4. Сущность и существование
Введение.
Экзистенциальные черты Власти.
2. Христианский экзистенциализм.
2.1. «Сущность» и «существование».
Давайте попытаемся рассмотреть историю развития этого вопроса!
Вся философия, предшествующая экзистенциализму, считала «сущность», например, человечество, на первое место, а «существование», то есть конкретного человека - на второе.
Какова была причина такого отношения к этим понятиям?
«Сущность» - это то, из чего состоит какая-либо «вещь» во всех своих видах! Например, - стол. Стол он всегда стол, из чего бы он не был сделан и какую бы форму он не имел. Стол - это «функция», благодаря которой рассматриваема нами «вещь» отличается от всех других «вещей»: стульев и шкафов, ветров и дождей, животных и человека.
Следовательно, «сущность» - нечто первичное в любой «вещи», фундамент и основание всех остальных её свойств; она обнаруживается в этой «вещи» первой, ибо без неё эта «вещь» не может иметь «существования». «Сущность» - это причина присутствия в «бытии» этой вещи множества других «вещей»! - Например, в «бытии» стола обретают смысл своего «существования» такие «вещи», как стул, тарелка, ложка, салфетка, скатерть и т.д., и т.п.
И здесь, мы впервые сталкиваемся с некоей иерархией «сущностей», которая раскрывается перед нами в концепции любой «вещи»: - Каждая «вещь» составляет смысл «существования» многих «вещей» и, в свою очередь, обретает смысл своего «существования» в «сущности» других «вещей». И так происходит во всём «бытии»: - от песчинки до человека.
«Сущность» каждой «вещи» познаётся нами в её определениях - предикатах! Подобных определений у песчинки наименьшее из всех «вещей» число, а у человека - наибольшее. Другими словами, «существование» всех «вещей» мира обретают свой смысл в «сущности» человека, а «сущность» человека в своём «бытии» заключает «сущности» всех «вещей» мира.
В наличии иерархии «сущностей» всех «вещей», нам должен видиться первый богословский намёк на то, что философское отношение к человеку, как - «звену в цепи всех остальных вещей мира», страдает определённой неполнотой восприятия мира!
Конечно, «сущность» - есть нечто свойственное всем «вещам», и благодаря иерархии «сущностей» все «вещи» распределяются по своим «родам» и «видам». В том числе и человек в своей «сущности», которая состоит в его «человечности», занимает в этой иерархии «сущностей» своё определённое место. - И это место, располагающееся на вершине иерархии «тварных сущностей», обеспечивает его доступ к тому, что и называется Властью.
Исторически сложилась так, что Власти, во всех человеческих сообществах, прилагалось божественное или равнобожественное достоинство! Власть считалась признаком присутствия на земле чего-то «вышеземного» - «небесного», а, может быть, и - «вышенебесного».
Вот, что, например, говорит о «сущности», в том числе и человека, Фома Аквинский: - «Сущность или природа включает в себя только те вещи, которые подпадают под определения родов, подобно тому как человечность подразумевает те вещи, которые входят в определение человека; благодаря чему человек становится человеком, и человечность означает это, то, благодаря чему человек есть человек (Sum.Theol.1, qa.3, a.3 concl.)». И, имея в виду «земное» и «небесное»; и «тело» человека, и его «душу», добавляет к этим рассуждениям: - «Сущность есть то, что даётся в определении, а определение как бы то ни было включает принципы видов, а не индивидуальные принципы; вот почему в вещах, составленных из материи и формы, сущность означает не только форму («небо»), не только материю («землю»), но нечто составное из материи («тело») и формы («души»), так как они являются принципами родов (ibid.q.29, a.2 ad.3)».
Что здесь для нас важно и касается предмета нашего разговора: «сущности» и «существования»?
А как раз то, что «существование» и есть «форма существования сущности»! - А, следовательно, «существование» философского экзистенциализма, как «небесная форма земного бытия» не может «определять» своей «сущности», ибо сама «определяется», входя внутрь понятия «сущность» и являясь его составной частью!..
«Душа», будучи причиной существования «тела», движет своим «телом», но не «определяет» его. То есть «сущность» и «существование» человека является тем, что «определяется», ибо оба они состоит из «тварного»: «земного» и «небесного»!
Свидетельство о публикации №219032500711