Авгиевы конюшни естествознания. Часть 2
Философия.
1.
Что ж, перейдём от одной «царицы наук» к другой «царице», или скорее уж, хм… «королеве-матери», философии то есть.
Нет, автор не иронизирует, я на полном серьёзе это сказал – вполне уважительно отношусь к этой области человеческого знания, которая с годами, десятилетиями и веками изрядно была захламлена и загажена как авантюристами (чтобы не сказать проходимцами) от науки, так и волюнтаристами (чтоб не сказать мерзавцами) от веры.
Первоначально кристально чистые миропонимание и миропредставление, являющиеся сутью и сердцем философии, были замутнены и наводнены многочисленными псевдо версиями, далёкими от изначального оригинала… а затем и вовсе умышленно сокрыты в горах слов и море смыслов некими «доброжелателями» рода людского. И вот имеем то, что имеем… а что ныне мы имеем?
Что имеем… расколотое на множество «-измов» некогда целое и единое древо Знания - Понимания, древо Мудрости, вдобавок всё обвитое от самых корней до верха кроны лианами пустопорожней глупости с цветами скудоумного самодовольного филистёрства.
…И попробуй-ка, продерись сквозь всё это непотребство к первоначальной изумрудно - зелёной истине с сокрытыми в ней прекрасными цветами Совершенства - гармонии…
– Только упорно трудясь и работая собственным умом-разумом, только видя цель и зная-имея средства, только обладая умением и полагаясь на собственные силы и мозги; только самостоятельно, на помощь со стороны рассчитывай, но не полагайся, – она может увести тебя не туда. Звучит нерадостно, я знаю, но деваться некуда, увы; века прошедшие ясности и оптимизма явно не добавили, скорее наоборот…, да и нынешнее время, в общем-то, мало чем отличается от прошедшего, учитывая набегающий вал ненужной и пустой абсолютно информации, постепенно накрывающий цивилизацию.
* * *
Так вот, «королева-мать» всех наук… – чем может похвастать?
Да, по сути, мало чем: онтология, как наука о бытии и Сущем, остановилась в своём развитии на уровне позднего Средневековья; гносеология, как наука о познании, в чуть более выигрышном положении, учитывая её более прикладной и утилитарный характер, но говорить о каком-либо серьёзном продвижении вперёд в теории познания, увы, но просто несерьёзно, скаламбурю я здесь, дабы поднять вам настроение, читатели мои.
Наука о развитии, всеобщем и конкретно-особенном, именуемая диалектикой, также ничем особенным не блещет… как наглядно явствует из рассмотренного только что академического опуса славных «застойных лет»; и одна лишь логика как наука «о формальных законах правильного мышления» может похвастать некоторыми успехами, приобретя статус формально-математической теории.
Есть ещё, правда, хилые ветви-ответвления в виде «побочных дочек» – я имею в виду семиотику (как науку о знаковых системах), семантику (как науку о значениях слов) и прочие прагматики и синтактики…, но вот науки, допустим, о смысле-содержании-сути вне конкретного носителя их, не существует, поди ж ты! То есть, абстрактное изучение подобных вещей («сущности-самости» любой системы) никого не интересует, так?..
Нет науки об активности - деятельности любой системы (в абстрактно-формальном проявлении-содержании её, я имею в виду), не считать же таковой праксиологию там нибудь какую… – а что лучше, яснее и полнее характеризует что живую, что косную, неживую систему?? Правда, есть масса частных наук, изучающих внешние проявления внутренней активности как у живых (биологические многочисленные и медицинские «логии», включая в этот же конгломерат и психологию), так и у косных систем (естественных и искусственных), но интегративно-объединяющего подхода к этой важно - универсальной проблематике нет. Как видно, это тоже одна из задач будущего, – но кто из ныне здравствующих «академиков» и просто «учёных» озабочивается этим??
