся с другим..

И никто из них не был чище или грязнее другого,никто не выше или ниже..Каждый друг друга стоил,но в своем,нося в себе идеалы Мадонны Небесной и Мадонны Содомской.И они не были в силах себя сузить,но именно поэтому старались все вместить..и оба выбрали Бога и Правду Божью на Земле,как на Небе.Каждый из них жил и умер человеком и никто не претендовал на то,чтоб быть святым.Но возможно о святости они знали не меньше,а то и больше,чем святые,потому что не каждый святой знал столько о грехе,сколько они.И никто из них не потерял веру ни в человека,ни в Бога..и внутри себя пытался волка и ягненка положить рядом,как 2 частички одного сердца,одной души,одной любви,одной жизни..


Рецензии
...Никто не выше или ниже...
- этим Вы заканчиваете о Толстом и Достоевском.
А ведь вначале была у Вас заявка на сравнение, на анализ.
Так бы и сказали:
Хотелось, но не получилось. Бывает.

Георгий Сотула   24.03.2019 13:47     Заявить о нарушении