Альбрехт Дюрер-великий художник бурной эпохи

Альбрехт Дюрер - великий художник великой и бурной эпохи.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Однажды золотых дел мастер из Нюрнберга Альбрехт Дюрер-старший записал в свою памятную книжку:
«В 1471г. п.р.Хр. в шестом часу в день св. Пруденции во вторник на неделе святого креста родила мне моя жена Барбара моего второго сына, коему крестным отцом был Антон Кобергер, назвавший его в честь меня Альбрехтом».
Так вошла в историю дата 21 мая 1471 года, когда в Нюрнберге родился великий немецкий художник и теоретик искусства, заслуживший всемирную славу. Дюрер был нюрнбержец. Тесные узы связывали его с жизнью и культурой родного города. Много раз уезжал он в чужие страны, много повидал на своем веку городов, о которых вспоминал потом с восхищением, но даже самые заманчивые предложения не соблазняли его остаться вдали от Нюрнберга. Хотя не раз жаловался он на то, что в Германии мало уважают и плохо оплачивают труд художника, все же, он сам говорил, любовь к Нюрнбергу заставила его предпочесть жизнь в среднем достатке на родине почету и богатству на чужбине.
Творчество Альбрехта Дюрера – одна из вершин искусства Возрождения. Для Германии оно знаменует рубеж между средневековьем и Возрождением, открывая собою недолговременный, но блестящий период расцвета немецкой художественной культуры. Этот период, охватывающий лишь неполное столетие с конца XV до второй половины XVI века, выдвинул помимо Дюрера целую плеяду крупнейших живописцев, графиков и скульпторов, как Лукас Кранах–старший, Маттиас Грюневальд, Фейт Штосс, Ганс Бургкмайр, Ганс Бальдунг Грин и другие. И все же, несмотря на индивидуальность названных мастеров, пору расцвета немецкого Возрождения называют нередко эпохой Дюрера, ибо творчество его не только положило ей начало, но и определило основное направление искусства по пути воплощения идеалов гуманизма и утверждения жизненной достоверности в изображении человека и окружающего его мира.
Искусство немецкого Возрождения сформировалось в один из самых драматических периодов в истории Германии. Это было переломное для Европы время, когда оказались поколебленными представлявшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества – папство и империя. Миф о неподвластных времени «вечных» империях был развеян падением в 1453 году под натиском турок христианской Византии, а также смутами и упадком престижа власти в Германской империи. Эти события сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей, мистики, «нового благочестия» и других враждебных католицизму религиозных течений, наконец, настроением всеобщего страха и неуверенности, породившим вспышку эсхатологических ожиданий – веру в близкий конец света, приурочившийся к «юбилейному» 1500 году.
Среди художников немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер выделяется не только масштабом своего дарования, но и широтой кругозора. Он не ограничивался разными видами изобразительного искусства – живописью, ксилографией, гравюрой на металле. В круг его интересов входили также теоретические проблемы – о принципах линейной перспективы, о возведении крепостей, о пропорциях человеческой фигуры. Дюрер воплотил в себе характерный для эпохи Возрождения тип художника-ученого, ранее неизвестного в Германии!
Итак, Дюрер родился 21 мая 1471года в семье нюренбергского ювелира. Отец его, Альбрехт Дюрер–старший, был родом из Венгрии. Чтобы понять атмосферу, в которой рос будущий художник, поговорим о его отце и о Нюрнберге.
Дюрер–старший вышел из венгерской, или может быть, немецкой семьи, жившей в деревне Эйтас и издавна занимавшейся скотоводством. Он был не первым в роду, изменивший исконному делу предков. Обучившись на родине ювелирному делу, Дюрер-старший отправился затем, по обычаю, в путешествия, чтобы поучиться у иноземных мастеров. Несколько лет он провел в Нидерландах, а затем переехал в Германию и в 1455году прибыл в Нюрнберг. В течение 12-ти лет Дюрер-старший работал у местного ювелира Иеронима Холпера, а затем, женившись на его дочери Барбаре, открыл свою мастерскую. Мастерская золотых и серебряных дел мастера А. Дюрера-старшего была расположена на углу Крепостной улицы и переулка Кузнецов. Работу в мастерской начинали спозаранку, заканчивали в сумерки. Этот дом в городской хронике называли «домом под крепостью».