* * *
Увы и ах, но много чего ещё нет в науке, развившейся когда-то из любомудрия и ставшей затем называться философией, и самое главное – нет воли, неодолимой тяги-потребности к объединению трёх источников: веры, знания и интуиции – трёх корней Софии - Мудрости, злой волей неизвестно кого когда-то давно разделённых на Религию, Науку и Эзотерику… и всё время натравливаемых друг на друга с неведомой и подлой целью.
Давно пора уже осознать тот простой факт, что эти три течения в познании мира не отрицают, а взаимодополняют друг друга, будучи по сути своей тремя его ипостасями, представленными ТАК в сознании человека исключительно из-за ограниченности разума и ума его. Да-да, то самое «единство и борьба противоположностей», о котором выше говорилось, отсутствующее в данном рафинированно-философском смысле в природе и перенесённое туда человеком из своего убогого быта и бытия…
То есть, познание (любое!) начинается с веры, продолжается знанием и оканчивается, или даже лучше сказать «венчается» интуицией-озарением-вдохновением… про-Зрением, как говорили в старину. – Где понимание и выражение этого вовсе не сакрального факта в современной философии? Где его обоснование??
– Разве это нормально? – задам читателям риторический вопрос.
И таких вопросов у любого незашоренного думающего человека к современной науке – философии – может закономерно и справедливо накопиться огромная масса, но люди, называющие с какого-то перепуга философами себя, предпочитают подобные неудобные вопросы не замечать!
…И что же остаётся тогда делать нашему думающему незашоренному вопрошающему «гласом во пустыне одиноким» человеку?
– Правильно! Искать и находить ответы на свои вопросы самому, по мере таланта, сил и возможностей своих.
Есть, конечно, и иной путь: искать у других ответы на свои вопросы… но это Путь ленивых либо неталантливых, неспособных к творческой самостоятельной работе.
Есть и третий, совсем «убитый» путь – махнуть на всё рукой …и навсегда забыть про свои вопросы… по-счастью, лишь очень немногие его выбирают.
2.
Так уж случилось, что автор ваш, мои читатели, выбрал первый и, как ему кажется, единственно верный путь. Свернуть с него на второй или третий труда не составляет, и никогда не поздно, а вот двигаться по нему никуда не сворачивая… это да, многого стоит, требует многого и ко многому обязывает. А посему… хоть это и единственно верный, но не всеобщий, увы, путь, …и идущих неуклонно и упорно по нему к своей цели на самом деле мало, ничтожно мало – тех, кто в конце концов достигает Цели…
Стоит ли им завидовать? Нет, конечно. Та цена, которую они за это заплатили, чаще всего простому человеку не по карману; за них можно только порадоваться… но люди и этого не хотят и не могут себе позволить, полагая, возможно не без оснований, всех достигших цели фанатиками и рабами Идеи, сродни разным одержимым и, даже, чего греха таить, бесноватым.
Действительно, среднестатистическому нормальному человеку редко приходится всю свою жизнь посвящать чему-то одному, тому, чему необходимо жертвовать многим… с весьма неясным в перспективе результатом, – нет, увольте, оставьте этакую блажь себе! – такой ответ обычно раздаётся на призыв фаната… но, может быть, это и хорошо: не каждому дано «сыграть на флейте водосточных труб», кто-то же должен и земными делами заниматься, производя и обслуживая эти самые трубы…
Следовательно, каждый должен «знать свой шесток» и заниматься своим делом …одна вот только проблема: надо ещё найти это «своё», чтобы оно действительно оказалось именно твоим, а не чьим-то там ещё…, а у людей, увы, во все века были с поисками и нахождением «своего» большие неувязки - незадачи. И поныне, «в век информации» и в «эпоху научно-технического прогресса», дела людские с нахождением призвания своего и предназначения обстоят, мягко говоря, неблестяще… как же быть?
Как быть… пусть каждый и каждая сами ответят на этот вопрос, не буду лишать своих читателей такого удовольствия.
