Сквозь годы 80

                Мой друг Дон Кихот. Эссе. Глава 2.

     ...Знаю Дон Кихота уже много-много десятков лет и наша дружба длится до сих пор... Потому, что наши внутренние миры схожи, мы оба - актёры жизни...

     Поиски места героя в мире, его "приключения" и есть исследование мира.
     Поэтому герои так много ездят по суше и по морям - как будто это они проложили дорогу, - путь Колумбу через Саргассово моря к Новым берегам...

     В книге о Дон Кихоте найдено всё, кроме медного меча.
     Не будет большого противоречия, если этот меч, которым сражается Дон Кихот в заключительной сцене с вепрем, будет не медным, карнавальным, а боевым. Ибо вся сцена обставлена Сервантесом как инсценировка, как своеобразный театр.

     Герцог говорит об охоте на вепря, готовится к ней и мы понимаем, что он, готовясь к охоте, готовится к войне... Большое количество терминов взято из охоты так же, как и большое количество охотничьих выражений воспринято от войны: "Обложили, как волка" - мы понимаем, о чём идёт речь...

     Герцог готовится к охоте: вы увидите меня в другом платье, - почти высокомерно говорит он. В одной из сцен Дон Кихот говорит герцогу, зачем так хорошо одеваются на охоте. Тот отвечает, охота - это полувойна, поэтому мы сражаемся в полукафтанчиках. Он приглашает Дон Кихота на охоту, на вепря.

     Компания состоит из герцога, герцогини, придворных, Дон Кихота и Санчо...
     Голоса загонщиков - они выгоняют вепря... Вепрь идёт по своей, давно уже знакомой, тропе. видно только, как дрожит трава, скрывающая его. Прямо перед Дон Кихотом появляются клыки вепря. Герцогиня бросается на него с лёгким дротиком, герцог притворяется, что хочет спасти её. А Дон Кихот убивает вепря медным мечом, причём, откуда он взялся у него - неизвестно...

     Мне это очень интересно, потому что этот медный меч игровой, потому что это оружие фигурирует на театральном представлении под названием "Мы охотимся"...
     И Сервантес ДАЁТ герою подвиг: тот разрубает голову вепря и дарит герцогине ухо - так полагается на этом спектакле...

     ...Я видел гравюру, где Дон Кихот опирается на огромный медный меч, как герои Гомера, только у них мечи были короче. Сервантес мог этого не знать. Меч Дон Кихота не похож на ПРАКТИЧЕСКИЙ - медный меч самый негодный из мечей, ведь его нельзя наточить...

     Сразу после охоты портятся отношения с герцогом, потому что не получается, чтобы герцогинь спасали сумасшедшие гости. Герцог спускает его с лестницы...
Причём До Кихот сделан на многократном опровержении сущности этого человека, на многократном его изменении. Он сделан так, как делают раз в 500 лет: опровержением сущности того, что могло бы существовать, и того, что существовало на самом деле в то время. Он сделан сознанием нового искусства, новых людей, НОВОГО времени...

               Продолжение следует...

    

    


Рецензии