В Нюрнберге в ту пору было около 40000 жителей. Среди них много ремесленников, умелых мастеров – литейщиков чугуна, бронзы, латуни. Кузнецов, которые ковали колесные ободья, рессоры и подковы. Были мастерские серпов и кос, мастерские шпаг и кинжалов.
В городе работали оружейники, которые делали грозные аркебузы, арбалеты, ружья. Литейщики отливали пушки. Мастера брони ковали шлемы, кольчуги, латы. А другие мастера делали мирные точные инструменты, например, циркули и весы. Нюренбергские мастера любили украшать изделия узорной чеканкой, затейливой гравировкой. Когда мастера умирали, на бронзовых надгробиях изображали те вещи, которые они изготовляли при жизни. Эти надгробия – произведения высокого искусства.
В Нюрнберге выковывали и тончайшие золотые цепочки для дам, и тяжелые чугунные ограды. Здесь трудились и мастера компасного дела. Их компасы славились точностью показаний и тонкостью отделки. У компасных мастеров не было недостатка в работе – компас был одним из важнейших инструментов века. Нюренбергские гончары делали не только посуду для повседневного обихода, но и расписные майоликовые тарелки, которые вешали на стены парадных комнат, и изразцы для облицовки печей с сюжетами, взятыми из гравюр и картин.
Нюренбергские мастера умели чеканить медали, отливать оловянную посуду и украшать её орнаментом и фигурами, строить сложные приборы, знали как склеивать камни с металлом, как обрабатывать на станках дерево, кость, рог, камень, металлы. Они могли построить камнерезные, полировальные, точильные станки с водяным приводом. Нюренбергские мастера умели не только пилить, сверлить, полировать, но и рисовать, чертить, изобретать и думать. Они могли рассчитать шаг винта, плечо рычага, наклон резца.
В их мастерских ремесло протягивало руку искусству и наукам. Недаром знаменитый астроном и математик Региомонтан избрал Нюрнберг местом постоянного жительства. Чтобы доказать, на что способна механика, он построил два заводных автомата. Первый изображал муху, которая двигалась, второй – орла, который бил крыльями и поворачивал голову. Орёл Региомонтана привёл в изумление императора и его свиту, когда тот приехал в Нюрнберг.
За долгие годы Дюрер-старший познакомился с владельцами многих мастерских Нюрнберга. Ему хотелось знать, что делают его собратья – мастера по металлу, что нового придумывают. Особенно его занимало то, что делают другие златокузнецы. Нелегко сравняться со знаменитейшими из них! Двор и знать заказывали им сложные украшения.
Те вещи, что делал он сам, были проще, например, излюбленный богатыми нюрнбержцами «двойной бокал». На торжественных застольях его ставили между двумя одинаково почетными гостями. Делал Дюрер-старший для церквей кадила, кубки, чаши, а для мирян – кружки, светильники, металлические бутылки. Он работал с золотом, серебром и иногда с драгоценными камнями.
Дюрер-старший имел большую семью. У него было 18 детей, из которых большинство умерло в детстве и лишь трое достигли зрелого возраста. Сыновей своих он обучал золотых дел мастерству, но лишь один из них, Эрнест, унаследовал ремесло отца. Альбрехт, проучившись около двух с половиной лет и уже достигнув успеха, как известно, предпочел затем живопись. Третий брат, Ганс, которому было всего лишь 12 лет, когда умер отец, стал учеником и помощником Альбрехта и впоследствии работал как живописец в Германии и Польше.