Для меня одно ясно: чем больше на Земле будет «себя нашедших», тем меньше будет несчастных, сирых и убогих… тем меньше будет на ней зла, уродства и лжи. Тем меньше будет несовершенства в человеческом и окружающем Человека мире.
…Так что, люди, есть ради чего стараться, дерзайте!
* * *
Ладно, закончим с этим небольшим лирическим отступлением, вернёмся к «королеве-матери» нашей.
Собственно, главное по теме современного состояния философии на дилетантский нефилософский мой взгляд, я уже изложил.
Лично у меня большие к нему претензии, «мать наук всех» в большом долгу перед народом. Что, впрочем, не очень удивительно, поскольку отдав мудролюбие на откуп профессионалам от науки, и изгнав из него прочих – я имею в виду веру - религию и прозрение - эзотерику, – мы получили оскоплённо-убогое нечто, в котором «любви и мудрости» почти что не осталось. Осталось сухое логическое, скупое на чувства и озарения формально-математическое и однобоко-занудное плоско-диалектическое.
…Вот так они и живут, современные хфилософы, периодически делающие вылазки и набеги во владения прочих «слуг познания» и страждущих - алкающих Истины. От них вяло, как от докучливо-надоедливых мух, отмахиваются, но они всё равно продолжают свои маловразумительные попытки наставить заблудших коллег на путь истинный, тем паче, что этого пути никто не видел и не знает…
Ну, что же, флаг им всем в руки, пускай резвятся.
продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/25/1869
Свидетельство о публикации №219032501863
В СИ у меня есть статья Вот выдержки из неё:
Живая сила развития.
Что она из себя представляет?
Когда смотришь, как развивалась материалистическая диалектика, осознаешь, что материализм постоянно гнался за нечто "живым", не дающимся в руки.
А идеалистам это "живое" не надо было и приручать. Они объявляли, что движущая сила истории, природы, мышления, общества - различные непознаваемые сущности. Идея Гегеля, Воля Шопенгауера, Бог неотомистов.
Большинство законов материализма, по моему мнению, верны, но поверхностны.
Борьба противоположностей, естественный отбор, борьба классов, борьба производительных сил с надстройкой и идеи противников материализма - бог, идея, воля, стремление к господству, к выживанию, страх смерти ...
Всё это инобытие идеи сущности развития в природе и обществе, в них сознание пытается оформить эту идею.
Здесь пропуск и сердцевина
... Ну а где же причина прогресса?
Это принцип положительной обратной связи.
Именно этот, невзрачный принцип обратной связи, которому советский материализм в свое время по гордой глупости отказывал в праве называться законом, является, по моему мнению, одним из важнейших законов развивающихся явлений, вносящим по истинному "живую" силу в застывшую ю схему материалистических законов диалектики.
Если последствия результата действия положительны для улучшения (увеличения) данного действия, то оно развивается...
И концовка:
Всегда в общественной жизни, психологии каждой личности, в физиологии, в развитии биосферы, промышленности и вообще - везде имеются точки прорастания, растущие, становящиеся старыми, сквозь которые прорастают новые ростки. Часто совсем с неожиданными свойствами.
Именно поэтому многие долгосрочные прогнозы - ошибочны. Так как мы не знаем подробностей наиболее оптимального развития природы.
А глупая природа ежесекундно делает поправки во всех областях жизни, где возможно развитие.
Еще раз спасибо за внимание. Роберт П.
Роберт Погорелов 05.05.2019 09:29 Заявить о нарушении
В целом же, я не так односторонне смотрю на прогресс: он всегда сочетается с регрессом (они друг друга "питают") и обусловлен как положительными, так и обратными отрицательными связями (ибо без них полноценная регуляция и управление невозможны)...
Успехов, с уважением,
Олег Алексеевич Шарышев 05.05.2019 17:35 Заявить о нарушении