Карабас-Барабас

 Прозвищем, а в детсвте его имели все мои друзья, нас "награждали" постоянно. А этим, тогда ещё не понятным для меня, прозвали моего соседа Сашу. Его трагическая судьба навсегда осталась в моей памяти.

Вместе с братом Володей они сидели на парте передо мной. Ученики первого класса деревенской школы в тысяча девятьсот сорок девятом году представляли собой довольно
разношёрстную массу. На одних партах сидели дети шести, семи лет, а рядом мог оказаться и подросток десяти, двенадцати лет. Как не парадоксально, но я пошёл в школу в возрасте пяти лет, шесть лет мне исполнилось только в октябре.

Почему я так рано пошёл в школу? Объяснялось это просто. Все мои двоюродные братья были на год, два и более старше меня и оставаться сидеть дома, когда мои братья в школе, я не смог. В первый класс пошёл вместе со всеми. Благодаря титаническим усилиям моей первой учительницы  Пономаренко Таисьи Прокопьевны, я смог окончить два класса. Но в третьем классе, когда жёсткого контроля за мной не было, я остался на второй год. Но это было позже.

В Саше нас всех поражала его походка. Он ходил наклонясь вперёд. Она больше всего напоминала походку орангутанов, о которых мы тогда и слыхом не слыхивали. Нас ,подростков, тогда мало интересовало, почему он так ходит. Позже я узнал, что при падении из качалки в грудном возрасте, он упал спиной вниз и повредил позвоночник. В младенческом возрасте это было не очень заметно, но в детском- это стало проявляться более отчётливо.

В падении Саши из качалки обвинили воспитательницу детского сада. Из-за её халатности и произошла эта трагедия. Жизнь её тоже после этого случая не сложилась.
Из тюрьмы вернулся её сожитель. Она не дождалась его и стала встречаться с его другом. Оскорблённый этой изменой, бывший осуждённый, не сдержал эмоций, устроил ей разборку, в ходе которой, в порыве ревности нанёс ей смертельный удар топором. Она погибла, её бывшего сожителя приговорили к высшей мере наказания.

Саша повзрослел. С возрастом более явственно стала проявляться его неспособность передвигаться, держась прямо. Это вызывало у нас непонимание и ему дали это дурацкое прозвище, которое он носил до самой своей смерти.

Во время урока, Саша постоянно оборачивался ко мне. Я не понимал его интереса. Но потом понял, его очень заинтересовала моя металлическая ручка. В те времена это было что-то уникальное. Небольшая металлическая трубочка, с двух сторон в неё втыкались наконечники: один представлял зажим для пера, а с другой- втыкался карандаш. Это было очень удобно. Можно было писать пером, обмакивая его в чернильницу, а  другим,- можно было рисовать.

В первые дни занятий, мы начинали писать карандашом. Рисовали палочки по косым линейкам. В те годы, для каждого класса были свои, особые тетради, позволяющие выработать правильный подчерк,с наклоном букв вправо. Мы тогда учились писать только правой рукой и при нарушении этого правила, нам педагог делал замечание. Так это было в конце сороковых и в пятидесятых годах.

В конце урока, я не обнаружил своей металлической ручки в ложбинке на передней части парты. Я подумал,что она упала и стал искать её под партой. Её там не оказалось. Учительница узнав причину моих лазаний под партой, поинтересовалась, чем я там занимаюсь во время урока. Я пояснил, что искал ручку. Тогда её стали искать сидевшие рядом ученики. Присоединился и его брат Володя. Он обнаружил мою ручку в сумке Саши. Этот случай я запомнил ещё и потому, что Саша после этого происшествия в школе больше не появился.

Вскоре мы с матерью и дедом, после покупки старенького дома, на другом конце деревни, оказались соседями родителей Саши. Наши домики оказались один на против другого. Братья Саша и Володя жили в маленьком домике с матерью. После окончания войны многие фронтовики развелись с жёнами и завели другие семьи. Мы тогда ещё не понимали причин этого. И лишь потом поняли, что бывшие солдаты, после тяжелейших испытаний возвратившись домой, влюблялись в более молодых женщин, оставляя своих "бывших" воспитывать детей, родившихся до войны. Таких случаев в нашем посёлке было несколько.

В числе таковых, оставших без родителей,  оказалась и мать братьев. Саша был её сыном от первого брака, Володя от- второго мужа, который оставил семью после возвращения с фронта. Все трое жили в маленьком домике, с подслеповатыми окнами. На зиму вокруг дома делали звалинки, для сохранения тепла в доме. Электрического освещения в доме не было, пользовались керосиновой лампой, которая без стекла, с трудом освещала стол и рядом сидевших нас. Меня всегда поражал портрет висевший у них на стене. Чей он, Володя объяснить мне не мог.

И лишь значительно позже я узнал, что у них на стене висел портрет Карла Маркса, повидимому, его приобрёл до войны отец Саши. Он был старше Володи на несколько лет.

С возрастом ходить Саше становилось всё труднее. Напротив нашего дома была большая поляна, где мы, подростки, летом проводили всё своё свободное время. Детские игры всегда сопровождались бегом и падениями во время борьбы и столкновений. Саша бегал с большим трудом, часто падал. Пытался догнать нас.  Мы боялись его цепкой хватки. Он обладал недюженной для его возраста силой рук. Вот тогда он и получил своё прозвище Карабас-Барабас.

Прошли годы. Я уехал из деревни в город, учился в ПТУ, работал на заводе,жил в начале на частной квартире, потом в общежитии. Был призван в Советскую Армию. После службы остался в Москве. О судьбе Саши я узнал, когда через много лет вернулся в деревню.

В последние годы жизни Саша стал много выпивать.  Он с большим трудом выходил на улицу, садился на крыльцо и смотрел на солнце. Что он там пытался увидеть, известно было только ему. Может он, осознавая свою беспомощность, вспоминал детство, когда ещё мог передвигаться. А возможно, он уже думал о том конце, который его ожидал в ближайшем будущем. Будущее его было ещё более трагичным. К двадцати годам, Саша уже не мог самостоятельно передвигаться, помогал ему брат Володя.  Всоре он попал врайонную больницу. Потом его отвезли в город. Вот и тогда какому-то "умнику" и  пришла мысль сделать ему операцию по восстановлению позвоночника. Операция была явно авнневыполнимая. Подобных ей в Союзе не проводилось. На нём явно хотели провести очердной экспримент, зная что он обречён. Случилось то, что и должно было случиться. Саша умер во время операции.

Вспоминая эту сельскую трагедию, я и сейчас вижу его сидящим на завалинке перед домом. Яркое весеннее сибирское солнце уже начавшее по летнему согревать землю, всегда радовало его. Он улыбался, ещё не зная как в дальнейшем сложится его дальнейшая жизнь, и каков будет её трагический конец.


Рецензии