Альбрехт Дюрер-младший позднее напишет «Портрет отца в возрасте 70-ти лет» (1497г., Нац.гал.,Лондон), а на склоне лет вспомнит отца и запишет в своих дневниках: «Он провел свою жизнь в великом старании и тяжком труде. Он всё добывал своими руками, поэтому он имел немного». Сдержанные, красноречивые строки. Сын-художник написал в разные годы несколько портретов отца. Глядя на них, не приходится сомневаться, что этот человек знал в жизни больше забот и тревог, чем радостей и покоя. Резкие морщины прорезали доброе грустное лицо, углы губ опущены. Из-под простой шапки выбиваются неухоженные волосы. Скромен покрой куртки. Отец был чистой души человеком, терпеливым и достойным, доброжелательным к каждому. Он был далек от общества и мирских радостей... Так будет вспоминать об отце в старости Дюрер-сын, проживший жизнь, совсем непохожую на жизнь отца.
Семья Дюреров была прихожанами церкви св. Зебальда (сейчас рядом находится площадь А. Дюрера и памятник художнику). Альбрехт посещал латинскую школу, скорее всего при церкви св. Зебальда. Учился он в ней недолго, о чем позднее весьма сожалел. Главным местом его учения скоро стала отцовская мастерская, где отец начал обучать сына своему ремеслу, когда мальчику исполнилось 13 лет, и где он приобрел первые навыки рисования..
Наиболее известный из сохранившихся его рисунков того времени «Автопортрет» (1484, Альбертина, Вена,). На рисунке изображен подросток, худеньких и бледный, с длинными прядями волос, обрамляющие лицо.
Вверху рисунка сохранилась собственноручная надпись художника: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком, Альбрехт Дюрер». Это большая редкость в искусстве, чтобы мальчик, едва научившись рисовать, делал свой автопортрет. Альбрехт и не догадывался, что это был первый автопортрет в мире.
30 ноября 1486 года, уступая настоятельным просьбам сына, Альбрехт Дюрер – старший заключил контракт с художником Вольгемутом и отдал ему в обучение мальчика сроком на 3 года. Михаэль Вольгемут (1434 – 1519) занимал в 80-х годах XV века видное место среди художников Нюрнберга. Мастерская его была крупнейшей в городе и выполняла многочисленные заказы как для самого Нюрнберга, так и для окрестных городов. Особенно большую роль сыграл он в развитии книжной графики. В его мастерской были исполнены иллюстрации нескольких лучших нюренбергских изданий 90-х годов XIX века. Привёл подростка Дюрера к Вольгемуту его крестник, знаменитый издатель Антон Кобергер. Альбрехт разложил свои рисунки перед художником. Что мог показать Дюрер Вольгемуту, мы, увы, не знаем – рисунки не сохранились. Заманчиво было бы сказать, что Вольгемут сразу заметил, какой талант вошел в его мастерскую. Однако, скорее всего мастер заметил, что мальчик очень хочет рисовать и кое-что даже уже рисует. К тому же он крестник Кобергера, которого Вольгемут очень уважал. Он не подозревал, что своим согласием взять робкого паренька в ученики, он обеспечивает себе место в истории, куда более прочное, чем всеми своими алтарями, витражами и рисунками. Он войдёт в неё как первый учитель самого Альбрехта Дюрера. Дюрер провел в мастерской Вольгемута 3 года. Здесь он познакомился с изготовлением рисунков для гравюры на дереве. Сохранилось лишь три рисунка ученических лет, все они относятся к 1489 году, последнему году обучения в мастерской. Это рисунки пером – «Три ландскнехта» (Берлин, Гравюрный кабинет), «Кавалькада» (Бремен, Художественна галерея) и «Сражающиеся всадники» (Лондон, Британский музей). 1 декабря 1489 года Дюрер закончил обучение в мастерской Вольгемута.
Хотя в его мастерской Дюреру пришлось достаточно тяжело, много лет спустя он выразил благодарность Вольгемуту. Тому уже было за 80, когда знаменитый мастер Дюрер написал «Портрет художника Михаэля Вольгемута» (1516г., Германский Национальный Музей, Нюрнберг). На портрете видим тонкие, плотно сжатые губы, холодные колючие глаза... Дельным этот учитель Альбрехта был точно, добрым и душевным вряд ли.
Продолжение следует...


Рецензии