Екатерина Великая и престарелый Миних

Екатерина II легко произвела государственный переворот, убрав со своего пути мужа Петра III, во всяком случае, на первый взгляд. А вот как на взгляд второй.
Был ли кто-то или что-то, что могло ей помешать в этом мероприятии. Анализ показывает, что такой человек был, причем после переворота она не только не наказала его, отправив его, к примеру, в ссылку в Сибирь. Он, кстати, из Сибири этой только что вернулся. Наоборот, приблизила его к себе и дала возможность провести последние годы жизни в ощущении нужности стране и представляющей ее императрице. Кто же это был? Наверное, Вы уже догадались, читая публикации Вашего автора. Да, конечно речь идет о графе, фельдмаршале Минихе.
Мог ли он предотвратить переворот Екатерины? Вряд ли. Он только что вернулся из мест не столь удаленных, куда его отправила Елизавета Петровна, а вернул Пётр, муж Екатерины. Мог ли задушить его в корне? Тоже вряд ли. Для этого у него не было наличных сил. А вот серьезно осложнить ситуацию и создать династический кризис в стране, конечно, мог. И только нерешительность Петра помешала этому.
К моменту переворота у Миниха случился разлад с императором. Он не одобрял многих действий Петра по реорганизации армии и пошивке обмундирования армии на прусский манер. Но как только он услышал о начале переворота, тут же оказался рядом с Петром III, которого почитал за благодетеля, освободившего его из ссылки.
А теперь посмотрим, как могли бы развиваться события, послушайся бы Петр III старика фельдмаршала. Разобравшись в обстановке, Миних по собственной инициативе дал указание подготовить две шхуны. И стал настоятельно требовать немедленной отправки в Кронштадт, пока туда из-за неразберихи в столице не успели прибыть люди Екатерины, и где высоко чтили заслуги Миниха, много сделавшего для Кронштадта и моряков в свое время. Петр не последовал совету умного фельдмаршала, решил, что его голштинцы остановят гвардию, идущую на Ораниенбаум. И только, когда гвардия подошла, имея численный перевес в разы над голштинцами, Петр с любовницей Воронцовой бросился к подготовленной шхуне. За ними последовал и Миних. Но было уже слишком поздно. Кронштадт присягнул Екатерине.
Миних не опустил руки. Предложил тут же взять курс на Ревель, чтобы опередить там вести из Петербурга. Но Петр уже внутренне сдался. Он вернулся в Ораниенбаум и стал писать Екатерине униженные письма, отрекаясь от престола.
Теперь представьте ситуацию. Гвардия и расквартированные в Петербурге армейские части, недовольные прусскими нововведениями Петра (они проглотят эти нововведения при сыне Петра III  Павле I), принимают сторону Екатерины.
Кронштадт, моряки, флот, их к счастью не переодевают, за законного императора Петра III, внука Петра Великого, а не за какую-то природную немку, так и не выучившуюся без акцента говорить по-русски. А там, где Кронштадт, там и Ревель, и другие базы русского флота. За Петра III все приобретенные на Балтике Петром Великим земли. Многие иностранные и, конечно, великие державы, в первую очередь Англия и Пруссия, будут за него. Даже, если бы Петр ушел в Ревель, он оставался бы для многих великих держав законным русским императором. Его они могли использовать в своей политической игре.
В общем, налицо был бы грандиозный династический кризис, чуть ли не всемирного масштаба. А в центре  его 80-летний, знаменитый в Европе, фельдмаршал Миних. Такие вот могли быть пироги, да еще с луком.
Но не случилось. Не исключаю, что Петр III мог представить такие последствия и решил избежать их путем договоренностей с нелюбимой супругой. Вряд ли, конечно, но чем черт не шутит.
Что делает в этой ситуации Миних? Преклоняет свои старые колени перед Екатериной. Одевает траур по убитому Петру III и носит его при дворе несколько месяцев.
Умная Екатерина проглотила это и приласкала старика. Терпеливо выслушивает она его долгие по стариковски советы, наставления. В них она находит что-то важное для своей политики. Например, фельдмаршал реанимировал свои старые планы по овладению Стамбулом (Константинополем). Главным для нее было то, что такие планы были и у Петра Великого, как рассказывал Миних. Петр не сумел их осуществить, а почему бы ей не попытаться сделать это самой.
Это становится для нее навязчивой идеей. Она называет внука Константином и готовит его к императорской короне,  возрождаемой в ее мечтах Византийской империи. Так что наставления старого фельдмаршала не пропали даром и в конце XVIII века. А если пролонгировать историю и дальше, и в XIX веке.


Рецензии
И молодец, умный правитель или правительница должны искать и слушать хороших советчиков, от этого зависит, будет правление хорошим или дурным. С уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   14.02.2022 19:51     Заявить о нарушении
Несомненно!

Игорь Тычинин   14.02.2022 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.